mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Путешествие в прошлое и дорога обратно. Гундоров, Митякин, Боровской и другие городки.

Начну я этот раздел несколько с другой темы. Темы, казалось, не относящейся к моему очерку. Но, тем не менее, она очень показательна в данном случае:
В Луганской области поблизости села Шипиловка на одном квадратном километре археологи исследуют по меньшей мере 6 древних культур - древнейшей из которых около четырех тысяч лет.
Наиболее поздний и ценный культурный слой - летняя ставка орды хана Абдаллаха, последнего из потомков Батыя. По словам ученых, это был настоящий город из сотен юрт, палаток и кибиток, здесь даже чеканили монеты.
Недалеко от этого места ученые также обнаружили могильники времен Троянской войны и остатки так называемой "срубной культуры".
http://korrespondent.net/ukraine/1587925-v-luganskoj-oblasti-arheologi-nashli-letnyuyu-stavku-hana-zolotoj-ordy
По ссылке есть еще интересное видео.
Шипиловка - это село на правом  берегу Северского Донца, недалеко от Лисичанска. По старине это Крымская сторона. В отличии от левого берега. Левый берег Донца - это Ногайская сторона.
Это место обнаружили металлодетекторщики несколько лет назад. Сколько человек после того там побывало и что они там нашли неведомо. Но находки там были уникальные. Куда они делись уже никто не знает. Т.н. историки и археологи долго отказывались верить в то, что на этом месте такое может быть. Но даже после того как они начали исследовать это место,то  там то же много чего интересного нашлось. Ну и что? А то, что историки, не придумав ничего нового обьявили, что это место было летней ставкой одного их ханов Золотой Орды. А то что там было старинное крупное городище с доисторических времен это они не восприняли. Вот так у них все. Что не вписывается в писанную традиционную историю, то не имеет право на существование. И баста.


Luhan3



бмб1

Вверху фрагмент карты начала восемнадцатого века с нанесенными городками, расположенными по берегу Северского Донца. Обратите внимание на гармоничное расположение их на карте. Правда картой, в современном понимании это трудно назвать. Это скорей схема. Но вот что интересно. Карта эта старинная создавалась без каких либо инструментов. Но чем пользовались составители при нанесении этих городков на карту?. А был в то время очень универсальный инструмент, которым пользовались многие картографы. Этот инструмент имел название - время, проведенное в пути! И судя по карте, водный путь от одного городка к другому занимал приблизительно одинаковое время.

Перечислю их, они обозначены цмфрами.

1. Каменской нородок.
2. Гундоровский   городок.
3. Митякин городок.
4. Луганский городок.
5. Теплыгский городок.
6. Айдарский городок.
7. Трехизбянский городок.
8. Боровской городок.
9. Краснянский городок.
10. Городок - крепость Бахмут.

Нижняя - это уже современная карта. Я нанес расположение этих городков на эту, современную карту. Нумерация совпадает. На современной карте, выполненной в масштабе, уже нет такого гармоничного расположения. Но все равно имеется закономерность. Все эти городки приводят нас в Бахмут. В эту универсальную точку, от которой расходятся пути на все стороны света. Я об этом писал вначале.

Чт об этих городках пишут историки. Как и когда они образовались? Вот фрагмент из учебного пособия, изданного Луганским педуниверситетом к юбилею Луганской области. "История родного края.". На что обратить внимание. Книга издана в 2002 году. Страна Украина уже есть. Но тем не менее в историческом исследовании в этой книге так же рассматривается история и тех городков, территория которых  ныне в состав Украины не входит. Из песни слов не выкенешь:

"Поселения донских и запорожских казаков на территории края
В 1570 г. московский посол И.Новосельцев, помимо грамоты царя к турецкому султану Селиму II, вез письмо "...на Донец Северский отаманам козацким и козаком". Однако в документе не указаны какие-либо топографические ориентиры, то, к каким именно казакам заезжал посол. Возможно, что царское письмо было адресовано одной из групп казачества - оскольской или азовской, о пребывании которых на Северском Донце и его притоках сохранилось достаточное количество свидетельств. Тем не менее, утверждать существование постоянных казацких поселений в описываемом регионе во второй половине XVI-XVII вв. было бы неправомерным. Источники, относящиеся к указанному периоду, не содержат упоминаний о существовании стационарных поселений. Достоверно известно, что казачьи становища (донцев, запорожцев, азовских, оскольских казаков) были временными. Это были так называемые юрты, что в XVI в. могло означать территориальную единицу, находящуюся в частной собственности как по официальному разрешению Москвы, так и по праву первой заимки. Лишь в первой половине XVII в. казачий городок и юрт - как территориально совпадавшие типы поселений - приобрели одинаковое административное значение. Действия казаков в XVI в. носили здесь временный, в какой-то степени случайный характер, что отнюдь не способствовало сколько-нибудь всестороннему освоению края. На данном этапе ни татары, ни казаки, имевшие сходный, хотя и вызванный разными причинами уклад, основанный на войне и разбое, в силу объективных условий не смогли надежно закрепиться в степи.
С середины XVII в. донское казачество стало играть значительную роль в освоении Подонцовья. В первой половине XVII в. особенности ландшафтов и климата Среднего Подонцовья были уже в достаточной степени знакомы донским казакам, поскольку в степи - берегами Северского Донца, Деркула, Евсуга и Каменки - проходил шлях с Дона до Валуек, откуда казачьи посланцы следовали в Москву. Документы тех времен пестрят сообщениями о том, что быстрые и подвижные отряды татар "ганяли" донские станицы, заставляя последних держать трудную оборону, "осекшись терном", "в кусту". Особенно часто военные столкновения происходили на водоразделе Донца и Евсуга, поскольку в непосредственной близости отсюда, вдоль Кальмиуса и Айдара, пролегали татарские пути в Московию. За период 1636-1652 гг. сохранилось достаточное количество свидетельств, содержащих упоминания о многочисленных нападениях татар на донцев в районе рек Айдар, Деркул, Белый Колодезь. На указанный период припадает и начало колонизационного движения донцев на Донеччину. Освоение донецких степей происходило в сложных и своеобразных условиях борьбы с природой и вытеснением кочевников, поэтому донцы вначале занимали определенные территории (юрты), а лишь потом переселялись большими группами и строили укрепленные городки. Такой путь заселения края донцами вполне естественен для указанного периода, поскольку на это же время припадает рост военной активности азовских татар, ногаев и крымцев, остановивших донскую колонизацию на р.Лугань, вследствие чего Подонцовье стало далекой окраиной Земли Войска Донского.
Согласно документальным данным, первым "владелым" пунктом донского казачества на исследуемой территории являлся Гундоровский юрт. Упоминание об этом содержится в челобитной атамана Полуекта Савельева и казаков его станицы. " ... В нынешнем государь, в 144-м году, ехали мы, холопи твои, к тебе государю, к Москве с Дону от Войска с отписками о твоем государь о великом деле наскоро зимним нужным путем ... А как мы ехали степью, и на дороге, в Гундоровском юрту, нашли на нас Азовские татаровя" (1636 г.). Изложенные в челобитной обстоятельства не позволяют идентифицировать юрт ни как территорию, ни как поселение. Однако сопоставление приведенного отрывка с "Войсковой граматой" 1681 г. убеждает в том, что в первой половине XVII в. Гундоровский юрт представлял собой незаселенную территорию, на которой располагались уходья казаков. Заселение означенной территории происходило уже во второй половине XVII в., подробное указание на то содержится в вышеуказанном документе. Приведенная просьба казаков о занятии юрта характеризует систему землевладения на Дону. Поскольку в первой половине XVII в. Войско Донское еще только начинало осваивать Подонечье, проблема заимки не возникала. Однако к концу века на Дону постепенно развилось скотоводство, в частности, коневодство, вызванное изменением характера военных походов. Если раньше походы "за зипунами" были одним из важнейших источников пополнения казачьей конницы, то новые направления военной активности - осада турецких крепостей Северного Причерноморья и далекие морские походы - не были "урожайными" на подобную добычу, что и заставляло донцев массово разводить лошадей. Отсюда - проблема юртовых границ, т.е. упорядочения землевладения. Теперь уже юрт организовывался не по праву первой заимки, а по выдаваемым Войсковым кругом "граматам".
Итак, главным условием создания юртовых поселений являлось наличие вариативного количества людей, желающих переселиться. Войсковой круг выдавал "войсковую заимную грамату", а также назначал разводчиков из числа казаков соседних станиц, которые наблюдали за тем, чтобы границы новосозданной станицы (юрта) не захватывали владений соседних юртов, а вся процедура выполнялась по "правде". Поэтому разводчиков в источниках именуют "правдами". Акт отмежевания проходил торжественно, "правды" в сопровождении свидетелей, держа икону Спаса, шаг за шагом обходили кордоны нового юрта и оставляли отметки в виде зарубок на деревьях или земляных крестов. Затем, для "крепости", в заимочной грамоте производилась запись, после чего жители занимали новые владения. Таким образом, начальной, исторически сложившейся формой освоения донским казачеством пространств Среднего Подонцовья являлись юртовые владения - коллективные земельные владения, на протяжении XVII в. трансформировавшиеся в административно-территориальные единицы с центром в станичном городке.
Еще одним, принадлежащим казакам юртом являлся Трехизбянский, документальное упоминание о котором относится к 1647 г. Донской атаман Кирей Степанов, рассказывая в Посольском приказе о найденной казаками его станицы татарской сакме, отметил, что находилась она "выше Айдару, а ниже Боровой в казачьем юрту у Трех изб". По легенде, на месте основания юрта, а затем и будущего поселка, казаки обнаружили три избы, оставленные обитателями во время обильного паводка. Поэтому новое территориальное приобретение казаки назвали Трехизбянским юртом.
Следующими по времени возникновения являлись Айдарский и Краснянский юрты. Так, в 1656 г. валуйский стольник и воевода В.Г.Фефилатьев докладывал в Москву о движении калмыков по степи, от р.Дон в направлении Крымского полуострова. Боярин подчеркнул, что о перемещениях кочевников ему рассказал казак Демка Круговой, отправленный войсковым начальством в Краснянский юрт с извещением о подготовке совместного похода казаков и калмыков против татар. В этой связи воевода лично, "для проведывания вестей", посетил Айдарский юрт (1656 г.). Сказанное позволяет предположить возможность проживания на территории юрта определенного количества населения, несшего военную службу.
Массовое заселение казаками восточноукраинской степи относится ко второй половине XVII в. Эти земли, как и территориальные массивы по рекам Бузулук, Медведица и Хопер, являлись районами ранней казачьей колонизации. Однако возникновение в бассейне Северского Донца постоянных населенных пунктов-городков происходило несколько позднее, чем на Дону.
В 1699-1700 гг. по указу Петра I в поисках лесов для кораблестроения капитан московских стрельцов Иван Верховский обследовал расположенные в среднем течении Северского Донца территории. К составленному им отчету, помимо описания природных ресурсов края, прилагались и некоторые сведения о существовавших к тому времени населенных пунктах Гундоров, Митякин, Луган, Теплинский, Айдарский, Трехизбянский, Боровской, Краснянский, Сухарев и Маяцкий. Сопоставление приведенного И.Верховским списка с более ранними документами дает возможность конкретизировать возникновение некоторых из городков. Одним из самых ранних на Донце является Боровской, возникший в 1672-1675 гг. Подобные расхождения в датировке не удивительны, поскольку процесс казачьей колонизации Подонечья не нашел четкого отражения в источниках. Причина этого состояла в том, что "селятся и пришлых людей в городки принимают они, казаки, без указу собою". Дьяки Посольского приказа подчеркнули тот факт, что "донским казакам имянных списков и кто откуда пришел, также и землям и всяким угодьям писцовых и переписных книг в Посольском приказе нет и не бывало и сколько по Дону и по иным запольным рекам казацких городков и как давно-ль которой поселился, тому ведомости нет же, для того, что о селитьбе их и о землях челобитья великому государю никогда не бывало, а селятся и пришлых людей в городки принимают они, казаки, без указу собою". В приведенном отрывке как нельзя более точно обрисованы как ситуация неконтролируемого заселения края казаками и беглыми, так и незначительная степень осведомленности курировавших эту территорию ведомств Московского государства.
Тем не менее, в 1703 г. на Дон и Северский Донец с целью переписи городков и выселения оттуда беглых правительством Московии были направлены стольники Михаил Пушкин и Максим Кологривов, описавшие указанные территории и в 1704 г. подавшие отчет о поездке в Посольский приказ. В "Переписных стольничьих книгах", вследствие роста количества, зафиксировано сравнительно большее число городков, нежели в отчете И.Верховского. Кроме того, книги содержат обширную и относительно точную информацию о ряде населенных пунктов донского казачества.
Стольники побывали в расположенных в бассейне Донца городках, а в 1707 г. на основе предоставленных ими подробных данных был составлен отчет Посольского приказа о сыске беглых на Дону, донских городках и времени, прошедшем с момента возникновения последних. Однако при вычислении даты представляется необходимым за исходную брать 1703 г., когда стольники составляли переписные книги. В пользу приведенного довода свидетельствует указанное в отчете время основания некоторых населенных пунктов. Если вести отсчет от 1707 г., то Осиновский юрт должен быть основан в 1705 г. Но в этом случае М.Пушкин и М.Кологривов не указали бы его в своих документах, поскольку в этом году они на Дону не были. В соответствии с данными названного документа, хронология возникновения донских городков по Донцу и его притокам представляется следующей: 1673 г. - Боровской, Лугань, Староайдарский, Теплинский; 1675 г. - Сухарев, Трехизбянский; 1678 г. - Гундоров; 1683 г. - Краснянский, Новоайдарский; 1686 г. - Каменский, Митякин; 1696 г. - Беленской, Закотинский, Обливы; 1701 г. - Осиновский юрт. И если о существовании большинства из перечисленных выше городков известно только по письменным источникам, то данные о Луганском и Теплинском (ныне Станично-Луганское и Нижнетеплое) городках подтверждаются в ходе археологических исследований. Круг известных в настоящее время материалов, относящихся к истории Луганского городка, довольно широк, что позволяет в некоторой степени реконструировать его вид и особенности быта на рубеже XVII-XVIII вв. Первоначально станица располагалась на некотором расстоянии от современного пгт Станично-Луганское. Городок был укреплен и обнесен системой валов, вдоль которых тянулись неглубокие ровики. Внутреннее пространство поселка разделялось на четыре части. Колоритные названия частей станицы были подсказаны нелегкими условиями жизни ее обитателей. По причине наводнений часть поселенцев была вынуждена покинуть жилье и перейти на новое место. Так возникла "Качевань" - улица в северной части городка. Те, кто остались на прежних местах, прозывались "Отставкой" - улица на западе городка. Обе улицы располагались вокруг "Камышевахи" - болота, бывшего в центре и поросшего камышом. Важное значение в жизни станицы занимала торговля, которая происходила на "Майдане" - площади перед церковью. Одним из источников питания жителей являлась охота. В целом, Луганский городок донского казачества предстает перед нами как поселок мастеров-ремесленников, один из локальных центров гончарства, подверженного влиянию традиций как русского, так и украинского декоративно-прикладного искусства. В 1684 г. городок был разорен азовскими татарами, но вскоре восстановлен. Однако уже после 1718 г. в станице случился пожар и, возможно, тогда же она была оставлена жителями.
В 1700 г. на Дон была отправлена грамота Петра I, в которой казакам с целью создания и обслуживания почтовых трактов предписывалось заселить шляхи от Рыбного до Валуек. Для обеспечения безопасности почты донцы должны были предоставить коней и поселиться вдоль почтовых дорог. Только в 1705 г. был создан проходивший через Старый Айдар к Азову и Черкасскому Бахмутский почтовый шлях. Однако казаки выполнили царский указ по собственному пониманию, в связи с чем в 1705 и 1706 гг. на Дон пришли грамоты, в которых царь приказывал перенести на правый берег Северского Донца поселенные "не по указу" городки. Данная мера была продиктована не столько необходимостью военно-хозяйственного обеспечения Бахмутского шляха, сколько увеличивавшимся в этих краях скоплением беглых.
В этой связи царской грамотой от 14 мая 1705 г. указывалось: "...и того ради ныне и впредь на запольных речках на Московскую сторону Северского Донца без нашего, великого государя, указу никому вновь селиться не велеть, а которые поселены по Северскому Донцу городки, Старый Айдар и выше Айдара иные, до нашего, великого государя указу, и тем городкам быть по-прежнему". Конкретный перечень части таких, возникших "не по указу", приведен в грамоте 1706 г. Согласно последней, Новый Айдар, Осиновый Ровенек и Шульгин-городок надлежало "свесть и старожитных казаков, которые в тех городках живут, перевесть за Северский Донец, а новопришлых ... распрося выслать за провожатыми в украинные городы, кто отколь пришел". Следовательно, Осиновый Ровенек мог развиться в населенный пункт на месте Осиновского юрта, отмеченного Пушкиным и Кологривовым, в период между 1701-1705 гг. Новый Айдар также мог быть построен на месте известного со второй половины XVII в. юрта, что косвенно подтверждается данными вышеприведенной грамоты 1705 г. Возможно, что около 1705 г. был основан и Шульгин городок, который в более ранних источниках не упоминается. Оправдываясь перед царем, казаки поясняли свое самовольное расселение и выбор местности для основания городков необходимостью защиты от "неприятелей, потому как у государя с турецким салтаном миротворения не было". Поэтому царский указ так и не был выполнен.
Топографическое размещение перечисленных городков указывает на то, что к началу XVIII в. донская колонизация края была приостановлена на левом берегу Северского Донца, а на юг казаки продвинулись до берегов р.Лугань, куда доходили территориальные владения станицы Луганской. Основав ряд укрепленных городков, казаки не смогли продвинуться южнее, поскольку встретили противодействие татар. В поисках свободных земель часть казачьего переселенческого потока была вынуждена направиться на северо-запад. Так, в 1702 г. на р.Красная близ Кабаньего брода был основан новый юрт. Название юрта было образовано от топонима - "Кабаний юрт", "Кабанье". Предположительно между 1703/04-1707 гг. возникли Меловой Брод и Герасимова Лука. Весьма скудные данные о последних содержатся в серии документов, датированных началом Булавинского восстания (1707 г.). О Меловом Броде известно то, что он возник в качестве поселения Изюмского слободского полка, данные же о Герасимовой Луке носят весьма ограниченный характер.
По всей видимости, началом XVIII в. следует датировать возникновение Явсуга и Беловодска. О названных поселениях на допросе в Посольском приказе по поводу убийства булавинцами князя Ю.В.Долгорукого упоминал атаман Е.Петров в связи с тем, что "в тех станицах старых казаков не явилось, а явились все новопришлые казаки". Сказанное свидетельствует в пользу наших доводов о более позднем, по сравнению с другими казачьими станицами, основании Беловодска и Явсуга. Атаман атрибутирует тип названных им поселений как станицы, что дает основания относить их к населенным местам Земли Войска Донского. К 1707-1708 гг. в качестве казацкого поселения была известна Осинова Лука."
http://donbass.name/3268-istoriya-luganskogo.html

Что можно узнать из этого фрагмента? А то, что если нет письменных упоминаний о каком либо городке, то истории раннего его сущесвования не существует. По мнению историков, городки эти возникали на пустом месте. Но даже  из данного фрагмента можно извлечь интересную информацию. Например об истории врзникновения Трехизбянского городка:

"Еще одним, принадлежащим казакам юртом являлся Трехизбянский, документальное упоминание о котором относится к 1647 г. Донской атаман Кирей Степанов, рассказывая в Посольском приказе о найденной казаками его станицы татарской сакме, отметил, что находилась она "выше Айдару, а ниже Боровой в казачьем юрту у Трех изб". По легенде, на месте основания юрта, а затем и будущего поселка, казаки обнаружили три избы, оставленные обитателями во время обильного паводка. Поэтому новое территориальное приобретение казаки назвали Трехизбянским юртом. "

Т. е. не с голого места начинался Трехизбянский городок. Сколько лет на этом месте жили люди не ведомо.

Про Теплынский городок, время его основания я писал. Вот еще про Митякин городок

"...О неспокойной и опасной жизни того времени  упоминается  и в Статистическом описании Области Войска Донского за 1570 год. В этом документе  мы обнаруживаем, что в 1570 году Иван Грозный прислал на Дон грамоту с послом И. Новосельцевым, который ехал в Турцию. В городе  Азове,  посол узнает о том, что «Касим- бег ходил войной вместе с крымцами и турками на Астрахань и побил на Донце на Северском казачья атамана, Иваном зовут Мотякин, а с ним было казаков сорок»

 Такое большое количество людей, на то далёкое время, которое было в Митякинском городке, требовало и особой архитектурной постройки жилищ в нём и укреплений, которые возводились от набегов татар. Этим и отличался Митякинский городок от других казачьих  поселений, которые были на Дону в 15-16 веках

Археологическая экспедиция в 1992 году нашла место существования  этого казачьего поселения, что было недалеко от станицы Митякинской.  Площадь данного поселения была около трех гектаров.

Данная  экспедиция, на основании археологических находок, пришла к выводу, городок Митякин был основан в устье рек Митякинка и Северский Донец.

В устье этих рек, учёные нашли наконечники стрел, домашнюю утварь, подтверждающую версию  о существовании здесь  казаков в  16 веке. Городок располагался на полуострове. Он имел овальную форму, был огорожен плотным частоколом, обсажен тёрном, что подтверждает идею о том, что данный городок был частью системы « засек» Московского государства.

В углу городка располагалось место, куда во время нападения татар, загонялся скот, а так же собирались и прятались жёны и дети казаков Митякинского городка. Мужчины, в это время, оборонялись за тыном и на валах городка. Позже в городке появилось две пушки, которые стреляли чугунными и каменными ядрами. Скорее всего,  их отбили у татар, а затем установили у себя в городке казаки.  Исследование местности,  этой экспедицией, дает возможность предположить, что эти пушки были обращены на правый берег Донца, т.е. в крымскую сторону. Дело в том, что в летний период, река Северский Донец, мельчала, а зимой река могла и замёрзнуть  и создавалась опасность внезапного нападения татар на городок.

В центре городка был майдан, где собирались казаки на свой Круг и решали дела общины. Здесь же стояла войсковая изба, лавка торговца и часовня.

Часовни, в те годы, были небольшие, клеточного типа. Прямоугольный сруб-клеть был покрыт двухскатной кровлей и завершался маковкой  с крестом.

Такое обустройство жилищ, организация обороны и порядка в городке, ещё раз  подтверждает идею В.Н. Королёва о том, что городок Митякин  был один из первых и известных казачьих городков не только на Северском Донце, но и в бассейне Дона и он вполне мог существовать  ещё до  1549 года...

...данные археологических исследований, которые проводились на территории станицы Митякинской начиная с 1992 года подтверждают, что на этой территории  ещё до IX века, проживало  коренное население. Об этом свидетельствуют археологические находки. Мало того,  предметы быта, останки оружия казаков, найдены в археологических слоях проживания оседлого народа на берегах Донца..."
http://mityakinskoesp.ru/node/7

Вот так, по крупицам, вырисовывается совсем другая история возникновкеия городков, расположенных по берегу Донца. Городки эти образовались гораздо раньше того времени, которое охватывает официальная история. Можно даже предположить, что они существолвали там с очень далеких времен.

Если внимательно присмотреться к карте, выложенной выше, то обнаруживается еще одна интересная закономерность. расстояние между городками верст пятнадцать - двадцать. Т. е вероятность того, что они могли возникнуть не там, где они возникли, а где нибудь в промежутках то же высокая. Но они расположились именно там. А где, что там еще примечательного? А то что они ВСЕ расположились в местах впадения притоков Донца в сам Донец. Именно в устьях малых и средних речек и речушек. Сейчас многие из этих речек или пересохои или поменяли места впадения. Что для Донца вполне закономерно. Даже применительно к Митякинскому городку, я сомневаюсь в том, что археологи нашли именно то место где был старый Митякин городок.

митяка1


Красной точкой обозначено место впадения речки Митякинка в Донец. Именно в том месмте предполагалось расположение старого Митякина городка. Зеленой точкой, что слева на карте, обозначено место впадения реки Деркул в Донец. Деркул - это второй по величине приток Донца в нашем регионе. Следуя логике расположения городков, в вместе впадения Деркула то же должен быть городок. А его там нет! Но если внимательно присмотреться, то видно  что между красной и зеленой точками много озер. Это старицы. По этим старицам проходило раньше русло реки. И старицы по размеру подходят к руслу нынешнего Деркула.  И вполне может быть, что Митякин городок стоял как раз в месте впадения и Деркула и Митякинки в Донец в то время. И устье Митякинки в то время было в другом месте. Не там, где сейчас. И просто археологи его не нашли. Нынешняя станица Митякинская и вовсе стоит на другом месте.

митякина1

А это фрагмет трехвесрстовки Стрельбицкого, средина девятнадцатого века. Это вполне уже нормальная карта, выполненная в масштабе. На этой карте устье Митякинки красная точка, а устье Деркула зеленая.  и вдобавок еще три речушки впадают в Донец в том месте.  Русло самой Митякинки обозначеное голубой линией, теряется где то в песках. Так что мое предположение еще может иметь место.

И такое характерно практически для всех городков. Просматривается в этом какая то система. Система расположения городков на берегу Донца, в месте впадения небольших речек. Если подыматься дальше вверх по карте, то все эти подонцовские городки дальше того места, где впадает в Донец река Бахмут  не распространились. Все доходит до Бахмутского городка. Плучается что  Бахмут венчает все эти городки. То же интересно! Но еще надо учитывать то, что любой городок контролировал еще ту территорию побережья, которая тянулась вдоль той речки, в устье которой этот городок стоял. К примеру, из Митякина городка можно было выплыть вверх как по Митякинке, так и по Деркулу.  Из Айдарского городка можно было выплыть вверх по Айдару. Из Боровского городка -  вверх по речке Боровой и т. д.. Т.е . эти городки, их расположение, побережья этих речек, побережье Донца,  как бы образовывали некую структуру, во главе которой стоял город - крепость Бахмут...


Tags: Булавин, Булавинская война, наш край.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments