Майдан вскрыл много интересных вещей. Они то разгораются пламенем большого костра, то слегка затухают. Ожиидают попутного ветра. Когда ветер задует в нужную сторону, разгораются снова. И горит этот костер добротно и продолжительно, подогреваемый с обеих сторон.
Много ветра было использовано, когда на Украине был запущен процесс десоветизации, сопровождаемый сносом памятников Ленину и прерименованию улиц. Оппоненты с противоположного лагеря тихо и не очень посмеивались. В перерывах между смехом приговаривали о том, что государственность Украине предоставили большевики, имена которых свидомые сейчас стирают с названий улиц. И Ленин, памятники которого разрушили по всей Украине. И что Советская власть на протяжении всего своего существования прирезала к Украине кусок за куском и проводила не совсем видимую политику украинизации. А в ответ, сквозь завывание ветра - оккупация - оккупация, иногда голодомор.
Из таких споров, регулярно переходящих в грызню, когда в такой грызне теряется нить спора, трудно понять истину. Еще трудней ее отыскать. А в чем же правда? Где ее искать? Наверное в прошлом, в тех прошедших событиях, отраженных в исторических документах. Изыскивать крупицы золота, разбросанных в тоннах исторических и заидилогизированных документах.
Когда я искал материалы, связанные с пещерами, разбросанными по берегам Дона, с версией их происхождения, мне попался интересный документ. Вернее не документ, а всего лишь маленький абзац из этого документа. Вот он:
"Хутор Тиховский, иначе называемый Чернецкою слободкою, исключительно населен был малороссиянами, приписанными за Мигулинским Троицким монастырем; и по упразднении монастыря (в 1788г.) они обращены в казачее сословие, с причислением к Мигулинской станице ( частию переселены и в другие станицы). Жители этого хутора значительно уже утратили малороссийское наречие, которое отчасти только удерживается еще между стариками и женщинами
Х. И. Попов. Исторические и этнографические сведения о станицы Мигулинской., Донские Областные Ведомости, 1877, № 24."
Харитон Иванович Попов (21 сентября 1834 — 27 октября 1925) — русский историк и благотворитель, первый директор и один из организаторов Новочеркасского музея истории донского казачества.
Отец П. Х. Попова — донского атамана, участника Степного похода.
Родился 21 сентября 1834 года в станице Остроуховской Области Войска Донского (позже её территория была присоединена к станице Букановской), ныне Волгоградской области, в казачьей семье. Обучаться начал дома под руководством своего деда, пополняя свои знания чтением книг. Никакого специального образования, включая высшего, не получил.
В пятнадцать лет поступил на государственную службу, был писарем у дистанционных заседателей. В 1853 году, с началом Крымская войны, был призван на военную службу и вместе со своим полком, отправился на защиту побережья Азовского моря, затем переведен для защиты Таганрога. С 1856 года работал в канцелярии Хоперского окружного сыскного начальства, в 1859 году был назначен к окружному стряпчему, а позже — к сыскному начальнику Хоперского округа. В это же время Преображенское станичное общество выбрало Харитона Попова депутатом в комитет для составления проекта нового положения о войске Донском, членом котором он впоследствии стал.
В 1865 году Харитон Иванович был избран членом Донского статистического комитета, находясь в нем 50 лет. За отличие по службе был произведен в чин коллежского регистратора, позже — в чин коллежского секретаря. По назначению войскового наказного атамана работал в различных комиссиях и комитетах. В 1884 году он был в числе организаторов Общества любителей донской старины и вошел в состав комиссии по устройству Донского музея, открытого в 1886 году. Харитон Иванович Попов принимал участие во многих российских археологических съездах, а за участие в 9-м археологическом съезде в Вильно Императорское археологическое общество в ноябре 1893 года избрало его своим членом-корреспондентом.
21 декабря 1897 года Харитон Иванович Попов (в чине статского советника) по собственному прошению был уволен со службы и продолжил свою общественную деятельность став первым заведующим Донским музеем, открытым 22 ноября 1899 года в Новочеркасске. В этой должности он находился до 18 мая 1920 года.
Умер 27 октября 1925 года. Был похоронен на станции хутора Пчеловодный, где имел дачу. Его могила была разыскана в 2000-х годах. Вики.
Из приведенной биографии видно, что Харитон Иванович досконально знал историю своего Донского края.
Но вернемся к самой цитате. Абзац маленький, но удаленкий. Если знаешь что ищешь, то из такого можно извлечь массу полезного.
Напомню, это описаиние сел и станиц, приписанных к Мигулинскому юрту, берег верхнего Дон, область Войска Донского. И вдруг оказывается, что в самом сердце Войска Донского существовало поселение малороссов. Да и еще и название - Чернецкая слобода. Получается, что слобожанщина добралась аж до берегов Дона?
Второй очень примечательный факт. Малороссы были приписаны к монастырю. А когда монастырь упразднили, малороссы растворились среди казачества. Это что же получается? Был монастырь и были малороссы. Исчез монастырь и исчезли малороссы. Т. е. получается что малороссы жили под протекцией и защитой монастыря! Удивительно. Обратите внимание на дату - 1788 год. Год упразднения монастыря.
Вторая цитата. Ее я нашел давно, когнда искал материалы, связанные с Булавинским восстаним. Но тогда на крупицу золота, содержащуюся в том материале я не обратил внимание. Тогда я искал другое зорлото. Оказалось что напрасно. Маитериал посвящен поиску места, где располагался новый Боровской городок. Это место сейчас в Луганской области, недалеко от райцентра Кременное. Сейчас многие крупные села изыскивают в интернете материалы, связанные с историей их населенных пунктов. Перелопачивают массу материалов, компилируют их, что бы история их поселения выглядела посолидней. Все мешают в кчу. Ну и ладно, зато в таких материалах можно то же найти много интересного:
"..Прошло лет десять. В 1725 году архимандрит Святогорского Успенского монастыря, не теряя надежды, обратился с устной жалобой к коменданту Бахмута Львову. Он сообщал, что “боровские жители на их новоборовской земле за межевыми гранями построили хутора и распашными их землями и сенными покосами владеют”. По жалобе архимандрита Бахмутская провинциальная канцелярия послала туда управителя Старого Боровского городка Поликарпа Сыромятина. Сыромятин обмежевал земли и объявил жителям Нового Боровского юрту, что бы они в том юрту не жили и угодьями его не владели.
...землями Нового Боровского городка завладел Святогорский монастырь. Неизвестно, ушли с этих земель выходцы из Боровского, или кто-то остался и перешел в подданство монастыря. Но вскоре здесь были поселены украинцы, или как тогда говорили, малороссияне, а поселение названо Боровеньками (по имени речки).
Недолго, однако, владел монастырь землями Нового Боровского городка. По указу 1764 года о секуляризации церковных землевладений, Боровеньки, как и другие монастырские владения, перешли в ведомство Экономической коллегии, стали государственными.
В 1774 году в этих краях путешествовал академик Петербургской академии наук И.А. Гильденшдт. В своей книге “Путешествие по России и Кавказским горам” он упоминал и о Боровеньках. “Обе эти слободы, — писал он, имея ввиду Боровеньки и Мостки, — населены малороссиянами и некогда принадлежали монастырю. Теперь же отобраны в казну и причислены к Бахмутскому округу. Обеими ведает гусарский ротмистр, живущий в Боровеньке”. ht.p://litmisto.org.ua/?p=4682
И в этом примере обнаружена связка малороссы и монастырь. Теперь уже Святогорский. Опять, пока была протекция монастыря, малороссы жили свободно и обособленно. Как только протекция исчезла, они сразу же поменяли свой статут. Стали приписными (крепостными).
Напомню, речь идет о месте, где находился Боровской городок, так он назывался во времена булавинских казаков. И еще один ньюанс. Расстояние от Святогорского монастыря до нового Боровского городка верст с тридцать. В это расстояния вписывалось намало малороссийских поселений. И над всеми этими поселениями раскинул свои ангельские крылышки Святогорский монастырь.
Получается, все повторилось до деталей, как и в случае с малороссийским поселением на берегу Дона. Явно проявляется система, тенденция. Мне могут возразить - всего лишь два примера. Два повторения. Но в этих примерах есть еще одна закономерность. На первый взгляд незаметная. Все это происходило на землях Области Войска Донского!
И еще, обратите опять на дату окончания протекции - 1774 год. На двадцать пять лет раньше, чем поселение на берегу Дона. Там протекция закончилась в 1788 году. Это то же для моего исследования имеет значение.
Наверное, если бы я писал диссертацию на тему: "Протекционистская политика царскго правительства по отношению к малороссийским поселениям, осуществляемая с помощью монастырей", я наверное нашел бы еще очень много примеров. А в данном случае для меня достаточно и все понятно.
И еще один исторический факт, то же очень замечательный и малоизвестный:
"По Дону есть сыск – и в 18 веке, после завоевания Дона Петром I, он будет узаконен и все части Дона будут поделены на региональные сыскные территории, которые будут заниматься контролем, выловом и отправкой беглых обратно. По границе же с Доном поставлены повсеместно посты, отлавливающие всех «вольных путешественников» и отправляющие их обратно домой. А наказы из Москвы «беглых не приймать» начались только с 1673 года и регулярно повторялись, НО – казаки тогда и на Днепре и на Дону жили уже очень давно и имели отношения со всеми соседями – и врагов били и друзьям помогали… " https://vk.com/topic-6367242_22402501
В Департаменте внутренних, в тайной канцелярии, как тогда она называлась, был создан отдел, который занимался Областью Войска Донского. Это примерно как сейчас в российском МВД создали бы отдел, который занимался бы Чечней. Или в Украинском МВД, для занятия делами ОРДИЛО.
Т. е., получается, что царкое прапвителоьство очень плотно начало заниматься территорией, которая впоследствии войдет в соста т. н. Слобожанщины, потом перйдет в Новороссию, а затем станет частью Украины. И послужит причной для влажных мрий свидомых о том, что Российская Слобоженщина - это то то жже Украина и джолжна войти в ее состав.
Дали будэ.
И в этом примере обнаружена связка малороссы и монастырь. Теперь уже Святогорский. Опять, пока была протекция монастыря, малороссы жили свободно и обособленно. Как только протекция исчезла, они сразу же поменяли свой статут. Стали приписными (крепостными).
Напомню, речь идет о месте, где находился Боровской городок, так он назывался во времена булавинских казаков. И еще один ньюанс. Расстояние от Святогорского монастыря до нового Боровского городка верст с тридцать. В это расстояния вписывалось намало малороссийских поселений. И над всеми этими поселениями раскинул свои ангельские крылышки Святогорский монастырь.
Получается, все повторилось до деталей, как и в случае с малороссийским поселением на берегу Дона. Явно проявляется система, тенденция. Мне могут возразить - всего лишь два примера. Два повторения. Но в этих примерах есть еще одна закономерность. На первый взгляд незаметная. Все это происходило на землях Области Войска Донского!
И еще, обратите опять на дату окончания протекции - 1774 год. На двадцать пять лет раньше, чем поселение на берегу Дона. Там протекция закончилась в 1788 году. Это то же для моего исследования имеет значение.
Наверное, если бы я писал диссертацию на тему: "Протекционистская политика царскго правительства по отношению к малороссийским поселениям, осуществляемая с помощью монастырей", я наверное нашел бы еще очень много примеров. А в данном случае для меня достаточно и все понятно.
И еще один исторический факт, то же очень замечательный и малоизвестный:
"По Дону есть сыск – и в 18 веке, после завоевания Дона Петром I, он будет узаконен и все части Дона будут поделены на региональные сыскные территории, которые будут заниматься контролем, выловом и отправкой беглых обратно. По границе же с Доном поставлены повсеместно посты, отлавливающие всех «вольных путешественников» и отправляющие их обратно домой. А наказы из Москвы «беглых не приймать» начались только с 1673 года и регулярно повторялись, НО – казаки тогда и на Днепре и на Дону жили уже очень давно и имели отношения со всеми соседями – и врагов били и друзьям помогали… " https://vk.com/topic-6367242_22402501
В Департаменте внутренних, в тайной канцелярии, как тогда она называлась, был создан отдел, который занимался Областью Войска Донского. Это примерно как сейчас в российском МВД создали бы отдел, который занимался бы Чечней. Или в Украинском МВД, для занятия делами ОРДИЛО.
Т. е., получается, что царкое прапвителоьство очень плотно начало заниматься территорией, которая впоследствии войдет в соста т. н. Слобожанщины, потом перйдет в Новороссию, а затем станет частью Украины. И послужит причной для влажных мрий свидомых о том, что Российская Слобоженщина - это то то жже Украина и джолжна войти в ее состав.
Дали будэ.