mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a

Обо всем понемногу.

На крыльце стоит собранный на рыбалку рюкзак. Добавить теплых вещей и можно ехать. Стоит уже месяц. Все никак не получается поехать и закрыть сезон в этом году. То на работе проблемы и надо быть там постоянно, включая и выходные. То дома на огороде. Попросил друг помочь обрезать и закопать виноград. Вроде бы и занятие, но в основном занятие собственного времени. Только собрался, как испортилась погода. Потом заморозки ночью. Но я рюкзак не убираю. Все равно поеду.

Ехать придется автобусом. На велосипеде в осенней одежде тяжело. Поеду опять в свою Кружиловку. На сутки. По другому не получаеться. И ночевать придется на берегу. Лишь бы не было заморозков и дождя. Хотя опыть ночевок в мороз и в дождь имеется обширный.  Когда то  ночевал, а под утро было семь градусов мороза. По такому морозу конечно спать нельзя. Пол ночи согревался в движении. А в случае дождя у меня есть офицерская плащ - накидка. Абсолютно не промокаемая и мне по пятки.

Найду подходящее место на берегу и оборудую себе лежку. По берегам много леса. Его давно никто не чистит и много сухих и упавших деревьев. Надо только найти старое и полусгнившее дерево и наколупать с него трухи. Потом перенести ее на целлофановой пленку к месту лежки и засыпать на зараннее простеленную пленку слой сантиметров десять. Труха пружинит как кора пробкового дерева и обладает хорошей теплоизоляцией. Спать на ней будет нормально. Не застудишь ни спину, ни почки, ни кое что еще. В случае дождя возьму из дому хороший пучек сухих и мелких дров. Что бы распалить костер. А в лесу можно наломать с деревьев высохших веток. Хоть и мокрых. Главное что бы были без  без коры. Они потом займутся от сухих дров. И можно вскипятить чай и приготовить что то из еды.

Или буду всю ночь рыбачить. Тогда лежка не понадобиться. Сутки без сна для меня не проблема. Шахтерская закалка. Главное в этом случае найти место для лова. Успеть, пока не стемнело. Ловить буду спинингом.

Тактика лова на спиниг предполагает кочевой или стационарный лов. При кочевом лове надо идти вдоль русла и забрасывать блесну. Проходя при этом приличное расстояние. Ловля на удачу. При стационарном лове, забросы с одного места. Многократно и многовременно. Из расчета того, что хищная рыба подойдет, привлеченная всплесками падающей блесны и ее игрой в воде. Я осенью ловлю на металлические колебалки. В основном предполагая впоймать щуку. Самой моей любимой металлической блесной является классический Шторлинг. Я на Шторлинг поймал много щук.

Блесна ШТОРЛИНГ – легендарная блесна, с длиной историейя, которая, несмотря на солидный возраст (первое упоминание о блесне в рыболовной литературе датируется 60-ми гг. XIX в.) не утратила своих исключительных качеств и в настоящее время.
На блесну SCALE Шторлинг клюют и рыбаки и рыба! Шторлинг  отлично ловит, недорого стоит и не уступает в качестве знаменитым французским «Меппсам» и шведским «Мюранам». Особенно ценят блесну Шторлинг охотники за щукой, хотя на эту приманку хорошо ловится и другой хищник, например окунь и судак.

Щука хищник и как всякий хищник имеет все его повадки. Каждая щука живет строго на своей поляне. И строго следит, что бы на этой поляне паслась только она одна. Всех других конкурентов она или сьедает или прогоняет. Есть правда исключения. На поляне большой щуки могут жить мелкие щучки - травянки, которые охотятся в прибрежных водорослях и там прячутся от старшей конкурентки. Или на одной поляне могут жить одна большущая щука и помельче. Большущая щука не особо проворная и поэтому та, которая чуть поменьше может уйти от нее. Я когда то поймал килограмовую щуку со свежими следами зубов у нее чуть выше хвоста. А рузья, давно еще, в нерест пауком на Донце, возле Счастьинской плотины выловили щуку на одиннадцать килограмм. Длиной под два метра. Но вкусовые качества у такой щуки никакие. Она вся была в тине и пиявках. Они ее отпустили обратно.

То что щука постоянно крутиться на одном и том же месте я видел собственными глазами. Давно еще, в студенческие годы ходил со спинигом вдоль Айдара. Ничего не было. Подошел к рыбаку. А он ловил на живца, на мелкую рыбку в качестве приманки. Разговорились и он сказал, что утром клюнула большая щука, но он ее не смог вытащить. Она оборвала крючек. Во время нашего разговора у него клюнуло еще раз. На этот раз, с моей помощью, он вытащило здоровую щуку. Когда начал отцеплять крючок, то увидел, что рядом с этим крючком, в верхней губе щуки, торчит еще один крючок. Присмотрелся и узнал свой крючок, который эта щука оторвала раньше. Получается, что щука от испуга никуда не уплыла далеко и продолжала охотится дальше.

Второй случай произошел со мной. Мы с другом ловили то же на живца. У моего друга клюгула щука. И пока он с ней возился, щука благополучно оторвала крючек и ушла. Мой друг к сходам рыбы относится болезнено, в отличии от меня. Сетовал сильно. По прошествии трех часов у меня поклевка. Я оказался удачней и эту щуку вывел и вытащил на берег. Когда стал отцеплять крючек, то увидел рядом еще один, с оборванным поводком. Подозвал друга и он узнал  свой крючек. Да же были попытки претензий. Типа, у меня она раньше клюнула, так что это моя щука. Ну - ну.

Самую здоровую щуку я впоймал на Айдаре. Там,  где канал сброса из первого ГРЭСовского водохранилища впадает в Айдар. Канал этот промыл на дне при впадении в Айдар хорошую бровку и я старался забрасывать блесну на эту бровку. Спининг был еще советский. Ленинградский титановый двухскладный спининг. И большая, инерционная  катушка. Ловил на Шторлинг. Было это в конце октября, под самый вечер. Собирался уже домой, как клюнула эта щука. Поклевкой это наверное трудно назвать. Был удар - рывок. И сразу эта щука поперла в канал, против течения. Поперла так, что я не  удержал катушку за ручку и она раскрутилась и стала бить меня ручкой по пальцам. Еле уловил катушку ладошкой и попытался  эту щуку усмирить. Она остановилась и поперла вниз по течению. С трудом я ее остановил. Мне повезло в том, что на месте слияния канала и Айдара была мель. И я смог эту щуку затащить на эту мель, где у нее пространства для буйства было поменьше. Леска была толстая, так что за обрыв ее я не беспокоился. Так, потихоньку, через некоторое время, я ее подтащил близко к берегу, а потом и выволок на берег. Выволок и обомлел. Я таких щук еще не видел. Дома померял. Она была метровой. А в поперечнике как два моих кулака приставленных вместе. Весила она килограмм пять, а может и больше. Я ее не взвешивал. Самое обидное было в том, что когда я начал собираться домой и попытался эту щуку положить в рюказак, она там не помещалась. Рюкзак был маленький и из рюкзака торчала наружу треть этой щуки. Пришлось ее сгибать пополам и слегка утрамбовывать. А еще было обидно, что там я был один и никто не видел как я ее впоймал и какая она здоровая.

Другая тактика при ловле на спининг - это ловля на одном или на паре мест. Надо только успеть их выбрать. Что бы на дне не было коряг на дне и  русле присутстввала хотя бы слабенькая бровка. Так ловят судаков. Если щука - это хищник одиночка, то судак это стайная рыба. И задача спинингиста найти место, где эта стая крутиться и кормится. Ловлю я судаков на твистер или на виброхвост. Это такие силиконовые приманки. Твистер имет вид циллиндра с прорезанными на теле кольцами и длинный мягкий и очень подвижных хвостик почти замкнутый в кольцо. Виброхвост имеет форму, напоминающую рыбку и у которой гибкий и очень подвижный хвостик, который хорошо играет в воде. Для этих приманок есть специальные оснастки. Большие крючки в хвосте которых залит свинцовый шарик и есть колечко для того что бы привязать леску. Ловят на твистер или вибрхвост ступенчатой проводкой. Подматывая катушку ручкой на один оборот и делая паузу. Ловят на "джиг", джигуют. Проводя приманку вдоль дна. Или забрасывают твистер далеко, а затем слегка его подтягивают, волочат по дну, делая то же паузу после подтяжки. Судачья поклевка очень быстрая и резкая и поэтому бывает много сходов.

Судаки осенью собираются в большие стаи и начинают мигрировать против течения. Много его было возле плотины, напротив Счастьинской ГРЭС. Судак доходит до плотины и начинает крутиться там. Надо только угадать, когда это бывает. А если попал на такой ход, то...

Было это очень двавно, еще в юности. Было начало ноября.Ходил я со спинингом вдоль Донца в районе плотины, только в паре километров ниже ее. Ничего не было и я уже шел домой. Надо было попасть в город Счастье, на автовокзал, не позже восьми часов вечера, иначе потом в Луганск ничем не уедешь. На обратном пути я решил зайти на саму плотину. Там  препад высоты  шесть метров. Вода падает с грохотом, как на небольшом водопаде. За время существования плотины, ниже нее в русле  нанесло много коряг. И еще остались большие камни, когда из них выклыдавыли берега возле плотины при строительстве. На берегу стояли рыбаки. Три человека. Один пожилой, а два других моего возраста. Поздоровались, слово за слово. А они были на машине. И они  только - только приехали, а уже темнело. Неожиданно они предложили мне остаться, пообещав потом меня довести до Луганска. Я не задумываясь, остался. И по сей день не жалею об этом. И до сих пор помню ту незабываемую рыбалку.

Стемнело. Была полная луна и небольшой морозец, градуса три. Из за обилия на дне всяких разных камней и коряг, место для заброса и проводки твистера по дну было очень ограничено. Примерно квадрат пятнадцать на пятнадцать метров. Плюс очень сильное течение, которое сносит твистер в коряги. Забрасывать надо было с ювелирной точностью. Мы начали ловить. Первый забрасывает твистер, ждет пока он ляжет на дно и потом начинает тихонько волочить его по дну. При каждой подтяжке отступает слегка незад и вправо. После третьей подтяжки на берег выходит второй рыбак , забрасывает и тянет точно так же. Потом третий и следом четвертый, по очереди. Такая вот карусель. А на небе  полная луна, полная тишина и морозец. И мы четверо рыбаков, уловившие все вдруг какой то внутренний душевный резонанс, исполняем свой, особый ритуальный танец. Особый хоровод на берегу реки.

Вдруг у кого то поклевка. Радостный вскрик - "Есть!" Все остальные сразу вытаскивают свои приманки, дают возможность вывести на берег судака. Было много сходов. Поклевки резкие и неожиданные. Хотя все время эти поклевки ждешь. Ловили мы до часу ночи. Было много сходов.  После часа ночи поклевки стали затихать и затем и вовсе прекратились. У каждого было в садке по четыре - пять килограммовых судаков. И самое главное, какое то особое, возвышенное чуство от всего. От рыбалки, от луны, от погоды, от улова. Стали собираться домой.

На рыбалке  быстро сходишься с людьми. Все различия в статусе, в работе, в достатке, нивелируются общим увлечением. На рыбалке все одинаковые. Как то ловил на плотине. Подьехал крутой джипарик и из него вышел крутейший парень. Следом охрана. Крепенькие мужички. На шее цепура. Цепь толщиной в два пальци и большой крест. Золото настояшее, желто - горячее, а не бледно - розовая турецкая поделка. На пальце печатка - гайка, грамм сто, не меньше. Я так слегка офигел и слегка испугался. А ничего и не было. Парень в цепуре подошел ко мне, вежливо поинтересовался насчет клева, на что и как ловлю. Поблагодарил и стал рядом со мной и начал ловить. Спининг как моя трехмечсячная зарплата. Чемоданчик с блеснами тянул на мою годовую зарплату. Но он даже и виду не подал по поводу моей дешевой снасти. Ловит ведь не снасть, ловят руки, держащие эту снасть. Через час стал собираться в другое место. Попрощался и они всей бригадой уехали дальше.

Мы собрались сели в Ниву и поехали в сторону Луганска. Нас с одним из молодых парней старый хозяин высадил в центре. Была глубокая ночь. Стали прощаться, но потом как то завязался разговор. Кто и откуда. И выяснилось, что это парен мой одногодка и живет в Америке, в самих Штатх. Они с братом и с родителями уехали туда несколько лет назад. А сами родом из Луганска. Я стал засыпать его вопросами. Интересно было. Не каждый раз встречаешь живого американца, хоть и молодого. Он мне рассказал про свою жизнь там, как она начиналась. Как они по началу перебивались случайными заработками. Потом устроились в фирму по строительству частных домов. Ну тех, из фанеры, котрых там большинтсво. После нескольких лет работы в фирме они подкопили деньжат открыли такую же свою. С наемными рабочими. Парни были родом из Союза. Мастеровитые на все руки. Дела на фирме пошли хорошо.  И тогда они с братом стали приезжать обратно в Луганск. Месяца на три - четыре. Один из братье оставался руководить фирмой, другой приезжал в Луганск и жил себе в удовольствие. Брат в Луганск пересылал триста - четыреста долларов. А по тем временам это была приличная сумма. Потом они менялись. В Луганск приезжал другой брат. Распрощались уже когда совсем расцвело и прошли первые автобусы.

Вот как бывает. Судьба меня на рыбалке свела с очень интеренсыми людьми. Короткая встреча. На фоне всей мей прожитой жизни, как вспышка. Но вспышка настолько яркая, что я помню об этом даже сейчас.

Раньше в наших реках было больше рыбы. Да - да - да! И рыбы было больше, и солнце было ярче, и вода была слаще, и воздух был свежее. И поэтому среди рыбаков была своя специализация. Рыбаки "по хищнику" и рыбаки по "белой рыбе". Белая рыба, это мирная не хищная рыба, сазан, лещь и др. У ловцов хищной рыбы было свое разделение. Те, которые ловили на маленькую рыбку - живца и спинигисты. Отдельным классом шли сомятники. Среди спинингистов были специалисты по щуке, по судаку и по жереху. Специалисты по жереху занимали верхнюю строчку в этой иерархии. Жерех - это очень специфический хищник. У него нет зубов. Он мелкую рыбу глушит сильным ударом хвоста и потом подбирает оглушенную рыбу. Жерех очень сильная рыба, одна из самых сильных . Вытянуть его не просто. И если для ловли щуки и судака в Союзе  делались блесны, то для ловли жереха их не было. А если и что то и было, в наш край оно не доходило. Поэтому у жерешатников все блесны и снасти были самодельными. И нужно было , кроме всего прочего, иметь соотвтетствующее мастерство. Спецблесны ромбовидной и овальной формы, девоны разного размера. Тройники - кисточки. Когда вокруг тройника крепиться кисточки из шерстяной нити разного цвета. Крепление блесны и кисточки на одной оснастке. И сама ловля. Жерех, как и щука, обитает то же на своей поляне. Он плавает по замкнутой территории, вдоль одного берега, потом вдоль другого. Увидеть его можно по громким всплескам на поверхности. Нужно очень осторожно подойти к такому месту и дождавшись всплеска не далеко от тебя, осторожно забросить блесну дальше того  места, где сейчас плавает жерех. Потом подвести блесну в томесто и после того вести ее, играя. Увлекательная и захватывающая рыбалка. С редкими поклевками жереха. Но если жерех и клюнет, то это будет рыба весом три - четыре килограмма. Даже сейчас в Донце есть такие жерехи. Потому что в последнее время все жерешатники перевелись и у жереха не осталось врагов. Я ловил только мелких жерешат. Грамм четыреста. И отправлял их обратно в Донец. Пусть подрастут.

Среди ловцов белой рыбы есть большой класс провдочников. Это когда на расстояние заброса поплавка в воду бросается сетка с прикормкой. К сетке прикрепляется специальный большой поплавок. Что бы было видно, где на дне лежит сетка с прикормкой. И поплавок забрасывается так, что бы он проплыал как можно ближе к сетке в прикормкой на дне. И крючек что бы был спущен ко дну. Я ловил так раньше. Сейчас такая ловля заменилась мне ловлей на фидерную удочку. Классную и уловистую снасть.

На донную удочку ловят суетливые лещатники. Ловят лещей. Суетливые, потому что надо постоянно перзабрасывать снасть, ходить вдоль снастей, суетится. Ну и награда за это -  пара тройка больших лещей. Иредко даже трехкилограммовых.

Особой группой идут сазанятники. Они должны обладать железным терпением и выдержкой. Подобно буддийским монахам. Снасти у них тяжелые и капитальные. Наживка долгоиграющая. Они сидят на берегу и тихо медитируют в ожидании сазаньей поклевки. Которая может быть одна в день. Зато какая! Шесть, восемь, а иногда и десять килограмм сазан. Но очень редко. И в основном медитация в тишине. Я такую рыбалку не люблю. Я люблю активную рыбалку. И всех сазанов, которых я впоймал, я впоймал попутно, на фидер. Но то же были достойные экземпляры. Да и сейчас сазанья поклевка в Донце большая редкость.

И отдельным классом идет большая группа рыбаков, для которых рыбалка комплексное понятие. В котором ловля рыбы даже не стоит на первом месте. И которые маленькую рыбу выбрасывают, а большую складывают в баночку из под майонеза. Шашлычек, костерок, водочка.
И конечно купание. Каждому свое. Иногда мне на рыбалке попадаются такие соседи. Но я стараюсь в таких местах не ловить.

Удивительно видеть, как люди едят шашлык из свинины, полусырой, приготовленный по принципу "горячее не сырое", приготовленный на скорую руку на берегу реки. Я уверен, что шашлык из крупной рыбы никто никогда не ел. А готовится он точно так же. Крупная рыба чиститься от чешуи. Мясо отделяется от костей, готовится филе. Потом это филе нарезается на соответсвующие куски, как и свинина для обычного шашлыка. Потом этии куски замачиваются в таком же самом маринаде, как и для свинины. С различными пряностями и с луком, порезанным большими кольцами. Только для кусков рыбы достаточно выдержки пару часов. Потом эти куски рыбы нанизывают на шампура, перемежая их кольцами лука. Потом такой шашлык точно так же жарится на угольях. Только в отличии от свинины, шашлык из рыбы прожаривается полностью за полчаса, а может и меньше. Зато какое обьеденье получается. Любой может приготовить. Только для этого надо впоймать крупного сазана.

Из крупного сазана получается еще одно замечательное блюдо. Сазан, тушеный с морковью и консервированным зеленым горошком. Берется крупный сазан, килограмма четыре, не меньше. Больше можно. Чиститься, мясо отделяется от костей. Нарезается филе. Мясо режеться на не очень большие кусочки. Отдельно отрезаются сазаньи ребра. Это самое вкусное мясо у сазана. Кости там, как большая и тостая проволка. Из готовой рыбы легко вытаскиваются. Потом берется полтора килограмма моркови. Если рыба крупнее, то можно и больше. Морковь чиститься, моется и нарезается большими кубиками. Берется большая и высокая кастрюля и начинается укладка всего этого. На дно кастрюли ваыкладывается слой моркови. Сплошной слой, что бы он закрывал все дно. Слой моркови заливается растительным маслом. Сто пятьдесят - двести грамм. То же в зависимости от размера рыбы. Потом на этот нижний слой моркови выкладывается слой рыбы. Рыба солится, посыпается молотым черным прецем по вкусу. Или можно положить пять - шесть горошин перца. Любители пряного вкуса могут положить на слой один лавровый лист. Потом этот слой рыбы опять перекладывается слоем морковных кубиков. И на который сверху равномерно рассыпается четыре - пять столовых ложек консервированного зеленого горошка. Потом опять слой рыбы, с солью и перцем.  Потом опять слой моркови и горошка. И так, пока не закончится рыба. Самый верхний слой должен быть из сазаньих ребер. Их то же можно слегка присыпать морковью и горошком. Потом кастрюля, накрытая крышкой,  ставиться в духовку. Я делал в газовой духовке. Как в электрической не знаю. Ставиться на два часа. Градусов сто восемьдесят - двести. Через два часа нагрев выключается, но кастрюлю оставляют в духовке еще на час. Потом кастрюлю достают из духовки. Можно кушать сразу. Но я рыбу "с плиты" не ем. Я такое блюдо ем на следующий день, когда готовая рыба остыла и настоялась. Нижний слой моркови не дает пригореть рыбе, если такое случается. Морковь вся протушивается и пропитывается запахом рыбы. Морковь можно использовать в качестве гарнира. Так что бОльшим количеством моркови блюдо не испортишь. Зеленый горошек добавляет еще оттенок вкуса. Слекга пряный запах моркови переходит в рыбу и совместно с черным перцем она становится изумительного, слегка сладкого от моркови, вкуса. Попрбуйте, не пожалеете. Если я впоймаю крупного сазана, то сразу приготовлю такое блюдо.

В последнее время каждый день заглядываю на погодный портал. Смотрю, когда будет ночь без заморозков, а день без дождя. Надо, надо отдать в этом году последнюю дань рыбалке. Но что то прогнозы не сбываются или сбываются с точностью наоборот. И пусть я не впоймаю рыбу, но я уверен, что там, в Кружиловке, на берегу Донца я буду совершенно один. Один единственный в радиусе пяти километров. Один с собой, со своими мыслями, которые надо причесать, навести в них порядок. И там нет телефонной связи и никто не сможет мне позвонить и лишний раз потревожить. И там я через пару часов в тишине достигну девственного, полудикого состояния. И никакая живность не будет меня боятся, потому что там сейчас некому их пугать. И там  есть родник с чистейшей водой. На которой заваривается ароматный чай. И там я среди ночи заварю в котелке чай по купечески и потом выпью его, получив огромное наслаждение. И после суточного наслаждения тишиной и рыбалкой, я полусонный буду возвращаться домой. Уставший и довольный. И буду в потом в мыслях вспоминать все и мысленно возвращаться туда еще и еще. Что бы потом, на следующий год, если получиться и все будет благополучно, приехать туда опять. С удочками, но не на рыбалку. Рыбалка то же будет, но главное душевное спокойствие. Которое я обретаю там, на берегу Донца уже много лет.

donec3

Tags: Донец, наш дом., наш край.