mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Немного из истории Луганска.

Начну я с небольшого пролога ,что бы было понятно, что я хочу написать. С пролога, посвященного истории самой большой реки нашей области - Северский Донец.

lz16

Небольшая цитата из Википедии:

"Судоходство по Северскому Донцу на территории Белгородчины и Слобожанщины существовало в XVII веке снизу вверх вплоть до Белгорода, а в начале XVIII — до Масловой Пристани, откуда и пошло название пристань.

Судоходство на Слобожанщине (до Змиёва, расположенного гораздо ниже Белгорода и Масловой Пристани) было возможно ещё до середины XVIII века. Однако позже вследствие обмеления рек бассейна Донца и самого Северского Донца, а также постройки плотин и запруд судоходство стало невозможным. Во время русско-турецкой войны 1735—1739 годов Северский Донец ещё был судоходен и активно использовался как основной канал снабжения воюющих частей продовольствием из Малороссии, однако в 1788 году судоходство уже было невозможно: русло реки было перегорожено сотнями водяных мельниц.


Северско-Донецкая шлюзованная система — система гидротехнических сооружений на реке Северский Донец в Ростовской области. Состоит из 6 низконапорных гидроузлов, обеспечивающих судоходную обстановку на протяжении 208 км от устья Северского Донца. Является последней крупной гидросистемой, построенной в Российской империи. Эксплуатацию шлюзов осуществляет ФБУ

В конце XIX века Северский Донец являлся единственной крупной водной системой, через которую можно было напрямую осуществлять вывоз каменного угля Донбасса в регионы Азово-Черноморского бассейна. Но водный режим реки не соответствовал возросшим требованиям к условия судоходства. В результате возникла необходимость проведения специальных работ по преобразованию нижнего и среднего течения Северского Донца.

Одним из энтузиастов проекта по обустройству Северского Донца стал Д. И. Менделеев, писавший о необходимости «устроить Донец […] для наших русских надобностей […] ибо Донец, по важности интересов в нем замешанных, нужнее всего».

Первоначально предполагалось ограничиться землечерпальными работами, но обустройству постоянного судового хода препятствовала маловодность Северского Донца в течение большей части года. В 1903 году Министерство путей сообщения принимает решение о необходимости шлюзования Северского Донца. Шлюзование Северского Донца было разбито на три этапа: на первом этапе создавался шлюзованный водный путь до станицы Гундоровской, на втором - до Лисичанска, на третьем - до Изюма.

Разработчиком проекта стал известный своим вкладом в проект Волго-Донского канала русский гидротехник Нестор Платонович Пузыревский. В 1903—1904 годах он провёл детальное исследование русла Северского Донца и представил проект строительства системы шлюзов, обеспечивающих прямой водный путь по Северскому Донцу от Дона до Белгорода и Харькова.. Окончательный вариант проекта был готов в 1908 году. Проект предусматривал возможность беспрепятственной проводки судов с осадкой до 1,7 метра, длиной до 90 метров и шириной 13-14 метров. Основными грузами на новом водного пути должны были стать каменный уголь, строительные материалы и зерно.

Указом от 21 июня 1910 года были отпущены средства на строительство первой очереди Северско-Донецкой шлюзованной системы – от устья Северского Донца до станицы Гундоровской (около современного города Донецка). Начальником работ по шлюзованию Северского Донца был назначен действительный статский советник, инженер путей сообщения Франц Иосифович Левандовский. Общее руководство стройкой осуществляло Управление водных путей и шоссейных дорог МПС. Строительные работы были начаты в мае 1911 года и в основном закончены к осени 1913 года. В 1913 году началось строительство Кочетовского гидроузла, расположенного на Дону, но обеспечивающего необходимый подпор воды в низовьях Северского Донца. До окончания строительства Кочетовского гидроузла в устье Северского Донца был сооружен временный шлюз.

Официальное открытие Северско-Донецкой шлюзованной системы состоялось 5 июля 1914 года, за несколько недель до начала Первой мировой войны.

Поддерживаемый судоходный ход в пределах Северо-Донецкой шлюзованной системы равняется 208 км от устья Северского Донца до хутора Красный в районе города Донецка. Гидроузлы №2-7 относятся к однотипным проектам и состоят из судоходной разборной плотины с фермами Поаре и однокамерного шлюза с камерой длиной 100,3 и шириной 17,05 метров. Все шлюзы находятся в теле плотины и выходят непосредственно в русло реки. Напор воды на гидроузлах № 7 и 6 составляет 3,2 м; на гидроузлах № 2, 3, 4, 5 - 3,48 м. Проектная глубина для судов равняется 2,35 метрам.

Поворотные стальные фермы Поаре на судоходных плотинах поднимаются на время навигационного периода и укладываются на плотину после окончания навигации. Наполнение бьефов гидроузлов производится снизу вверх, сброс бьефов сверху вниз. Все гидроузлы электрифицированы и имеют электромеханический привод на затворах судопропускных сооружений

После завершения работ на первом участке, должно было начаться строительство следующих трех шлюзов – восьмого, девятого и десятого, причем последний из них проектировался у Станицы Луганской, вблизи устья впадающей в Северский Донец реки Лугань, для обеспечения постоянного судоходного пути к Луганску. В результате начавшейся Первой мировой войны дальнейше развитие Северско-Донецкой шлюзованной системы прекратилось"

История не знает прошедших склонений. Но если бы не война и последовавшая потом революция и планы царского правительства были бы предворены в жизнь, Луганск был бы связан водным путем с Азовским и Черным морем. И скорей всего история самого Луганска пошла бы по несколько иному пути, чем  по тому, что мы имеем на сегоднешний день.

Сейчас эти планы по строительству шлюзовых комплексов на Донце неосуществимы. Донец сильно обмелел. Его воду забирает громадное Печенежское водохранилище. Из которого пьёт воду Харьков и вся Харьковская область. Воду Донца забирает канал в Донбасс. Без которого жизнь в Донбассе была бы не возможна. Обычная , человеческая и промышленная. Донец мелеет еще и от того, что весь ток подземных вод бассейна Донца испорчен многочисленными шахтами, которых построили за время существования Донбасса великое множество.

Уровень воды в Донце поддерживается сетью подпирающих плотин, которые выполняют важную задачу по обеспечению потребителей воды Донца на стороне. Одна из них находится в месте, где начинается канал Северский Донец - Донбасс.

lz14

Другая плотина (на фотографии) расположена вблизи Луганской ГРЭС. Без которой сейчас нормальная работа электростанции невозможна.

Так что если бы кто то захотел воплотить планы имперской России в жизнь, обьективно этого уже нельзя сделать.

Но вот вопрос, когда и в связи с чем родилась идея соединить Луганск с Азовским и Черным морем? Об этом я буду писать дальше.


Tags: Донбасс, Донец, Луганск, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Как воюют с плывуном?

    Самый распространенный способ - это предварительная заморозка всего плывуноопасного горизонта. По контуру всего будущего сечения нужной выработки…

  • Плывун.

    Лазил по сайтам, искал материал по Донецкому метро. Нашел интересный ролик.: Прочувствовал свое положение, наблюдающего со стороны. С ребятами…

  • Собачий барьер.

    Известно, что первый барьер, который преодолевает человек на пути к благосостоянию является «собачьим». Другими словами, когда у…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments