mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Путешествие в прошлое и дорога обратно. Айдарский городок.

Все булавинские городки были расположены в устьях рек, притоков Донца. И назывались по имени рек, возле которых они располагались. Зная это, я пошел искать Айдарский городок. Долго искал. Хотя территория там не очень большая. Когда на Луганской ГРЭС работали все блоки и из нее выжимали всю мощность, стало не хватать площади водохранилищ для охлаждения технической воды. А водозабор на ГРЭС шел из Донца, возле станции, а потом, по каналу, вода шла в три пруда охладителя и сбрасывалась в Айдар. Из за этого летом вода в Айдаре была горячая, а первый пруд охладитель не замерзал даже зимой. И Донец не замерзал ниже электростанции далеко вниз по течению. И все равно этого было мало. Русло Айдара, ниже того места где в него впадала вода из прудов охладителей, изогнутое и течение сильно замедлялось. И, давно еще, прорыли дополнительный канал ниже сбросов из прудов для увеличения течения. И получилось, что место где должен был располагаться Айдарский городок сейчас  на острове. С одной стороны канал, а с другой стороны сам Айдар. Там небольшая площадь. Но тем не менее, искал я его долго. И не уверен сейчас. что я нашел то место. Нашел по еле заметным признакам. Небольшим остаткам вала и рва. И по редким осколкам камня из которого там были построены дома. Айдарский городок после взятия карательным отрядом Долгорукого был буквально стерт с лица земли.

Опять фотографии со спутника.  Оригинальная и с моими пометками:

аг1

Белая линия это нарисовано не мной, а программой.


аг11

Зеленым обведено место предполагаемого городка. Стрелками показано бывшее русло Донца. Айдарский городок, как и Теплынский располагался еще и близко к Донцу. Справа, внизу - русло Донца

агр1

Вот это место, помеченное на спутниковом снимке стрелками, на фотографии.



агр6


Место, где стоял городок, на возвышенности, паводковые воды его не затапливали. Там вокруг широкое низменное место и вода высоко не подымалась.


агр2

агр3

агр4

На фотографиях еле заметные остатки вала и рва.

агр5

Есть еще место, недалеко от этого. Там старицы Айдара и Донца. Русло Айдара гуляло хорошо. Со спутника это заметно.

айдар1


айдар11

Синяя линия,проведенная мной - это старое русло Айдара. Синяя толстая петля это старица Донца. Сейчас это озеро Зимовное, возле первого пруда охладителя ГРЭС. Первый пруд охладитель - это черное пятно сверуху. Когда эти старицы были действующими руслами я не знаю. Но хотелось бы обследовать и место впадения старицы Айдара  в старицу Донца. Но это затруднительно - там болотистая местность. И главное - это линия фронта, там украинские войска и очень много мин. Справа внизу многострадальное от войны село Веселая Гора. Вверху город Счастье.

Почему так жестоко расправились с жителями именно Айдарского городка и с его территорией? Скорей всего причина была в следующем :

"..Одним из явлений внутренней жизни Среднедонеччины являлось распространившееся в последней четверти XVII в. в донских казачьих городках старообрядчество. Первые раскольничьи общины на Дону возникли во второй половине XVII в. в связи с деятельностью Чирской пустыни, где, собственно, и обосновались "черные попы". К этому времени значительное количество стрельцов, казаков и служилых людей - сторонников раскола, - опасаясь репрессий, бежала из центральных районов Московского государства на Хопер и Медведицу. Часть из них сделала это по собственному желанию, а другие - под влиянием своих духовных пастырей, уже обосновавшихся на Дону и прельщавших свободой вероисповедания. Вот как отзывались правящие и церковные круги Московского государства о происходящем на южных окраинах государства: "...своими прелестными богомерзкими словами подговаривают и на реки Хопер и Медведицу и на иные запольные речки в свои казачьи городки свозят, и в раскол и нехристианство и в блуд и во всякие душе пагубные грехи их приводят". Массовые переселения старообрядцев имели следствием не только дальнейшее распространение раскола, но и сопровождались грабежами вотчин, выходцами из которых являлись переселенцы. Сбыт и перепродажа краденого производилась в донских городках, что способствовало обогащению значительной части казачества и развитию криминогенной ситуации в этом регионе. Однако еще более важным следствием переселения старообрядцев на Дон стало резкое увеличение численности населения в этом регионе: "А они де казаки лошадми и ружьем и всякими их (раскольников) - пожитками обогатели, и людми по реке Хопру и по Медведице наполнились: в которых городках не в давних летех было человек подвадцати и по пятнадцати, и в тех городках ныне человек по двести и по триста и женского полу много". Ярким подтверждением перемен, произошедших в бытовой и хозяйственной культуре казаков, явилось развитие в отдельных областях Земли Войска Донского земледелия. "Да наперед же сего, на реке Хопру и по Медведице отнюдь пашни не пахивали и никакого хлеба не севали.., а ныне де в тех городках они казаки завели пашню".

С Хопра и Медведицы раскол с сопутствовавшими ему изменениями рапространился на Северский Донец. Здесь первые раскольники появились в 1684 г., когда сюда пришел из Рыльского Никольского монастыря поп Феодосий. По всей видимости, это он со своими учениками основал поселение в устье р.Жеребец, а затем перебрался к устью Айдара, где поселился в четырех верстах от Айдарской станицы. Пик расселения старообрядцев на Северском Донце приходился на 1686-1688 гг. В связи с этим в 1686 г. Войску Донскому была адресована государева грамота, в которой наказывалось "искать раскольников, которые противны чинятца соборной апостольской церкви" на Дону и его притоках, в том числе - на Северском Донце.
В расположенных по берегам названной реки городках эту миссию вызвались добровольно исполнить священники Ермолай из Бесергеневксой станицы и Иван из Мелеховской. Выполняя взятые на себя обязательства, святые отцы схватили вышеупомянутого старца Феодосия и отправили его в Валуйки, где воевода Мелентий Лупандин посадил старца и священников за решетку, требуя у местных жителей, чьим духовным наставником являлся Феодосий, 150 рублей выкупа. Несмотря на это, раскол на Донце продолжал распространяться. Так, отправленный из Москвы на Дон с царскими грамотами в 1686 г. подъячий Петр Ахматов на "распросе" в Посольском приказе особенно подчеркнул, что "в Донецком Боровском городке извещал ему, Петру, черный поп Памва, который живет близко того городка Боровского, что де на речке Жеребце, от Маяков в 20 верстах пришлый поп Феодосий со учениками своими в службе своей ... за великих государей и за святого патриарха Бога не молят... и многих старых казаков перекрещивают".
Старец, один из немногих старообрядческих священников, выработавших собственное учение, имел большую общину из числа казаков Айдарской станицы, в том числе и ее атамана - Якима Кузовченка.
Параллельно с этим в расположенном невдалеке от Айдарской станицы в Митякинском юрте был взят под стражу старец Иосиф, у которого были обнаружены рукописи и книги. Сопроводителям старца удалось бежать, однако вскоре и они были обнаружены на территории Гундоровского и Луганского юртов, где исповедовали раскол.
О масштабах распространения в крае старообрядчества и степени приверженности ему местного населения мы так и не узнали бы, если бы не тот факт, что на Айдаре 40 вооруженных казаков отбили старца Иосифа и его багаж. Этот случай имел резонанс на территории Земли Войска Донского, что вызвало непосредственный интерес как правящих кругов Московского государства, так и православной церкви. Одной из проблем, связанных с распространением раскола на Дону и Северском Донце, является то, что раскольники развили здесь основанное на толковании книг пророка Даниила особое учение о кончине мира. Этим учением предписывалась также необходимость массового похода на Москву для утверждения истинной веры. Подобный смысл толкования книг был горячо воспринят старшиной, также составившей значительную старообрядческую партию во главе с атаманом Самойлой Лаврентьевым. Дальнейшее развитие событий грозило перейти в открытую войну, в связи с чем был предпринят ряд неотложных мер.
Первой общиной, которая была подвергнута действенному преследованию, явилась Айдарская. Казак Василий Донец подготовил "извет", в котором указал на то, что местный атаман всячески покровительствует расколу, собирает старообрядцев в станице, а также лично перекрещивает их. Многие казаки, по словам Донца, крестились "вдругоряд" не по собственному желанию, а из страха, поскольку атаман им "уграживал, чтоб крестились", а также в соответствии с догматами веры не пропускал в станицу торговые поезда. Согласно документальным данным, во время обращения в старообрядчество погибло некоторое число казаков Айдарской станицы, что, впрочем, являлось типовым сюжетом из жизни казачьих городков последней четверти XVII в.
Успех раскола здесь определялся не только отдаленным расположением от центра Земли Войска Донского и Московского государства, но и существованием оригинальной системы вероучения, составленной старцем Феодосием,

Но на Дону воспринималось только лишь православие и выделившееся из него старообрядчество. Так, с середины XVII в. в донецких степях кочевали калмыки, исповедовавшие буддизм, а также татары - сторонники магометанства. Их компактные группы мирно соседствовали с казаками, но не входили в состав донского общества, где доминировало христианство. Вера распространялась для всех, не будучи достоянием узкого круга лиц, и являлась одним из средств интеграции и смешения с основной массой казачества. Православие в донских городках продолжало развиваться, мирно уживаясь со старообрядчеством. Подобный порядок вещей сохранялся до второй половины XVIII в., когда в 1763 г. комиссия по расследованию дел о раскольниках была немало удивлена, когда "во время осмотру, по заказу оной духовной канцелярии, вверх по Дону и Донцу церковнаго благочиния и свидетельства в церковном служении ... того расколу в станицах немалое число оказалось, а в святых церквах все местныя и прочая святыя иконы имеют начертания благословенный крест старого обращения". Иными словами, казачество сохраняло старообрядческую традицию как элемент идеологии и один из механизмов установления социального равновесия в условиях формирования в крае полиэтнического состава населения.."
http://donbass.name/3268-istoriya-luganskogo.html

Tags: Булавин, Булавинская война, наш край.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments