mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Исток. Источник.

От станции 122 й километр до Ильенского источника примерно пять километров. Мы с ребенком не спеша шли в ту сторону. Когда то, когда ребенку было четыре года мы с ней приезжали к нему. Но было это очень давно и она все помнила с трудом. Так, в разговорах мы дошли до этого источника. Много всего, связанного с этм источником было наговорено. Особенно в последнее время. Моя жизнь с самого молого возраста то же была связана с этим источником. Я постораюсь рассказать, что я о нем знаю. И не из каких то посторониих источников, а из своей жизни.



Хороший ролик. Хорошо отснятый. Дает хорошее представление об этом источнике.

Вот фрагмент генштабовской карты, трехверстовки

р1

Зеленым цветом отмечена трасса, как она должна была пройти по первоначальным планам. То, как прошла железная дорога и как она была построена, на карте идет черной линией. Голубое пятно - это место, где находится Ильенский источник. Не далеко от него на железной дороге была остановка Старая Ильенко. От остановки до источника примерно километр. От остановки до Митякинской, напрямик через лес - восемь километров. Через хутор Патроновка по дороге - десять. Если бы дорога пошла через Митякинскую, то такого паломничества к источнику, как до сих пор, не было бы. Казалось бы. Ну вот, взбунтовались казаки и не захотели дорогу в своей станице и она пошла по другому. Но от этого выиграл именно Ильенский источник. Боагодаря близости к остановке, этот источник посетило за все время несколько миллионов человек. Без преувеличения. Случайно это или нет? Ответ на это лежит где то там, наверху, в тех местах, нашему разуму не  подвластных.

Существует такая вот история, связанная с источником. И история эта привязана к станице Митякинской:

"Первое явление святой Параскевы Пятницы в станице Митякинской было 9 / 20 Июня 1727 года на 68 день после Светлого Христова Воскресения.
Вот что говорит нам о том далеком времени история: "По предписанию Донской духовной консистории осматривал лично свое ведомство и равно архивы. И ничего особенного в благочинии не открыл, кроме одной иконы св. мученицы Параскевы в Христорождественской церкви Митякинской станицы, которая писана греческою живописью на доске величиною в аршин. С давних времён все христиане окрестных городов и сёл почитают оную чудотворною и ежегодно в десятую пятницу по пасхе бывает к ней на поклонение великое стечение народа" (Доклад за 1846 год благочинного Каменской станицы протоиерея Алексия Баженова).
Чудотворная икона великомученицы Параскевы Пятницы из станицы Митякинской
"…икона эта появилась в 1727 году при следующих обстоятельствах: в станице в этом году свирепствовала сильная моровая язва, оставившая много домов без людей. В одно время две девушки благочестивой жизни проходили по лесу и увидели на дереве икону св. великомученицы Параскевы Пятницы, от которой услышали голос: "Идите в станицу и объявите священнику и народу, чтобы они с этою иконою обошли вокруг станицы и с верою просили ходатайства у Господа, и моровая язва прекратится". Так и было сделано: моровая язва действительно перестала свирепствовать. Вследствие такого события с того времени ежегодно делается крестный ход при многочисленном стечении народа в десятую пятницу по Пасхе … на место явления иконы". ("Донские епархиальные ведомости" Январь 1891 г.)
Икона явилась у источника св. Параскевы Пятницы на окраине станицы. На этом месте была построена часовня.
В 1793 г. икону украсили серебряной ризой с позолотой. А в годы правления сатанинской коммунистической секты икона безследно исчезла…
Почитание святого источника продолжалось и в годы гонений на Церковь Христову. Люди шли к святому месту не только из близлежащих хуторов, но и издалека: Миллерово, Каменска, Ростова, даже из Краснодара, Киева, Луганска и Старобельска…
Особенное стечение народа было на 10-ю пятницу по Пасхе. Верующие шли к источнику за несколько дней до празднества. Свидетельствует Анна Таранникова: "По улице, где мы жили, паломники шли вереницею за несколько дней до праздника. Местные жители имели благочестивый обычай - ставить еду и питье для богомольцев у своих ворот". И многие еще помнят, как родители их пускали на ночлег паломников, как у источника вся поляна, за несколько дней до торжества, заполнялась ожидающими.
Так было до начала "безбожной" пятилетки в 1939 г.. В этот год часовню и святой источник разрушили по приказу коммунистической партии. Старейшины рассказывают, что ломал комсомолец-тракторист, некий Бодрухин. Сломал этот Бодрухин часовню, засыпал трактором источник, пришел домой и увидел, что его детей "покрутило"… Многие старейшины еще помнят его сына, действительно "покрученного", словно параличом. Бодрухин тот тогда тронулся умом от горя, и до конца дней своих ходил по станице плача и заклиная не обижать Параскеву.
Кто-то из верующих - к великому сожалению нашему, мы не знаем их святых имен - пошел откапывать святой источник, их арестовали и больше никогда они не вернулись в станицу.
Явления чудотворной иконы и самой святой Параскевы Пятницы веками чтят митякинские станичники, и каждый год на 68 день после Пасхи (10-я пятница) празднуется престольный день в честь великомученицы Параскевы Пятницы - бывает большое стечение паломников. Так же особо чтят митякинские станичники 28 Октября / 10 Ноября - день мученичества святой великомученицы Параскевы Пятницы.
Ходить к месту источника запретили под страхом репрессий. Людей, помнящих еще Святую Веру, сменило поколение, выросшее в период жесточайших гонений на Церковь Христову. Кто и помнил о святом месте - боялся туда идти, искать святой источник. А потом началась война, разруха, голод… Место, где был источник, быстро заросло тернами, и многие знавшие, что тут был источник, уже не могли точно указать где именно он был.
Второе явление святой Параскевы произошло 3 / 16 Июня 1950 года во второй пяток Петрова поста или 10-й от Пасхи Господней.
Вот безценное свидетельство Евдокии Михайловны Логвиной, 1915 года рождения, жительницы хутора Дурновка. Из магнитной записи рассказа Евдокии Логвиной: "Было это в 1950 году. Я была очень больна, муж пришел с войны инвалидом, а были у нас малые детки. Молилась я Богу и св. Параскеве, просила помощи, терпения. Снится мне святая Параскева и велит колодезь копать. Раз эдак, два, три. Я ничего не делаю, - мало ли что. Тут снится мне мама покойная и говорит: "Доченька, делай, что тебе велено." Я опять ничего не делаю - не знаю, от Бога ли сон. И вот, иду как-то в станицу. Прохожу мимо того места, где часовня была, вдруг вижу… (радостно плачет) стоит святая Параскева! В одежде, как монашки, только красивая такая: красная, зеленая. В руках свиток. Разворачивает его, а там икона "Нерукотворный образ Господа". И спрашивает меня: "Веруешь?" Я отвечаю: "Верую!" "Тогда,- говорит, - копай!" И место пальчиком показала. Пока я в себя приходила, Параскева так сквозе тернов и ушла…
Уговорила я подруг помочь мне копать… Страшно было… Властей боялись. Копаем, а они не верят, что там копаем. Место, где колодезь был, забыли ужо. Я говорю им: "Копайте, где показано." Тут камни здоровые попались, и - чудо! Камни эти как мячики одна мне подает, а я дальше откидываю. Копаем и находим полы дубовые. Как полы открыли, с угла водичка как полилась - чистая, чистая. Руки подставила и напилася".
Ночью, боясь гонений, дядька Евлокии сделал дощатый ящичек, вставил внутрь, чтобы песок не сыпался. И пошли верующие снова к святому месту за молитвами и предстательством великомученицы Параскевы Пятницы...

Явления чудотворной иконы и самой святой Параскевы Пятницы веками чтят митякинские станичники, и каждый год на 68 день после Пасхи (10-я пятница) празднуется престольный день в честь великомученицы Параскевы Пятницы - бывает большое стечение паломников. Так же особо чтят митякинские станичники 28 Октября / 10 Ноября - день мученичества святой великомученицы Параскевы Пятницы. В эти престольные дни совершаются особо торжественные службы, состоящие из Литургии, особого молебна, служащегося в храме св. Параскевы пред её чудотворной иконой в честь явления в ст. Митякинской в 1950 году, и Крестного хода протяженностью 2 км от храма к древнейшему святому источнику, с совершением древнего молитвенного чина."

Первый раз к этому источнику меня привезла бабуля. Было это в начале шестидесятых годов. От второго явления Святой Параскевы прошло каких то десять лет. Много с того времени стерлось из моей памяти, но кое что и осталось. Как мы ехали, как пересаживалсиь в Ольховой на другой поезд, Ольховая - Миллерово.. Запомнился мне паровоз с того поезда. Почему запомнился? А был он окрашен в зеленый цвет. Большинство паровозов было черными, а тот - зеленый. И привезла меня бабуля к Ильенскому источнику как раз на 68 день после пасхи, в пятницу. И возле этого источника и отмечался престольный день великомученицы Параскевы. Смутно помню, но людей было огромное количество. Все пространство вокруг дуба было заполнено людьми. Службу вел очень пожилой священник. Сухонький такой, но с мощным голосом. И на этой службе в основном были женщины. На дубе висела икона святой Параскевы. Висела она там постоянно.

Дуб тот, вокруг которого шла служба был не такой большой как сейчас. Он еще рос нормальным деревом. Потом в него попала молния и центральный ствол засох. И от этого начали расти боковые ветви. И дуб, вместо того, что бы расти вверх, начал расти вширь. И поэтому сегодня он выглядит таким могучим. Наверное люди, которые приписали этому дубу пятьсот лет, руководствовались благими намерениями. Но истинный возраст этого дуба от силы лет сто пятьдесят. Я его видел намного меньшим размером.  И я вот подозреваю, что все, что говортся в приведенном отрывке, относится именно к Ильенскому источнику.  Бабуля моя умерла больше тридцати лет назад. Людей, которые приезжали на почтение великомученицы Параскевы к Ильенскому источнику тоже наверное нет. И нет тех, кто помнил эти времена. И опровергнуть или подтвердить, все то, что написано выше некому. Но я видел празднование своими глазами.

К этому источнику приезжали  многие Луганчане. Вода из него пользовалась популярностью из за своей чистоты и мягкости. Ближе к вечеру на Старую Ильенку приезжал дизель - поезд. Со 122 го километра он отправлялся назад. Времени было около часа. И приезжие бегом, спешили первыми попасть к источнику, что бы успеть обратно на этот поезд. Я часто, когда возврвщался с рыбалки, наблюдал такую картину. Бегущих навстречу мне людей с флягами, канистрами, ведрами. Когда то увидел своего зав. кафедрой. Он бежал впереди всех с двумя ведрами в обеих руках. Профессор, доктор технический наук. И туда же.

Раньше вода из источника истекала свободно. А потом, кто то сложил в устье источника халабуду из шлакоблока. И за шлакоблоком стала скапливаться тина, начало там  все гнить. И чистейшая вода стала иметь сероводородный привкус. Опять, благими намерениями чуть не испортили источник. Пришлось все разбирать, что бы его почистить.

Источнику этому несколько веков. Так получилось, что благодаря источнику вокруг него вырос лес. И лес этот закрепил надвигающийся песок, защитил его от засыпания. Вокруг источника свой интересный лесной мир.

В ролике показано два родника. Основной, названный источником Параскевы Пятницы. И второй, названный источником Иоанна Предтечи. Это поздние названия. Раньше про второй источник мало кто знал, хотя расстояние между ними меньше ста метров. И второй источник находится по уровню несколько ниже. И было время, когда второй источник пересыхал совсем. Потом опять восстанавливался. Но я давно очень и не единожды слышал, что раньше про эти два источника говорили, что это источники живой и мертвой воды. Как из наших сказок. История этих источников идет из глкбокой древности. А эти современные трактовки? Не знаю, наверное кому то хочется иметь красивую картинку.

Сейчас к источнику приходит мало народа. Железная дорога остановилась. Из Луганска туда никого нет. Все, связанное с железной дорогй исчезло. На каждой остановке на этой ветке было здание вокзала. Остановки были далеко от сел и хуторов и сделано было это для того что бы в этих зданиях удобно было ждать поезда. От этого сейчас ничего не соталось. От здания вокзала на Старой Ильенке не осталось и признков. То место заросло бурьяном. Только посадочные платформы напоминают об этой станции.

32 IMGP7012

Рядом с остановкой Старая Ильенка было пробурена скважина и стоял ручной насос. Я иногда набирал воду там. Вода из этой скважины имела сероводородный привкус. Поэтому воду в эти места и привози с пригородным поездом. А в источнике вода без какого либо привкуса. Удивительно!



В времена Украины в Луганске появилась контора, которая продавала разливную воду под маркой Ильенская. К источнику она не имела никакого отношения. Это был просто марктинговый ход. И была другая фирма Голубой Ключ. Так вот эта фирма со своей водой была гораздо ближе к Ильенскому источнику. Откуда взялось название - Голубой. У этой фирмы скважина, из которй они качали воду была в Ольховой. А в Ольховой вода из скважин и из колодцев была идентична Ильенской. Когда такой водой наполняли  белую эмалированную ванну, из за ее  чистоты, она имела голубоватый оттенок. Вот такое свойство она имела.

В средине девяностых землю с источником выкупил какой то клоун. Он стал не пускать к нему никого, собирался организовать разлив этой воды. Но жители прилегающий сел пригрозили спалить ему хату и он успокоился. Когда разливается Деркул, он затапливет все вокруг. Паводок на Деркуле короткий, но очень сильный. Регулярно топит Беловодск, который находится выше по течению. Я когда то попал сюда во время паводка. Деркул разливается в ширину в некоторых местах на полкилометра. И во время паводка в Манычском и Ковалевке, окрестных селах, под воду уходят даже колодцы. И в такое время Ильенский источник превращается в единственный источник воды во всей округе. Нальзя его приватизировать. Он общий. И этому клоуну доступным языком все это разьяснили.

Возле источника стоят лавочки. И столики. Мы посидели за столом, перкусили, набрали воды и стали собираться обратно на границу. Время поджимало. С тех пор прошло уже пять лет. Попасть сейчас нам в те места очень затруднительно. Пункты временного пропуска не работают. А поездка вокруг, через Изварино, Каменск и Тарасовский и на Митякинскую - это километров двести. Трудно сказать,когда мы еще приедем сюда, да и приедем вообще?

33 IMGP7022

А это край России. Вид на границу через мост с Ростовской стороны.









Tags: Деркул, граница, ностальгия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment