mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Немного из истории Луганска I.

В 1976 году была запущена первая очередь Лисичанского нефтеперерабатывающего завода. А в 1979 году была запущена вторая его очередь. Лисичанский   НПЗ очень интересное предприятие. Проектировался он и строился в разгар "застоя". В то время к строительству таких обьектов подходили с большой серьезностью и Советский Союз имел возможность приобретать те технологии, которые имелись на Западе. И выбирать лучшие из них. Специализация у НПЗ была в большей  степени направлена на производство солярки и авиационного керосина.  Хотя на нем производился практически весь спектр продуктов переработки нефти. Но дизельно топливо и авиакеросин имели приоритет. Он занимал важное место в хозяйственной кооперации Союза. Лисичнский НПЗ должен был покрывать потребности юга СССР дизельным топливом. Ростовская область, Краснодарский, Ставропольский края и все республики Северного Кавказа. Для этого специально был построен нефтепровод оттуда, а туда, до Ставрополя, был построен продуктопровод, по которому туда шла солярка.

На заводе было производство полиэтилена. Планировалось производство полипропилена. Для этого в Германии был вязт целевой кредит и оттуда шли поставки оборудования под этот кредит. Строительство производства для полипропилена началось уже к закату Союза и его с горем пополам,  закончили уже при неньке. Расплачиваться за все это должны были ответными поставками полипропилена в Германию.

Когда все это отошло к неньке, там от радости всех перемкнуло и завод начало лихорадить. Упал выпуск нефтепродуктов. Завод пошел по рукам. В конце концов он вроде бы обрел надежных хозяев ТНК БП, но не на очень долгий срок. Сейчас он стоит, как памятник тому, что происходит тогда, когда нормальное предприятие попадает в шаловливые украинские ручки. Но что характерно, при всей этой чехарде хождения по рукам, никогда и нигде не упоминалось предриятие по производству полипропилена. Оно как будто кануло в черную дыру.. Я думаю, оно работало, отрабатывался кредит. Это я о том, что вроде бы Союз давно умер, но память о нем еще сохраняется в умах немецких бизнесменов.

Но это присказка. Сказка только начинается.

Недалеко от Луганской ГРЭС и города Счастье, на Донце, есть одно интересное место. Тем рыбакам, которые ловят (ловили, сейчас там война) в тех местах известно одно место под специфичесчким названием. Донец большой и отдельные его места имеют свои специфичекские персональные названия, известные всем рыбакам, так повелось. Колигаевка (Веет чем то древне русским!), Глинище и много других интересных названий. Так вот, место то, возле ГРЭС, называется "Японская пристань". Казалось бы, где самураи, а где Донец, а вот надо же.  Почему и откуда взялось такое название?

А место это имеет непосредственное отношение к Лисичанскому НПЗ, к его строительству. Тогда в Японии заказали установку по переработке нефти, как самую передовую на то время. Но установка та была очень большого размера и неразьемная и перевезти ее железнодорожным транспортом не представлялось возможным. Тогда придумали альтернативный путь для ее транспортировки. Ее из Японии везли океаном, потом она попала в Черное море, потом в Азовское. И оттуда ее надо было провезти водным путем по Дону и Донцу. Проход по Дону проблем не имел. Проблемы были при перевозке ее по Донцу. К тому времени Донец  был судоходным до шлюзов в Ростовсеой области, а до  Счастья был малосудоходным и русло его  вдобавок перегораживала плотина, (на фотографии в первой главе). И кому то в голову пришла блестящая идея, как на время транспортировки сделать этот участок Донца судоходным. Надо было просто в момент транспортировки установки на барже поддерживать уровень воды в Донце достаточный, что бы она прошла.

Выбрали место на берегу Донца и построили временный причал для швартовки и разгрузки. Набили в русло свай и на них закрепили металлоконструкции. Потм покрыли это все досками .Причал получился то, что надо. Я его еще застал в первозданном виде. Почему в этом месте?. Ну, во превых, дальше была плотина, а во вторых, с этого места эту конструкцию можно было перевезти спецтранспортом по автомобильной дороге до Лисичанска. И там уже уже не было габаритных преград.

lz10

Японская пристань обозначена на Гугл -карте красным ободком. Слева трубы Луганской ГРЭС. Плотина на Донце отмечена маркером

От причала построили асфальтированную дорогу до нормальной автомобильной трассы. Она до сих пор так и называется - Японская дорога. На карте черная ниточка.

lz11

Вот это место на обычной карте. Только мне карты подсовывают с украинскими названиями, не обессудьте

Как же решили проблему малосудоходности этого участка Донца? А простым способом. Установку транспортировали в начале лета. А весной накопили достаточное количество воды в водохранилищах, выше по течению. И когда баржа с установкой подошла после шлюзов в малосудоходную часть Донца, открыли слив воды во всех водохранилищах. Печенжском и Красноскольском. Я думаю слегка открыли еще и на Луганке,  с водохранилищ возле Углегорской ГРЭС и Мироновской, что бы поднять уровень воды ниже места впадения Луганки в Донец. И держали этот уровень, пока баржа шла по Донцу до Японской пристани. А потом ,когда ее разгрузили, ее осадка была не так критична и она благополучно ушла восвояси.

Я пытался найти фотографии той всей операции. Но легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем найти в интернете что то нужное среди вего информационного и ненужного мусора. Наверное у кого то они и остались.

Сейчас от Японской пристани остались только воспоминания и название того куска берега на Донце. Пристань развалили паводки, которые были в то время весьма обильными. И пара свай, торчащих до сих пор под водой в том месте. Асфальт на Японской дороге местами прекратил свое существование, потому что по нему ездили только рыбаки и отдыхающие на Донец.

Ну вот и присказке конец. А имеет ли она отношение к истории самого Луганска? Наверное имеет. И прямое, как часть жизни еще того Луганска, советского. И имеет еще в свете того, кто мог проектировать возможность создания пути из Луганска, вернее не от Луганска, а от Луганского завода по Лугани и Донцу в Азовское и Черное моря, когда еще о шлюзах никаких разговоров не было. И каким способом.
Tags: Донбасс, Донец, Луганск, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    В десятых числах ноября 1994 года мы с друзьями, после работы, взяли немного водки и поехали в г. Счастье на второй пруд - охладитель Луганской ГРЭС.…

  • (no subject)

    Шел на избирательный участок, навстречу попались несколько пожилых пар, шли с выборов. Судя по отрывкам фраз, вспоминали лихое лето 2014 года. Это…

  • Невозвратимое.

    В 1975 году власти разрешили, хотя и не сразу, Владимиру Басову экранизацию "Дней Турбиных". Режиссёр приехал в Киев, чтобы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments