mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Житие отца Феофана. (II).

ЗАСТУПНИЧЕСТВО БОГОРОДИЦЫ.
В 1953 году райисполкомом был поставлен вопрос о передаче сельскому совету под клуб занимаемого общиной верующих здание для молитвенных целей в хуторе Красный Деркул. Естественно, стал и другой вопрос о переводе отца Феофана на другой приход.
Это известие взволновало прихожан, которые выступили с протестом, с большой скорбью это известие принял и батюшка. Ночами, на коленях, простаивал он, слезно прося Небесную Заступницу и Скорую Помощницу Матерь Божию совершить чудо, изменить решение властей относительно деркульского храма.

Молитвы были услышаны. Власти не решились забрать церковное здание под клуб.


В назначенный срок отец Феофан поехал в город на прием к уполномоченному Совета по делам Русской православной церкви. С тяжелым сердцем пришел он в государственное учреждение, где должна была решиться его дальнейшая судьба. Но в приемной секретарша сообщила, что уполномоченный заболел, без него никаких решений сейчас никто не принимает. Если нужно будет, то вызовут.

Гора свалилась с плеч, радостным возвратился домой, за все благодарил Царицу Небесную. Больше его не вызывали, о переводе забыли совсем.

ВРАЗУМЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ.
Шестидесятые годы были для церкви очень тяжелые. Возглавляемое Н. С. Хрущевым правительство взяло курс на скорое построение коммунистического общества, свободного от религиозных предрассудков. Открывшиеся после войны храмы сново стали закрывать. Хотя верующих не подвергали репрессиям, но с их убеждениями активно и последовательно боролись. Деятельность священников опять была поставлена под строгий контроль. Ограничивало ее и новое законодательство, согласно которому полноправным хозяином прихода являлся церковный совет, нанимавший священника для отправления церковных служб и исполнения треб по просьбам верующих. Таким образом, искоренялся дух пастырства, священников превращали в простых требоисполнителей, проще сказать, наемников.

Жизнь деркульского прихода раздражала местные власти. Многие храмы в округе успели закрыть, что вызвало большой приток прихожан. Особенно много верующих приезжали из Миллеровского района Ростовской области, где к тому времени уже не осталось ни одной церкви.
Рассказывают, что однажды председатель сельского совета вызвали в райком партии, где провели с ним соответствующую работу. Досталось ему там от первого секретаря за бездеятельность в отношении очага религии в Красном Деркуле. Обещал, если он не разберется с попом, не приструнит его, то тогда быстро разберутся с ним – отстранят от занимаемой должности.

Тот, разъяренный, на следующий день явился к отцу Феофану. Подъехал на линейке к церкви, привязав лошадей к дереву, пошел в батюшкин дом. С ходу налетел на него, не давал даже сказать и слова. От злости не помнил, что и говорил. Обещал закрыть церковь, а его выгнать из хутора, если тот не прекратит собирать народ. Но Господь дал терпение отцу Феофану выслушать всю его брань. Не коснулась она сердца угодника Божия, все это время творившего Иисусову молитву.

Не дождавшись ответа, выбежал председатель на улицу. Кинулся к лошадям. Их на месте не оказалось, не было и на дороге. В замешательстве побежал к магазину, думал спросить у прохожих. Но нигде не было ни души.
Лишь только два мальчика стояли на дороге, как прикованные к месту, смотрели в сторону реки. Подбежал к ним, сходу спросил: «Лошадей не видели?» Те наперебой стали рассказывать о том, что произошло буквально пять минут назад и так поразило их, что они до сих пор были под впечатлением увиденного.

 Ребята шли в магазин, разговаривали между собой. Вдруг, впереди, вздымая пыль, через дорогу промчались лошади, впряженные в пустую линейку и сходу влетели в Деркул. Тяжелая линейка быстро потянула их на дно, в мгновение ока все поглотила вода, оставив на своей поверхности лишь большие круги.

Лишенный от потрясения на некоторое время речи председатель, не помня себя, возвратился к отцу Феофану, со слезами стал просить у него прощения.

Приходу в это трудное для церкви время удалось устоять, а после того происшествия батюшку больше не беспокоили.

Но за деятельностью отца Феофана было установленно постоянное наблюдение со стороны органов советской власти. В день престольного праздника в Красный Деркул приезжал сам уполномоченный по делам Русской православной церкви, после посещения праздничного богослужения им составлялись подробные отчеты.
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ДЕНЬ.
В  престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы храм посещало до двух тысяч верующих из окрестных населенных пунктов как Украины, так и России. В ночь с 20 на 21 сентября они совершали паломничество в расположенную в окрестностях хутора Чугинки Киселеву балку. Это живописное урочище издавна славилось своими святыми источниками, способными врачевать многочисленные болезни людей, с верой приходящих к ним. Сколько помнят себя местные старожилы, сюда, в надежде получить исцеление, потоком шли люди со всей округи.

Всегда здесь было людно, каждый приходил сюда с надеждой избавления от болезни, поэтому поездки в Киселеву балку сравнивали с паломничеством, почитая ее святым местом. Много происходило здесь различных чудес. Чистые сердцем верующие видели, как в полночь с неба на невидимой цепи над балкой спускалось паникадило наподобие большой люстры, горевшее неземным благодатным огнем, слышали ангельское пение, неоднократно отмечалось здесь явление Божией Матери.

Здесь, в Киселевой балке, получил свое исцеление и отец Феофан. Возвратясь из ссылки с больными застуженными ногами, он, по совету местных жителей, посетил балку, где и избавился от мучавшего его недуга. Особо чтил он это святое место, многих своих духовных чад благословлял на посещение его, где они также исцелялись.
Накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы, ночью, в Киселевой балке совершался молебен, а утром паломники приходили в церковь на Божественную Литургию, которую вместе с отцом Феофаном соборно совершали священники соседних приходов. Возглавлял его иеромонах Антоний из хутора Верхняя Чугинка, духовник округа. Служили: иеромонах Феодосий из хутора Прогной Ростовской области, иеромонах Антоний из хутора Роги той же области, священник Евфимий (Алимов) из хутора Верхняя Герасимовка.

Уполномоченный особо обращал внимание на тот факт, что приходы, расположенные в этой местности, были заняты священниками – монахами. В 50-е годы вокруг Киселевой балки на растоянии 7-12 километров действовало шесть церквей, в пяти из которых настоятелями были клирики, постриженные в монашество.

До 1954 года престольный день в Красном Деркуле правлением колхоза обьявлялся выходным.

УКРЕПЛЕНИЕ ПРИХОДА
Постоянно росло число прихожан храма, с их прибытием прибавлялись и заботы. Многие приезжали издалека, их прежде всего нужно было накормить. Много продуктов привозили миллеровцы, особенно тогда знаменитый свой хлеб. Все шло на общий стол. Постоянно приходилось садить огород, где с помощью прихожан выращивались свои овощи и картофель.
Возле домика разбили небольшой сад. Развели птицу. Особенно любил батюшка индеек, гурьбой разгуливающих на раздолье. Величаво вышагивали самцы, распустив веером свои огромные хвосты, походившие на павлиньи.

В 1957 году отца Феофана за неустанные труды на ниве Христовой святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий наградил  наперсным крестом.

 В это время приход напоминал небольшой монастырь. У батюшки уже было много духовных чад, которые часто приезжали не только на службу, но и за мудрым советом, благословением на то или иное дело.

Много было и добровольных помощников, живших при церкви и по нескольку дней несших различные послушания. Занимались они уборкой храма и его двора, выполняли разные по хозяйству работы.
В 1963  году архиепископом Борисом отец Феофан был возведен в сан игумена.                                                

 Большим авторитетом и среди местных жителей  пользовался отец Феофан. Они старались ему во всем помогать. Много добра  для них сделал батюшка. Утешал словом, наставлял советом, неимущим оказывал материальную помощь. Особо нуждающимся давал деньги для покупки  домов.

 Изменилось к нему и отношение местных руководителей, которые в трудное время обращались за помощью. Летом батюшка благословлял своих прихожан на различные работы в колхозе – уборку бахчи, овощей, покос сена  и лично принимал в них участие.
Немалую сумму денег по благословению отца Феофана деркульская церковь  выделила на строительство асфальтированной дороги на хуторе, где раньше в непогоду  была непролазная грязь.

Когда строили дорогу, то люди радовались и говорили: «Отец Феофан, как хорошо теперь ходить». А батюшка отвечал: «Дорогу сделали, а ходить в церковь некому будет».

ПРОЗОРЛИВОСТЬ БАТЮШКИ.
Однажды в Красный Деркул из Миллерово приехали две верующие женщины, духовные чада отца Феофана. При храме жили неделю, усердно молились, говели, а также несли различные послушания. Когда собрались уезжать, пошли к батюшке  за благословением на дорогу. Провожая их, он, за оказанную помощь каждой  дал по сумке подарков. Придя на автобусную остановку, те не утерпели,  интересно им было узнать, чем же одарил их батюшка. Первая,  открыв сумку, нашла там несколько отрезов материи для платья. Другая вынула две стопы головных и носовых платочков, пучок восковых свечей. Первая обрадовалась, последняя опечалилась. «Видимо,  батюшка обличает меня за то, что не часто поминаю своих покойных родителей», - сказала она своей попутчице.
20
Но, через некоторое время, она, женщина в  расцвете сил, сильно заболела. Недуг свалил ее в постель, и она в скорости умерла. Для ее похорон  и был использован тот погребальный набор, который и дал ей батюшка, предвидя ее скорую кончину. Вторая же долго еще жила, сносила все платья, которые пошила из подаренной им материи.

ЧУДО С ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Среди немногих, сохранившихся с дореволюционных времени, святынь в храме Красного Деркула обращает на себя  внимание старинный образ Божией Матери «Млекопитательница». Он имеет интересную историю.

Образ этот был найден батюшкой, оскверненным безбожниками. Риза была залита краской, а лики были повреждены. Отец Феофан бережно  очистил ризу, промыл икону. Лик Богомладенца полностью отсутствовал.

В хутор Красный Деркул тогда часто ездила и прислуживала  в храме старица Вера из города Миллерово. Господь  одарил ее талантом к рисованию.

И вот, что она лично  рассказала: «Один раз отец Феофан взял икону Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» и говорит мне:

- Деточка Вера, нарисуй головку Богомладенца, ибо краска на иконе совсем  облупилась.
- Батюшка,  - ответила я, - да я ведь и не видела,  в какую сторону  она была повернута. Как же я нарисую?
Отец Феофан благословил меня и сказал:
- Иди в крестилку, помолись, может, Господь тебе и поможет. А крестилка в то время была старая, пол земляной.

 Упала я в крестилке на колени и стала слёзно молиться. Поклонилась до земли, и вот в углублении пола увидела очертания образа Богомладенца. Минуты две я на него смотрела с изумлением, стараясь  запомнить все детали пока не стал Он невидимым. Побежала я к отцу Феофану, стоял он во дворе у калитки. Не успела ещё и рта открыть, как батюшка с улыбкой спросил:

  - Ну что, деточка, теперь ты нарисуешь?
- Нарисую, батюшка, - плача ответила я».

И  действительно она дорисовала недостающую часть иконы Божией Матери «Млекопитательница». Так по молитвам отца Феофана свершилось и это чудо.
СМЕРТЬ ДРУГА.
Размеренность жизни была нарушена печалью. В 1972 году тяжело  заболел отец Марк – самый дорогой для батюшки человек.

  Отец Феофан в шутку называл его батею, и это было не случайно. Ведь  под кровом его дома нашел он приют в первое время, когда пришел на службу  в деркульский приход. Сколько работы при  храме переделал этот неутомимый  труженик своими руками, которые батюшка называл золотыми. Он был и столяром, и плотником, закройщиком и портным, строителем и переплетчиком. Живя на речке Деркул, он не мог не быть рыбаком. У него было десять сетей, которые сам связал и три лодки. Любил рыбачить. А рыбы и раков тогда в речке водилось много. Особенно любил ловить отец Марк сомов. Готовил из них вкусное заливное, которое  часто служило отличным угощением для отца Феофана и певчих храма, приходивших вместе к нему обедать. Какие это были трапезы, настоящие духовные праздники. Сколько на них поучительных бесед  проводил батюшка со своими  пасомыми. А как пели, у всех трепетала душа.

Вся семья отца Марка, следуя семьянину, с любовью служила Богу, и бескорыстно трудилась на благо Его Святой Церкви. Жена его Мавра тридцать лет  несла при  храме клиросное послушание и пекла просфоры. Их дочь Мария была послушницей отца Феофана: убирала в его домике, стирала белье, смотрела за батюшкой, когда тот болел.

 И вот болезнь подкосила отца диакона. Трудно было смотреть на то, как на глазах угасает этот жизнелюбивый человек. Проболел он два года, особенно тяжелыми  были последние две недели, когда он буквально «сгорал в огне».  Ведь диагноз был неутешительным – рак печени. У постели тяжелобольного, который кричал,  изнемогая от боли, неотступно находились его родные. Утешить своего друга часто приходил отец Феофан. Не мог без слез смотреть он на тяжкие муки этого праведного человека, понимал, что Господь очищает его огнем страданий для вечной блаженной жизни, уготованной за его труды и подвиги.

Незадолго до болезни отца Марка, ему батюшка подарил небольшую икону Божией Матери «Взыскание погибших», как свое пастырское благословение  и напутствие в загробную жизнь. И теперь взоры всех, находящихся в доме больного, были обращены к Ней, единственной Помощнице и Заступнице каждой страждущей душе рода человеческого.

23 июля 1974 года, в два часа ночи больной скончался. У постели умирающего находилась его внучка Нина, она выбежала во двор, где стояли его дочь и  отец Феофан. Поспешив в дом, батюшка успел проститься с другом и закрыть ему глаза. На своих руках,  приняв смерть близкого человека, братски облобызав и оплакав его, положил на смертный одр. Похоронили его с почестями, подобающими дьяконскому  сану, на местном кладбище.
21
Это была большая утрата для всех прихожан церкви, особенно для батюшки. Тяжело было ему расставаться с дорогим другом и первым помощником, с которым вместе прожили душа в душу целых двадцать семь лет.

ПЕРЕПИСКА
Со своими духовными чадами отец Феофан вел постоянную переписку.  С благоговением хранят они и сейчас его письма, передают своим детям и внукам, как семейную реликвию, относятся к ним как к великой святыне.
Когда еще жив был отец Марк, в его обязанности входило перед каждым Великим праздником четким каллиграфическим почерком печатными буквами писать поздравительные листы, вместе с письмами, которые отправлялись по многим адресам.
В письмах батюшка поздравлял своих пасомых с праздниками, благодарил за те посылочки, которыми они одаривали его за молитвенную помощь, ободрял печальных, утешал больных, отвечал на различные вопросы и всегда просил их святых молитв, призывая на всех благословение Господа нашего  Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, Пресвятой Богородицы.
23
24
Приведём одно из них, хранящееся у Валентины Акимовны Пантыкиной, жительницы города Алчевска. Сама она родом из села Югановка Станично-Луганского района, где и ныне сохранился родительский дом. Окончив школу,  она поступила в институт, но каждое лето приезжала  домой. Отец ее Аким родился в тридцатом году прошлого столетия, был глубоко верующим человеком. Рано овдовев, оставшись с детьми, вынужден был жениться еще один раз. Второй женой его стала Анна, вдова с тремя дочерьми. Зажили дружной семьей. Пусть не всегда был достаток, но дети были окружены родительским  вниманием. Верующие отец и мать трудились, не покладая рук, стараясь вывести их в люди, дать каждому образование. Девочки учились в институте,  считали себя грамотными людьми. Отец религиозность прививал им собственным примером, не насилуя их  убеждения. По этому поводу часто говорил: «Придет время, все сами поймут». Умер  он 27 декабря 1999 года, похоронен  в Югановке  рядом со своим отцом.

  Аким и Анна были духовными чадами отца Феофана, часто приезжали  к нему в Красный Деркул, почитали его и  жили его благословением. В свою очередь, батюшка за чистоту их  жизни и глубокую веру сравнивал их с Иоакимом и Анной – родителями Пресвятой Богородицы и называл их папочкой и мамочкой.

Письмо датировано 10 февраля 1974 года.

«Мир Вам и спасение Вашему дому, дорогой папочка Иоаким!
Поздравляю Вас  с праздником Сретения Господня, с преддверием  святого Великого поста святой четыредесятницы.
Получил Ваш подарочек ценный, вручила мне его Ваша доченька. Спаси Вас Господи, мой дорогой старичок.
Сердечно Вас благодарю, тронут до слез, до глубины души Вашим вниманием, милосердием. Ибо я был наг и Вы одели меня.  Благодарю за подарочек, я его возьму с собой и во гроб, он очень ценный для меня, я буду хранить его как зеницу ока.
Не забуду Вас и Вашу хозяюшку, покойницу, в святых своих молитвах у Престола Божия на бескровной жертве.  Господь услышит мя всегда воззвати ми к нему.
Дорогой папочка, будет у Вас свободное время и позволит Ваше здоровье, посетите меня, болящего старичка, и мою святую обитель. Буду очень рад и попитаю Вашу душу пищею духовною  - Словом Божиим.
Пока все благополучно, служится тихо, спокойно, со здоровьем очень не ладится.
Да хранит Вас Христос.
Да почиет на Вас Божие благословение.
Прошу прощения, святых молитв.
Братски во Христе Вас лобызаю и благословляю.
Передаю Вам на вечную молитвенную память фото, храните его как зеницу ока.
Грешный игумен о. Феофан».

ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК
   За неустанные молитвенные труды и подвиги батюшка был удостоен благодатных духовных даров. Прежде всего, он был опытным духовным руководителем обращающегося к нему народа. Со всеми он беседовал, давал мудрые советы и наставления, в которых проявлялось прозорливость и водительство Святого Духа.
    Видя духовное состояние каждого обращающегося к нему,  он давал соответствующие по его силам послушания. Был строг к исповедникам, при необходимости  накладывал  епитимью, но   снисходителен к новоначальным. Все покрывая любовью, батюшка каждому выписывал свой рецепт на лекарство, необходимое для лечения его больной души.
26
    Как свидетельство тому, приведем письменное наставление отца Феофана одной рабе Божией, которая была его духовным чадом:

 «Тайна сия велика.
 1. За непочитание праздников Господних, нарушение Заповеди Господней.
 Первая в храм приходи, последняя из него выходи – творя милостыню, бия по 10 поклонов 40 дней.
 2. За несоблюдение святых постов.
 Пятница, среда, понедельник постись не вкушая пищи до захода солнца – кроме стакана воды.
 3. За оскорбление и непочитание родителей, нарушение 5-й Заповеди  Господней.
 Отслужи заказную Заупокойную обедню, поминай за упокой профсорой 40 дней.
 4. За нарушение таинства брака.
 Читай 50-й псалом 3 раза в день и «Богородице Дево…», отслужи молебен Иоанну Многострадальному, Моисею Угрину и преподобной Марии Египетской.
 Не имей плотского греха пожизненно.
 5. Убийства во чреве младенца не с намерением.
 Семь лет не причащаться, только исповедоваться, искупать вину чтением Слова Божия и Псалтыри.
 6. Ворожеи, гадальщики, колдуны, слуги диавола.
 Читай молитву «Да воскреснет Бог…» и «Господи, оружие Крест свой дал еси нам…», твори  каждый день 50 молитв Иисусовых  с поклонами земными.
 Проводи жизнь в одиночестве – трезвись, молись на всяк день Богу: и спасешься.
 Будь больше молчаливая, нежели говорливая.
 Держи зажженный  светильник в комнате.
 Сердце не туши, но подливай елей и душу согревай, покаянием искупай, слезы проливай.
 Держись Святоотеческих писаний и православной Веры Христовой и Канонов  Церкви Христовой не нарушай, Заповеди Господни исполняй.
 Всю себя посвяти на служение Господу и спасешься.
 Незаконный брак, блуд, блудницы Царствия Божия не наследуют.
 Не сожительствуйте.
 Прощаю, разрешаю, благословляю и отпускаю».
Tags: Православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments