mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Дон. Слобожанщина. Малороссия. Украина (I).

Мы живем в окружении стереотипов. Стереотипы живут в нас. Некоторые из них облегчают нашу жизнь, некоторые наоборот. Делают нашу жизнь сложнее, заводят ее в тупик. На стереотипах поведения основана пропаганда. Которая разрушает ненужные для нее стереотипы и создает новые, нужные для ее целей. На стереотипах поведения основана реклама. На стереотипах поведения основана манипуляция нашего сознания и поведения. Если кто то достает из широких и глубоких штанин очередной стереотип, то он сопровождает его волшебным словом "считается".

Считается, что монастырь есть духовная обитель. В монастырь шли люди, разочарованные в мирской жизни. Что бы тишина и отрешенность монастырской жизни позволяла достичь большего взаимодействия между душой и Богом. Такая жизнь порождала духовный подьем и рождала много вдающихся и неординарных личностей, которые обогатили нас своими философскими трудами и творениями. Сколько существовали и существуют монастыри, столько и всегда в них живут такие люди.

Христианству уже более двух веков. За это время оно должно было полностью устоятся в своих основных постулатах. Но тем не менее, постоянно выходят во множественном числе труды, в основном монастырских подвижноков и философов, которые эти постулаты обогащают новыми мыслями. И этот процесс не прекратиться пока существуют монастыри. А почему? Потому что челеовеческое общество живет и развивается. Развивается и государтсво в котором живет человек.

Все слышали наверное такое выражение "Москва - третий Рим". Потому что христиансвто зародилось и прошло становленив Риме, Римской империи. После Рима нас тупило время второго Рима - Византии. Из которой христианство прешло в Третий Рим, Москву. В каждом из этих Римов существовал свой уклад, своя жизнь и свое государство. И каждый раз христианство изменялось и совершенствовалось совместно с этими империями. И измения отражались в трудах подвижников. И  все  эти империи стояли на христианстве, как на основе. Христианство выступало как идеология этих государств. Получается, что монастыри выступали и выступают еще и как идеологические обители.

Если каждый покопается у себя в голове и вспомнит хотя бы те знания по истории, которые он получил в школе, то он может вспомнить еще об одном предназначении монастырей. В монастыри помещали членов царской семьи:

"Царица Евдоки́я Фёдоровна, урожденная Лопухина́ (при рождении Праско́вья Илларио́новна , в иночестве Елена; 30 июля [9 августа] 1669 год — 27 августа [7 сентября] 1731 год) — царица, первая супруга Петра I (с 27 января 1689 до 1698), мать царевича Алексея, последняя русская царица и последняя равнородная неиноземная супруга русского монарха.

...В 1697 году, перед самым отъездом царя за границу, в связи с открытием заговора Соковнина, Цыклера и Пушкина, были сосланы отец царицы и его два брата — бояре Сергей и Василий, воеводами подальше от Москвы. В 1697 году Пётр, находясь в Великом посольстве, из Лондона письменно поручил своему дяде Льву Нарышкину и боярину Тихону Стрешневу, а также духовнику царицы уговорить Евдокию постричься в монахини. Евдокия не согласилась, ссылаясь на малолетство сына и его нужду в ней.

...Евдокия отказалась постригаться, и в тот же день попросила о заступничестве патриарха Адриана, который заступился за неё, но безуспешно, лишь вызвав ярость Петра. Через 3 недели её повезли под конвоем в монастырь. (Существуют указания, что он вообще хотел её сначала казнить, но был переубеждён Лефортом)." Вики.

Это один самых ярких и известных примеров. А их существует множество. Вот еще один, последний гетьман Завпорожской Сечи:

"Пётр Иванович Калнышевский (1691, село Пустовойтовка ныне Роменского района Сумской области — 31 октября 1803, Соловецкий монастырь) — кошевой атаман Запорожской Сечи, происходил из шляхты Лубенского полка.
В связи с разгромом Запорожской Сечи 85-летний Калнышевский был арестован и сначала содержался в Москве, в конторе Военной коллегии, а потом был отправлен в Соловецкий монастырь, где провёл около 28 лет в холодной камере размером 1 на 3 м. Калнышевского выпускали из камеры на свежий воздух три раза в год: в дни праздников Рождества, Пасхи и Преображения.
После помилования императором Александром I Пётр Калнышевский в возрасте 110 лет, будучи практически слепым, не захотел возвращаться на родину и остался в монастыре, где скончался через 3 года в 1803 году." Вики.

"История Российской Империи знает такое необычное ( пожалуй, даже уникальное ) явление как тюрьмы при православных монастырях. Заточение в подобную тюрьму, широко распространенное вплоть до 19-го столетия, было не в пример тяжелее каторжных работ.

В разное время в качестве тюрем использовались следующие крупные православные монастыри : Кирилло-Белозерский, Антониево-Сийский ( на р. Северная Двина ), Николо-Карельский ( г. Архангельск ), Спасо-Прилуцкий ( г. Вологда ), Соловецкий - в европейской чсти страны ; Селенгинский Троицкий и Долматовский троицкий - в Сибири. " А.И.Ракитин, 2002 ©"Загадочные преступления прошлого", 2002

Значит монастыри еще выступали в качестве тюремной обители.

При поиске материалов, связанных с происхождением  и судьбой пещерных сооружений, выяснилось еще одно из предназначений монастырей. Я скептически отношусь к утверждениям о том, что эти подземные комплексы построили сами монахи. Они в данном случае выступили как охранители этих комплексов. По разным причинам. Может быть потому, что бы посторонний глаз не увидел, что там находилось.

И последнее предназначение монастырей, связанное с поселениями малороссов в землях Войска Донского. В данном случае монастыри выступили как охранителями таких поселений.

Получается, что монастыри занимались вопросами идеологии государства, занимались вопросами безопасности государства, занимались вопросами надзора и охраны, занимались вопросами территориального администрирования..Т. е. они  выступали в качестве полноценных государственных административных центров. Которые жили не только духовной жизнью, но и светскими обязанностями.

Считается, что левобережье Днепра, территорию современеной левобережной части Украины, осваивали и обустраивали украинцы. Они же принимали главное участие в построении государственности на той территории.


В 1880 году вышел большой труд епископа Русской православной церкви Феодосия Макревского "Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии: Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия. - Екатеринослав, типография Я.М. Чаусского, 1880.

" Епископ Феодосий (в миру Александр Григорьевич Макаревский; 1822 год (по другим источникам, 1823 или 1825 год), Черниговская губерния — 5 (17) февраля 1885 года) — епископ Русской православной церкви, епископ Екатеринославский и Таганрогский.
Родился в семье диакона.
Сначала учился в Черниговской духовной семинарии (1845), затем поступил в Киевскую духовную академию.
В 1849 году окончил курс академии по первому разряду, что давало право через два года стать магистром.
31 января 1850 года назначен профессором Смоленской духовной семинарии и учителем в училище девиц духовного звания.
28 марта 1853 года назначен смотрителем вяземских уездного и приходского духовных училищ.
28 мая 1853 года рукоположен во священника к Вяземскому Свято-Троицкому собору. Состоял цензором проповедей, членом Вяземского духовного правления, катехизатором, членом-корреспондентом губернского статистического комитета, членом строительного комитета.
29 июня 1855 года возведён в сан протоиерея.
16 марта 1861 года (после смерти жены) переведён в Смоленск инспектором духовной семинарии, а 3 мая того же года пострижен в монашество.
29 марта 1862 года переведен инспектором Санкт-Петербургской семинарии, а 29 апреля 1862 года возведен в сан архимандрита.
28 августа 1863 года назначен ректором Воронежской духовной семинарии и настоятелем Алексеевского Акатова монастыря. Состоял членом Воронежской духовной консистории и благочинным монастырей Воронежской епархии.
С 10 декабря 1866 года — редактор «Воронежских епархиальных ведомостей».
28 января 1867 года хиротонисан во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии.
С 23 июня 1871 года — епископ Екатеринославский и Таганрогский.
Он учредил в Екатеринославской епархии окружные, благочиннические и епархиальные съезды духовенства и выборы благочинных.
Много времени епископ Феодосий посвящал ученым занятиям, любил историю, интересовался историей местного края. Принимал участие в составлении «Памятной книжки Смоленской губернии», а в Воронеже — в составлении акафиста святителю Тихону.
Много историко-церковных материалов печатал в епархиальных ведомостях, но всегда без подписи.
Скончался от апоплексии головного мозга. Погребен 10 февраля епископом Таврическим и Симферопольским Гермогеном (Добронравовым) в кафедральном соборе в приделе с левой стороны.
Награды
орден св. Владимира 3 ст. (1869),
орден св. Анны 1 ст. (1873),
орден св. Владимира 2 ст. (1877)." Вики.

Награды Феодосия Макаревского говорят, что он был очень заслуженным и авторитетным человеком.

В этом его описании приводится история возникновения православных храмов в населенных пунктах Екатеринославской губернии. При этом в каждой статье о каждом населенном пункте дается краткая историческая справка об этом селении. Феодосий написал церковный труд. У него при этом не было никакой предвзятости. Он публиковал исторические сведения так, как они были известны Русской православной церкви. Вот статья из этой книги. Она посвящена возникновению православного храма в слободе Ясеноватой. Той самой, которая в последствии вырастет в город Ясиноватую, расположенную рядом с Донецком.

"СЛОБОДА ЯСЕНОВАТАЯ.

Слобода Ясеноватая, на вершинѣ рѣки Криваго Торца, многолюдная и съ населеніемъ довольно состоятельнымъ, при одно-штатномъ церковномъ причтѣ, находится Бахмутскаго уѣзда въ 3-мъ благочинническомъ округѣ*.

Мѣстность нынѣшней слободы Ясеноватой—древнѣйшее, старожитное запорожское займище. Въ славныхъ, богатыхъ и плодородныхъ, роскошныхъ и живописныхъ дачахъ восточнаго Запо-рожья, при урочищѣ Ясеноваткѣ, зимовникомъ и хуторомъ въ 1690 году, сидело нѣсколько отшельниковъ, абшитованныхъ запорожцевъ, занимавшихся пчеловодствомъ, скотоводствомъ и рыбальчествомъ. Крѣпостной и торговый городъ Бахмутъ достаточно былъ знакомъ и извѣстенъ отшельникамъ запорожцамъ. Съ 1745 года, въ восточной части Запорожья, урочище Ясеноватка сдѣлалось однимъ изъ главныхъ притоновъ для харцызовъ и характерниковъ, для гайдамакъ и гайдуковъ запорожскихъ. Съ 1770 года Бахмутскія, провинціальная и воеводская, Канцеляріи особенное вниманіе обратили на эту мѣстность и всѣми силами старались заселить ее народомъ семейнымъ и осѣдлымъ. Приливъ народа въ богатыя и плодородныя, но пустыя и безлюдныя степи Новороссійскаго края изъ турецкихъ и цесарскихъ владѣній помогъ земскимъ комисарамъ населить Ясеноватку и околичныя урочища православными христіанами—молдаванами и волохами: въ Бахмутскихъ степяхъ явились населенныя мѣстности Государевъ Баеракъ, Ясеноватая, Зайцева, Железная Балка, Землянки и проч.по открытіи въ 1774 году Азовской губерніи, всѣ эти слободы въ 1777 году, по распоряженію Азовской губернской Канцеляріи, предназна-чены быть воинскими государственными слободами.

Первоначально, въ церковно-религіозномъ отношеніи всѣ обыватели государстеепныхъ воинскихъ слободъ Ясеноватой и Землянокъ, Зайцевой и Желѣзной составляли одинъ совокупный приходъ и находились въ вѣдѣніи Бахмутскаго духовенства. Но, по умножившемся народонаселеніи и по отдаленности отъ Бахмута, обыватели означенныхъ слободъ просили Бахмутское духовное Правленіе дать имъ особаго священника, съ тѣмъ, чтобы опредѣленный священникъ преподавалъ народу христіанскія требы, совершалъ для него возможныя въ часовнѣ богослуженія и молитвословія и въ тоже время заботился бы о построеніи новой церкви. Согласно такой просьбѣ слобожанъ въ Землянки опредѣленъ священникъ Григорій Петровъ, человѣкъ волошской націи; а по смерти его, назначенъ туда, изъ поль-скихъ выходцевъ, священникъ Іоаннъ Ставровіецкій.

Въ прошеніи отъ 1-го сентября 1786 года священникъ Ставровецкій, выходецъ изъ Польши, писалъ преосвященному Никифору: "По резолюціи Вашего Преосвященства сего 1786 года въ февралѣ мѣсяцѣ опредѣленъ я Бахмутскаго уѣзда вь государствениую слободу Землянки  для преподаянія какъ въ оной, такъ и въ другихъ слободахъ Ясеноватой и Зайцевой тамо живущимъ поселянамъ христіанскихъ требъ; а какъ изъ тѣхъ слободъ Зайцева состоитъ отъ Землянокъ, въ которую я опредѣленъ, въ 35-ти верстахъ, за каковою отдаленностію, особливо по незнанію моему волосскаго языка, тамошніе жители и не желаютъ быть въ приходѣ моемъ и принадлежатъ къ Землянкамъ, на что и извѣстіе отъ оныхъ жителей мнѣ данное на разсмотрѣніе при семъ прилагаю; напротивъ чего состоящіе слободы называемой Железной Балки отъ слободы Землянокъ въ 10-ти верстахъ жители желаютъ принадлежать къ слободѣ Землянкамъ, о причисленіи которой оные Землянскіе жители Вашего Преосвященства просятъ доношеніемъ, которое при семъ прилагая, Вашего Преосвященства покорно прошу о исключеніи слободы Зайцевой, по нежеланію жителей, изъ моего прихода, а на мѣсто ея о причисленіи Желѣзной Балки учинить архипастырское благоразсмотрѣніе".

Сразу обратите внимание на даты. Появление запорожцев в этих местах - 1690 год. Это царствование Петра первого. А до этого здесь было Дикое поле. Почему только в тот год? Да потому, что стало ясно куда развернулась экспансия госудорства Российского - на юг. Да и то, по прошествии почти ста лет потомки этих освоителей превратились в обычных разбойников. Генетика.

И еще. Знакомые названия населенных пунктов. Ясиноватая, Зайцево, Байрак. Это современная местность Горловка - Донецк. Ясиноватский блок - пост. Место, где до сих пор идут интенсивные боевый действия. И в этих боевых действият гибнут не только ополченцы, но и украинские военнослужащие. Катрые считают, что они воюют за свою землю, которую освоили их славные предки..., которые на самом деле были молдаванами. И которые до поры - до времени не знали не только украинского языка, но и языка государства, на территории которого они поселились.

Что касаектся поселения в наших местах запорожских казаков. Селиться они начали после того, как поняли, что эти места скоро отойдут к империи. Не раньше. И еще один ньюанс. Массовое возникновение сел и слобод здесь началось лишь после того, как Екатерина II разогнала Запорожскую сечь.

Вот еще один красноречивый пример. Теперь село Чернухино. Которое было на слуху во время боев вокруг дебальцевского котла.

"СЕЛО ЧЕРНУХИНО.

Село Чернухино, многолюдное, съ населеніемъ промышленнымъ и зажиточнымъ, при одноштатномъ церковномъ причтѣ, находится Славяносербскаго уѣзда въ 3-мъ благочинническомъ округѣ*.

Мѣстность нынѣшняго села Чернухина, въ старину, обстоятельно знакома и извѣстна была запорожскому товариству. Въ 1600—1700 годахъ чрезъ эту мѣстность пролегалъ секретный казацкій шляхъ (дорога) изъ Сѣчи запорожской на Донъ и на Кагальникъ. На этомъ шляху, при рѣчкѣ Чериухиной и Поповомъ Яру, въ нынѣшнемъ Чернухинскомъ приходѣ, была одна изъ главныхъ попутныхъ станцій запорожскаго казачества, съ огромными запасами путеваго продовольственнаго содержанія для всѣхъ казаковъ, проходившихъ и проѣзжавшихъ тѣмъ шляхомъ; при станціи, для удовлетворенія духовныхъ нуждъ и религіозныхъ потребностей путешественниковъ, по распоряженію Коша, имѣлась походная икона святителя Христова Николая чудотворца и при ней служащій священникъ.


Въ 1772 и 1773 годахъ, согласно видамъ и желанію Правительства и по распоряженію Новороссійской губернской Канцеляріи, на этой мѣстности, богатой и плодородной, поселены были выходцы изъ разныхъ селеній Бѣлогородской губерніи Сѣвскаго уѣзда. Пользуясь выгодами и удобствами богатой мѣстности, переселенцы скоро обстроились здѣсь домами и обзавелись хозяйствомъ. Въ 1778—1780 годахъ здѣсь образовалась богатая государственная слобода со множествомъ волостныхъ, дворцовой государевой волости крестъянъ. Въ 1782 году, при составленіи народной переписи, въ одномъ сельцѣ Чернухиномъ найдено и внесено въ списки жителей 313 муж. и 291 душа жен. пола."

И опять, сведения о запорожцах датируются концом семнадцатого века. И еще вопрос. А что это за секретный шлях? От кого секретились запорожцы? Почему они по этой местности не проходили с гордо поднятой головой?  Да потому, что тогда эти земли принадлежали Крымскому ханству.
Затем перерыв в заселении почти сто лет. А потом только интенсивное заселение. Когда в этой местности полностью господствовала империя.

Чернухино было заселено выходцами из Белгородской губернии. Ну и где же здесь украинцы? И таких фактов в данной книге тьма. И правильно ли считаеться...?


Tags: Булавинская война, Дон, Украина, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments