mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Накатило.

На своей страничке ЖЖ краем глаза увидел рекламу - Строительные и монтажные страховочные ремни. И сразу пробило на воспоминания. Страховочныне ремни  - это был наш постоянный атрибут на стволах. Без ремня спускаться в ствол было нельзя. Могли наказать на премию. Ремни у нас были как сказка. В Прибалтике при Союзе был завод, который делал ремни безопасности для советских автомобилей. Из такого материала делали для нас, стволовиков, страховочные ремни. Вместе с фалом, страховочным концом, он весил наверное всего килограмм. Его надел и не замечаеш. Я очень редко пристегивался ремнем. Только тогда, когда в ствол спускался инспектор. Потому что убиться, при  пристегнутым ремне, вероятность была значительно выше, чем не пристегнутым. Ну хотя бы потому что, могло на тебя что нибудь прилететь. И когда на тебя что нибудь летит и ты пристегнутый, ты оказывешься в положении собаки, привязанной к будке на которую наезжает асфальтоукладчик. Равнозначно. И еще потому, что перед тем как куда нибудь влезть, ты обязательно смотриш, куда надо влезть. И если у тебя под ногами восемьсот метров, ты смотриш очень внимательно.

Но иногда действительность могла сыграть с тобой злую шутку. Приходилось гулять по балкам, ширина которых меньше ширины гимнастического бревна. Алгоритм таких прогулок был общий. Ты внимательно изучаеш, куда тебе надо пройти, мысленно прокладываеш путь, где поворот, где присядки для работы, как потом встать, как повернуться. И самое главное, как потом вернуться в бадью. Бадья - это такое большое ведро, обьемом куба три, в котором возят породу из ствола. Ну и в перерыве между породой, возят проходчиков стволовиков. Надо было мне пройти и поправить одну штуку в стволе. А для того что бы поправить, мне надо было вылезть из бадьи на балочку меньше гимнастического бревна. Пройти по ней метров пять, потом повернуть на девяносто градусов, потом опять пройти на метров пять, присесть, поправить провод, на котором висел отвес глубоко внизу, подняться повернуться и опять проделать весь путь обратно. Но дьявол кроется в деталях. Когда я подошел к проводу, оказалось что он у меня под левой рукой, неудобно. Провод этот болтался свободно, я его отодвинул, перешел на другую сторону, развернулся,  присел, завел в успокоитель, это такая специфическая штука, жестко прикрепленная к балке. И что бы он, зараза, не выскочил обратно, я его зажал кусочками проволки что есть силы. Но дело в том, что когда он болтался, я его отодвинул в сторону и спокойно прошел. А когда я его зажал, то он натянулся как струна. А что бы его обойти нужно отклонится. А на мне сто одежек и плюс резиновый водонепромокаемый костюм. Я попытался отклонится в сторону, не получается - теряю равновесие. И вот стою я, в лыжи обутый. Сам себе отрезал путь к отступлению. Сзади бетонная стенка ствола, спереди проволока отвеса. Хорошо братва в бадье. На такие работы по одному не ездят. Ну шо братва, ехайте на гору и везите доски. Будем прокладывать алтернативный путь вокруг по доскам. Они уехали, а я стою на балочке. А под ногами полкилометра. Настроение не поднимает. Но ничего. Привезли доски, проложили дорожку по балкам, перелез. Но такое случается редко.

А потом приключилась перестройка. И Прибалтика ушла куда то вдаль. И вместе с Прибалтикой в ту же даль ушли и удобные наши страховочные пояса. И началась эпоха страховочных поясов, что кто где достанет. Привезли когда то пояса строительные. А у них сам страховочный конец из цепи. Цепь такая, что не только твои восемьдесят килограмм выдержит, но и можно на ней вытянуть танк из грязюки. И весит она килограмм пять.

Потом привезли пояса, у которых вместо цепи тросик. А он собака, после месяца носки, начинал самопроизвольно принимать всякие эротические  позы. И ничего с этим нельзя было поделать. Хоть как ты его и куда ты его не засовывал.

А потом вообще кино началось. Начинали мы новый ствол. Глубина была его тридцать метров. Проходки еще не было, была подготовка. А что такое тридцать метров? Ерунда. Инспекция день  - через день. Это тебе не на километр спускаться. Когда я ездил на такую глубину, то спуск занимал не меньше пятнадцати минут. В утренюю смену я иногда успевал заснуть во время спуска и мне мог присниться сон. Бывало. Но вишенка была в другом. Нам привезли в очередной раз очередной шедевр поясостроения. Страховочный фал с парашютом. Ну чо, хорошая штука. Когда ты работаешь на болшой высоте. Часть фала была пришита особым способом и когда ты улетал, то эта прошивка рвалась потихоньку и сглаживала удар. Нормально. Но вишенка была в том, что основные работы у нас были на высоте шесть мтреов. И длина парашута то же была где то так. Я прикидывал, что если улечу, то в результате работы такого парашута, я приземляюсь аккурат вниз головой. Со всего размаху. Ну а что, ни сердцу, ни инспектору по безопасности не прикажешь. Приходилось терпеть.

А вообще, если ты не дай бог улетал, то перелом позвоночника тебе был гарантирован. Страховочный пояс был тебе в помощь. По любому. И у тебя был выбор. Разбиться молодым или прожить пол жизни, когда из под тебя кто нибудь бы выносил бы горшок. По умолчанию большинство было против горшков.
Tags: шахта
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments