mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Дон. Мигулинский Свято - Троицкий пещерный монастырь.

Кровь дончака, донского козака, как трава лазоревой донской степи. В которой растет и ковыль и полынь и мятя и много других и разных трав. И как трава донской степи, кровь донского казака содержит капельки от ногайцев, татар, хазар и многих других народов, населявших придонскую степь. Поэтому настоящий казак несколько отличается своим внешеним видом. Коренастый и кареокий, с небольшим признаком восточного облика. Такой облик ему придала многовековая жизнь в степи.

Дон в основном течет с севера на юг и вдоль Дона постоянно шел путь всех народов, населявших донскую степь. Военные походы, торговля, перегон скота, все это шло параллельно течению этой могучей реки. И что бы выжить в таких условиях надо было обладать не только воинской доблестью, но и неким дипломатическим укладом и характером. Жизнь по берегам Дона не входила в конфликт с жизнью кочевых людей степи из за источников пищи. Но с овременем жители берегов обретали навыки кочевых людей. Лошади, овцы, земледелие. И тогда жители берегов Дона могли конфликтовать с кочевыми народами за ареал обитания.

Кочевые народы жили в мирной эизни пастушьей родовой жизнью. Каждое кочевье не обладало большой военной силой. Что бы решать конфликты, надо было иметь силу, намного превосходящюю силу отдельного рода. И если кочевники решали воевать, то обьединяли несколько родов и вместе они представляли большую и грозную силу, которая могла очень сильно угрожать дончакам. Как можно было выжить в случае таких конфликтов? Избегая их. Используя убежища. Длинные овраги и пещеры меловых гор.

Как то так получилось, что мы, сами того не желая, поехав на рыбалку, оказались в центре очень значимых исторических мест. Берега Дона, куда мы приехали, обильно политы кровью тех людей, которые здесь жили с доисторических времен. В этом месте во времена Гражданской войны происходило известное Шумилинское восстание в поселении, недаленко от станицы Мигулинской. Это восстание стало прообразом повествования знаменитого романа Шолохова "Тихий Дон".

В первый день времени особо не было, занимались устройством своего временного лагеря. А на второй день из за бесклевья я пошел немного побродить по берегу. И только отошел от нашего лагеря, как наткнулся вот на это.

DSCN5727

Увидев издалека крест, грешным делом подумал - И здесь стоит. Потому что привык к тому, что кресты сейчас ставят где попало и по любому поводу.  Но подойдя поближе увидел что это не так.


DSCN5747

Крест этот отличался капитальным размером и добротностью изготовления. И рядом с крестом стоял камень с гранитной табличкой.

DSCN5750

На которой была выполнена интересная надпись.

DSCN5733

Интерес так же вызвала местность на которой стоял крест. Ровная возвышенность, по уровню возвышающаяся над основным берегом Дона. Которая уходила далеко вглубь, в распадок, который расположился между двумя высокими меловыми холмами. Вполне мог здесь разместиться монастырь.

Увидев всю эту картину, я напрягся как служебная собака, почуяв след. Захотелось взять в руки свой металлодетектор и прочесать все здесь вокруг. Но металлодетектор я не брал в руки уже три года и он был далеко, в Луганске. Да и в России запрещен частный поиск металлодетектором.

При кратком общении с местными жителями удалось кое что выяснить, связанное с этим монастырем. Местность эта была пронизана пещерами в меловых горах. Пещер было много. Монастырь, его кельи, располагались в этих пещерах. Пещеры были очень протяженные. По некоторым преданиям, был ход на ту сторону Дона. И пщеры эти существовали давнм давно, еще до монастыря. Их использовали как убежище при нашествии врагов.

С пещерами постоянно начали бороться с начала Советской власти. Потому что в некоторых пещерах вполне мог поместиться отряд военных с лошадьми. И с сомого начала Советской власти их начали разрушать. Взрывали постоянно до самой войны. Завершили процесс разрушения пещер итальянцы, которые стояли здесь во время оккупации этих мест во  время Великой отечственной.

Есть во всем этом один интересный момент. Местные жители свою местность, свою историю воспринимают как данность. Как обыденность, в которыой они живут сами и в которой жили их предки. Они знают предания от своих предков. И они запоминают то, что они узнали от них. Да и повседневная обыденность, тяготы жизни, не особо располагают для исторических изысканий. Меня все, связанное с монастырем и пещерами заинтересовало. Потому что в Луганской области, недалеко от Сватово, то же есть подобные пещеры. И поискав сведения об этом монастыре и этих пещерах, у меня есть основание утверждать, что разрушать эти пещеры начали еще при царе Петре.

Те сведения об этом монастыре, которые я нашел в сети, на первый взгляд, несколько противоречивы. Во первых не совсем понятно, где же был Свято - Троицкий монастырь.

"Мигулинский Троицкий монастырь.

Подробные исторические сведения об этом монастыре напечатаны в №№ 71-75 «Донских Областных Ведомостях» часть неофициальная за 1876г. Но в этой статье делает вопрос, что прежде построено: монастырь Мигулинский или станица Мигулинская? В виду того, что основатель монастыря черный старец Капитон обратился в Казанскую станицу, ..... ..... можно бы допустить, что станица Мигулинская основана после учреждения монастыря. А между тем и станица принадлежит к числу старейших и упоминается в путевом журнале Петра Великого во время похода его на Азов в 1696 г.

Вопрос этот положительно разрешается в пользу старшинства Мигулинской станицы перед монастырем следующими данными:

а) В упоминаемом выше путевом журнале Петра I из придонских монастырей и казачьих городков, между прочими, упоминаются следующие: монастырь Донецкий — на правой стороне, потом гродки: Донецкий — на левой стороне, Песковатский — на правой стороне (против него речка Песковатка), Мигулин — на левой стороне, Тишенка — (необозначено на какой стороне) и т.д. О Мигулинском монастыре совсем не упоминается.

б) На «плане течения реки Дона из атласа Крюйса 1699 г.» вместо Песковатского городка упоминается «Казанка».

в) В войсковой грамоте в станицу Казанскую от 8 июля 1699 г., говорится, что «старец Капитон труждается в пустыне выше этого городка лет с восемь;» а в другом акте от 1700 г. Говорится о челобитии старцев Троицкия пустыни Ореховой Тубы.

Из сопоставления этих данных следует предположить, что первоначальное местонахождение Основателей Мигулинского монастыря было выше Казанского городка, потому и первая войсковая грамота писана на имя Казанской станицы. Но вероятно к устройству там монастыря встретились какие нибудь препятствия, и место для него отведено было ниже городка Мигулинского.

Х. И. Попов. Исторические и этнографические сведения о станицы Мигулинской., Донские Областные Ведомости, 1877, № 24
ht.p://migulinskoe.smoro.ru/?SID=1470"

Есть еще и такие упоминания:

"В летописи и в архивных документах, представленных Сергиевой лаврой, имеются данные о том, что до 1648 г., в окрестностях Мигулинской был женский монастырь и деревянная церковь Святой Троицы. Затем этот монастырь стал мужским и назывался Мигулинский - Троицкий. По решению епископа Воронежского и Черкасского Арсения, должны были построить церковь в юрте станицы Мигулинская. И в 1751 году был издан указ царя на строительство самой большой церкви на Верхнем Дону, чтобы звон ее колоколов можно было слышать за несколько верст. Эта церковь должна была напоминать всем недругам о мощи русского народа и Донского казачества. Подрядчик - строитель воронежский купец Багданов, иконостас выполнил Федор Краснощеков.

Построить церковь в то время неудалось. И всего за четыре года на пожертвования казаков была построена самая большая, высокая, красивая, трехкупольная трехпристольная церковь в честь Святой Троицы, Николая Угодника, Владимирской иконы Божьей Матери.
В 23 июне 1807, года храм был открыт.

Настоящее чудо, древний подземный монастырь, вырубленный в меловом холме, находящимся в нескольких километрах от станицы Мигулинская. Точная дата основания подземной обители неизвестна, но по преданиям известно, о том что сколько существует Мигулинская, а это 628 лет, столько же стоят и пещеры. Устройство монастыря под землей имеет разумное объяснение. В прошлые века на южных рубежах Руси, в непосредственной близости от врага, было неспокойно. Наземные монастыри более уязвимы, а подземные монастыри не так легко обнаружить. И легче оборонять. Есть в пещерах своего рода охранный форпост: идет ход, а потом возвращается, как заячья петля, а там отнорок с лавкой, а из него к этому входит ниша – бойница. Комплекс катакомбного монастыря расположен в 80-метровом обрыве у широкого притока Дона и состоит из двух пещер - Старой и Новой. Общая протяженность Старой пещеры 120 метров, в новой более двухсот. Трудно сказать, какой была общая обители в древности, сейчас многие ходы завалены."
 ht.p://migulinskoesp.ru/history/

Что касаемо самой станицы Мигулинской. Сейчас она стоит на правом берегу Дона:

"На карте Герритса 1614 года на левой стороне Дона - «Ногайской» (до середины XIX века левобережная сторона Дона называлась ногайской по имени кочевников ногаев, пришедших с монголо-татарскими ордами в XIII веке) упоминаются казачьи городки Медведица, Вешки, Решетов, Мигулин (Мигалин), Казанский и другие.

Он же упоминается и на карте И.Массы 1633 года на той же стороне Дона.

В списке, составленном в 1672 году в Посольском приказе со слов атамана Фрола Минаева, говорится, что: «…С Воронежа де водным путем поспевают к нам на Дон в Черкасский городок з великого государя с жалованием с хлебным запасы на 4 недели. А если когда отпущены, будут к ним запасы полою водою и в Черкасской можно поспеть недели в полторы. А легким де судом поспевают к ним в 15 день…. А донские де городы стоят от коротояка первый Мигулин. А с коротояка поспевают 5 дней. А от Мигулина городы Тишанский, Решетов, Вешки».

В Путевом журнале Петра I во время похода на Азов в 1696 году городок Мигулин упоминается на той же левой стороне. Место это находилось ниже нынешней станицы километров через семь, в займище, где еще в 1874 году сохранялись некоторые остатки жилищ. Одно место там называлось Царские ворота. Возможно, эти ворота были построены в память посещения станицы Петром I.

Название городка произошло, видимо, от расположенной недалеко от станицы Мигулинской горы, по мнению историков названной в честь хана Мигулы или Мичулы, разбившего там свое стойбище. До сих пор в окрестностях этой горы находят древние черепки.
Так же известно, что недалеко от Мигулинской горы находилось кладбище казаков. Нередко еще лет 100 тому назад при обвалах горы виднелись остатки гробов." ht.p://migulinskoesp.ru/history/

Чем меня еще заинтересовала история этой местности,
этого монастыря и пещер? Еще одним интересным историческим фактом.

"Свое место расположение станица меняла трижды. Длительное время станица располагалась с левой стороны, а с изменением русла Дона в XVII веке расположилась с правой стороны, где находится и, по сей день.

В 1747 года казаки ходатайствовали перед Войском о перенесении Мигулина в другое место. И с 1750 года началось переселение на новое место расположение - на правую «Крымскую» сторону, (Крымской стороной называлась правобережная степь Дона, где долгое время кочевали татары, потом ушли в Крым) к урочищу «Солонцы», где станица находится и в настоящее время.

В ходатайстве и казаков указывалось, что вода во многих местах подмывает постройки и что «даже Божия Церковь едва не подмыта и казакам немалое от воды чинитя разорения».

Кроме Мигулина, в журнале Петра I (1696г.) вслед за ним ниже по течению Дона упоминается городок «Тишенка», бывший вероятно, при речке Тихой. В актах за 1706 год упоминается старый Тишанский рубеж, а за 1780 год – разоренное Новотишанское городище.

Можно предположить, что Тишанский городок был уничтожен после Булавинского восстания 1707-1709 гг., когда многие верховые городки по Дону, Хопру, Медведице были разорены по приказу Петра I. Так на успокоение и за ослушание царских указов вниз по Дону был направлен вооруженный регулярный корпус во главе с Долгоруким. Более 7 тыс. казаков вешали и на плотах сплавляли вниз по течению, многих сажали на колья."

Опять интереное совпадения. Я раньше в своем очерке, посвященном Булавинской войне обратил внимание на общую закономерность. Все булавинскме городки на среднем подонцовье, существовавшие до восстания, были перенесены на новые места. Были даже такие, которые переехали с одного берега Донца на другой. В случае со станицей Мигулинской такая же история.  Что наводит на интересные мысли.

И еще один интересный факт :

"Необычная находка ростовских студентов

Об этом подземном монастыре я узнала несколько лет назад. Мне поведал о нём Виктор Филиппович Погонцев, с которым мы вместе работали в еженедельнике «Аргументы и факты на Дону» (позднее он ушёл в «Российскую газету», где работает до сих пор). Он рассказал такую любопытную историю:

– В 1969 году, на первом курсе университета, я поехал на практику в станицу Мигулинскую. В свободное от практических занятий время делать было нечего. Местный старик рассказал нам, что в этих местах есть подземный монастырь, очень старый. И показал место, где примерно надо копать, на высоком правом берегу Дона, там, где отроги меловых отложений вдоль реки. После нескольких дней раскопок мы наткнулись на сводчатый вход в подземелье. Пробив его сверху, пролезли в небольшое отверстие. Первым спускался Витя Прокофьев. Ему было страшнее всех. Впрочем, и мне было не по себе: повис на руках, а не знаешь, какая там глубина и что тебя ждёт в этой сырой мрачной темноте. Хотя мы перед этим кидали в пустоту камешки и по звуку примерно определили, что там не слишком глубоко, и можно спускаться.

Когда мы спустились в подземелье, были очарованы его красотой. Монастырь вытесан в мелу. Вдоль длинной галереи вырублены маленькие кельи. На стенах в вековой тьме хорошо сохранились старославянские надписи из Библии, чёрным на белых стенах. А на углах, на стыках двух коридоров вырезаны лики. К сожалению, у меня не осталось ни одной фотографии, со временем затерялись. Но я тогда распечатал много снимков и раздал их однокурсникам. Наверное, у кого-то они сохранились. (Автор очень просит откликнуться однокурсников героя нашего рассказа, бывших в 1969 году на практике в станице Мигулинской. Возможно, у кого-то из них остались фотографии подземного монастыря тех лет или они смогут что-то добавить к этой истории).

Мы не археологи, и никаких исследований, измерений и описаний монастырских подземелий, конечно, не проводили. Просто полазили там, полюбовались, и вышли на свежий воздух. Нам было интересно ходить по таинственным тёмным галереям монастыря. Но руководитель практики Виктор Аркадьевич Миноранский (впоследствии он стал профессором, заведующим кафедрой зоологии РГУ) переживал, как бы там кого не завалило, и запретил нам ещё раз туда спускаться.

Вернувшись домой, мы поведали о своей находке ростовским археологам. Те с интересом выслушали и… забыли: археологическая экспедиция на раскопки подземного монастыря не приехала в Мигулинскую и по сей день.

Я потом интересовался у специалистов, литературы всякой много перелопатил. Думаю, по манере резьбы ликов, монастырь этот принадлежит примерно ко времени монголо-татарского ига, предположительно к XIII-XV векам. Впрочем, может быть, там и раньше были подземелья древней катакомбной культуры, а монахи просто приспособили их под свои нужды…" ht.p://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2611&level1=main&level2=articles

Я в следующих постах дам полностью эту статью из газеты "Аргументы и факты" посвященную найденным пещерам.

Но во всем этом есть опять таки загадка. Найденные пещеры располагаются дальше станицы Мигулинской и еще выше по течению Дона от места, где установлен крест. И ответ на вопрос - так где же был Свято Троицкий подзенмный монастырь?, невозможно точно сформулировать.

Есть еще одно интересное "НО". Старая станица Мигулинская располагалась ниже по течению Дона от того места, где сейчас она расположена. И располагалась она, судя по сведениям, как раз напротив того места, где сейчас установлен крест. И если это было так, то Свято Троицкий пещерный монастырь изначально был там, где сейчас стоит крест. А найденные пещеры выше станицы Мигулинской - это несколько поздний новодел. И появился он там, по моему предположению, уже после того как была перенесена сама станица Мигулинская. И пещеры появились взамен тех, которые были напротив старого места станицы... И которые были разрушены в период подавления Булавинского восстания. Это мое личное мнение. Потоу что я подробно изучил обстоятельства вокруг подавления Булавинского восстания на среднем Подонцовье, у меня есть основания так утверждать!


Tags: Дон
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments