mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a

Исток.

Время поворачивало уже под вечер. Пора было собираться домой. Мы набрали воды из источника и потихоньку пошли в сторону пограничного пропускного пункта. Путь наш проходил через приграничный хутор Маноцкий. Я раньше много раз проходил через него. Как то в молодости я приехал на рыбалку в эти края. Приехал на ночь. Ночевать пошел на станцию Старая Ильенко. В задании вокзала расположились на ночлег два деда пенсионера. Разговорились. Они предложили мне пройти с ними утром на рыбалку на озеро Маноцкое. Оказывается рядом с хутором было небольшое озеро. Я согласился. Вышли еще по темному. Они  шли по дороге и ночь для них была не помехой. Пришли на озеро. Днем ловился местный карась и красноперка. Озеро было лесное. Вода темная и рыба вся имела темно - серебристый  оттенок. Очень красивый. Позже я несколько раз ходил на это озеро. И в основном по ночи. А потом попал в те места днем. И днем я с трудом отыскал дорогу на озеро. Ночью идешь по особенным ориентирам, которые совершенно не видно днем.

Дорога шла через хутор. По пути попадались брошенные и полуразрушенные дома. Удручающая картина. Разруха пришла и в эти края. А вообще сам хутор очень живописный. Вокруг него лиственный дубовый лес. Но в основном живут в нем пожилые люди.

Окраина хутора Маноцкий

Барашки

Магазин

Раньше в этом доме был магазин. Я застал его еще работающим. Сейчас в хуторе нет магазинов. Люди ходят за покупками на хутор Елань, на разьезд 122 й километр. А еще раньше, до войны, ходили иногда за покупками на украинскую сторону. В село Югановка. Югановка расположена напротив хутора Маноцкий, через Деркул, который и разделяет два села, две области и два государтсва.

Но память осталась общая и она зафиксировалась в общих памятниках, связанных с нашим общим прошлым.

Обелиск в хуторке Маноцкий

Мы подошли к пограничному пропускному пункту. С Ростовской стороны еще не пропускали и возле домика пограничников собралось большое количество людей. Пограничный пес заполз в своем вольере еще дальше и опять не обращал иникакого внимание на окружающих людей. Пришел российский пограничник и быстро пропустил всех через границу.

Иная картина была на Украинской стороне. Украинские пограничники ходили как сонные мухи, совершенно не обращая внимания на толпу людей, ждущих перехода. А время тем не менее приближалось к отходу автобуса на Луганск и люди начали высказывать свое возмущение украинским пограничникам. Никакой реакции.  Потом начали нехотя и лениво пропускать людей, которых там собралось большое количество. Тщательно роясь в их личных вещеах. В основном границу переходили те, у которых были родственники в приграничных селах и везли оттуда продукты и подарки. И процесс провоза всего этого проходил под угрозой и шантажом украинских пограничников. Удручающая картина.

Наконец граница пройдена и подошел автобус. Размер его явно не соответствовал тому количеству людей, которые собрались на остановке. Тем более с большим количеством сумок и личных вещей. С трудом мы влезли в автобус. Я ребенка затрамбовывал через передние двери, а сам, на одной ноге, закрепился в районе задней двери. Ну это не страшно. Главное что мы поехали домой. И самое главное, что мы все таки совершили свой поход и посетили старые и узнаваемые места.

Можно провести границу на карте. Можно провести границу на местности. Обозначив ее трафаретами, оградив ее колючей проволокой и КСП. Но как провести границу в головах и душах людей? Никак. Мы одно целое. Мы один народ. Нас невозможно разделить никакими усилиями.

И в подтверждение этих слов интервью атамана Митякинских казаков со словами боли и отчаяния. Не пожалейте времени, послушайте его слова.

Это взгляд из России на проблему.

А это еще  еще один ролик. То же очень показательный. Ролик снят украинским корреспондентом. Сам того не желая, этот человек снял то же очень показательный ролик.

Прислушайтесь к словам местных мужиков. Берега Деркула заминированы от Югановки до Герасимовки.  Это пятнадцать километров берега. А там может быть и дальше. Это все мои старые рыбацкие места и знаменитая Черная яма. Но сейчас не до рыбалки. И заминированы до аккумуляторных дачь. Это те дачи, которые примыкают к берегу Деркула ниже по течению. А я знаю, что берег Деркула заминирован до самого устья. И берег заминирован так, что туда боятся приблизиться даже украинские пограничники. Потому что минировали все, кому не лень. Бессистемно, без карт и схем. И следующие слова про подорвавшегося мужчину тому подтверждение. Его тело боялись оттуда достать что бы самим не подрорваться. А я знаю от друзей, что на тех минах уже подорвалось шесть человек. В моих предыдущих заметках есть фотография пляжа на берегу Деркула. Это те места, возле дачь и мужик подорвался на растяжке именно там.

У моего знакомого дача в тех местах. Была. Он построили очень красивый дачный домик, размером с жилой дом. Его дача была лучшей в тех местах. С пластиковыми дверями и окнами. С капельным орошением на автоматике, со своей скважиной и насосом. Сейчас  его дача превратилась в разруху.Украинские  "освободители" освободили его дачу от всего того, что можно освободить. Вырвали  все пластиковые двери и окна. Разграбили все, что было внутри. Разграбили все капельное, вытащили насос из скважины. И сейчас от симпатичного дачного домика остались одни стены.

Люди вывозят своих детей из этого ужаса. Вывозят любым способом, даже с нарушением границы. Лишь бы подальше от такого "благополучия".

Я не знаю, сколько десятилетий придется затратить на то, что бы превратить все то, что здесь было в нормальное состояние. Сколько надо будет потратить времени, что бы залечить все те раны, которые нанесли нам украинские "освободители". И возможно ли вообще такое сделать? Скорее всего я туда вообще не смогу попасть. Но я не отчаиваюсь. Потому что есть надежда, ведь она умирает последней?

Фото хутора Маноцкой от юзера aksaydon: https://fotki.yandex.ru/users/aksayondon