mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Луганский завод. Конспирологическое.

Давно хотел подвести черту в истории возникновения , сначала Луганскуого завода, а затем и самого Луганска. И посмотреть на историю неким конспирологическим взглядом. Вот начало самого повествования. http://mikul-a.livejournal.com/173945.html

Вот список специалистов и то, чем они занимались в период начала строительства завода:

"..Изначально Карл Гаскойн привлёк на завод 11 английских специалистов — «художников», как тогда назывались специалисты высочайшей квалификации.
На период строительства заводу главному механику Егору Шерифу поручалось сооружение всех машин для доменных и воздушных печей, а после запуска завода в его обязанности входило «сверлить, точить и отделывать пушки поштучно».

Смотрителем угольной ломки (рудника) был назначен Адам Смит (инженер и механик при отверстии угольных шахт), который прибыл на рудник лишь в июле 1797 года. Поэтому закладывал первую шахту Донбасса в Лисичьей балке и организовал добычу каменного угля Томас Ропер, которого здесь звали Тимофеем или Тимодеем. С приездом на рудник Адама Смита Томас Ропер стал первым литейным мастером на Луганском заводе.

Директор завода высоко оценил вклад Томас Ропера. Представляя его к чину марк-шейдера, Гаскойн писал, что с начала учреждения завода «Ропер занимался сперва поиском и добычей каменного угля, правильная разработка которого им начата. Потом добыча руды ему была поручена. Отливка орудий, снарядов, припасов и проч. под надзиранием его там начата, им же и поныне производится, при чём все земляные работы под смотрением его исправлены были».

Чин маркшейдера получил мастер литейного дела Макслий.

Первым архитектором на заводе был Василий Норманн, который заложил фундамент завода и следил за прочностью зданий.
Чертёжную возглавлял мастер Роман Робертсон, по другим данным он был кирпичного и черепичного дел мастером, а чертёжную мастерскую возглавлял Роман Петерсон (или А. Петерсон).

Мастером стального дела, как сказано был Яков Гогард (по друим данным — Гарди).

Несколько позже на завод приехал А. Пикарон, а после отъезда Егора Шерифа в 1799 году на должность суперинтенданта был приглашён Джон Валкер.

Мастером модельного и столярного дела был Данила Макли.

Первым бухгалтером завода стал Василий Морган.

Кроме перечисленных на заводе работали следующие специалисты: каменного дела мастер А. Шан, кузнечный и слесарный мастер И. Клиштет, мастер при обтеске дикого камня Е. Хайсон, смотритель лесов А. Линц, мастером на угольной ломке работал Роупс, переводчиком с английского и французского языков был Томас Белли. Мастером на угольной ломке работал Роупс. Интересно, что у завода был свой садовод, которым стал Пётр Низбет.

Правление завода также состояло в основном из иностранцев — Нилуса, Пикарона, Бидберга.

Английские инженеры и менеджеры жили обособлено на центральной улице посёлка Луганский завод. В то время она называлась Английской (ныне — ул. Даля)..."

Что сразу бросается в глаза? Все эти люди были выходцами с Британских островов, бывшие или действительные поданные британского монарха.  Фактически у истоков Луганского завода и впоследствии и Луганска стояли подданные Британии.

Сейчас наверное уже невозможно узнать, какие истинные цели присутствовали при закладке и строительстве завода. Но если внимательно перечитать историю строительства, можно увидеть некие интересные вещи.

Я всегда задумывался над тем, как и почему место для завода и поселка было выбрано там, где сейчас находится сам Луганск? А место очень замечательное. Стык двух широких речных долин. Самой Лугани и ее притока Ольховой. Очень живописное даже сейчас, когда все это занято городом. И вот мне кажется, что место было выбрано англичанами из за того, что оно сильно напоминало места, откуда они были родом. Потому что рельеф Донбасса сильно напоминает рельеф самой Англии и особенно Уэльса. Многочисленные реки и речушки, холмистая местность, широкие речные долины. И наверное тех людей, которые впервые пришли в наши края, поразило именно сходство с их Родиной и они на подсознательном уровне выбрали это место и остановились здесь. Но это так, на уровне эмоций.

Теперь из истоии самого завода. Под руководством английских специалистов была построена первая домна, были найдены залежы угля, построены первые шахты в будущем Донбассе, из угля   получен был певый кокс в России, были найдены залежи железной руды, были разработаны спсобы ее первичного обогащения. И в конце концов, была организована первая плавка и выплавлен чугун. И выплавлен он был тем, классичеким спсобом, который применяется и по сей день. С помощью железной руды и кокса. Получили первый чугун и сразу же заявили, что он для литья пушек не пригоден. Интересно.

Вот смотрите, история уже другого пушечного завода, Олонецкого. Любимое детище основателя Луганского завода, Карла Гаскойна.

"..7 августа 1819 года завод посетил император Александр I, обошёл все цеха, наблюдал производство орудий, осмотрел готовые изделия. В доменном цеху в его присутствии была отлита флотская пушка, а в парке «отделываемых снаружи орудий» император «собственною рукою изволил оковывать молотком одну 24-х фунтовую морской артиллерии пушку». Государь присутствовал при пробе орудий морской артиллерии. Офицеры и канониры, заряжающие пушки, на время выстрела обычно укрывались в каменном каземате рядом с пробной батареей, потому что орудия нередко разрывались и осколки летели в разные стороны. В присутствии императора 24-х фунтовое орудие разорвало при втором выстреле, после чего Александр I сказал смотрителю завода Кларку, что он «очень рад, что видел разрыв орудия»..."

На Олонецком заводе чугун то же качеством не сильно отличался, но тем не менее, завод этот лил пушки долгое время из чугуна собственного производства. А на Луганском заводе выводы сделаны были после первой плавки. Был построен завод. Была построена домна. Отработана технология обогащения железной руды. Отработана технология современной плавки. Получен чугун. И производство заморозили до лучших времен. Странно? Я так не думаю.

Второй очень интересный вопрос. Вопрос связан с углем, расположением месторождений и его поставками. Первые шахты, а затем и первые коксовые батареи были построены в районе Лисьей балки. Сейчас это окрестности города Лисичанск в Луганской области. А почему?  Ведь уже при прикладном обследовании местности вокруг строящегося завода, была обследована обширная территория. Смогли отыскать залежи железной руды. Исследовали потенциал водных ресурсов на предмет использования воды для приводов заводских механизмов. А это долины рек Лугани, Белой и Ольховой. А в долине этих рек до сих пор находят выходы угольных пластов на пверхность и некоторые еще разрабатываются с помощью "копанок". Из угля в долине рекки Ольховой еще при СССР вполне себе получали качественный кокс. А в долине реки Белой, кроме всех прочих, находилась ныне покойная шахта Белянка. С которой уже накануне закрытия, добывалось всего два вагона угля в сутки. И уголь в этих вагонах уходил в сопровождении вооруженной вневедомственной охраны. Ходили слухи, что уголь тот шел на производство дымного пороха сразу и без обогащения. Настолько он был качественный. Было еще одно месторождение, открытое бахмутским  ландратом (управляющим) бахмутскими солеварнями Никитой Вепрейским и капитаном Семеном Чирковым. Месторождение это находилось в верхнем течении реки Белой, в районе нынешнего села Малоивановка и города Зоринск. И уголь с этого месторождения разрабатывается до сих пор шахтой Никанор. Так что Зоринск и окрестности то же являются колыбелью Донбасса, а не только Лисичанск. И сведения об этом угле были уже переданы в Петрбург и о нем знали. А уголь был очень качественный. Современная марка "Т". Углю этому не очень повезло. Открыт он был очень не вовремя. Вепрейский  и Чирков искали "каменные уголья" для замены дров при выпаривании соли. А уголь этот давал настолько высокую температутру, что соль в сковородах для выпаривания просто плавилась. И об этом месторождении прото забыли.

Выбор места для шахт и получения кокса оправдывали тем, что его удобно транспортировать на завод. Сплавляя его в баржах по Северскому Донцу, а затем и по Лугани до самого завода. Но сейчас расстояние до Лисичанска по дороге сто километров, а по извилистому Донцу и того поболее. А от Лутугино и Белого, там где были открыты ранние залежы угля, всего километров пятнадцать.

Еще одно небольшое недопонимание. Производство на Лугани часто называют Луганским литейным заводом. Иногда просто Луганским заводом. Ну а что в действительности представлял этот завод? Вполне себе, на тот период времени, широкоспециализированное предприятие, в духе того времени. И литье там было  может быть и не главным производством. Завод выпускал паровые машины собственного производства. Там было хорошее токарное производство. Там в последствии было создано стальное производство по технологии того времени. Было запущено пудлинговое производство стали. И там выпускался стальной лист. Из которого даже было построено небольшое судно. И сама специализция пушечного производства. Завод строился для производства пушек, востребованых на флоте - корронад. И Гаскойн был специалистом в производстве таких пушек мирового уровня.

Теперь немного отвлечемся от Луганского завода и рассмотрим еще несколько фактов. Фома Фомич Маккензи - Англичанин на русской службе, активный участник борьбы за присоединение Крыма к России, участник боев на Средиземном и Эгейском морях, создания Черноморского флота и основатель Севастополя. Обратите внимание. Фома Фомич то же подданный британской короны. И второй факт. Сама Крымская война 1853 - 1854 года. Со многими странностями и в которой первую скрипку играли то же англичане.

То есть, куда ни кинь, везде попадешь на подданного британской короны. Луганский завод, созданный англичанами и на котором вполне себе можно было производить оборудование для флота. Включаяя стальную обшивку, орудия и паровые машины. Уголь, который можно транспортировать по Донцу и не только до Луганского завода, а намного дальше, через Дон, Азовское море и в Крым. Главная база черноморского флота, в создание которой приложил руку, то же подданный британии. Все это связано одной цепью. И ключик от этой цепи ведет на Британские острова.

Создается впечатление, что при создании Луганского завода, некто, очень могущественный, смотрел на много шагов вперед. На то, что вскоре флот перйдет на паровые машины. На то, что с помощью такого флота, очень развитого, можно намного легче добится мировой гегемонии. И этому флоту понадобится очень много угля, которого из самой Англии не навозишься. И поэтому надо предусматривать снабжени углем в нужных районах и местностях. И  если бы история пошла несколько по иному, все бы улицы в Луганске имели  надписи на английском языке. Но история пошла так, как она пошла. Хорошо это или плохо? Наверное хорошо. Ибо если бы история пошла по другому, обстоятельства сложились бы иначе и я бы не появился на эту грешную землю.  И я наверное не смог бы написать вот эти строки, наполненные некоторой конспирологией.


Tags: Луганск., Луганский завод., история.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments