mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Вдоль Деркула. Село Красный Деркул. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Деревянные казачьи храмы

Очень красивая река Деркул. Я много времени провел возле него. И постоянно сеня тянет туда обоатно. Красоту этой реки оценили не только люди, котиорые селились по его берегам в очень давние берега, но и те, которые жили в недавнем прошлом. И от деятельности тех людей остались то же значимые следы.

До недавнего времени на территории Станично-Луганского района находились три старинные деревянные церкви, построенные донскими казаками. В марте 2011 года в селе Красный Деркул сгорел главный храм монастыря в честь Рождества Богородицы, возведенный в 1881 году.

Сейчас ведутся работы по постройке нового, который в фундаменте будет точной копией сгоревшего. Но теперь в этом казачьем крае только два памятника деревянного зодчества, дошедшие до нас из прошлых веков — в селах Нижнетеплое и Верхний Минченок.

В селе Красный деркул находился уникальный деревянный храм. К сожалению в 2011 году в нем случился пожар и он сгорел до тла. Но на месте старого храма был возведен новый. При его возведении постарались сделать его таким, каким он был.

SAM_7244





А таким он был до пожара. Изумительной красоты.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы хутора Красный Деркул. Фото качала 50-х годов XX столетия.

Это фотография храма 1950 года.
Таким он был, когда настоятелем его стал отец Феофан.  Который сделал все, что бы этот храм дожил до наших дней.

О внешнем виде самых древних казачьих часовен и храмов можно судить, опираясь лишь на мнение историков. Часовни были подобны московским небольшим деревянным храмам. «Прямоугольный сруб-клеть, перекрытый двускатной кровлей, завершался маковкой с крестом». Есть основание предполагать, что донские часовни могли быть и такими. Церковь представляла собой «ступенчатую композицию из нескольких восьмигранных срубов, непосредственно поставленных друг на друга и уменьшившихся кверху». В горизонтальном плане были трехчастны и именовались «алтарь», «мужичник» и «бабник». Такое строение и размещение молящихся соответствует традиции древней христианской церкви.

Некоторые историки считают, что до XVII века у казаков не было церквей в современном их понимании, а были лишь часовни и молитвенные дома. Жизнь казаков, полная тревоги и постоянной боевой готовности, не могла способствовать расцвету зодчества и архитектурной мысли. И казаки лишь заимствовали для своих культовых строений готовые образцы у Москвы и Киева.

Исследователь донской церковной старины Н. Лаврский писал: «Москва и Киев — вот два культурных центра, которые влияли на духовную жизнь казачества, и, нужно отметить, что культурное влияние Киева было довольно велико».

Известный донской историк Е. Савельев, автор четырехтомной «Истории казачества», высказывал другое мнение: «Исследования древнего церковного зодчества на Дону показывают, что планы и фасады старых донских церквей, существовавших еще в середине XIX века, а также внутренняя церковная резьба иконостасов, царских врат и орнаментика были новгородские, встречающиеся только в Новгородской области и больше нигде. Новгородский церковный стиль не имел ничего общего с византийским, принятым в Киевской и Московско - Суздальской Руси… Свободолюбивые новгородцы не приняли византийский церковный стиль, а продолжали строить часовни и церкви по образцу своих древних языческих капищ; этот стиль, как искусные мастера и плотники, они занесли и на Дон. Фасад новгородской церкви всегда имел осьмигранную фигуру, в три, четыре, пять ярусов, тоже осьмигранников, постепенно уменьшавшихся к верху и ограниченных плоскими шатрообразными крышами; верхняя крыша обыкновенно была несколько выше и имела форму шатра с круглым яблоком наверху и высоким осьмиконечным крестом…»

Таким образом, исследователи выделяют два основных типа церквей у донских казаков. Наиболее распространенный — церкви, имеющие в плане форму креста, построенные в конце XVIII и в XIX веках. Это обычный тип плана «греческих» церквей. Второй тип — церкви, состоящие из трех или четырех восьмиугольных срубов, поставленных непосредственно один за другим. Иногда вокруг западного сруба делалась галерейка (яркий пример заимствования из Западной Украины и Галиции). Отличительным признаком такого заимствования является и прихотливое изменение формы куполов: на некоторых церквах купола составлялись из ряда уменьшающихся к верху восьмигранников. Этот архитектурный тип Н. Лаврский называет «украинским барокко», а Е. Савельев — «новгородским стилем».

В начале двадцатого века старинные деревянные и каменные храмы изучал Г. Павлуцкий, причем в поле его исследования попали именно храмы юго-запада Российской империи, то есть современной Украины. В своих аналитических заметках он опирался на труды академика архитектуры В. Суслова, который в конце девятнадцатого века занимался изучением деревянной архитектуры Севера России и Области Войска Донского. По мнению академика, тип южнорусских церквей заимствован с Запада. Павлуцкий же считает, что «к малорусским деревянным храмам нельзя применить ни одной из известных художественно-исторических схем; их нельзя отнести ни к готике, ни к стилю возрождения, ни к барокко; они сами представляют стиль, естественным образом возникший из строительного материала и в течение ряда веков сохранившийся неизменным.

Многие формы, свойственные малорусской архитектуре, хотя и встречаются на Западе, могли выработаться на Руси совершенно самоcтоятельно, родиться из свойств материала — дерева. Многогранные формы выработались оттого, что плотники старались использовать короткие древесные стволы и отрезки от более длинных бревен. Многогранная форма срубов сделалась излюбленным мотивом церковно-строительного дела в Донской области; в архитектуре правобережной Малороссии она встречается реже».
Пожалуй, эта точка зрения ближе всего к действительности. Во всяком случае, мало-мальски образованный человек без труда отыщет в сохранившихся образцах деревянных церквей донских казаков элементы нескольких стилей.
20657023

Это казачий деревянный храм Иоанна Богослова в селе Нижнее Теплое. Он сохранился в первозданном виде. Был только отреставрирован.



 Деревянный Успенский храм в селе Нижней Минченок.

Hram_kotoryy_na_nebesah

Храм который уже на небесах.

В 2009 году приход храма Рождества Пресвятой Богородицы был преобразован в женский монастырь.

Monastyrskaya_obshchina

Монастырская община.

Bogosluzhenie_v_tesnoy_trapeznoy

После пожара Служба временно проходила в монастырской трапезной.

Glavnaya_ikona_obiteli

Главная икона обители.

Вся история, не только храма Рождества пресвятой Богородицы, но и всей округи была связана с настоятелем этого храма отцом Феофаном Деркульским. Человеком нелегкой судьбы. В своем далеком детсве, когда моя бабуля привезла меня к Ильенскому источнику в день празднования Параскевы Пятницы, я присутсвовал на службе которую проводил отец Феофан.
Отец Феофан

Слово настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы, архимандрита Павла

«Подвизайтесь войти сквозь тесные врата; ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут».
Лк. 13, 24

Жизнь православного христианина – проходит ли она на приходе, в монастыре, или в тесной пещерной келье – в своем течении остается, в большей своей части, незаметной для глаз окружающих. Она составляется  из повседневных падений и восстаний, является непрестанной духовной бранью грешника, не оставляющего надежды на спасение.  Но по милости Божией, часть этой сокровенной жизни все же обнаруживается в необыкновенных проявлениях промысла Божия в  жизни простых  людей, в их подвигах, совершаемых во имя Его.

Поэтому мы можем видеть – насколько трудна работа  бытописателя, берущего на себя подвиг раскрыть эту сокровенную жизнь. Его подвигает собственное  внутреннее стремление наставить и вдохновить новые поколения подвижников, часто робеющих и ослабевающих в борьбе за Небесное Отечество. В наше время появился соблазн искусственно уменьшить силу этой борьбы, дать себе передышку, отдохновение. Мы забываем, что Царствие Небесное приобретается с принуждением себя, в подвиге сражения со своей собственной   природой, со своей греховной закостенелостью. Жизнь удаленных от нас огромным промежутком времени подвижников  Египта и Сирии в нашем воображении предстает как недостигаемая высота. История  церкви прошлого века уверяет нас в обратном. Мы видим ту же пустыню безверия, тех же врагов спасения, предстающих в человеческом образе, но, по сути своей и делам, являющихся хуже тварей бессловесных. В этих жесточайших условиях и переплавлялась  Церковь Христова, извергая из себя недостойное, очищая свое сокровище, омываясь слезами и кровью, являя миру свое достоинство.

И век этот многих неизвестных простых людей преобразил в граждан Небесного Града. Правда, они не являются во внешней славе  и великолепии, и чтобы их обнаружить, нужно пристальнее смотреть, чем в прежние времена. Но простой, верующий народ, не помрачившийся своего духовного зрения, внутренним, неописуемым  чувством всегда стремился к тем источникам благодати, от которых не исходил не напитавшись. И мы проследуем по этим исхоженным тропам, постараемся отыскать эти источники и этим оказать некоторую услугу Церкви Божией и ее чадам.

Вот уже 25 лет прошло с того дня, как почил в Боге великий старец Луганской земли, ее молитвенник, печальник и старательный возделыватель винограда Христова, странник отечества земного, житель в духе Отечества Небесного, отец архимандрит Феофан. Жизнь этого старца была преисполнена христианскими добродетелями и благодатью Святого Духа столь поразительно, что стало высочайшим образцом истинной жизни во Христе, опорой   Православия на нашей земле для немощных духом людей, ослабевающих в несении своего земного креста.  Нет возможности в полной мере отобразить внешний и, еще труднее, внутренний облик старца. Но из уст его верных учеников мы усматриваем три четко проявляющиеся грани его добродетелей: чистая молитва, воспламенявшая всех, кто молился вместе со старцем; истинная кротость и детское  незлобие, доходившее до сердечной молитвы о «распинателях»; христоподражательное милосердие, внимательное к самым малым нуждам ближнего и даже к тварям. Мудрый добрый старец, убеленный сединой, и малое дитя -  в одном лице;  в нем обитал Христос во всей полноте.

Отец архимандрит Феофан  Деркульский. Еще живы очевидцы, у которых при упоминании этого имени появляются на глазах слезы умиления и благоговения. Не только земля Луганская, но и верные ученики старца, рассеянные промыслом Божиим  на Украине до Прикарпатья, и в России  - до Дальнего Востока, с чувством благодарения  вписывают имя старца в свои синодики. Они молятся в надежде, что будут услышаны Господом их молитвы, и их духовный отец и наставник не забудет их и воспомянет у Престола Божия.

Скромный,  маленький домик – келья, из местного камня – мергеля, некрутая меловая гора, негусто покрытая растительностью, и маленький ростом монах с четками в руках – так старое фото изображает нам ту картину, которую видели паломники-странники, часто приходившие в Деркул пешком. В старинный деревянный храм, уже носивший на себе раны нового времени, огражденный низким  тыном, с еле заметным крестом на крыше, вела тропинка, которая для многих стала спасительным путем к Богу.

Эти, уже немногочисленные свидетели пастырских трудов батюшки, внутренним ликованием своим свидетельствуют нам о том, какую радость они испытывали  от общения со старцем. В век охлаждения любви друг ко другу, забвения истинного благочестия и деятельного воплощения заповедей Божиих ценным представляется их миру, насколько это возможно, напитать душу алчущих правды Божией, разуверившихся в своей жизни во всем.
Tags: Православие, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments