mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Расположенный внизу.

Не так давно нас ощастливил своим посещением один очень известный персонаж. В сети он известен под ником Тема. Известный дизайнер. Слегка так пролетел над Луганском и проскочил немного над Донецком. И несмотря но то что визит его былочень кратковременным, он сразу же успел навесить ярлыки на Луганск и на Донецк. Донецк сравнил с Германией, а Луганск сравнил с Албанией. Ну что с него возмешь? Дизайнер он такой дизайнер, тонкая натура, узкий специалист. Подобен флюсу, полнота его односторонняя.

Я так думаю, что он не только не знает что такое Албания, но и не совсем понимает что есть Германия. А про нас и говорить не стоит.

Взять хотя бы то, что сами албанцы себя и свою страну называют несколько по другому. Они называют свою страну Шкиперия или Шчипчерия..  "АЛБ‘АНЦЫ, шкиптар, шчиптар (самоназвание в единственном числе, от "шчип" - "говорить понятно"), в Италии - арбреши, в Греции - арванитес, народ, основное население Албании..."

Местность в Шкиперии довольно суровая, в основном горы.  Уровень сельскохозяйственного производства в Албании традиционно невысок, т.к. природные факторы весьма неблагоприятны для его развития. Ресурсы пахотопригодных земель невелики. В 1943 обрабатывалось всего 356 тыс. га. В 1964 обрабатываемые земли занимали 521 тыс. га, что составляло лишь 17% всей площади страны. Большая часть пахотных земель сосредоточена в прибрежных и центральных районах Албании. В 1987 под пашнями было 714 тыс. га, а под пастбищами - 397 тыс. га.

Народ в Шкипери живет достаточно горячий. Стычки за землю, за место для дома, за женщин. Запросто это все сопровождается мордобоем. Иногда который заканчивался жертвами. А, кроме всего, шкиптар народ суровый и по сей день там присутствует кровная месть. И за кровь пролитого рордственника должен нести ответственность глава другого рода, пролившего кровь. Принцип "око за око". И поэтому глава рода, которому выписали черную метку, естественно уклонялся от своей погибели. Он запирался в своем доме - башне, кстати очень специфические сооружения, называлось кула. Типичные для горной местности. Двухэтажная башня. На первом этаже хлев для овец. А жилое помещение - это второй этаж.

кула

кула1

кула2

И так глава рода проводил всю свою оставшуюся жизнь. Сидел в обнимку с кремниевым ружьем, ел в обнимку с ружьем, спал в обнимку с ружьем, на горшок ходил в обнимку с ружьем. И если ему везло дожить до момента своей естественной смерти, то наверное его и хоронили в обнимку с ружьем. Было время, что в домах башнях скрываясь от мести, находилось до трети взрослых мужчин Шкиперии.

Ну а жизнь то продолжать надо. И все заботы по дому ложились на плечи Шкипчарских женьщин. И они со временем стали походить больше на мужиков. И в свете такой жизни в Шкиперии развилось вот такое интересное явление, присущее исключительно для Шкиперии.  Феномена «burnesha» — клятвенные девственницы, которые отказываются от своей женственности и живут словно они мужчины. Эта традиция восходит в XV веку и практикуется в семьях, где отсутствуют мужчины (в случает смерти единственного представителя мужского пола, к примеру отца) или нежелание вступать в навязанный общиной брак. В перечень прав клятвенных девственниц входит возможность голосовать на выборах, водить автомобиль, заниматься бизнесом, пить, курить, ругаться, носить брюки и оружие, что являлось исключительно прерогативой мужчин. Перевоплощение в «burnesha» сопровождается сменой имиджа и зачастую имени. Однако главное, что должен соблюдать новоиспечённый мужчина — отказ от брака и сексуальной жизни.




burneshas-albanian-women-who-live-as-men-jill-peters-1




burneshas-albanian-women-who-live-as-men-jill-peters-2



burneshas-albanian-women-who-live-as-men-jill-peters-4



burneshas-albanian-women-who-live-as-men-jill-peters-7



burneshas-albanian-women-who-live-as-men-jill-peters-9

Это все Шкипчарские женщины.

Говорить конечно о женской красоте и женственности в данном случае не стоит. И совсем некорректно и совсем неправильно сравнивать красоту и жизнь разных народов между собой. Ведь разные народы живут в разных условиях. И под воздействием этих условий формируется облик и жизнь этих народов. Как и родовой, национальный эталон красоты. Который живет в подсознании. И у каждого народа такой эталон разный. Это все идет на духовном уровне, тонкая материя. И это все тесно связанно с таинством продолжения рода человеческого. Глазами этого не понять.

Ну а что Албания?

Этимология названия на основе лезгинских языков. Известно, что научное изучение языков вне контекста истории и культуры их носителей само по себе не имеет какой-либо ценности. Это обстоятельство накладывает на исследователей некоторые моральные обязательства, по необходимости наряду с синхронным изучением языков, уделять внимание изучению их и в историческом аспекте. Однако дагестанское языкознание, по мнению многих кавказоведов, представляет собой пример, перед которым стоит большой объем нерешенных проблем. Полагаем, что значительная часть их связано и с историческим осмыслением языковых процессов. Объем, имеющиеся в этом направлении работ с одной стороны незначителен, а с другой - по своему уровню или находятся в зачаточном состоянии, или же способны порождать больше вопросов, чем давать на них ответы. Недостаточная убедительность декларируемых положений, противоречивость суждений по многим острым, имеющее порой и фундаментальное значение, вопросам нередко является характерной чертой научных взглядов занимающихся кавказскими языками.
например, в различных публикациях предпринимаются попытки название "Албания" сопрягать с древним названием бога неба лезгинских народов - "Алпаном", полагая, что одно из них вытекает из другого. Методологическая ошибка здесь заключается в том, что название "Албания" является не исконной, а грекоцизированной формой древнего политического образования, и сопоставление его с "Алпаном" из-за возникающего при этом мнимого сходства недопустима.
В армянских источниках отмечается его варианты "Агван-к", "Алуан-к", "Алван-к" и другие. Этимологически все эти версии восходят к названию древнего государства - "*Ахъван". Фонетическая разница между ними объясняется отсутствием в системах армянского и греческих языков звука соответствующего албанскому звуку "-хъ", который присутствует в этом слове. Поэтому при передачи его, армяне вместо исконного "-хъ" вынуждены были произнести близкое к нему по звучанию - "гъ", который, в свою очередь, нередко переходит в "-л". Переход "гъ" - "л" является одной из особенностей армянского языка. Что касается собственно формы "*Ахъван", то сопоставление его с аналогичными образованиями лезгинских языков позволяет вынести на суд следующие суждения. По своему происхождению слово "*ахъван" следует считать исторической метатезой формы "*ав-хъ-ан", поскольку такой подход позволяет без труды выделить в его составе морфологически значимые сегменты: 1. показатель вертикальной ориентации "ав"- со значением "ниже, внизу"; 2. показатель локатива "-хъ" со значением "за кем-, чем - либо; возле кого- чего-либо" 3. показатель генитива "-аи". Для подтверждения первого пункта сравните рут. "ов" (внизу), "овбаьй" (там внизу, вниз); лезг. "агъа" (нижний), например, в слове "Агъа-Ст1ал" (селение Нижний Стал) и собств. https://docviewer.yandex.ru/printxml?sk=y5bf5fc34fedd6ec23593c4232e486598&id... 26.04.2013 агул. "ахъ-тт"(вниз). В приведенных лезгинском и агульском служебных словах отмечается выпадение звука "-в" и переход "о-" в "-а". Но идентичность сравниваемых сегментов очевидна. Этимологически лезг. "агъа-" из "*овгъа", а агул, "ахъ-тт", соответственно, из "*овхъ-тт". Что касается метатезы, то дополнительным аргументом в ее пользу служат армянские версии Алванк и Алуанк из "*Агъванк" - ("*Авгъанк") Таким образом, приведенные выше аргументы, позволяют констатировать, что лексическим значением "*Авхъан" является "расположенный внизу". Разумеется, пространственная ориентация уточняется относительно расположения других родственных народов. Кроме того, данный расклад дает возможность опираясь на показатель генитива "-ан", лексему "*авхъан" рассматривать в качестве топонимического эпитета, который изначально носители языка должны были использовать в сочетании с другими словами типа "люди", "места" и т.п. в функции их пространственного определителя. И, соответственно, статус номинативного термина он мог приобрести лишь с течением времени. В свете сказанного представляет несомненный интерес и цахурские названия рутульцев -"агьахъ-бы" и "ахъахъ-ар", буквально, "расположенные, находящиеся ниже" (в долине реки Самур рутульцы географически располагаются ниже цахуров), в которых реализованы те же номинативные принципы, что и в слове "*Авхъан". Семантическое и структурное тождество сравниваемых лексем также очевидно. Кроме того, следует отметить, что современное название прямых наследников Албании удин также восходит к этому корню. Разница лишь в том, что в этнониме удин не представлен формант локатива, но присутствует окаменелый показатель класса "-д", который регулярно появляется в грамматических формах слов лезгинских языков и поныне. Ср. лезг. "багъ" (сад) - "багъ-д-а" (в саду), "шегьер" (город) - "шегьер-д-а" (в городе) и т.д. Еще одним аргументом в пользу данной интерпретации является агул, (керен. д.) наречие "ади" (внизу) - "адин-ф" (нижний). Чередование "а" - "у" в обозначенных языках обычное явление. Таким образом, со всей определенностью можно сказать, что название государства Албания возникла на почве языков исконных насельников его - лезгинских народов. И иметь отношение к нему ни армянский язык, ни тюркские языки не могли. Кроме того следует остерегаться от искушения сравнить его со схожими топонимическими терминами региона Ширван, Нахичевань, Ереван и т.д., существовавшими синхронно с ним. Схожесть мнимая, и возникает лишь в результате структурных изменений в его составе.
Гаджи Алхасов с.БедюкИсточник: Вести Агула25.06.2013  23:36

Ну что же, толкование слова албания - "те, которые расположены ниже" мне нравится и подходит. Ведь старый Луганск начинался с низины, с местности, которая расположена в долине реки Лугань. Это сейчас он взобрался на высокие холмы вдоль долины реки и стал многоуровневым. И я, когда выхожу из своего Верхнего Камброда, постоянно любуюсь картиной того, который расположен ниже. И совсем не обижаюсь на Тему, за его сравнение нашего города с Албанией.





Фото из журнала Варандея. http://varandej.livejournal.com/


http://mahachkala.bezformata.ru/listnews/proishozhdenie-slova-albaniya/12434974/ - Материал по этимологии слова албания.

http://supercoolpics.com/albanskie-zhenshhiny-kotorye-zhivut-zhiznyu-muzhchin/ - Материал про «burnesha», шкиперских женщин - мужчин.

Tags: Луганск., история.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments