mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Мистика Дона(4).

Алавиты, навлекшие гнев "арабской весны"

"Алавиты, также известные как «кызылбаши» (очевидно, по аналогии с персидскими шиитами-кызылбашами), «Али-Алла» (обожествляющие Али) или нусайриты (по имени основателя) — исламская религиозная секта, стоящая, собственно, на границе между крайним шиизмом и особой религией. Они откололись от исмаилизма и ушла так далеко, что во многом потеряли связи с исламом вообще, превратившись в особую религию из смеси ислама, христианства и доисламских восточных верований (зороастризма, манихейства, гностицизма, астральных культов)" Армянская энциклопедия фонда «Хайазг»

"Один из лозунгов сирийской "арабской весны" звучит так: "Христиан — в Бейрут, алавитов — в могилы!" Алавиты — исламский орден, к которому принадлежит президент страны Башар Асад — его закопать "в могилу" желают в первую очередь. За что? Если говорить о теологическом аспекте, то алавиты — суфии, делающие упор на мистику, а не догматику ислама. Их история уходит корнями во времена пророка Муххамеда…

Как говорят алавиты, их родоначальником был Али Ибн Абу Талиб, двоюродный брат Мухаммеда и четвертый праведный халиф суннитского ислама. Шииты почитают Али как своего родоначальника. Этот факт сыграл на руку сирийским алавитам в XX веке, когда президент Сирии Хафиз Асад заключил политический союз с Ираном. После победы в Иране исламской революции шиитские аятоллы признали суфиев-алавитов сирийской ветвью шиизма. На это отреагировал ваххабитский режим Саудовской Аравии, спровоцировав среди сирийских суннитов вооруженное восстание. Ваххабиты (как, впрочем, и многие сунниты) до сих пор считают алавитов язычниками.

В IX веке шиитский имам Хасан аль-Аскари с группой последователей отмежевался от традиций догматического шиизма. Вероучение последователей аль-Аскари сформулировал его ученик, шейх Мухаммед ибн Нусайр. Мюриды (последователи) ибн Нусайра назвали себя "алавитами" (последователями Али), или "нусайритами" (учениками шейха Нусайра). Нусайриты селились обособленными группами, как это делали многие суфийские общины. Первое сирийское поселение алавитов появилось в IX веке в Алеппо, позже алавиты распространили свое влияние на Латакию и горную гряду Антиливан. Заселяясь где-либо, алавиты старались заручиться хорошим отношением местного населения, но к себе "чужих" пускали неохотно.

Востоковед, пробуя вникнуть в тонскости религии алавитов, встает в тупик. Алавитская вера передавалась исключительно устным образом, традиции записывать учение у них не было. Специалисты черпали свои сведения из случайных источников — работ мусульманских богословов (противников алавизма), свидетельств людей, оставивших алавизм, рассказов христианских миссионеров Ближнего Востока, дневников европейских путешественников. Эта информация позволила составить примерное представление о загадочном мире алавизма.
По не вполне достоверным сведениям, у алавитов есть тайная священная книга "Китаб аль-Маджму" ("Книга свидетельств"). С точки зрения языка, "Книга свидетельств" выглядит как полное подражание Корану. Но в отличие от оригинала, в ней не 114 сур, а 16. По некоторым источникам, начиналась она так "Кто наш Господин, который создал нас? Эмир верующих, эмир веры, Али Ибн Абу Талиб, Бог, Нет Бога, кроме Него". Естественно, что традиционные мусульмане считают и эти слова, и саму книгу кощунством. Защитники алавитов парируют это обвинение следующим образом. Алавиты — суфии, исповедующие принцип такии (тайного знания). Согласно алавитской такии, шейх Али Абу Талиб дал первым алавитам путь к полному познанию Божественной истины. В этом контексте шейха можно считать и создателем людей, и подобием Бога.

В мусульманском богословии такой метод называется маджаз — метафора, или аш-шабих (похожесть). В похожем ключе алавиты трактовали и пять столпов ислама: свидетельство веры (шахада), молитву (салят), милостыню (закят), пост (ас-саум) и хадж. По мнению алавитов, все пять столпов ислама являются всего лишь символами — следовательно, нет необходимости в их абсолютном исполнении. Для алавита нет мусульманского запрета на употребление вина. По некоторым сведениям, винопитие считается у алавитов родом религиозного ритуала, а само вино — источником божественного духа. Традиционные же мусульмане обвиняли алавитов в пьянстве и нечистоте.

Алавитская среда делится на обычных людей (амма) и обладающих тайным знанием (хасса). Так как тайное знание было недоступно амма, в их среде рождались всевозможные суеверия. Например, амма считали, что люди существовали до сотворения Аллахом Земли и были светящимися огнями и планетами, тогда они не знали ни послушания, ни греха. Им в виде Солнца являлся имам Али. В течение 8 тысяч лет Али являлся людям и постепенно создавал земной мир. В одно из последних явлений на Землю Али создал из людских грехов демонов и шайтанов, а потом из козней шайтана — женщину.

Подобное мнение есть и у образованных хасса, которые разделились на солнцепоклонников (шамсиюн) и поклонников Луны (калязиюн). Если первые отождествляют имама Али с Солнцем, то вторые, соответственно, с Луной. Кроме этого, среди алавитов есть поклонники света (нур) и поклонники тьмы (зульм). У алавитов также есть переселение душ (танассух), где души праведников воплощаются в звезды, а души грешников — в животных. По сведениям мусульманских критиков алавитов, наличие души у женщины нусайриты отрицают. Поэтому, заключают критики, алавиты не учат своих женщин молитвам и не пускают на свои богослужения.
Богослужения алавитов заслуживают отдельного упоминания. Кроме мусульманских праздников, они отмечают христианское Рождество, Крещение Господне и Пасху. Христианские миссионеры Сирии свидетельствовали, что алавиты почитают также Ису (Иисуса Христа), христианских апостолов и святых, на богослужениях читают Евангелие и причащаются вином, используют христианские имена. Алавиты нынешней Сирии тесно контактировали с местными христианами, совершали паломничества в храмы и монастыри, прикладывались к мощам христианских святых этой древней страны". Отсюда.

Есть еще одна версия возникновения алавитов:

"Алавиты являются потомками населения армянского Киликийского царства. Начало Киликийского царства относят к 1080 году, а пало Киликийское царство в 1375 году. Уцелевшее в горных районах северо-западной Сирии и южной Турции население в какой-то степени сохранило свою изначальную религию, которая претерпела лишь ограниченное воздействие ислама. В современной Сирии алавиты составляют 10-12% населения и проживают, главным образом, в окрестностях Латакии (северо-западная часть Сирии). Они составляют также значительную часть населения в турецкой Александрете (Пограничная с Сирией область Турции). В религиозной доктрине алавитов остаточный исмаилитский ислам сочетается с элементами древневосточных астральных культов и христианства. Алавиты почитают солнце, луну, верят в переселение душ, отмечают ряд христианских праздников, носят христианские имена. Алавиты верят также в божественную троицу, к ликам которой они относят имама Али, пророка Мухаммеда и Салмана аль-Фарси (один из сподвижников Мухаммеда). За пределами Сирии алавитов не признают мусульманами, но в Сирии они считаются субобщиной шиитов, так как, согласно сирийской конституции, президентом страны может быть только мусульманин, и признание алавитов мусульманами открывает им дорогу к власти. Алавиты в настоящее время, составляя 10% населения Сирии, полностью контролируют всю страну. Вся сирийская элита, включая президента Асада — алавиты. А те армяне, которые сохранили свою религию, остались армянами. Сейчас алавиты и армяне — это два различных народа. И языки у них разные. Но для того, чтобы стать разными народами, вполне достаточно поменять религию. Сербы и хорваты говорят на одном языке, который так и называется сербохорватский. Их разделяет только то, что хорваты католики, а сербы православные. А так это, в общем-то, один народ. Еще одна часть этого народа, которая исповедует ислам, называется босняками и живут они в ныне независимой Боснии-Герцеговине. Разная религиозная принадлежность настолько разделила этот народ, что еще совсем недавно они между собой жестоко воевали. Евреи и финикийцы — это один и тот же народ. Иврит и финикийский язык — это один и тот же язык. Разница только в религии. Евреи исповедовали (и исповедуют) иудаизм, а финикийцы были язычниками. В результате евреи — это евреи, а финикийцы — это совсем другой народ. Религия, если она разная, то это действительно опиум для народа. Народ, столкнувшись с такой проблемой, обычно распадается." Армянская энциклопедия фонда «Хайазг»

И еще одна:

"Борьба Запада против первоначального христианства (арианства) не прекращается до сих пор. Уже более 6 лет западные наемники пытаются уничтожить президента Сирии Башара Асада и поменять власть в этой стране. Вся сирийская элита, включая президента Асада — алавиты. Алавитов в Сирии не более 2-х млн., около 12 % населения, проживающего в районе Латакии-Тартуса. Почему же алавиты вызывают ненависть в странах Запада? Природа этой ненависти та же, что и природа ненависти к русским.

Западу удалось разжечь ненависть к алавитам среди мусульманам-суннитов, которые считают, что борьба с режимом президента Асада — это «джихад» и против неверующих-алавитов, и против правителя, который не является мусульманином.

История же этой распри гораздо более продолжительна, чем 6 лет, на которые обращают внимание СМИ. До 1936 года существовало алавитское государство, затем французы присоединили его к Сирии, вопреки протестам алавитских шейхов. После этого алавиты, для того, чтобы избежать гонений со стороны мусульман-суннитов, начали декларировать принадлежность алавизма к исламу. Однако, до сих пор нельзя сказать насколько алавиты являются мусульманами. Это достаточно закрытая группа, религиозные предпочтения которой не совсем понятны. Большую роль у алавитов играет принцип «такыйя», согласно которому алавит может исполнять обряды других религий, сохраняя свою веру в душе.

По нашему мнению вероучение алавитов близко к арианству. Они почитают Ису (Иисуса Христа), христианских апостолов и некоторых святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие и используют христианские имена." SS69100

Возникновение алавитов совпадает с началом крестовых походов средневековой Европы, Первого Рима. Падение Киликийского царства, родины алавитов и уходом алавитов в подполье, совпадает с разгромом крестоносцев и вытеснением их с Востока.

Есть еще одна нация, которая включает в себе поклонение солнцу и луне, вернее первоначально включала. Это сербы и хорваты.


Становление НеоВизантии, той территории, на которой прошли цветные революции по Шарпу, сопровождалась и сопровождается кровопролитными войнам. Югославия, Ливия, Сирия, Украина. Войны эти несут в себе оттенок религиозных войн средневековья. Некоторые войны начались как следствие этих событий, некоторые, как в Югославии, предвосхищали эти события. Югославию терзали войнами несколько раз. Сначала гражданской войной, которая привела к распаду Югославии. Потом один из осколков большой Югославии бомбили и кошмарили извне. Потом добили цветной революцией. Удивительная настойчивость! Точно такая же, какая сейчас идет на Украине.

Самая кровопролитная война на территории большой Югославии происходила в Боснии. Война эта было представлена как война между боснийскими мусульманами и боснийскими сербами. Никакой другой причины не называли. И все поверили.

А почему? Потому, что истинная причина войны в Боснии - это большое табу. И причина эта идет из далекой старины, из средневековья. Босния была местом ссылки адептов разных течений в католицизме. Сюда ссылали тех, кто не прошел  проверку "очистительным" костром. И постепенно Босния стала заповедником разных, как говорили тогда и говорят сейчас, еретических течений. Гностики, катары, альбигойцы и многие другие. И постоянно все эти течения возраждались и перетекали в Европу. И Европа снова и снова разгоралась кострами.

"Официальная церковная история говорит о том, что крестовый поход против катаров состоялся в 1209-1229 годы (Какое замечательное совпадение!. Внутренние крестовые походы начались тогда, когда крестоносцев начали вытеснять с Ближнего Востока) и представлял собой серию военных кампаний, инициированных Римской католической церковью по искоренению ереси катаров в области Лангедок. Последнего катара сожгли на костре в 1321 году. Во время этого крестового похода, длившегося 20 лет, был уничтожен, по меньшей мере, миллион человек (Википедия).

По нашему мнению говорить о войнах римской католической церкви с Катарами в XIII веке не логично: в то время еще не было единой латинской церкви. Могли собираться небольшие отряды бандитов, чтобы ограбить жителей Лангедока, но не более того.

А первый крестовый поход латинян состоялся против Гуситов. Для борьбы с катарами необходимы были серьезные военные силы, чтобы разрушить такие крепостные сооружения как Каркасонскую крепость и Монсегюр, нужна артиллерия: там толщина стен — несколько метров, а артиллерия получила повсеместное распространение только в XV веке. Да и строить такие монументальные сооружения имело смысл только для обороны от артиллерии.

Все войны против катаров могли состояться лишь в XVI-XVII веках и, скорее всего, после Тридентского собора.

Есть сведения, что латинская церковь боролась еще против еретиков Вальденсов, которых уничтожали в XVII веке. Википедия пишет, что в 1655 году пьемонтское войско в союзе с бандитами и ирландскими наёмниками замучили две тысячи вальденсов. В 1685 году французские и итальянские войска убили около 3000 верующих, взяли в плен около 10000 и распределили около 3000 детей по католическим местностям».

Вальденсы и катары настолько близки между собой по религиозным взглядам, что отличить их практически невозможно.

Кто же такие катары (вальденсы) и за что их уничтожали? Чем они мешали латинянам?

Наиболее точное описание религиозных взглядов Катаров дано в книге Жана Дювернуа «Религия катаров».

Основные положения учения катаров:
Сын Божий пришел в этот мир не для того, чтобы искупить первородный грех Своей жертвой смертью на кресте, а для того, чтобы напомнить людям, что их Царство не от мира сего, и научить их спасительному таинству, которое навсегда избавит их от зла и от времени;
Христианство катаров — без распятия.
Сын Божий — это Ангел Божий.

В состав Священной книги катаров (вальденсов) входили Евангелия, Апостол, Экклезиаст, Псалмы, Песнь Песней и некоторые другие тексты.

Русская энциклопедия «Традиция» в статье «Катары» пишет: «Богомилы Византии и Балкан, а также катары Италии Франции и Лангедока представляли собой одну и ту же Церковь».

«Катары претендовали на то, что именно они являются единственной и аутентичной христианской Церковью, а римская Церковь — отклонение от учения Христа».

Словарь Брокгауза и Ефрона сообщает о катарах (богомилах) следующее:
«В начале XIII в. вся Южная Европа от Пиренеев и Океана до Босфора и Олимпа была окружена почти непрерывной цепью богомильских поселений.

На Западе они назывались не богомилами и бабунами, а манихеями, публиканами (павликиане), патаренами — в Италии, катарами — в Германии (отсюда Ketzer — еретик), альбигойцами — в Южной Франции (от города Альби), а также текстарантами (от tissarands — ткачи, по ремеслу). У нас в России Богомилы тоже были известны, и влияние их значительно сказалось в области апокрифической литературы.
История и вероучение западных богомилов излагается под словами — альбигойцы и катары. ....Богомилы дожили до XVII в.; многие были обращены в православие, но еще больше в католицизм».

В общем, можно с уверенностью говорить о том, что катары, богомилы и т. п. «еретики» — это представители одного и того же вероучения, против которого и боролась официальная римско-католическая церковь вплоть до конца XVII века.

Здесь еще отметим, что богомилы считали злым началом видимого мира Сатанаила, а Христа — добрым началом.
Последний оплот катаров — крепость Монсегюр, называли храмом чаши Грааля, а потом — храмом Солнца." SS69100

"Из богословских трудов по истории религии следует, что ариане перевелись ещё в древности, однако проходят века, а ариане никуда не деваются и не удаётся скрыть их существование вплоть до XVIII века. Например, огромная колония ариан существовала в XVII веке в Польше.

У. Топпер писал:

«Еретик Арий тоже может оказаться вымышленной персоной, маскирующей в качестве «еретического первосвященника» некую более могущественную религию».

Приведем основные положения учения ариан:

ариане не признавали Иисуса Богом, а лишь первым из равных — посредником между Богом и людьми;
отвергали идею о троичности Бога;

Иисус не существовал всегда, т.е. существует его «начало бытия»;

Иисус сотворен из небытия, так как до этого его не было;

Иисус не может быть равен Отцу — Богу, т.е. не единосущ, а подобосущ.

Вольтер об арианах писал: «Как бы то ни было, партия Ария заново начинает возрождаться как в Англии, так и в Голландии и Польше. Великий господин Ньютон оказал честь этому направлению, взяв его под свою защиту».

Википедия: Близкие к арианству воззрения обнаруживаются у многих верующих учёных XVII-XVIII веков, в том числе у Ньютона. …Друг Ньютона Уильям Уистон (переводчик трудов Иосифа Флавия) в 1710 году был лишен профессорского звания и изгнан из Кембриджского университета за свои утверждения о том, что «вероисповеданием ранней Церкви было арианство».

Отметим существенный момент: арианство — это вероисповедание первоначального христианства.

Итак, мы видим, что арианство было распространено в Европе даже в XVIII веке, но латинские богословы перенесли историю арианства в IV век" SS69100

Суть всех этий учений вытекает из Арианства. Трансформрующегося под воздействием внешних вызовов, под воздействием тех условий, которые окружали адептов этих учений. Все эти учения имели какуюто внеземную выживаемость. Какое то внеземное стремление к жизни. Стоило сохраниться хотя бы нескольким приверженцам этих учений в живых, как оно вновь возрождалось из пепла костров.

Мироощущение человека формируеться очень медленно. Формируется очень сильно под воздействием веры. Это мироощущение формирует стереотип поведения. Который, в свою очередь, формирует облик нации. И мироощущеение меняется то же очень медленно, эволюционирует. Резкое изменение мироощущения приводит к кровопролитию, к революции. История России тому пример.

Католическая церковь решила по своему. Гордыня католической церкви затмила ей глаза. Католики решили, что они подобны богу. Что они могут менять мироощущение по своему усмотрению, так, как они считают нужным. Но к чему это привело? А привело это к тому, что Европу и затем уже весь западный мир трясет уже много веков. Каждый предыдущий костер рождал несколько последующих. Потом костров оказалось уже мало. Подключили ночи длинных ножей. Потом везде расставили гильотины. Потом загремели ружья и пушки. А сейчас уже крылатых ракет не хватает.

Но вот в чем беда. Все, с которыми воюют католики и их последователи, Первый Рим, никуда не исчезают. Они трансформируются, уходят в подполье, уезжают на другие континеты. Сейчас США  стали заповедником всех современных ересей. Но! Происходит трансформация ересей, сращивание их с государством и это сращивание только усиливает агрессивность.

Стержнем всей политики Запада стал лозунг. "Все сукины дети должны быть подобны нам. Остальных не должно существовать"

Как только Россия прибегла к услугам костров в своей борьбе со староверами, так затрясло и Россию. И трясет до сих пор.

А как получилось тогда, что вера, которая должна наградить человека вечной жизнью на небесах, при условии, что человек проживет достойную жизнь на земле, превратилась в инструмент его уничтожения? Когда это произошло. Когда произошло разделение на тех, кто убивает человека на земле и на тех, кто человека стремиться сделать в земной жизни лучше?

В 381 году на Вселенском соборе  в Константинополе, было осуждено и запрещено повсеместно арианство. Побеждено в богословских спорах. Побеждено и вычеркнуто из истории. Сведения об арианстве дошли до нас только как отголски этих споров. Каким оно было в быту, как оно влияло на формирование мироощущения живущих в то время мы не знаем. Историей это все вычеркнуто.

"По поводу происхождения арианства высказывались различные точки зрения. В. В. Болотов указал на связь арианства с оригенизмом. В русской церковно-исторической литературе конца XIX века гипотезу о происхождении арианства из антиохийской богословской школы высказывал А. П. Лебедев, который отмечал:

Главные представители этого богословского направления вышли из школы христианской антиохийской; почти все они считали Лукиана пресвитера, основателя этой школы, своим учителем, Но какое именно влияние оказывал Лукиан на своих учеников, было ли его учение сколько-нибудь близким к учению Арианскому — решить этот вопрос невозможно, потому что о Лукиане мы почти ничего не знаем. Замечательно однако же, по одному древнему свидетельству, и ересиарх Арий был также учеником все того же Лукиана антиохийского.

Школа, значит, на всех учеников или по крайней мере на многих влияла одинаковым образом.
— Вселенские соборы IV и V века: Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской. — М., 1879. — IV, 284 с. — С. 8—9.

В начале XX века его поддерживал богослов Д. А. Лебедев. А. А. Спасский указывал на связь учений Ария и Павла Самосатского.
Другой точки зрения придерживался А. М. Иванцов-Платонов, полагавший арианство результатом борьбы различных течений александрийской школы.

арий1


Арий утверждал, что Христос отдельная сущность от Бога-Отца и сотворён им, и следовательно, во-первых, имеет начало своего Бытия и, во-вторых, не равен Богу-Отцу по божеству. Свои взгляды Арий обосновывал множеством письменных доказательств. Так он указывал на то, что сам Иисус называл Бога «Отцом», что уже подразумевает различие — отцовский статус включает предсуществование и определённое превосходство над сыном. Арий опирался также на те отрывки из Библии, где отмечались смирение и уязвимость Христа.

В позднем арианстве Христос не единосущен Богу (греч. ὁμοούσιος, в русскоязычной литературе — омоусия), как утверждали оппоненты Ария александрийские епископы Александр и затем Афанасий.

Сократ Схоластик пишет, что причиной утверждения Арием подобосущности Бога-Отца и Бога-Сына явился его спор с епископом Александром, утверждавшим, что «Святая Троица есть в Троице единица». Арий воспринял это утверждение как попытку распространения епископом монархианского учения Савеллия Ливийского о Троице как о последовательных модусах единичного Бога.
Сульпиций Север в своей «Хронике» описывает воззрения ариан таким образом:

То, что утверждали ариане, было следующим: Бог-Отец по устроении мира стал причиной рождения Сына и по Своей воле сущность Свою воплотил в иную, созданную из ничего, в Бога нового и другого; и было время, когда Сын не существовал.

В 324 году император Константин I одержал победу над своим соправителем Лицинием и стал единовластным правителем Римской империи. Объявив ранее в подписанном совместно с Лицинием Миланском эдикте «уравнивание в правах» христианства с прочими религиями империи и взяв курс на превращение христианства в государственную религию, Константин был заинтересован в консолидации Церкви. Однако при вступлении в 324 году в Никомедию он получил ряд взаимных жалоб сторонников и противников учения Ария. Более того, споры сторонников Ария и Афанасия в Египте приобрели такое ожесточение, что стали переходить в стычки на улицах, в которых люди, по словам Евсевия Памфила сталкивались друг с другом, так что ожесточённые, в пылу исступления, покушались на дела нечестивые, осмеливались оскорблять изображение василевса.

В римском праве покушение на изображение императора являлось преступлением — лат. crimen laesae majestatis, оскорблением величества. Для разбирательства в споре, угрожающем и церковным, и политическим расколом, Константин отправил в Александрию епископа Кордубы Осию, чтобы он на месте выслушал и Ария, и Александра.

По приказу Константина в Никее в 325 году был созван I Вселенский собор, на котором в качестве символа веры (Никейский Символ веры) было принято учение о единосущности Сына Отцу, арианство было осуждено, Арий изгнан, его книги были сожжены.
Константин Великий сжигает арианские книги. Иллюстрация из сборника церковного права, ок. 825

Впоследствии император Константин поддержал арианство, которое имело сильные позиции среди епископата на Востоке. В 328 году из ссылки были возвращены лидеры ариан, епископы Евсевий Никомедийский и Феогнис Никейский, а в 330 году Антиохийским собором осуждён и сослан один из лидеров противоположной партии, епископ Евстафий Антиохийский. В 335 году Тирским собором был осуждён Афанасий Великий.

Антиохийский поместный собор 341 года, изначально не признанный в качестве Вселенского западным епископатом, закрепил арианство как официальное учение.

Однако, необходимо отличать учение Ария, изложенное им непосредственно на Никейском соборе: Сын — тварь, создан из не сущего, и было время когда не было Сына; рождение Сына произошло во времени; и так называемое позднее арианство, принятое как официальное вероисповедание на Антиохийском соборе 341 года в Четырёх догматических формулах. Согласно позднему арианству: Сын не тварь, не создан, совечен Отцу („И если кто учит вопреки здравой и правой вере Писаний, говоря, что были или совершились или время, или век, прежде рождения Сына; то да будет анафема. И если кто говорит, что Сын есть тварь, как одна из тварей, или рождение, как одно из рождений, или произведение, как одно из произведений, а не как предали нам божественныя Писания, и как выше по порядку было сказано; или, если учит или благовествует что-либо иное вопреки тому, что мы прияли: то да будет анафема.“ — Вторая догматическая формула Антиохийского собора 341 года (Символ веры Лукиана)).

Главным пунктом расхождения позднего арианства с учением Никейского собора стала формулировка Никейского Символа веры: «Сын единосущный (др.-греч. ὁμοούσιος) Отцу»; вместо неё были предложены другие формулировки: «Сын соприсущий (др.-греч. συνόντα) Отцу»

— Первая догматическая формула Антиохийского собора 341 года; «Сын неподобный (др.-греч. ἀνόμοιος) Отцу» — аномеи; «Сын подобносущный (др.-греч. ὁμοιούσιος) Отцу» — омиусиане; «Сын подобный (др.-греч. ὁμοίως) Отцу» — омии.

Сторонники Никейского собора всех, кто отвергал термин «единосущный» и предлагал другие термины, называли или арианами или полуарианами.

Миланский собор 355 года (на котором присутствовало не более сорока епископов), не признаваемый современными церквями и не имеющий канонического статуса, закончился почти полной победой ариан, а их противники — Афанасий Александрийский, Люцифер Калаританский и другие — были изгнаны из Константинополя. Тем не менее, в связи с частой сменой власти в Константинополе сторонники Афанасия, православные христиане, уже через несколько лет полностью восстановили свои позиции.

В 359 году на Ариминском соборе было решено не употреблять термины «сущность» и «ипостась» об Отце, Сыне и Святом Духе, как неизвестные и приводящие в соблазн, поскольку их нет в Писаниях. Фактически это был запрет на употребление Никейского Символа веры[6], в нём эти термины используются: «Иисуса Христа, Сына Божия, рождённого от Отца, Единородного, то есть из сущности Отца», «утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности, или создан, или изменяем — таковых анафематствует кафолическая церковь».

В 381 году император Феодосий I, будучи противником арианства, потребовал созыва нового Вселенского собора в Константинополе, где арианство и было осуждено.

Арианские церкви после Первого Константинопольского собора сохранились у федератов — в первую очередь, у германцев (готов, вандалов, бургундов); так, например, руги Норика, готы, рутены, свевы Остготского королевства, основанного в Италии Теодорихом, вестготских владений в южной Галлии (Септимании) и Испании, гепиды в Паннонии, лангобарды в Италии, нероманское население владений вандалов и аланов в Африке в VI и даже в VII—VIII веках придерживались арианства. В Испании конец существованию организованных государственных арианских церквей положил только Толедский собор 589 года, но и в VII веке в Испании и в других формально бывших вассалами Константинополя германских королевствах, кроме Королевства франков, ариане часто были епископами в единой государственной христианской церкви этих государств. В Италии арианский епископ столицы лангобардов Павии обратился в православие только при Ариперте I, а браки по арианскому обряду были признаны незаконными только Лиутпрандом.

Сохранились ариане и за пределами Римской империи, в частности, в бывших владениях готов на территории современных России и Украины, например, на Днестре, в Крыму, на Дону и Волге. Историк А. Г. Кузьмин в своей книге «Начало Руси. Тайны рождения русского народа» поддержал версию, что раннее христианство на Руси носило арианский характер.

Арианство являлось попыткой рационализировать христианскую догматику в духе субординационизма, то есть привнесением иерархичности отношений в Троицу. Сократ Схоластик называет Ария «человеком не без знания диалектики». Следует отметить, что именно споры о природе Троицы, вызванные арианством, привели к утверждению Никейского Символа веры: в течение III века субординационистские воззрения были достаточно распространены, так, например, их придерживался Ориген.

Вообще, III—IV века были временем кодификации христианства и выработки его догматики, при этом христианству, с одной стороны, было необходимо дистанцироваться от строго монотеистичных иудеохристианских течений не только в обрядовости (что уже было сделано последователями апостола Павла), но и в догматике и, с другой стороны, всячески избегать сходства с эллинским политеизмом.

Ситуация осложнялась необходимостью создать христианскую философию и теологию, согласованную, пусть и частично, с эллинским философским наследием.

Такое согласование христианства с философией давалось нелегко. Пример — знаменитое Credo quia absurdum est, парафраз Тертуллиана (De Carne Christi, 5.4):

Et mortuus est dei filius: prorsus credibile est, quia ineptum est. Et sepultus resurrexit: certum est, quia impossibile. (И Сын Божий умер: это бесспорно, ибо нелепо. И, погребённый, воскрес: это несомненно, ибо невозможно).

Григорий Назианзин описал сложившуюся ситуацию с догматом о Троице таким образом (Слово 3, Защитительное при бегстве в Понт):
В сём догмате для обязанных просвещать других — всего опаснее, чтобы нам, из опасения многобожия, заключив Божество в одну Ипостась, не оставить в учении своём одних голых имён, признав за одно Отца и Сына, и Святого Духа, а также, чрез уклонение в противное, разделив Божество на трёх или разнородных и друг другу чуждых, или неподчинённых и безначальных, так сказать, противоположных Богов, не впасть в равное первому зло, подобно тому, что бывает с кривым деревом, которое чрез меру гнут в противную сторону.

А как ныне в учении о Боге — три недуга: безбожие, иудейство и многобожие, и из них защитником первого Ливийский Савеллий, второго — Александрийский Арий, а третьего — некоторые из числа чрез меру у нас православных.

Борьба с арианством стала одним из главных поводов утверждения догмата Троицы, а вместе с ним — и догмата о полноте божественности в Христе как Боге и Сыне Божьем. Вместе с тем, споры о такой полноте продолжаются и поныне: отчасти они связаны с дополнением Никео-Цареградского Символа веры на Толедском соборе в 589 года положением, что Святой Дух исходит и от Бога-Сына. Это положение получило название филиокве (от латинского filioque — «и от Сына») и послужило одним из формальных поводов разделения Церкви в XI веке на Восточную (православную), не принявшую филиокве, и Западную (католическую); такое несогласие продолжается и по сей день. Вики.

Но пока шли все эти богословские споры, арианство жило своей жизнью и успело распространиться на громадной территории. Вся территория, ставшая современной Европой, была охвачена арианством. И эти два века, пока боголсовские течения завоевывали свое право на жизнь, а арианство уже жило в это время, определили дальнейшцю судьбу не только Европы, но и всего остального мира.

А причем вот все это, выше сказанное, к истории Дона, к его мистике? Причем и очень сильно. В то время, когда христинство начало проникновение на северное побережье Черного моря, в нем доминировало арианство. И христианство пришло в эти места в виде арианства. И начало формировать мироощущение тех, кто жил в этих местах, арианское мироощущение.

Tags: Дон, Донец, история, мистика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments