mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Дон. Слобожанщина. Малороссия. Украина (IV).

В 1707 году полковник Изюмского слободского полка Ф. В. Шидловский был произведен в бригадиры и назначен командующим всеми слободскими полками. И в это же время  столицей территории всех  слободских полков был назначен город - крепость Изюм.

В 1707 году вспыхнуло восстание под руководством Кондратия Булавина.

Мертвые сраму не имут. Я нигде не нашел портрета Шидловского, но хотелось посмотреть ему в глаза, хотя бы на портрете. В глаза человека, который развязал одну из самых кровопролитных войн на территории России того периода, Которая продолжалась в течении тридцати лет, закончившись активной фазой в 1709 году, но тлела еще до 1737 года.

Слободские казаки Изюмского полка под руководством Шидловского занимались зачитской булавинских городков во время подавления восстания, где они отметились своей особой жестокостью. Буквально убивая все живое в этих городках и стирая эти городки с лица земли. Налицо была классическая войсковая операция, когда регулярные войска освобождали территоррию в боестолкновениях с противником. В данном случае с  войсками под руководством Булавина.  А следом шли подразделения внутренних войск, в данном случае казаки Изюмского слободского полка и зачищали территорию от остатков сопротивляющихся.

Неизбежной ли была эта война или нет? Трудно сейчас, по прошествии трехсот лет однозначно дать ответ на этот вопрос. Но то, что восстание было спровоцировано именно Шидловским, то на это есть свидетельства из истории.

Неизбежно ли было вообще противостояние казаков и Москвы?

С момента начала продвижения Руси на юг начались активные контакты между руководством России и донскими казаками. Крестом и пряником Михаил Федорович, а затем и Алексей Михайлович  пытались превратить дончаков в некое подобие слободских казаков. Крестом, когда на Дон зачастили делегации от православной церкви, доказывая казакам, что мы единоверцы и должны быть вместе. Пряником - поставляя на Дон зерно. Да еще порох и свинец. Об этом хорошо писал Евграф Савельев в своей истории донского казачества. Казаки клялись на кресте в верности русскому царю. А пряники отрабатывали, двигаясь многочисленными походами на Азов. Однажды который удалось даже взять штурмом.

"А ведь мы Азов город взяли наперед сего в лето 7145-е у вашего царя Турского не татиным и не разбойным промыслом, в день, а не ночью, дородством и разумом своим, взятьем бьючися с вами с поганцы с лица на лицо, не бояся и не страшася великие силы вашея впред для опыту, каковы царя вашего Турского в городех люди сидят.

А ныне мы бедные сели от вас в осаде в Азове городе малыми людьми, разделяясь нароком надвое, для опыту же смотрети Турских ваших разумных умов и промыслов.

А все то мы применяясь к Иерусалиму и к Царюграду, хочется нам так взять у вас Царьгород. А то государство было христианское прежних великих благочестивых царей Греческих строение, а не вашего босурмана царя Турского. Да вы же нас босурманы пужаете и грозите нам, что с Руси к нам не будет и не пришлют никаких запасов и из царства Московского никаких к нам воинских людей на помощь не будет же; про то мы и сами ведаем и без вас и о том и о всем к великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея России к Москве писано.

Какие будто мы на Руси люди надобные и дорогие!

Мы в Московском государстве ничем не надобны и не годны, и такую очередь мы за собою знаем и ведаем подлинно.

То государство Московское великое и пространное и многолюдное сияет посреди всех государств и земель и орд босурманских и Елинских и Персидских аки солнце.

И не почитают нас бедных на Руси ничем и ненавидят нас аки псов смрадных, потому что отбегохом мы из того государства Московского и из иных его государевых розных городов от неволи и налога, из работы и из холопства вечного и от неволи великие, от его государевых князей и бояр и дворян и детей боярских Московских и всяких городовых приказных людей. Да зде вселились в пустыни непроходимые, токмо взираем на Бога и на всех святых Его угодников.

Кому о нас бедных в Московском государстве потужить или порадеть? Все князи, и бояре, и дворяне, и дети боярские Московского чину и разных городов приказные люди концу и смерти и погибели нашей рады; а запасы хлебные с Руси к нам николи не бывают, кормит нас Бог молодцов на поле Своею милостию, зверьми дикими, да морскою рыбою питаемся, яко птицы небесные ни сеем, ни орем, ни в житницы собираем, а сыти бываем. Тако мы бедные питаемся подле синего моря.

А сребро и злато емлем мы у вас за морем, то вам и самим ведомо.

А жены себе красные выбираем у вас же, уводим из Царяграда и у жен ваших детей вместе приживаем с вами.

А се мы взяли у вас Азов город своею волею, а не государевым повелением для казачьих зипунов своих и для лютых пыхов ваших, и за то на нас, холопей своих дальних, великий государь царь и великий князь Михаил Федорович вельми кручинится, и мы бедные за то от него великого государя за взятие Азовское боимся казни смертные.

А он государь наш царь и великий князь Михаил Федорович всея России многих государств и орд государь и обладатель.

И есть у него государя в вечном его холопстве таких босурманских царей не один, и служат ему, государю, в таковуж пору, каков и Обрагим ваш царь Турской; только он, государь наш великий и пресветлый, чинит по преданию святых Апостолов и святых отец и не желает пролити босурманских кровей ваших"
"СКАЗАНИE ОБ АЗОВСКОМ СИДЕНИИ," http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Azov2/text.phtml?id=1668

"28 октября 1641 года атаман Осип Петров послал в Москву посольство с атаманом Наумом Васильевым, есаулом Федором Поршина и 24 казаков, особо отличившихся, с подробною боевою росписью и изложением хода защиты Азова. Казаки просили царя взять под свою опеку Азов и прислать воеводу для принятия крепости, ибо им, казакам, защищать Азов нечем. Присланных казаков в Москве приняли с честью, наградили их, по окладу, великим жалованием, чествовали и угощали. Решение, взять ли Азов, или отдать его по-прежнему, туркам, было поручено боярину Морозову. Атаман и казаки доказывали выгоды владения Азовом, но переговоры тянулись более месяца и не привели ни к чему.

В начале декабря 1641 г. с возвращавшимся посольством казаков из Москвы был послан дворянин Желябинский и подьячий Башмаков с целью осмотреть Азов и переписать и начертить планы, потом принять решение. Казакам была послана милостивая грамота с благодарностью за мужественную защиту Азова. Также было послано им 5000 рублей и обещано хлебное и других видов жалованье. Желябинский и Башмаков, возвратись в Москву, донесли царю: «Город Азов разбит и разорен до основания и вскоре города поделати никоем образом нельзя, а от приходу воинских людей сидети не в чем».

Вслед за ними в Москву явилась новая станица с наказом убедить бояр взять Азов и поскорей послать воевод с войском, и утверждали, «что, если Азов будет за нами, то никогда уже поганые татары не придут воевать и грабить московские владения». Царь повелел собрать Великий Собор в Москве, и он собрался 3 января 1642 года. На Соборе присутствовали патриарх, митрополит Крутицкий, знатнейшее духовенство, бояре, окольничие, думные люди и все другие сословия. Думный дьяк Лихачев объявил царскую волю, по которой требовалось мнение от государственных чинов. За исключением представителей городов Новгорода, Смоленска, Рязани и других окраинных, мнение Собора было уклончиво и сводилось к тому, чтобы удержание Азова возложить на казаков, или же просто, положить на решение царя. «Как угодно царю и боярам, так и будет» - было общим решением.

Спустя четыре месяца после решения Собора на Дон была отправлена грамота с есаулом Родионовым и 15 казаками, а также с ними был послан дворянин Засецкий. Проезжая переправу на Донце, казаки попали в засаду турок. Засецкому с несколькими казаками удалось ускакать и привести грамоту на Дон, в которой писалось: «Ведомо нам учинилось заподлинно, что Ибрагим, осадя Азов, отправил сильную рать воевать нашу украину, и всех христиан, находящихся в его владениях, велеть побить. Нашей же рати за краткостью времени не успеть притти под Азов, принять его и вооружить, как вы сами неоднократно писали, что в разоренном Азове держаться невозможно, но, дабы напрасно не пролить христианской крови, повелеваем вам - атаманам и казакам и всему великому Войску Донскому Азов оставить и возвратиться по своим куреньям, или отойти на Дон, куда пригодно будет. Будьте добрыми и послушными подданными и на Нашу царскую милость и щедроты всегда благонадежны. Если же ослушаетесь, то ни милости, ни помощи, ни защиты от меня, царя, не ожидайте, а себя за напрасное пролитие крови вините».

Во исполнение этого приказа казаки немедленно вывезли из Азова все запасы, артиллерию и снаряды, подкопали уцелевшие стены и башни, взявши с собой чудотворную икону Св. Иоанна Крестителя, переехали жить на Махин остров, против устья Аксая. Азов был уничтожен полностью, от него не осталось камня на камне. Сераксир и адмирал турецкого флота, осаждавшие Азов, были лишены чинов. Для возобновления осады Азова была отправлена армия под начальством самого великого визиря и египетского паши. Флот, состоявший из 33 галер, прибыл к Азову. Отряд казаков, оставленный в Азове, при первом же приближении войск противника, взорвал подготовленные окопы, сжег все до основания и удалился. Турецкое войско вместо крепости нашли на месте Азова совершенный пустырь. Визирь оставил на месте большой гарнизон, войско распустил и возвратился в Константинополь."

"По данным казаков, они уничтожили под стенами Азова примерно 96 тыс. врагов, о том же сообщил и московский посол в Стамбуле: «Из 150000 активного войска осталось 50000, остальных казаки побили». Кафинский паша Юсуф погиб, раненый хан Крымской орды Бегадир-Гирей умер в пути, главнокомандующий Хусейн Дели-паша и адмирал Пияла-паша были лишены своих чинов. Это было полное поражение «Великой армии», которая обладала мощью, с помощью которой можно было захватить какую-нибудь европейскую страну. Причем армаду остановила и обратила в бегство не равная по силе армия, а отряд донских и запорожских казаков, доказавший, что Бог не в силе, а в Правде." https://topwar.ru/5789-bessmertnyy-podvig-donskih-i-zaporozhskih-kazakov-azovskoe-osadnoe-sidenie-chast-2.html

«Прости нас, холопов своих грешных, государь наш православный, царь всея Руси Михайло Феодорович! Помянуть вели наши души грешные! Простите вы, государи патриархи вселенские! Простите, все государи митрополиты, архиепископы и епископы! Простите и вы, все архимандриты и игумены! Простите, все государи протопопы, и священники, и дьяконы! Простите, государи наши, все христиане православные! Поминайте и наши души грешные в день родительский! Нет ни в чем от нас позора государству Московскому! Помышляем мы, бедные, в уме своем, чтобы умереть не в ямах нам и по смерти себе добыть славу добрую».
казакиазов
Обелиск донским казакам погибшим в битве за Азов.

Простые и неискушенные дипломатическими интригами донские казаки искренне не понимали. Почему? Почему они взяли Азов, а он оказался не нужен Руси? Они сделали шаг на пути к Царьграду, а их помыслы и действия остались без ответа. Мало того, Москва их бросила на произвл судьбы, оставиви один на один перед Портой в неравном противостоянии и обрекая их на поражение.

И наверное с этого момента и началось отдаление Дона от Руси. Дончаки поняли, что они оказались заложниками в политике Москвы. Москва имела свои цели, не совпадающими с целями самих казаков.

Первой ласточкой стало восстание под руководством Степана Разина. И хотя его действия не были явно направлены в сторону московского царства, но во время той войны боевые действия уже были непосредственно на юждных рубежах. Восстание было подавлено. Москва сделала выводы из этого. Продвижение на юг не остановилось, но слегка затормозилось.

И тогда казаки стали предпринимать контрдействия, направленные на защиту своего края. Они двинулись навстречу экспансии Москвы.

В 1667 году оснорвываетсяч на реке Айдар Новый Айдарский городок. Чуть позже, севернее Нового гордка, на реке Айдар основывается Шульгинский городок.

Позже, по некоторым данным в конце восемнадцатого века, на реке Явсуга (Евсуг) основывается городок Явсуг.

В 1675 годуСухарев городок на реке Бахмутка.

В 1695 году Обливский городок на Деркуле. И это только на среднем Подонцовье. В верховьях Дона была точно такая же картина.

Усилилось проникновение слобожан - малоросов в земли войска донского. Стычки между ними и казаками стали обыденностью. Очередное горячее противостояние  было только делом времени.  И не удивительно, что оно вспыхнуло на среднем Подонцовье, в Бахмуте. В этом месте донские казаки столкнулись со слобожанскими казаками буквально нос к носу.

Tags: Булавинская война, Дон, Украина, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments