mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Метро.

метро

Эта фотография, или подобная ей, мне попадается уже второй раз. Превый раз я ее увидел в журнале одного из топопвых блогеров. В данном случае эта фотография сопровождалась таким вот комментарием:

"Собянин рассказал о планах властей Москвы по развитию метро
12 февраля 2018, 10:13 [ «Аргументы Недели» ]

Собянин рассказал о планах властей Москвы по развитию метро
фото: globallookpress.com

Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал, в каком ключе будет развиваться метрополитен столицы. Градоначальник решил дать жителям города исчерпывающую информацию о дальнейших планах московских властей.
Оказалось, что приоритетом является обеспечение 95 процентов жителей города станциями метро в шаговой доступности, передает сегодня портал "Свободная пресса".

По словам мэра Москвы, уже в 2018 году подземка появится в Солнцево, Ново-Переделкино, Рассказовке и некоторых других районах города, в частности, до станции "Селигерская" будет продлена салатовая ветка метро. Кроме того, пассажиры смогут начать пользоваться первым участком Большой кольцевой линии."

Что можно сказать по этому поводу (по поводу самого строительства, с точки зрения человека, который много лет проработал под землей)? Когда я был маленький, то метро строил немного иначе.


Это конечно шутка и метро я никогда не строил. Но имею представление. Потому что метрострой не силно отличается от шахтостроя. И у меня в дипломе написано, что я проходчик шахтостроитель широкого профиля. И метро в том числе. Именно в дипломе. Потому что горному делу до лампочки, кем ты был до этого. Ему нужно специализированное образование. А я до этого закончил ВУЗ и имел семь лет инженерной практики. Но все равно пришлось учиться в ПТУ по полной программе и в конце обучения не только сдавать экзамены, но и защищать диплом с чертежами. Но для меня это все было просто.

Контора, в которой я работал была немного "блатной". Расположена в Луганске, хоть и на окраине, и туда шли все за подземным стажем. Купить его тогда было затруднительно, но можно было заработать в облегченном режиме. Я проработал несколько лет подряд бок о бок с практикующим терапевтом. Что бы его диплом врача не пропал, он три раза в неделю принимал пациентов в местной больнице на полставки. А в остальное время ковал себе подземный стаж. Так что у нас был "свой" врач под боком.

Потом у нас появился свой гинеколог. Прям как в анекдоте. Он в молодости успел немного поработать на шахте и у него было немного подземного стажа. Он пришел его дополнить. Он то же практиковал, но услугами мы его не пользовались.  Он оказался несколько шустрее. Стаж он зарабатывал, обучаясь всяко разными подземными профессиями. Он их освоил множество. Каждые курсы по полгода, а затем практика. Мы его видели фрагментами. Но тем не менее, он таки достиг поставленной цели,.заработал себе стаж.

Прокуроров - проходчиков и судей - проходчиков, правда мне не встречалось, но мужья данных представителей у нас работали.

Я всегда, когда спускался в метро, смотрел на него своим взглядом. Взглядом, с точки зрения его строительства. Потому что мог образно представить, как и сколько усилий для этого надо. Вот и в данном случае, у меня есть несколько вопросов по поводу этой фотографии. Сейчас в основном проходку будущих тоннелей ведут с помощью специализированных проходческих щитов.

уцгольсша6

Вот такой проходческий щит. Это фотография с американской шахты, но они все однотипные. Разница только в размерах исполнительного органа. Он зависит от того сечения выработки, которое хотят получить.

Раньше такие щиты в Союзе делались в Кемерово. Сейчас их там не делают, они все импортные. Ходили еще слухи, что когда Абрамович был губернатором Чукотки, то он завез туда пару таких щитов. К побережью Берингового пролива. Собирались строить тоннель под проливом. Часть с нашей стороны, часть с американской. Но это дело затормозилось и оброрудование лежит там законсервированное до поры до времени. Начнут тогда , когда подведут туда железную дорогу.

При Союзе большая часть тоннелей метро проходилась как на шахте, с помощью взрывчатки. Потом убирали породу и крепили будущий тоннель, по которому должны были мчаться поезда метро. Метропроходка была самой высокомеханизированной во всей подземной индустрии. Но оборудование было подобно тому, которое применялось в шахте. Черновое сечение будущего тоннеля крепили предварительной крепью по всему кольцу. Потом поверх первичной крепи набирали двухслойную арматурную решетку. Потом заливали бетоном. А только после всего этого набирали кольца тюбингов. Тюбинги - это отдельные секции, после сборки которых получается кольцо крепи. Но фотографии вначале их хорошо видно. Они  в левой части фотографии выступают отдельными секциями. Потом, после выравнивания группы колец по направлению и по уровню их тампонировали. Закачивали специальный раствор в промежутки между бетоном и тюбинговой крепью. Получалось крепчайшее сооружение. Между отдельными секциями тюбингов и между собранными кольцами ложили свинцовые прокладки. Когда отдельные секции и кольца потом собирались с помощью больших болтов, усилие скручавания приводило к тому, что свинцовые прокладки раздавливались и связывали все там герметичным способом. Получалась сплошная водонепроницаемая крепь.

С началом персестройки начался дефицит свинца. Потом протащили какую то рацуху. Заменить свинец резино - полимерным составом. Вроде бы получилось. Но через несколько лет началось растрескивание швов и в тоннели начала просачиваться вода. Судьбу ведь не обманешь.

Я вот смотрю на ту фотографию и вижу, что тюбингами крепят сразу после проходческого щита. Без предварительной крепи и без железобетона. Может быть это связано с тем, что тоннели не очень глубокого залегания. А может с обычным пофигизмом. Простоит с десяток лет, ну и слава богу. Мы к тому времени будем далеко и нас не достанут. А так проходка идет ну очень намного быстрей.

А вообще, самым шедевральным, с точки зрения самой проходки тоннелей, считается ленинградское метро. Именно ленинградское, а не питерское. Пото му что оно в основном было построено в советское время. Это признано во всем мире. Потому что Питер стоит на плывунах. Плывун - это такая водно - песчаная эмульси., Он течет как вода, которую невозможно из за насличия песка откачать насосами.

На одной шахте, где я работал, был прорыв плывуна в саму шахту. Перед началом эксплуатации шахты, ее шахтное поле разбуривается разведочными скважинами. Для оценки запасов угля. И вот одну такую скважину геологи недостаточно законскрвировали. И когда шахта подошла к этой скважину, в шахту хлынул плывун. Казалось бы, скважина диаметром тридцать сантиметров. Но чуть было шахту всю не затопило плывуном. Шахту спасло чудо и личные усилия главного инженера.

При проходке тоннелей лениградского метро применялись различные специальные способы. Проходка с помощью кессона. Это когда делается специальная предварительная камера  - шлюз, а в забой подают повышенное давление, для того сто бы задавить плывун и он не тек в забой. Работа там под повышенным двлением. есть риск заработать кессонную болезнь. Смена проходчиков там проходит выдержку в предварительной камере. До начала работы и после. После нескольких лет работы в кессоне, человек становиться инвалидом по давлению.

Применялась заморозка плывунов. Бурились скважины с поверхности, по мере продвижения забоев и с поверхности по скважинам подвался жидкий азот. Плывун замерзал. И потом, очень острожно, велись проходческие работы. И полная герметичная крепь. Был прорыв плывуна и там. Фильм есть еще по этому поводу. Достаточно натурально снятый. И до сих пор одна из веток питерского метро полностью затоплена и законсервирована.

На василеостровской линии выходы на перрон перед Невой и за ней перекрываются герметичными дверями. Раньше машинистам, работающим на этой линии, доплачивали за сложность работы на этой линии. Сейчас не знаю.

Тоннели между станциями в питерском метро сделаны с большим препадом. Они сразу после каждой станции уходят вниз. Перепады уровней от шестидесяти до ста метров .Сделано это для того, что если будет прорыв плывунов, он хлынул бы сначало в тоннели. И было бы время для эвакуации пассажиров со станций перронов.

И вот я смотрю на современную проходку тоннелей на этой фотографии. Предельно все упрощено и удешевлено. Как и все в нашей жизни. Рассчитано не на длительный период, а на какое то непродолжительное время. Эпоха временщиков.








Tags: метро, шахта
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments