mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Дон.Тайны и загадки мира подземелья.(I).

Считается (это волшебное слово "считается") что монахи - это совокупность различных людей. Которые пришли в монашество различными путями. Пришли из разных сословий. Пришли с целью удалиться от мирской жизни и посвятить далнейшую свою жизнь осмыслению слова божьего. Пришли с разными навыками, с разными прошлыми занятиями в жизни. Обшее у них в том, что их обьединяет монастырь.

А могли ли такие люди построить сложнейшие пещеры так, что они на каждом метре длины одинаковой формы, одинаковой линейности. одинакового сечения.? Однообразно построены сопряжения и пересечения. Можно ли такому научиться сразу? Или опять таки, пещеры монахи не строили? Поселились на готовое? В пещерах чувствуется рука больших мастеров своего дела, а не каких либо разных людей, собравшихся вместе только в монастыре.

Прикалываемся со штативом

Еще раз вернемся на первую фотографию пещеры и внимательно посмотрим на геометрию сечения. Радиус вверху. Стены не вертикально уходят вниз, а с небольшим разлетом, с расширениекм к низу. А теперь посмотрим на эту картинку


Вот такая геометрия исполнения рамы крепления горной выработки современной шахты имеет название шатровая. Разработана и изготовлена в двадцатом веке. Горная выработка шахты повторяет геометрию рамы. Имеет такое же сечение, радиус вверху и расширение к низу. Нужно ли еще что то писать по этому поводу? И кто считается родоначальником горного дела? Немцы или англичане? Или может быть эти неизвестные строители подземных пещер, наши далекие предки?

Есть в этих пещерах еще один ньюанс.



Вот еще одна пещера. Пещерный комплекс недалеко от поселка Сватово, Луганской области.

Вот что пишет об этих пещерах официальная наука: "
По мнению авторов, данный комплекс подземных сооружений, возможно, мог представлять собой обитель православных монахов-затворников (пустошь). На культовый характер данного сооружения указывает, во-первых, отдаленность от населенных пунктов и отсутствие в непосредственной близости остатков бытовых сооружений и построек, что характерно для пустошей. Во-вторых, помещение №2 крестообразной формы можно расценивать как подземный храм. Ведь, согласно православным канонам храмы строились нередко в виде креста в своем основании, с алтарем, ориентированным на восток. Однако, вход в помещение расположен на юге, т.е с противоположной алтарю стороны. Данное несоответствие ориентации помещения №2 православному канону может объясняться рядом причин. В числе которых - строительство сооружения верующими, не знающими канона, или дезориентацией строителей в условиях подземелья. Иная причина - отсутствие четких представлений о православных канонах строительства храмов могли быть у казаков-старцев, посвящающих остаток жизни подвигу духовному. О таких старцах (в прошлом казаках), «подземельниках», сооружающих обители в отдалении от селений [Материалы... 1999, с.5]. Возможно, что последующее выяснение несоответствие канону подземного храма и заставило его обитателей покинуть обитель."

Не известна причина? Вали на козлов, которые строили пещеру. Мертвые сраму не имут.

Расстояние от сватовских пещер до мигулинских больше трехсот километров. А пещеры одинаковые.

А есть еще, буквально, целая серия подземных пещерных комплексов в Воронежской области по правому, высокому берегу Дона.

shatrishhe4

Пещеры возле села Шатрище Лискинского района Воронежской области. Известная официальная версия. К которой я отношусь весьма скептически:

"Шатрищегорская пещера находится в высоком меловом останце в районе хутора Вязники Лискинского района.
Меловой останец Шатрище очень приметен. Он полностью отделен от основного массива мелового плато. Между Шатрищем и плато проходит железная дорога.

Шатрищегорский Спасо-Преображенский монастырь был основан в середине 17 века. В 1854 году монастырь был приписан к Дивногорскому монастырю.

Пещеры в горе Шатрище имели ранее протяженность около 1 км. В течение 20 века часть ходов была засыпана в результате взрывов, в частности была уничтожена наиболее старая часть храма. Сейчас в пещеру можно попасть через три входа.
Коридоры в Шатрище тянутся узкими, но достаточно высокими галереями и предстваляют довольно сложную систему. Недалеко от входа есть небольшое помещение с окном. Примерно в 10 м от входа идет разлом, ведущий в естественную полость. При дальнейшем движении галерея погружается все глубже, ее пересекают еще тектонические трещины. Ниже меловая порода постепенно переходит в песчаник и становится менее прочной, ход  становится горизонтальным и заканчивается завалом.


В настоящее время общая протяженность ходов составляет около 237 м. Планировка пещерного лабиринта довольно проста. Это, по своей сути один ход, винтообразно спускающийся к подножию горы" https://www.drive2.ru/l/472962349465076607/


ухо

Пещера — Большое Ухо, в километре от села Селявное

"Данная пещера находится в правом высоком склоне долины реки Дон в 1 км к западу от села Селявное Лискинского района.
Пещера «Ухо» очень труднодоступна и поэтому плохо изучена. Для достижения ее необходимо использовать веревочную страховку.
Эта пещера была создана в течение 5 лет, начиная с 1851 года крестьянином села Щучье Петром Курбатовым. К нему позднее присоединился крестьянин Никифор Шатов. Отшельники кормились подаянием. Однако созданная ими церковь вызвала беспокойство у руководства, существовавшего рядом Дивногорского монастыря, которое опасались оттока богомольцев и, следовательно, уменьшения своих доходов. Поэтому церковь была подчинена надзору монастыря, а пещерокопатели определены в братство Дивногорского монастыря.
Пещера называется «Ухо» по форме одного из входов. Сейчас внутрь можно попасть через два входа. Пещеры представляют собой полукружье, в середине которого расположена церковь. В коридоре, идущем к северу от входа №3 на стенах вырезаны изображения двух церковных колоколен. В прямоугольное помещение в юго-восточной части лабиринта ведет узкий лаз. Это помещение могла быть келья Курбатова и его помощника.
Сейчас сложно сказать, была ли пещера построена Курбатовым и Шатовым с нуля, или же были использованы существующие ранее полости. Времени на полное самостоятельное создание пещерной церкви у отшельников было достаточно."  http://priroda36.ru/donskie-peshhery

Если все эти пещеры рассматривать по отдельнной, то можно смело заявлять: "...сложно сказать, была ли пещера построена Курбатовым и Шатовым с нуля, или же были использованы существующие ранее полости. Времени на полное самостоятельное создание пещерной церкви у отшельников было достаточно..."

Спасибо Дмитрию Шипилову за его энтузиазм в деле освещения малоизвестных пещер верхнего Дона https://www.drive2.ru/l/472962349465076607/

Вот еще одна пещера.



Село Колыбелка Лискинского района, Воронежская область, берег Дона. Разбейкинские пещеры





И это все Колыбелка. Про нее надо писать отдельно. Чуть позже. Из ЖЖ http://muph.livejournal.com/343241.html

Еще одна пещера на Дону



Воскресенский Белогорский мужской монастырь.Воронежская область. Берег Дона.

Из ЖЖ http://muph.livejournal.com/333057.html Отдельно хочеться сказать спасибо Андрею Кирнову за его великолепные фотографии. Его журнал
http://muph.livejournal.com. Всячески рекомендую. И очень завидую всем тем, у кого есть возможность вот так взять и поехать в выходные в очень интересные места. Мне за три года нашего непростого существования чудом удалось попасть в эти места. И сразу попасть на такой значимый пласт нашей истории.



А эт Киево - Печерская Лавра. Надеюсь, о ней ничего писать не надо. Расстояние от Киева до Мигулинских пещер свыше тысячи километров.

Антониевая

А это Антониевы пещеры, Троицкий монастырь, Черниговская область. Расстояние от Чернигова до Мигулинских пещер свыше тысячи километров.

"Пещерный христианский монастырь был основан в 1069 году черниговский князем Святославом Ярославичем (1027—1076) и известным церковным деятелем древнерусской эпохи Антонием Печерским (983—1073), который родился на Черниговщине в городе Любече. Монастырь сначала назывался Богородичный (монастырь Божьей Матери). Летописец утверждает, что Антоний прибыл в Чернигов, спасаясь от гнева князя Изяслава. Он полюбил Болдины горы, выкопал пещеру и с тех пор на Болдиных горах существует монастырь. Очевидно, основание монастыря было тесно связано с соперничеством между двумя крупнейшими культурными и политическими центрами древнерусского государства — Киевом и Черниговом. В Киеве уже существовала и приобрела большую популярность Киево-Печерская лавра. Черниговский князь Святослав, пытаясь противопоставить свою столицу «матери городов русских», с помощью Антония создал на Болдиных горах подобный храм.

Интенсивное развитие Болдиногорського Богородичного монастыря продолжалось до 1239 года, когда Чернигов был разрушен монголо-татарами. Период упадка протянулся до XVII века, когда началась реконструкция монастыря. Её инициатором стал черниговский казацкий полковник Степан Подобайло, за его средства и проводилось восстановление, продолжившееся до конца XIX века. В результате этих реконструкций Антониевы пещеры приобрели современный вид. Сейчас Антониевы пещеры являются комплексом подземных помещений и переходов общей длиной около 350 м, которые размещаются в толще Болдиных гор (в границах современного города Чернигова). Глубина залегания пещер колеблется от 2 до 12 метров относительно поверхности горы." Из Вики.

А что там нам по поводу заселения берегов Дона Казаками говорит официальная история? Семнадцатый век? А почему пещеры монастыря, основанного  в одиннадцатом веке, как две капли воды похожи на Мигулинские и остальные пещеры, расположенные по берегам Дона?

А это пещеры Святогорья,  на берегу Северского Донца. Пещеры выкопаны в девятнадцатом веке. Уже самими монахами. Этому есть документальное подтверждение. Почувствуйте разницу.



"В двух километрах к западу от Святогорской Лавры, недалеко от берега Северского Донца, сохранился пещерный комплекс монашеского скита. Святогорский скит св. Арсения (Святое место) располагался в живописной лощине, окруженный с трех сторон горами на правом берегу Донца. Скрытый от мирской суеты, скит был местом обитания монахов, ведущих полностью уединенный образ жизни. Церковь св. Арсения и кельи были заложены здесь архимандритом Арсением. Закончено строительство скита при настоятельстве о. Германа. Кроме церкви, в ските были построены три дома келий и трапезная. Здесь же была небольшая библиотека с фондом в 470 экземпляров изданий духовного содержания. Перед входом в скит была устроена ограда со Святыми воротами и часовня, где производилась запись на совершение молитвы скитскими монахами. Количество монахов, проживающих в скиту, было в пределах 15-20 человек.
Сюда, обычно 14 августа (старый стиль), совершался крестный ход на лодках по Донцу.
Сам скит открывался для посетителей четыре раза в год.

Пещерные сооружения в меловой горе Скита ископаны были уже в XIX в. после поселения здесь монахов. Однако, это не означает, что Святое место использовалось только с устройством скита. Как утверждает Е.Марков:"Скит построен на том самом месте, где, по преданию, еще в древности спасались Святогорские отшельники, от которых оно, вероятно, и унаследовало свое название "Святое место". Вместе с тем, скит оказался на месте какого-то неведомого древнего городища, земельные валы которого отчасти окружают его и теперь. Было ли это старинное сторожевое укрепление, какой-нибудь "стоялый острожек", оберегавший татарский перелаз через Донец в дни Ивана Грозного или Бориса Годунова, а, может быть, это еще уцелевший остаток гораздо более седой древности, сохранивший в своем имени память о каком-нибудь языческом святилище, почти всегда скрывавших в лесах и на горах, на берегу больших рек... Все тут безмолвно и неподвижно, как в могиле, словно все живущее давно вымерло в нем". И то, и другое предположения Е.Маркова подтверждаются как письменными источниками, так и археологическими исследованиями, проведенными заповедником." ht.ps://tw1npeaks.blogspot.com/2014/09/blog-post_16.html

Наверное хватит материала. Пост получился наверное сильно пресыщенный всем этим. Выводы будут позже. А пока открывайте вместе со мной и благодаря энтузиастам такого дела неизвестные страницы подземного творчества наших предков.
Tags: Дон, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments