mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Все когда нибудь происходит в последний раз...


- Смотри, — прошептал Чак, и Джордж тоже обратил взгляд к небесам.
(Все когда нибудь происходит в последний раз).
Высоко над ними, тихо, без шума, одна за другой гасли звезды.


Когда я писал свою Мистику Дона, я немного коснулся темы алавитов. Хотя свою историю алавиты ведут из глубины веков, тема эта в связи с войной в Сирии актуальна до сих пор. И когда просматривал материалы, посвященные алавитам, мне попался один хороший абзац. Вот этот абзац:

"И ирландское христианство, и арианство сохраняли многие черты ран­него христианства, в частности демократические формы организации. Ир­ландскую церковь римская церковь упрекала в пелагианстве - том самом течении, которое Н.К.Никольский обнаружил в раннем русском христианс­тве. Пелагий отстаивал свободу каждого человека и способность его без участия церкви достичь "спасения" путем добрых дел. Ариане также не знали церковной субординации. Община выбирала епископа, а совет епис­копов решал общие дела. Арианство потому и усваивалось на стадии воен­ной демократии, что власть в это время еще не оторвалась окончательно от общества, не противопоставила себя ему."

Абзац этот всплыл в связи с гипотезой о том, что в основе вероиcповедания алавитов лежало арианство. Но пока оставим это в стороне.

Первохристианские общины в самом начале их образования, их структура имела сетевой вид. Отдельные ячейки - общины. Законспирированные. Несмсотря на то, что расстояния между ними были огромными, их обьединеяла общая вера. Гибель одной общины на существование первохристиан особого влияния не оказывала. Они не были связаны между собой явными связями. Распротсранение и связь между ячейками осуществлялась проповедниками. С самого начала апостолами - учениками Христа, затем учеными последователями. Существование в виде сетевой  структуры продолжалось до тех пор, пока христианство не стало государственной религией в Риме. И поэтому оно и уцелело в условиях страшных гонений на первохристиан.

"В 324 году император Константин I одержал победу над своим соправителем Лицинием и стал единовластным правителем Римской империи. Объявив ранее в подписанном совместно с Лицинием Миланском эдикте «уравнивание в правах» христианства с прочими религиями империи и взяв курс на превращение христианства в государственную религию, Константин был заинтересован в консолидации Церкви. Однако при вступлении в 324 году в Никомедию он получил ряд взаимных жалоб сторонников и противников учения Ария. Более того, споры сторонников Ария и Афанасия в Египте приобрели такое ожесточение, что стали переходить в стычки на улицах, в которых люди, по словам Евсевия Памфила сталкивались друг с другом, так что ожесточённые, в пылу исступления, покушались на дела нечестивые, осмеливались оскорблять изображение василевса."

Когда христианство превратилось в государственную религию, произошла трансформация сетевой структуры в иерархическую. Она приняла жесткие фомы. А когда ввели институт паства, христианство обрело структуру бюрократического аппарата. Очень жесткую иерархию во главе с папой и с подчиенными ему кардиналами. Которые в свою очередь имели свою собственную структуру на местах. И вся эта структура имела жесткое подчинение снизу до верху. Папу выбирал Конклав кардиналов.

А теперь читаем самый первый отрывок.

Ариане не имели церковной субординации.
Епископ не назначался, а его выбирала община.
Общие дела решал совет выборных епископов.
Каждый имел свободу и способность достичь спасения без участия церкви.

Есть ли в этих строках какая либо ересь, за которую могли отправить на костер?

А теперь читаем вот это:

"Римско-като­личе­ская Церковь
Ватикан. Ватикан — самостоятельное государство на территории Италии, площадью в 44 га. Он расположен на территории Ватиканского Холма (где находится собор Святого Павла, два папских дворцf, резиколия длиной в несколько сот метров, соединяющий Ватикан с сетью итальянских железных дорог, электростанция, радиостанция, телеграф, начальная школа, а также вооруженные силы, жандармерия, пресса. Ватикан выпускает свои денежные и почтовые знаки. Подданных Ватикана насчитывается около тысячи человек. Неограниченным главой государства является Папа Римский, он же глава католической церкви.

Главу Ватикана выбирают из среды кардиналов — высших представителей духовенства — на коллегии кардиналов (конклав), на всю жизнь. При этом Папа отказывается от своего предыдущего имя и принимает новое. Собрание кардиналов происходят в исключительных случаях, в основном для выборов нового Папы.

В иерархии католической церкви наблюдается строгая централизация и безусловное подчинение низщих церковных органов высшим.

Возглавляет католическую иерархию "Священная коллегия кардиналов". Кардинал — высшее духовное лицо после Папы. Согласно традиции число кардиналов не должно превышать 70 человек. Часть их постоянно находится в Риме и возглавляет ватиканские учреждения, другие находятся в разных странах, где от имени Ватикана осуществляют руководство местными католическими организациями. Кардиналов назначает Папа.

Постоянным учреждением Ватикана государственный секретариат. Он ведает дипломатическими отношениями с теми странами, с которыми Ватикан имеет отношения (их сейчас около 60). Это так сказать Министерство иностранных дел. Государственный секретарь играет важную роль в жизни Ватикана. Постоянные послы — папские нунции (Италия и Ватикан также обмениваются послами). Если постоянные дипломатические отношения не поддерживаются, то направляются временные представители, которых называют лягатами.
Вся территория, на которой распространен католицизм, делится на области, состоящие из 1400 епархий. Сейчас за счет стран Африки и Азии численность епархий растет. В крупных епархиях есть викарные епископы — помощники епископов.

В тех странах, где много епархий, есть первосвященник, то есть старший для всех епископов страны. Они есть там, где национальная церковь имеет автономию. Если такой автономии нет, то каждый епископ непосредственно подчиняется Риму. Некоторые из примасов носят звание кардиналов. Есть страны, где примас один, а несколько кардиналов. Например, Франция, на территории которой существовала самостоятельно государство Бургундия, исчезновение которой не отменило должность кардинала.

Учреждения Ватикана включают в себя 9 конгрегаций (объединений), 3 трибунала и несколько секретариатов. Конгрегации возглавляются группой кардиналов (3-4 человека) и префектом (своеобразное министерство).

Наиболее важной является Конгрегация священной канцелярии. Существует также Конгрегация пропаганды веры, которая осуществляет миссионерскую деятельность, главным образом в странах Азии и Африки. Это наиболее богатая конгрегация, которая получает дотации от правящих кругов. Не только бизнесмены-католики, но и другие религиозные направления (например, баптисты) оказывают значительную материальную помощь в создании сетки семинарий, университетов, средних школ, которые воспитывают местное население в духе католического вероучения. Эта конгрегация имеет свое издательство, богадельни, школы и прочее. Конгрегация семинарий и университетов ведает кадрами, руководит подготовкой различных категорий священнослужителей. Конгрегация по делам восточных церквей руководит церквями и миссионерской деятельностью в христианских странах, но некатолических (протестантских, православных).

Значительную роль в ватиканском руководстве играют трибуналы:

1)апостольского потенциария, в котором в прошлом открыто спекулировали индульгенциями, а теперь продолжают "отпускать грехи" тайно, только в интересах Ватикана;

2)трибунал "священной римской роты", что является главным судебным органом папского государства;

3)"верховный трибунал апостольской сепиатурия", что занимается судебными делами католицизма в разных странах.

Секретариаты похожие на конгрегации, только возглавляющий их кардинал, то есть секретарь. Количество их меняется, тот или иной секретариат могут создавать на определенный срок.

Римско-католическая церковь безоговорочно определяет Папу, у православных же нет единого верховного руководителя, и каждую автокефальную церковь возглавляет собственный духовный пастырь.

Папство. Слово "папа" (происходит от греческого слова рарас), что значит "отец". Начиная с раннего средневековья имя "папа" фигурирует в церковных документах как общепринятый титул епископа Рима, а в 1073 году Папа Григорий VII заявил, что право носить титул "Папа" принадлежит только римскому епископу. Однако и по сей день официальная номенклатура, используемая в католическом церковном праве, не употребляет слова "папа". Его заменяет выражение "римский понтифик", или верховный жрец, заимствован из языческой терминологии древнеримской религии, в которой коллегия понтификов под руководством верховного жреца отвечала за организацию официального государственного культа. В церковном языке выражение отражает две главные функции Папы: он является епископом Рима и одновременно понтификом, т. е. главой всей католической церкви.

Официальный полный титул Папы занимал несколько строк книжного текста: епископ римский, викарий Иисуса Христа, преемник князя апостолов, Верховный понтифик Вселенской церкви, патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, Верховный правитель Государства Град Ватикан, раб рабов Божьих. Кроме этого Папа занимает должность главы государства.
Государство Град Ватикан имеет свой гимн и официальный государственный флаг (желтая и белая вертикальные полосы). В середине белой полосы — изображение папской тиары  и скрещенных ключей.

В 1970 году Папа Павел VI ликвидировал Благородную гвардию (остался только оркестр), отказался от папской жандармерии, которая просуществовала полтора века. Он сохранил только Швейцарскую гвардию.

В настоящее время швейцарские гвардейцы используются как часовые, стоят у ворот Ватикана, во дворике св. Дамасия, в Клементинському зале Апостольского дворца, а также перед личными апартаментами Папы.

Папа как глава Ватикана пользуется правом быть награжденным "рыцарскими орденами". Самыми высокими наградами являются: Высший орден Христа Орден Золотой Шпоры, Орден Пия, Орден Св. Григория Великого, Орден Св. Сильвестра; также "Крест за Церковь и Папу", медаль за заслуги "Золотая Роза".

Официальные папские документы выходят в свет в ватиканском периодическом издании. Они делятся на несколько категорий. Важнейшие из них такие, что носят торжественный характер,— это апостольские конституции и буллы. Ко второй категории относятся так называемые сокращенные папские постановления частного характера. К третьей категории входят различные папские послания. Некоторые из них носят название "декретов". С 1740 года появляются "окружающие" папские послания, или энциклики. Как правило, адресатами энциклик есть весь католический епископат и верующие"

И какое отношение имеет все выше пересичленное к вере? Можно ли верить в Господа, не имея вот такой сложной структуры, которая представлена выше?

Ариане, а затем и павликане доказали своим существованием, что можно. А может быть их учение было обьявлено еретическим не от того, что оно противоречило церковным и духовным канонам? Может быть вера в данном случае была ни причем? Конечно во времена ариан и павликан структура Римской католической церкви еще не обрела современной сложности, но она не сильно отличалась от современной. Отличалась только количеством.

В основе всех тех средневековых догматических споров лежала борьба аппарата Ватикана против тех течений и ответвлений христианства, которые своим существованием показывали, что можно верить, можно быть христианами и не иметь всего того громадного аппарата, который был у Римской католической церкви. И поэтому все эти течения и учения были смертельными врагами именно аппарата Ватикана, его сложной структуры.   Именно аппарата, а не веры. И аппарат Ватикана, его бюрократическая структура, выжигали всех своих конкурентов кострами и убивали их мечами палачей.

Я не знаю, сколько в мире существует трудов, посвященных истории становления церкви, истории Ватикана, но наверное никто не исследовал историю церкви с точки зрения истории бюрократического аппарата церкви и его становления  А зря. Она бы заиграла некоторыми другими красками.






Tags: война, история, мистика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments