mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Кружиловка (Новобожедаровка).

Как я раньше писал, Кружиловка - это место, где я провел очень много времени. Моя вторая родина. Я буквально исходил все вокруг этого села. Самые любимые места на берегу Донца. И главное родник. \Интересна история этого села, его исток. Как и кто его основал. Очень интересный храм в этом селе. Церковь Николая чудотворца. Инетересна она тем, что все перекрытия и купол в ней из кирпичной кладки. Церковь полуразрушена. Но потихоньку ее восстанавливают. В этом году там уже иногда проходит слухба. Правда по выходным. Но в наше непростое время Кружиловка - это глухой угол. И сейчас там живется людям ой как не просто. Но люди живут и жить будут.

hram1




СЛОБОДА НОВОБОЖЕДАРОВКА.
Слобода Новобожедаровка, при рѣкѣ Сѣверномъ Донцѣ, до-вольно многолюдная, съ одноштатнымъ церковнымъ причтомъ, находится Славяносербскаго уѣзда во 2-мъ благочинническомъ округѣ*.
Старинную запорожскую маетность при Сѣверномъ Донцѣ, по балкамъ—Кружилке и Долгой, Морозовой и Крутой, въ 1759 году заняли православные народы Сербской націи. Въ 1779 году вся эта мѣстность, при значительномъ количествѣ десятинъ земли, досталась въ собственность, въ полное владѣніе одному сербскому офицеру,—Божедаровичу. На пріобрѣтенной землѣ, въ честь и въ память своего рода, основавъ слобо-ду Божедаровку, маіоръ Давидовичъ Божедаровичъ. при содѣйствіи своихъ родныхъ и знакомыхъ, скоро заселилъ ее народомъ семейнымъ и осѣдлымъ, такъ что въ 1782 году, при составленіи общей народной переписи, въ Божедаровкѣ считалось уже жителей муж. 145 и жен. 138 душъ.
Въ началѣ 1789 года секундъ-маіоръ Божедаровичъ началъ хлопотать о постройкѣ въ своей слободѣ каменной церкви во имя святителя Христова Николая чудотворца; для этого приготовивъ по-требное количество матеріаловъ и чрезъ Межевую экспедицію отмежевавъ изъ своихъ дачъ 120 десятинъ земли для причта будущей церкви, Божедаровичъ формальнымъ доношеніемъ просилъ Екатери-нославскаго Намѣстничества правителя, дѣйствительнаго статскаго совѣтника Василія Васильевича Каховскаго исходатайствовать ему у преосвященнаго Амвросія разрѣшеніе и благословеніе на постройку означенной церкви. По поводу сей просьбы, В. В. Каховскій въ проме-моріи отъ 5-го октября 1789 года, писалъ къ преосвященному Амвро-сію Екатеринославскому: "Донецкаго уѣзда помѣщикъ господинъ секундъ-маіоръ Божедаровичъ, въ поданномъ ко мнѣ прошеніи изъясняетъ, что имѣетъ онъ въ Донецкомъ уѣздѣ двѣ деревни, Новую Божедаровку и Давидовку, въ коихъ состоитъ подданныхъ его обоего пола душъ 844, которые, по неимѣнію въ тѣхъ его деревняхъ церкви, въ преподаяніи христіанскихъ требъ, особливо въ весеннее время за разлитіемъ водъ, а въ зимнее за стужами, претерпѣваютъ крайнюю нужду, по сему вознамѣрился онъ сооружить въ Новой Божедаровкѣ собственнымъ коштомъ каменную церковь, во имя святаго Николая чудотворца, съ тѣмъ, чтобы къ оной и другая его деревня Давидовка, состоящая разстояніемъ въ 8-ми верстахъ, приходомъ причислена была, договорилъ уже майстера и изготовилъ всѣхъ нужныхъ матеріаловъ достаточное количество; а потому про-ситъ объ исходатайствованіи на построеніе той церкви, тожъ и объ опредѣленіи къ ней священно и церковнослужителей отъ Вашего Высокопреосвященства благословенія. Я, препровождая у сего планъ, доставленный ко мнѣ отъ губернскаго землемѣра, на отмежеванную изъ дачъ его Божедаровича землю, для довольствія будущихъ при той церкви священно и церковнослужителей, Вашего Высокопре-освященства покорнѣйше прошу, о сооруженіи въ означенной помѣ-щика Божедаровича деревни церквѣ, преподать архипастырское благословеніе, а равно и объ опредѣленіи къ ней священно и церковнослужителей, учинить свое разсмотрѣніе".
На основаніи сей промеморіи, по надлежащемъ разсмотрѣніи ея и относящихся къ дѣлу справокъ, преосвященный Амвросій Екатери-нославскій резолюціею отъ 16-го октября 1789 года разрѣшилъ и благословилъ въ помѣщичьей слободѣ Новой Божедаровкѣ, Донец-каго уѣзда, устроить каменную церковь во имя святителя Христова Николая чудотворца. 5-го декабря 1789 года отправленъ изъ Консис-торіи въ Бахмутское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 9-го мая 1790 года Бахмутскій протоіерей Петръ Расевскій -соборнѣ, по надле-жащему церковному чиноположенію, въ слободѣ Новой Божеда-ровкѣ освятилъ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку на соору-женіе оной.
Репортомъ отъ 27-го генваря 1793 года, Бахмутское духовное Правленіе представляло въ Екатеринославскую духовную Консисторію: "Донецкаго уѣзда помѣщикъ секундъ-маіоръ Степанъ Божедаровичъ, присланнымъ въ духовное Правленіе доношеніемъ, просилъ, о опредѣленіи Воронежской епархіи священника Филимона Трофимова въ его село Новобожедаровку къ Николаевской церкви приходскимъ священникомъ; а какъ реченный священникъ вознамѣрился ѣхать самъ въ Консисторію, то духовное Правленіе приложа сказанное доношеніе подлинникомъ, относитъ на разсмотрѣніе, изъясняя, что въ помянутой Божедаровкѣ священникъ весьма нуженъ, тѣмъ паче, что съ ряду при трехъ церквахъ, а именно: въ Суходолѣ, въ Макаровомъ Яру, оноже и Архангелъское 1-е и въ сей Новобожедаровкѣ, которая состоитъ въ Воронежской епархіи на самой границѣ, и нынѣ ближе вѣдомства сего священниковъ нѣтъ какъ въ пятидесяти верстахъ.—Послѣ переписки съ Воронежскою духовною Консисторіею, священникъ Трофимовъ принятъ въ Екатеринославскую епархію и опредѣленъ въ августѣ 1793 года приходскимъ священникомъ въ Новобожедаровку. Доношеніемъ отъ 26-го генваря 1797 года Донецкое духовное Правленіе представляло преосвященному Гавріилу, митрополиту Екатеринославскому: "Сего уѣзда помѣщикъ, секундъ-маіоръ Сте-панъ Божедаровичъ въ поданномъ въ сіе Правленіе объявленіи напи-салъ, что вновь строющаяся въ селѣ его Новобожедаровскомъ, во имя святителя чудотворца Николая, каменнымъ зданіемъ церковь соору-жена, иконостасъ принадлежащею къ благолѣпію работою совер-шенъ, всѣ церковные сосуды, утвари, священныя облаченія и книги церковнаго круга,—потребное число изготовлено и ни въ чемъ недос-татка не будетъ, чему приложилъ опись и просилъ о выдачѣ святаго антиминса и о освященіи оной представленія. По освидѣтель-ствованіи жъ сего Правленія присутствующимъ, священникомъ Анто-ніемъ, оный Антоній репортомъ Правленію донесъ, что какъ въ представленной отъ вышеписаннаго Божедаровича описи написано, при вновь выстроенной Николаевской церкви дѣйствительно все въ наличности изготовлено, и ни въ чемъ ко освященію недостатка не имѣется. Того ради Вашему Высокопреосвященству Донецкое духов-ное Правленіе поднося при семъ оригинальную за подписаніемъ свидѣтельствовавшаго, присутствующаго священника Антонія Мариновскаго опись, проситъ о выдачѣ святаго антиминса чрезъ отправленнаго къ рукоположенію той же въ село Новобожедаровское Николаевской церкви во священника діакона Іоанна Буракова и о освященіи оной благопризрительной резолюціи".
На основаніи сего доношенія преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ 26 февраля 1797 г. разрѣшилъ и благословилъ До-нецкому протоіерею Василію Башинскому освятить въ Новобоже-даровкѣ выстроенную Николаевскую церковь и дозволилъ выдать для этого освященный антиминсъ. 13 марта 1797 г. изъ Екатеринославской Консисторіи отправленъ въ Донецкое духовное Правленіе указъ объ этомъ.
15-го марта 1797 года Донецкаго уѣзда, слободы Безгиновки Казанской Богородичной церкви діаконъ Бураковъ, по просьбѣ Божедаровича, рукоположенъ во священника въ слободу Новобожедаровку, на мѣсто престарѣлаго и уволеннаго на покой священника Трофимова.






Феодосий Макаревский: Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии: Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия. - Екатеринослав, типография Я.М. Чаусского, 1880.


Tags: Донец, наш край.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments