mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a

Исток. Ностальгия.

Несколько лет назад мы с ребенком совершили поездку в Россию. Звучит конечно впечатляюще, но поездка эта была местного масштаба. Тогда еще действовало соглашение о приграничных областях и попасть в Россию можно было через несколько пунктов приграничного перехода. Пропускали по паспортам с Луганской пропиской и не надо было заполнять никакие бумаги. И можно было ехать в любую точку России на общих условиях. Но через такие пункты пропускали только пешем порядком.

Мы поехали через пункт пропуска возле села Югановка. На украинской стороне было три кандидата на преход и шесть украинских пограничников. Стоял вагончик, был шлагбаум, закрепленный так, что его нельзя было поднять. Ну немного колючей проволки.  Как же граница и без колючей провлоки, нельзя. Двое было в будке, на оформлении пропуска в компьютерную базу. Двое бдили порядок и вещи  у кандидатов. Один пытался нас построить на свое усмотрение.

Поездка наша была расчитана на один день, так что всякая задержка несколько забирала у нас время на прогулку. Но вот все уже позади и мы с трепетом переходим  мост через реку Деркул. В свое время я много - много раз переходил через мост, еще тогда, когда про такую границу нельзя было представить и в страшном сне. Но времена меняются.

На российской стороне было какое то сонное царство. Стоял один небольшой вагончик и вольер для собаки. Пограничника не было. А в вольере спала собака. Светло - бежевой окраски, такая, которая вынюхивает наркотики. Собака спала, демонстративно отвернувшись хвостом назад и ни на кого абсолютно не обращая внимания. Вагончик этот стоял в притык к ограде бывшего пионерского лагеря. Лагерь этот раньше, во времена Союза, принадлежал Донецкой железной дороге. Хоть и стоял на территории Ростовской области. И этот факт ни у кого не вызывал никаких вопросов. В этом лагере, еще в ранне пионерском возрасте отдыхал и я. Но как давно это было.

Мы стояли и ждали пограничника, а я стоял и глазел на территорию лагеря, стараясь воскресить в памяти его устройство в то время. Баню узнал, она стояла рядом с входом. Сейчас территорию лагеря занимают Российские пограничники. Наконец пришел пограничник, занес нас в свою базу данных, работая на клавиатуре компьютера одним пальцем, отдал нам паспорта и пожелал счастливого путешествия.

Я не в первый раз пересекаю границу с Россией. Правда раньше делал это тогда, когда граница эта только оформлялась. И все равно с того времени и до сих пор в глаза бросается разница между украинскими и российскими пограничниками. Российским пограничникам часто глубоко фиолетово, что ты несеш в своем багаже. Им достаточно посмотреть на тебя и понять кто ты. И если они видят среднестатистического обывателя, который ездил в Россию по своим делам, то ты можешь спокойно и без задержки пересечь Российский участок. Но если Российские пограничники говорят - нет, то это нет - железобетонное. Ничем это нет не преодолеть, а особенно уговорами.

Украиснкие пограничники отличаются и не всегда в лучшую сторону. Они как то в своих глазах вырасли очень высоко, но не в глазах людей пересекающих границу. Нет - в устах украинских пограничников не всегда обозначает - нет. Это может быть и да, но при соблюдении некоторых условий, не на глазах, а где нибудь в стороне. Очень сильно любят рыться в ваших вещах и при появлении любого повода пытаются вас развести на деньги.

Разница видна и в отношении к  нарушителям границы. Украинское законодательство предусматривает штрафы, которые возрастают кратно за повторное нарушение. Иногда возникают конфузы. Пограничная река Деркул мелкая и бывает, ямка есть ближе к Российской стороне. Народ естественно лезет купаться в эту ямку. И горе тем, которых за этим купанием застанут украинские пограничники. Никакие дорводы, никакой призыв к здравому смыслу тут не катит.  На их лицо - явное нарушенике границы. Есть повод для штрафа и штраф обязательно будет.

Нарушителей границы со стороны России не бывает. Людям, там живущим абсолютно фиолетово, что делается в наших землях. Нарушители бывают только с нашей стороны. Ну, за исключением жителей приграничных сел и контрабандистов. Но это отдельная тема. Раньше нарушителей если и ловили  Российские пограничники, то после словесных нотаций отпускали. Но это мало помогало. Тогда Российские пограничники подошли к этому делу с юмором. Даже с некотрым сарказмом. При поимке очередного нарушителя их везли для составления протокола в штаб отряда. А штаб отряда располагался в ...Каменске. От Деркула до Митякинской - десять километров. От Митякинской до Тарасовки на трассе Москва - Ростов, - пятьдеят километров. От Тарасовки до Каменска еще больше пятидесяти. В Каменске на нарушителя составляли протокол. И после того, как нарушитель подписывал протокол, его отпускали и говорили, что к нему нет претиензий. И вот стоит такой нарушитель за двести верст от своего дома, без соответствующих денег, без связи и не всегда с документами. А это было еще тогда, когда мобильники были в деффиците. Хоть оставайся в Каменске бомжевать. Жестоко. Но оказалось очень эффективно. Об таком "протоколировании" быстро разнесся слух и количество нарушителей в короткий приод времени опустилось до нуля. Как бабка пошептала.

С местными было немного по другому. Я когда то по следам реальных событий писал у себя в журнале небольшой рассказ. Повторю. Достаточно прикольный :

"Дело было накануне Нового 2013 Года. Революцией не пахло,  граница жила своей обычной жизнью. Действовали пункты упрощенного перехода. Народ приехавший из глубины областей ходил  друг другу в гости. Контрабандисты занимались своим тяжким трудом.

Есть на Луганско - Ростовской границе два села. С Ростовской стороны  - Ковалевка. С Луганской - Колесниковка. Все переженились, переродычались, что с той стороны, что с этой. Граница была пофиг, тем более разделяла две области река Деркул, воробью по колено, к тому же замерзавшая зимой. Ходили все напрямик, мимо всех пропускных пунктов. По умолчанию, погранцы на это смотрели сквозь пальцы. До определенного момента, связанного с событиями, которые я попытаюсь рассказать.

Так вот, перед новым годом Ковалевцы, несколько человек, собрались и пошли в гости к Колесниковцам. С Ростовской стороны на Луганскую, прямиком через Деркул. Естественно взяли водки. Колесниковцы выкатили свою добавку и понеслось межгосударственное общение. Общались долго и весело, но потом, как всегда, какой то межгосударственный вопрос привел сначала к мелкому конфликту. А затем этот конфликт перерос в крупный и закончился мордобоем. Получилось так, что Ковалевских было чуть больше и у них аргументы нашлись весомее. Ковалевские доказали свою правоту, Колесниковские с позором ретировались.

Ковалевские с чувством гордости  и исполненного долга, перерешли Деркул по льду и направились домой на свою малую родину. Но они не учли могущество и чувства  обиды Колесниковских за свою малую родину. Колесниковские кинули клич.  И на клич сбежалось еще несколько мужиков. Наших бьют. Ага! Не посрамим честь нашей Колесниковки набьем морду врагу в его логове. И вперед, через Деркул в Ковалевку. Настигли врага, Ковалевских в его логове и совершили справедливый акт возмездия. И с чувством исполненного долга направились домой, через Деркул.

Но! Они не учли чувство гордости Ковалевских!  Ковалевские отошли от сечи, кликнули своих и обратно перешли через Деркул и выдвинулись не совсем ровным строем на врага, в Колесниковку. Настигли Колесниковских на окраине села и завязался очень серьезный мордобой. Мордобой, к тому же очень громкий. Чья то жена из Колесниковки все это увидела и позвонила в милицию. Приехал один уазик. Милиция увидев масштаб сечи, вызвала подкрепление. С помощью матов и пистолетных выстрелов  в воздух сечу удалось приостановить.

Короче, повязали всех скопом в милицию, в соседнее большое село. На следующее утро произошел разбор полетов. Естественно с привлечением погранцов, как украинских, так и вызванных российских. После соответствующих разборок Ковалевских депортировали на историческую родину. Что им сделали российские погранцы мне не ведомо. Колесниковским выписали по десять суток и в добавок погранцы им повыписывали штраф. За незаконное пресечение границы. Ну и потом погранцы начали уже гонять нарушителей границы чуть построже..."

Мост этот через Деркул. По мосту проходит граница. Ну как ее не нарушить?

Мы прошли контроль и я предложил пойти вдоль Деркула. Наивное желание. Когда то оба берега Деркула было истоптано тропинками рыбаков. Паломничество на Деркул совершали Луганчане и в больших количествах. Местных было мало, а во времена Союза в эту сторону ходили автобусы и пять раз в сутки пригородныек поезда. Попасть на Деркул можно было без особых затруднений. И еще был один ньюанс. Во времена весеннего нереста наш луганский рыбнадзор запрещал ловлю на Деркуле везде. Ростовский рыбнадзор разршал ловить одной удочкой. И все Луганские рыбаки переходили на Ростовскую сторону и спокойно ловили там рыбу. Благо клев на Деркуле весной такой был, что вполне хватало одной удочки.

Было и у меня любимое место на Деркуле, на Ростовской стороне. Место замечательное. Длинный перекат, который переходил в яму. Переходил резко, буквально обрыв посреди русла и пререпад в три метра. Там я ловил летом порядочных голавлей. А весной на перекате хорошо ловилась белая мелочь. Вот туда я и предложил пойти.

Фотографии эти не из тех мест, но представление, что такое Деркул они дают.

Все было исхожено, проверено. Ближе к железнодорожной остановке на берегу располагались пенсионеры. Это были т. н. пенсионные места. Молодые туда не очень совались. Но люди разные бывают. Я шел дальше. Деркул он ведь такой и есть. Идет мелкота, потом мелкота пререходит в ямку, а затем опять мелкота. Можно выбрать место по дущевному желанию. А выше по течению, километрах в шести, была знаменитая Черная яма. Очень длинная и глубокая, до пяти метров. Но туда было далеко и туда ходили только гурманы.

dd6

Когда мы с ребенком подошли к Деркулу, я был поражен открывшейся картиной. Не было никаких тропинок вдоль Деркула. Не было даже подхода к реке. Все заросло мелким, но густым лесом. Я с трудом продрался к руслу. Возле русла стоять было не удобно, а не то, что бы забросить удочку. Когда прикрыли границу, на Ростовскую сторону перестали ездить Луганчане и берег начал принимать первозданный вид.

Пошли с ребенком еще дальше. Параллельно с руслом, чуть дальше, шел сосновый лес и песок. Дошли до того места, где тропинка спускалась к моему любимому месту. Я хотел туда протиснуться, но это было бесполезное занятие. Непроходимые заросли. Время постепенно восстанавливает экосистему. Наверное это и к лучшему. Деркул замечательная река.

Я первый раз приехал на Деркул в 1974 году. Я тогда еще учился в школе. Вода была в Деркуле чистейшая. Последующие два года я на Деркул не брал воду. Я ее пил из речки.  И все со мной было хорошо. Потом, буквально, как какой то волнообразный процесс пошел. В те места начали массово приезжать Луганчане. Рыбаки, туристы, на отдых под водочку. И берега начали заростать мусором. Исчезли дикие птицы. Лебеди совсем покинули те места. Зато, что бы половить рыбу в покое, надо было забираться от железнодорожных остановок все дальше и дальше. Так я постепенно добрался до самого устья, где Деркул впадает в Донец. Но и там попадались рыбаки на машинах.

Это пляж, недалеко от Колесниковских  дачь. Несмотря на наличие поблизости дачь, можно придти на пустой берег. В те времена тут было бы людей как в Сочи.

Тогда на Деркул ходил пригородный поезд раз в сутки. И если ты приехал, то оставайся или на сутки, или обратно иди пешком. Что сейчас делается на Деркуле мне трудно даже представить. По тем местам то же хорошо прошлась война.

И тихо по руслу проходит граница. Справа Луганская область, слева - Ростовская.

Мы с ребенком протиснулись к руслу, побродили немного. Глубина была не выше колена. Чуть подостыли - лето, жара. И пошли дальше, в сторону железнодорожной остановки "Разьезд 122 й километр".