mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Сто.

В первые месяцы войны для борьбы с германскими танками  на штурмовиках ИЛ-2 применялось т. н. ВАПы. Выливные авиационные приборы. Они имели довольно примитивную конструкцию. Трубы трех метров длинной. По одной версии двухдюймовые, по другой трех. В литературе об этом противотанковам оружии написано только в воспоминаниях летчиков - фронтовиков. В трубах была водно - фосфорная эмульсия. Фосфор был белый. При соприкосновении с воздухом он самовоспламенялся. Алгоритм примения этого оружия то же был прост. Штурмовик пролетал над целью, открывалась труба с обеих сторон и потоком воздуха эта смесь выливалась на танк. Диапазон примения по высоте был от пяти до двадцати метров:

" Тяжелогруженые "Илы" шли неторопливо и весьма низко, Виктору сверху казалось что они вот-вот зацепят землю своими винтами. Неторопливость объяснялась вооружением – под крыльями у штурмовиков висели выливные авиационные приборы – ВАП, длинные трехметровые трубы, похожие издалека на канализационные. Заряженные белым фосфором и залитые водой для безопасности, они были страшным оружием. Только вот неизвестно кому было страшнее, немцам, на которых с неба проливался негасимый фосфорный дождь или пилотам Илов. ВАПы очень сильно снижали скорость штурмовиков, а о противозенитных маневрах и оборонительных "ножницах" можно было забыть. Вдобавок максимальная высота сброса фосфора составляла метров двадцать, что позволяло обстреливать "Илы" из всего оружия, вплоть до табельных пистолетов.

Танковая колонна фашистов обнаружилась быстро, по густому облаку пыли. Была она большая, наверное, с батальон танков и до сотни машин сопровождения. К тому же она оказалась весьма неплохо прикрыта ПВО, и идущих в атаку штурмовиков встретило буквально море огня. Кем считали себя пилоты "Илов" Виктор не знал, но сам полагал их смертниками с железными яйцами. Большого мужества требовалось, чтобы вот так, на бреющем, идти навстречу плюющейся огнем и свинцом смертью.

Под ураганным обстрелом строй "Илов" распался. За одним из штурмовиков потянулся густой белый шлейф. Поврежденный "Ил" начал подниматься было вверх, как вдруг вспыхнул, завалился на крыло и упал. На месте его падения поднялось большое облако белого дыма – горел фосфор. Однако остальные прорвались к цели, и теперь белое облако накрыло уже колонну. Земля сразу превратилась в филиал ада и скрылась в клубах дыма. Черный чад горящей резины и бензина смешивался с пылью и дымом от фосфора и почти скрыл цель. "Илы" носились над этим облаком, поливая огнем расползающиеся в стороны букашки машин и танков, свинцом и сталью мстя за погибшего товарища. С колонны пробовали огрызаться, но уже как-то вяло." Роман Юров "Чужие крылья"

Разработка ВАПов в Советском Союзе началась с начала тридцатых годов. Как только появилась боевая авиация. Только эти ВАПы изначально предназначались для использования под химическое оружие. Их должны были наполнять отравляющимися веществами. Было проведено много работы, было много вариантов конструкций под различные типы самолетов. Но применять химическое оружие не решились ни наши, ни немцы и поэтому они оказались невостребованы. И как всегда, когда понадобилось их использовать для борьбы с танками, они для этого оказались непригодны .Для борьбы с танками требуется пропадание всего количества фосфора на малую площадь .А для хим оружия, наоборот, жидкость надо распылять на приличную площадь .Но пригодились некоторые наработки, механизмы и способы открытия самих труб.

После применения, трубы эти сбрасывались, что бы не мешать маневрированию штурмовика. Они подвешивались под крыльями на двух точках и иногда при сбросе, один замок не раскрывался и тогда труба подвисала вертикально под штурмовиком. Это тоже означало гарантированную гибель и машины и летчика.

Сейчас часто показывают кадры хроники с той войны. И часто в этих хрониках мелькают штурмовики ИЛ-2. Любят их журналюги называть "Черной Смертью". Наверное так повелось с той войны. Но логично было бы называть тех, кто пилотировал эти штурмовики - "Черными Смертниками". Но этого никто не услышит.Табу. И в те времена и в эти.

Наверное, немотря на то, что сейчас не так освещают Великую Отечестивенную войну, как во времена Советского Союза, сейчас акценты расставляют несколько иначе, многие могут назвать летчиков, Героев Советского Союза. По крайней мере, Покрышкина и Кожедуба. Ну может быть те, кто интересуется историей той войны поглубже, еще кое кого. Они стали героями за то что сбивали вражеские самолеты.

Т. е. существовали определенные критери, по которым присуждались награды. Для летчиков истребителей - это количество сбитых самолетов противника. Для летчиков - бомбардировщиков -  это количество уничтоженных военных обьектов на земле.  Для летчиков - штурмовиков был тоже свой критерий. Звание Героя Советского Союза давали за СТО боевых вылетов. Наверное этого не все знают. И не знают почему.

Когда то  мне, еще когда учился в шкое, попалась интересная книга. Воспоминание летчика штурмовика, Героя Советского Союза. Он был одним из самых молодых летчиков, получивших такую высокую награду. Он получил звание Героя в возрасте двадцать один год. Давно это было и я совершенно забыл его фамилию. Так вот, в этой книге он приводил такие интересные сведения. Среднюю продолжительность жизни каждого летчика, бомбардировочной авиации, истребительной и штурмовой. Во время войны.

Средняя продолжительность жизни летчика - бомбардировщика составляла семьдесят боевых вылетов.

Средняя продолжительность жизни летчика - истребителя составляла сорок боевых вылетов.

Средняя продолжительность жизни летчика - штурмовика составлял ШЕСТЬ боевых вылетов.

Те летчики - штурмовики, которых наградили званием Героя Советского Союза, как минимум, шестнадцать раз презрели смерть.

И, в связи с такими данными, оцените степень героизма всех летчиков, получающих награды. Бомберов, истребителей и штурмовиков.

Из ста пятидесяти четырех Дважды Героев Советского Союза, летчиков штурмовиков всего двадцать один человек. И то, четверть из них при получении второй награды являлись командующими крупными штурмовыми авиационными соединениями и в активных боях не принимали участие.

Я не знаю, как назвать этих людей, дважды Героев. Как оценить их героизм. Двести боевых вылетов при средней смертности в шесть?

Многие слышали об японских летчиках камикадзе. Но в их случае, это хоть и героизм, но он разовый. Напрячь все силы и волю для героического поступка. Летчики - штурмовики, они ведь даже не подобны камикадзе. Это несколько выше. Наверное японцы тех времен не поняли бы их, хотя героизм наверняка оценили.

Штурмовая авация была своеобразным, хотя и нигде не называемым авиационным штрафбатом. Если среди летчиков - бомбардировщиков и истребителей, летали начиная от сержанта и офицеры, то в штурмовой авиации летчик в звании рядовой было вполне обыденным. В штурмовики направляли тех, кого разжаловали в рядовые за проступки. Искуплять вину. Пару месяцев переподготовки и в бой.

За время войны было построено штурмовиков всех модификаций 36 183 штук. Самый массовый самолет. Всего за 1941—1945 годы СССР потерял 23,6 тыс. штурмовиков, из них 12,4 тыс. составили боевые потери.

Попадались мне еще интересные воспоминания летчиков фронтовиков, связанных с этим самолетом. Было это уже когда закончилась война, бкувально сразу после победы. Стояли  еще везде войска и самолеты еще были на аэродромах. Вели колонну пленных немцев. Проходили мимо полевого аэродрома. Кому то из охраны пришла в голову мысль, провести колонну с пленными по взлетно - посадочной полосе. Что бы летчики полюбовались на пленных немцев вблизи. Но как только колонна дошла до средины ВПП, с немцами началось твориться что то ужасное. У них лица начали покрываться  ужасом, ноги у них подкашивались .Многие начали мочиться под себя от страха. Многие валялись у ног охраны и что то вымаливали у них на немецком языке. Было абсолютно непонятно поведение немцев. Причина прояснилась несколько позже.

Когда колонну проводили мимо стоянки самолетов, немцы увидели, что это были за самолеты. Это были ИЛ - 2. Илы стали причиной такого ужаса у немцев. Но, казалось бы, война уже закончилась для немцев, хотя и пленом, но закончилась. Неужели так силен был страх с тех времен, когда она была в разгаре. И да и нет.

Немцам было непонятно, как так можно было летать, как так можно было воевать так,  как летали и воевали летчики на Илах. И немецкая пропаганда для оправдания и поднятия боевого духа своих солдат выдумала такую байку про летчиков - шткрмовиков. Их пилотируют уголовники. Рецидивисты и убийцы. Они приговорены к смерти и полеты и сражения на штурмовиках служат для низх возможностью для избежания смерти. В перерывах между вылетами их держат в запертых бараках и в наручниках .А для того что бы выпустить из них их страшную тягу к убийствам и что бы они не вышли из под контроля, к ним регулярно приводят немецких пленных и эти летчики рецидивисты убивают пленных с особой жестокостью.

Как видно из приведенного случая, немцы во все это серьезно верили. И подумали, что их ведут к этим страшно звериным рецидивистам, для того что бы они покуражились над ними, а потом бы убили их.

Как не понимали они нас тогда, так и не понимают они нас сейчас. Что с них взять, просвещенная Европа...



il2

Tags: война
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment