mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Вдоль Деркула. Село Чугинка. Свято-Иоанно Предтеченский мужской монастырь.

31 мая 2007 г. Свящ. Синод УПЦ благословил преобразование прихода местного храма свв. апп. Петра и Павла (открытого в 1994 г.) в монастырь, который разместился в зданиях упраздненного детсада.
За прошедшее время в обители построены храм-часовня прп. Серафима Саровского, колокольня с надвратным храмом Иверской иконы Божией Матери, ведется строительство главного храма св. прор. Иоанна Предтечи.

мужской монастырь

Наверное, история всякого монастыря просто обязана начинаться со слов «когда-то, давным-давно». И может показаться, что Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь в селе Чугинка Станично-Луганского района в этом смысле «не дотягивает»: еще пять лет назад здесь не было никакого монастыря, да и теперь тут больше строек и планов на дальнейшие стройки, чем возведенных зданий, но монастырь уже есть. Не в том смысле, что здесь живут 15 монахов в возрасте от 18 до 60 лет. А монастырь - в смысле обитель. В смысле покой, мир и свет. И свое «давным-давно» у него тоже есть.


Почти полтора века тому назад - в 1868 году в селе был возведен храм во имя апостолов Петра и Павла, а при нем образовалась монашеская община. В беспощадные к религии ранние советские годы Господь берег этот храм достаточно долго: в 20-е церкви разрушали сотнями, а Петропавловский дотянул аж до 1935 года. Но тогда уж монахи исчезли, церковь разрушили до основания, а из обломков соорудили клуб. Безбожничала Чугинка 7 лет. А в 1942-м возобновились службы в бывшей церковной сторожке. Но вскоре снесли и ее, как рассадник «опиума для народа».

Вот такая, хрестоматийная для нашей страны, предыстория у монастыря.

Десятилетия спустя Петропавловский храм вернулся в Чугинку. Правда, расположен он пока на втором этаже обычного здания - настоящая церковь только строится. Но здесь уже творится молитва и хранятся старинные иконы, доставшиеся в наследство от разрушенного храма - строгие темные лики...

Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь в селе Чугинка Станично-Луганского района Луганской области

Монахи с гордостью рассказывают об иконе Федоровской Божьей Матери: этот образ достался им совершенно потемневшим от времени, а теперь началось обновление иконы, проступает лик, будто накладывают новое изображение.
А новый храм...Наместник монастыря и его немногочисленная братия не сомневаются в том, что он будет, и трудов для этого не жалеют. Начав тут работы, вывезли, рассказывают, 150 КАМАЗов мусора, местность равняли грейдерами, приводили в порядок заброшенные здания советской постройки.

Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь в селе Чугинка Станично-Луганского района Луганской области

На расчищенной территории возведен храм-часовня Серафима Саровского. Построена она в виде звезды - напоминание о звезде Вифлеемской - и расписана в сербском стиле: образы святых - на темно-синем фоне. Строили ее, рассказывает настоятель монастыря отец Варфоломей, практически своими руками. И одной из целей было перезахоронить здесь иеромонаха Антония - из тех, первых, чугинских монахов.

Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь в селе Чугинка Станично-Луганского района Луганской области

После ликвидации монастыря в 1935 году на месте бывшей своей обители остались только двое монахов: браться Фотий и Антоний. Первого вскоре расстреляли, а Антоний уцелел. Он отличался святой жизнью, люди ехали к нему отовсюду. Нынешняя братия собирает материалы, чтобы прославить отца Антония в лике святых...

До сих пор мне довелось знать только одного человека, фактически собственными руками возрождающего монастырь. Отец Никон служит Богу и людям в Крыму и мечтает вернуть некогда большой и знаменитый Сурожский монастырь, взорванный при Хрущеве. А второй - архимандрит Варфоломей.

варфоломей

Настоятель Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря молод и красив, и этого не скрывает даже монашеское одеяние. Он не ханжа: его невозможно шокировать или возмутить никакими вопросами. Он совершенно не театрален, чем грешат порой священнослужители (в том числе и в монашеских одеяниях), но очень убедителен в своей спокойной благожелательности. И на удивление мудр, что поразительно для 34-летнего человека, практически не жившего в миру: ведь Денис Кузнецов стал иноком Варфоломеем в неполные 17 лет.

Нет никакой особенной истории о том, что заставило сына родителей-коммунистов-атеистов сделаться монахом. Остается повторить за отцом Варфоломеем: так Бог управил. Школу заканчивал экстерном, потому что принял уже монашество, выдержав целую баталию с родней: никто не мог смириться с тем, что ребенок никогда не узнает радостей жизни, не женится, не порадует внуками...

- Это дело Божье, когда какая-то сила постепенно выв��дит человека из мира и рождает монаха. У меня не было причин уходить от проблем, хотя некоторые считают, что в монастырь уходят от трудностей. Может, бывает и так. Но человек, который пришел по таким мотивам, не будет монахом. Призвание должно быть причиной, когда человек идет в этот труд. Это действительно труд очень серьезный. Когда человек приходит к Богу, он прежде всего встречает правду, и это очень непросто. Ты должен увидеть себя таким, какой есть. Увидеть себя по-настоящему, а не таким, как привык о себе думать. И приняться за работу, чтобы постепенно трудиться над своей душой, своим внутренним миром. Ты должен становиться перед этими задачами, иметь мужество справиться и преодолеть. Ты должен постоянно преодолевать, иначе не сможешь быть монахом.

Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь в селе Чугинка Станично-Луганского района Луганской области
В прежние времена монастырь был, по сути, натуральным хозяйством. Свято-Иоанно-Предтеченская обитель на пути к этому. Уже есть сад и огород, пасека, виноградник, где больше 50 сортов винограда - белый, черный и розовый, круглый и продолговатый.

Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь в селе Чугинка Станично-Луганского района Луганской области

плотницкая и свечная мастерские. Монахам - в том числе и вчерашним домашним мальчикам - приходится стать умельцами. Станки в мастерские, бывает, привозят в бросовом состоянии - их надо восстановить своими руками, а потом научиться на них работать. Вот, например, мастерить ступени и двери для будущего храма.

Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь в селе Чугинка Станично-Луганского района Луганской области
Свечи же здесь вообще делаются старым - дедовским - методом. Незатейливую конструкцию - деревянную рамку с натянутыми на ней нитями - снова и снова окунают в растопленный воск. Когда он застывает, нити обрезают. Свечи получаются коричневые, конусообразные и пахнут медом...

Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь в селе Чугинка Станично-Луганского района Луганской области
Да, своего собственного «давным-давно» у Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря пока нет. Но он уже занял место в жизни многих людей. Сюда едут и едут: венчаться, креститься, исповедоваться, постоять на службе, побеседовать с отцами, просто пожить тут паломниками, помочь братии. Поэтому срочно строится гостиница, чтоб было где приютить гостей. Сегодня здесь о многом говорят в будущем времени: здесь будет гостиница, здесь будут ворота и надвратный храм... Никого не смущает, что на это будущее еще работать и работать. Вот и звонница пока временная: колокола висят просто на деревянной перекладине в полутора метрах от земли. Но обитель с ее миром и покоем уже существует в душах людей, выбравших для себя монастырь. И это нельзя не ощутить.

Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь в селе Чугинка Станично-Луганского района Луганской области
Tags: Православие, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments