mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Мост, дорога и всякая дурь.

Дорога моя, после того как я вставал с автобуса, начиналась на перекрестке, там где шло ответвление на базу отдыха Лесная Поляна.

m13

Можно было пройти по верху, через высокую меловую гору. Подымаясь сначала наверх, а потом спускаясь вниз. Но такой дорогой я пользовался тогда, когда нельзя было пройти вдоль Мертвого Донца, весной или в ненастье. Вдоль Мертвого Донца тропинка шла по самой кромке воды и иногда, весной или после дождей ее заливало водой. Но так было ближе и проще.

m14

перед тем, как спуститься к Мертвому Донцу,

m11

надо было пройти через поле,

m9

обильно заросшее всяким бурьяном.

m10

Затем надо было  спускаться к кромке воды.

Однажды, проходя через это поле, я заметил небольшую плантацию конопли. Она бросалась в глаза и не была дикико растущей. Видно было, что кто то ее посадил специально. Но место было выбрано не очень удачное. Каменистая почва, засушливое место. Буйного роста не было. Но это была не дичька.

У меня на это дело глаз наметанный. Родственник мой служил в Афгане. После дембеля он привез оттуда чуство выполненного интернационального долга, малярию и любовь к продукту сухой возгонки этого замечательного растения. Дабы не таскать средства из семейного бюджета и иметь эти прелести круглый год, периодически летая на Луну,  коноплю он выращивал у себя дома, сначала на огороде, а затем где то в полях, вдалеке от любопытных глаз. Доставал семена, выращивал рассаду, таскал воду для ее полива на большие дистанции. Я видел и "чуйку", видел и "афганку" и видел всякую другую, неизвестного происхождения.

Культурная конопля эстетически прекрасна. Наверное нет такой другой травы имеющей такой красивый вид. Высоченная, метра два с половиной,  густая махровость и правильная коническая  форма. А самое главное, ее цвет. Густой и зеленый, очень яркий и насыщенный, несмотря на его темные оттенки. Украсила бы любую клумбу, перед любым обкомом. Запросто заменила бы крымские елки, которые в изобилии сажались в тех местах.

Сам я к таким прелестям абсолютно равнодушен. У меня несколько другие жизненные приоритеты. И если у кого то каждый маленький шажок в своей жизни должен быть наполнен всякими интересными и яркими разностями, то для меня важен сам путь по жизни, его обустройство и наполнения пространства вокруг него.

Родственник мой был дальним потомком запорожских казаков, а у них, жителей степей, поиски  и исследования разных трав, давно стало повседневной традицией. Вот маленький отрывок из Гоголевского Тараса Бульбы:

"Крепко курнули козаки его и прокурили свою долю. Кто проснулся связанный во вражьих руках, кто, и совсем не просыпаясь, сонный перешел в сырую землю…"
"...случилось такое зло; но отчего оно случилось, курнули ли оставшиеся запорожцы, по козацкому обычаю, или пьяными отдались в плен…"

А это уже из исследовательской работы:
"Табак на Украине издавна назывался словом "тютюн", заимствованным напрямую из турецкого языка (tutun - табак). От турков же, видимо, казаки позаимствовали и сам обычай курить трубки, поскольку турки держали в своих руках всю средиземноморскую торговлю в 16-17вв. - сами же османы, скорей всего, очень быстро переняли привычку курить трубку непосредственно у испанцев; тем более, что само курение различных, в том числе и наркотических трав для получения "кейфа" (т.е. наслаждения), было издревле присуще мусульманским народам - и вместо гашиша в кальяне появился уже ароматизированный табак, приведший за собой и привычку курения уже собственно трубки."

"Однако самым интересным моментом в курении табака является процесс его ароматизации - чтобы отбить неприятный табачный запах, который, по меткому выражению украинских селян "…горло дерет". Для этого существует два основных способа - ферментация табака, употребляющаяся ныне повсеместно как основной способ, и добавление в табак смесей из ароматизированных трав, как, например, в кальяне. Незаслуженно забытый исследователь запорожской казачьей старины Анатолий Пастернак, большой знаток украинской народной медицины, в своих работах пришел к интересным выводам. Оказывается, что в процессе ферментации собранных табачных листьев тот самый махорочный, резкий привкус табака уничтожается, что приводит к улучшению вкусовых качеств табака и табачных смесей. Однако в результате этого процесса также разрушаются и полезные для здоровья вещества - а вот концентрация никотина увеличивается в десятки раз:

"Сеяли табак, который произрастал в наших климатических условиях, а это, преимущественно, махорочные сорта. Применяли технологию приготовления самую простейшую - высушивали листья… А это - яблочная, лимонная, щавелевая кислоты, разные эфирные масла, которых в листьях махорки целых полтора процента. Среди них - кемпферол, кверцетин. Специалисты знают: все эти вещества не только не вредные, они полезные для организма! Например, кемпферол и кверцетин укрепляют сердечные мышцы…" (см. Пастернак А. А тютюн та люлька…/ж. "Наука и общество" (укр.), 1991г., №11, с.76 ).

Из самых известных на Украине махорочных сортов "самосада" сеяли чаще всего такие как "самсон" и "дюбек". Вот в них-то, чтобы отбить махорочный смрад, и добавляли различные душистые травы, обратившись к опыту народных целителей, знахарей-травников. Пастернак среди прочих трав выделяет следующие:

- материнку ( или душицу лекарственную) - в ней содержатся тимол и карвакол, успокаивающие нервную систему, а также терпены, противодействующие болезням желудка;

- любисток - его "молодица" (девушка на выданье) мешала в табак, чтобы "…привязать к себе казака", а также сберечь его в пути; в нем содержатся фурокумарин, псорален, бергаптен, обладающие антисептическим и противоопухолевым действием;

- мяту - ее добавляли не только в курительную смесь, но также и в смеси для нюханья табака; мята содержит вещества, положительно влияющие на тонус, бодрость, рассудительность, спокойствие, оказывающие благотворное воздействие на работу мозга;

- тирлич (или горечавку желтую) - как говорили старики: "…чтоб руки-ноги не выкручивало", т.е. от ревматических болей в суставах;

- падуб - предупреждающий болезни горла, ангину, воспаления десен, укрепляющий эмаль зубов
(см. Пастернак, с.77, а также: Иванишин Д.С., Катина З.Ф., Рыбачук И.З., Иванов В.С., Бутенко Л.Т. Лекарственные растения Украины. - К. - 1974г., с.101, 128).

Помимо вышеозначенных растений, обладающих сугубо лекарственным воздействием, в народной среде в курительные смеси добавляли также травы, имеющие сомнительное с точки зрения практической медицины значение, но имевшие большое значение для самих казаков, согласно народным верованиям, в связи с их специфической деятельностью. Считалось, например, что:

- для очищения крови после ранения нужно курить терновые листья и его сушеные цветы;

 - для того, чтобы отогнать "черные мысли", курили с табаком сушеную полынь;

 - казаки-"могильники", несшие неусыпную "варту" (стражу) на степных могилах-курганах, для улучшения зрения курили высушенную тырсу, т.е. ковыль.

Одной из самых интересных трав, употреблявшихся в курительных смесях, был буркун (или донник желтый), который курили старые рыбаки, находившиеся в силу своего промысла долгое время чуть не по пояс в воде. Сушеные верхушки с листьями и цветами буркуна (донника) содержат в себе в больших количествах вещество кумарин, обладающее противосудорожным воздействием. Однако то же самое вещество, кумарин, угнетает нервную систему и обладает к тому же еще и наркотическим, а точнее, галлюциногенным, эффектом (см. Губергриц А.Я., Соломченко Н.И. Лекарственные растения Донбасса. - Донецк - 1968г., с.71).

Запорожские казаки, зная этот побочный эффект, курили табак с примесью буркуна после боя, если сечевик "…не мог забыть вида гибнувшего врага или умирающего побратима" (см. Пастернак, с.77). Интересное подтверждение этому находим и на страницах романа Шолохова "Тихий Дон", когда донской казак Григорий Мелехов, главный герой повествования, чтобы развеять тоску, курил: "…пригоршню смеси: сухой донник и корешки недозрелого самосада - "дюбека" (см. Шолохов М.А. Тихий Дон. - М. - 1980г., т.2, с.153).

Украинские народные верования также донесли до нас предания про некую "чаклун-траву" - т.е. "колдун-траву", порошком из которой запорожцы лечат рубленые, колотые и резаные раны (см. Пастернак, с.77-78). В знахарской практике "характерников", этих запорожских чародеев, согласно народным преданиям и различным "Травникам" и "Зелейникам" 16-18вв., употреблялись и другие сказочные растения - например, "разрыв-трава", отмыкающая любые замки и оковы, "одолень-трава", помогающая одолеть любого врага, "цвет папоротника", с помощью которого ищут клады, в большом количестве оставленные сечевиками в своих запорожских угодьях. Народные легенды глухо упоминают про корень той самой "одолень-травы", однако неизвестно, каким именно образом его употребляли. А вот про "чаклун-траву" есть упоминание, что ее именно курили, "…чтобы сабля не брала" (см. Пастернак, с.77).

Учитывая многие архаические элементы, сохранившиеся в запорожской среде, и дошедшие чуть ли не до наших дней со времен индоевропейских воинских союзов (например, культ волка-оборотня), можно предположить, что курение (или, точнее, воскуривание) различных трав, содержащих галлюциногенные или стимулирующие вещества, входило и в ритуальную практику сечевиков, как до этого подобное имело место у скандинавских "берсерков", а также в ритуальной практике других народов. Более того, подобная практика подготовки к битве могла иметь место у запорожцев еще и в силу постоянного взаимодействия с мусульманским миром, на протяжении столетий использовавшего психотропные вещества (например, опиум и гашиш) в качестве допинга для своих воинов, например, подобные упоминания существуют про османских янычар.

Однако что это было за тайное зелье казаков - история умалчивает. Уж не здесь ли коренится одна из разгадок тайн запорожских "характерников", которых, согласно легендам, "…ни пуля, ни сабля не брала"?

Как бы там ни было, но рецептура приготовления и сами пропорции из трав, добавлявшихся в курительные смеси, до наших дней практически не дожила. Единственным исключением являются сохранившиеся в народе до сих пор рецепты "злого тютюна" (четверть полыни на три четверти табака), и "мишанок", т.е. смесей в равных частях самосада сорта "самсон", мяты и любистка, или в равных частях табака и донника. А вот грешно курить или нет - на то есть следующая украинская легенда:

"…Кто курит, но не плюет при этом, тот греха не делает, но кто курит и плюет, тот "пекла" (ада) не избежит - потому что земля всем нам мать: мы все из земли, землей живем и в землю снова пойдем, и того земля не примет, кто на нее плюет…"

Мискин Р.В. ht.p://slavs.org.ua/forum/topic/99/chto-kurili-kozaki-v-zaporozhskoi-sechi-ot-ee-poyavleniya-i-do-zakata/

Творческие были ребята в те времена. Изыски весьма головокружительные.

Иногда я делал небольшок крюк и захаживал на берег Донца выше плотины. Что бы посмотреть на пастбище толстолобиков, на нижнее пастбище.

t4

Вот здесь они и паслись. Берега все были обычно заняты рыбаками, страшными любителями тостолобятины.

Однажды мне довелось видеть стаю толстолобов. В средине июня они собираются большими табунами, перед нерестом. И начинают беситься. Вскидываются поверх воды, становяться, буквально на хвост. Завораживающее зрелище. Особенно когда над водой взлетает кабан, пудового веса.

p1

Вот вид на плотину перд Луганской ГРЭС. Перепад метра четыре.

t3

Я видел как один толстолоб, не меньше пуда, взлетал на эту плотину. Вылетел из вот этих  бурунов как ракета и взлетел на верхнюю кромку.

А я стоял как ошарашенный, не веря собственным глазам. Наверное и такие необычные вещи наполняют яркую рыбацкую жизнь. Не только страсть, как при поимке большой рыбы.

фото с ресурса Panoramio/




Tags: Луганск, донец, наш край
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment