mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Исток. Пограничье.

Вокруг станции стояла неестественная тишина. Ничего не напоминало того, что здесь когда то кипела жизнь. Было удивительно и необычно чисто. Читый двор возле вокзала. Чистые посадочные платформы. Остатки от ограды с потемневшими столбиками, отделяющими платформу от вокзального дворика.


22 Изображение 025


13 IMGP6932

Рядом со зданием вокзала стоял чистый сарайчик, служивший раньше продуктовым магазинчиком.

21 Изображение 015

 Впечатление от увиденной картины было такое, как будто здесь когда то был сьемочный павильон. И здесь снимали кино. Сьемка закончилась, все разьехались и только остались одни декорации от прошедших сьемок. И стоят теперь декорации никому не нужные и новый фильм здесь вряд ли когда будет снят. Площадку подметает ветер, смывает грязь дождь и только благодаря стараниям ветра и дождя здесь все сохраняется в чистоте.

20 Изображение 027

Вот в моей голове возникает картина - меня, очень маленького, ведет по ступенькам мама. Заводит в вокзал и вместе со мной покупает билет в кассе. Билет, небольшой картонный светло - коричневый прямоугольник с дырочками в виде даты. Потом мы садимся на лавочку и мама начинает меня кормить. Я уже не помню куда мы ехали, но в памяти до сих пор остался вкус и запах мягкого и пушистого хлеба.

Вот уже иная картина. Я с удочками вхожу вечером в вокзал. Поезд ушел, а на рыбалку только утром, на зорьку. Все лавочки и почти весь пол занят рыбаками, в основном пенсионерами. Меня приглашают занять свободное место на полу. Заходит дежурная по станции и ругается что бы не курили. Где то тихо звенят стаканы и тихо булькает водка.

Вот здание вокзала наезжает на вид из кабины машиниста. Я с батей в кабине дизель поезда заежаем на конечную остановку дизеля. На перроне нас встречает дежурная по вокзалу и передает бате банку с медом. Вот вокзал тихо остается сзади. Мы едем обратно в Луганск. Я открываю банку и кабина наполняется ароматным запахом меда.

Псоле развала Союза все общее пространство разошлось на отдельные государства. Но разруха на этом не остановилась. Части этих государств начали разваливаться на отдельные пространства. Такое пространство образовалось и вокруг железнодорожной ветки Луганск - Миллерово. Вначале оно занимало место на всем его протяжении. Еще по инерции ходили поезда и с пересадкой в Ольховой можно было доехать до миллерово на микропригородном поезде, состоящим из двух пассажирских вагонов, бочки с водой и старинной теплушки - магазина. Из которого продавали на полустанках Миллеровский, очень вкуснющий и мягкий, хлеб.

mill

Воду развозили по инерции с тех далеких времен, пока не побурили артезианские скважины. А до этого вся верховая вода не была пригодна для употребления.

Железная дорога эта сделала огромный вклад в развитие Росии, а затем и Союза. По ней возили Донбасский уголь, снабжали Донбасс продуктами. По этой дороге эвакуировались Луганские заводы во время революции и Великой  Отечественной войны. Во время той войны в карьере находился штаб Северодонецкого фронта. Который поспешил за наступлением 1942 года, а затем попал под контрудар и почти год прятался в карьере. До наступления 1943 года.

При союзе до станции Чеботовка ходил самый длинный пригородный поезд в Союзе. Ходил три раза в сутки, как раз к началу смен на Луганский заводах. И многие жители Ростовской приграничной части сел работали в Луганске. И многие Луганчане имели в этих селах усадьбы - дачи. Край этот из за близости Луганска жил и процветал. Дети местных жителей переезжали в Луганск на работу и учебу. Это фактически было частью Луганской области.

А потом все рухнуло. Стали заводы, потребность в рабочих снизилась. Начали хиреть придорожные села и получилось так, что будучи в центре большого государства, села эти остались в глухом углу. Исчезли колхозы и постепенно стала исчезать и жизнь в этих селах.

Потом начались границы и станция 122 километр оказалась пограничной. Появились пограничники. И по причине того, что Россия была значительно больше Украины и бардак ее захватывал постепенно, жизнь и цены в России были чуть лучше, чем в Украине. И сюда потянулись Луганчане. За дешевыми продуктами  и сигаретами, за дешевым мелким барахлом И на станции сам собой сложился стихийный приграничный рынок.  Валюта здесь ходила и та и та. И кроме всего, здесь пересаживались на поезд в Миллерово. Туда ехали Луганчане, которые челночили на Миллеровском рынке.

15 Рзд122

Вот подьезжает дизель - поезд из Луганска. Останавливается, но двери не открываются. С первой кабины вылазит проводници и первая бежит на рынок. Выбрать лучшее молочное. Народ внутри позда громко возмущается. Вот открываются все двери и народ бегом бежит на рынок. Успеть закупиться. Дизель стоит на станции двадцать минут и за это время надо скупиться на рынке. В основном пенсионеры.

16 IMGP6930

И я стою, смотрю на потемневшие прилавочки, шумного когда то вокзала, и мне станавится грустно - грустно, до капелек слез в уголках глаз. Здесь прошла  часть и моей жизни. И я участвовал в сьемках этого фильма, который давно прокрутился на экранах и никто повторный сеанс крутить не будет. И не будет снимать продолжение. Только мой ребенок видит остатки декораций от того  фильма. И глаза его то же наполняются грустью.

Ветка эта пришла в полное запустение. Вместо поезда на Миллерово ходят пригородные автобусы. Большинства сел вдоль этой ветки нет. Осталась только Чеботовка и Красновка.

Изображение 203

Изображение 193

Красновка. Та же картина.

Изображение 170

И выезд из Красновки в сторону 122 го километра.

Изображение 552

А здесь была когда то станция Усово.

Изображение 565

И возле станции Усово был железнодорожный переезд.

DSCN0548

Здесь то же когда то ходили поезда.

Раньше тут проходили и пассажирские поезда дальнего следования. В 60-х годах был поезд № 59/60 Миллерово-Мариуполь, который летом продлялся до Воронежа.
В расписании 1987/1988 годов были поезда:
№ 185/186 Жданов (ныне Мариуполь) - Воронеж   Ежедневный;
№ 571/572 Воронеж -Симферополь  Летний  Ежедневный;
№ 517/518 Свердловск - Симферополь  и
№ 543/544 Новосибирск - Симферополь   Летний. Ежедневный. Двухгруппный.

А это сообщение из 2006 года:

"В этом году институт Гипротранстэи ОАО «РЖД» предлагает прекратить эксплуатацию двух линий, и одна из них это Миллерово – разъезд 122-й км на Северо-Кавказской дороге. Данная линия является пограничной, и движение по ней не осуществляется.

Как сообщил начальник сектора по работе с регионами Северо-Кавказской Станислав Канька, ежегодные убытки от участка Миллерово – разъезд 122-й км превышают 7 млн руб. Как говорит Александр Ушков, закрытие убыточных путей – это очень трудоёмкий процесс, который всегда сопровождается жалобами и обращениями, потому что на каждой линии есть какие-либо промышленные предприятия и живут люди.Но в целом губернаторы, как отмечает президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, очень неохотно идут навстречу компании в вопросе закрытия убыточных линий. Причём позиция у них практически всегда неконструктивная – запретить закрытие, и всё.
«Обычно нет никаких встречных предложений, – отмечает Владимир Якунин. – Например, всегда можно создать совместную пассажирскую автомобильную компанию, которая работала бы на этом маршруте и в отличие от железной дороги могла бы даже приносить прибыль».
Очевидный выход – закрытие убыточных линий. Так, на участке Миллерово – Карьер 122-го км (Ростовская область) ходит только пригородный поезд. Убытки дороги от его эксплуатации в 2006 году составили почти 20 млн руб., при этом регион компенсировал всего 3,5 млн руб. Дополнительно выделять бюджетные средства администрация не намерена, поэтому СКЖД в соответствии с постановлением правительства № 233 вынуждена в ближайшее время обратиться в Федеральное агентство железнодорожного транспорта с просьбой закрыть участок..."

Наверное  вопрос о закрытии этого участка
уже не актуален. Он закрылся сам собой.

Перед войной подымался вопрос о восстановлении движения на этом участке, но события, начиная с лета 2014 года отодвинули этот вопрос в неизвестное будущее.

Мы с ребенком собралсиь уходить. У нас было ограниченное время, надо было в этот же день попасть домой. А хотелось еще посмотреть, на лес, зайти на источник. Уже при выходе с базарчика я заметил на земле монетку. Это был полтинник, еще тот, дореформенный, размером с советский пятак. Я его подержал в руках, протер его и положил на почернвший прилавок. Потом порылся в своем кармане, нашел украинский полтинник и положил рядом с российским.

Вот и все. Закончился сеанс. И эти два полтинника пусть теперь полежат рядом. Как плата за прошедший фильм. Очень грустный, который пронесся у меня в голове и от которого стало так грустно. До встречи!

Фотографии из журнала замечательного человека Романа Никитина.
http://4ernomor26.livejournal.com Он со своим другом совершил поездку от Миллерово до 122 го километра и запечатлел эту грустную картину на камеру. У меня к сожалению остались только воспоминания в голове. У него в журнале намного больше фотографий из той поездки.








Tags: Деркул, граница, ностальгия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments