mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Немного из истории Луганска VI.

Русский флот перед Крымской войной состоял из парусных кораблей. К началу Крымской войны в России было только 15 пароходофрегатов. Винтовых кораблей не было вовсе.

Пароходофрегаты периода Крымской войны имели водоизмещение от 1300 до 1900 т, паровые машины мощностью 260–400 л.с., скорость хода 3,5–11 узлов. Число орудий не превышало 12, в том числе 2 бомбические пушки . Экипаж пароходофрегата насчитывал до 250 человек.
Малые пароходы, входившие в состав флота этого периода как вспомогательные суда, имели водоизмещение 400–600 т, машины мощностью 60–180 л. с., скорость хода до девяти узлов, экипаж от 70 до 100 человек. Часть малых пароходов имела от двух до семи орудий, некоторые пароходы перед войной не имели артиллерийского вооружения
Херсонес_(параходофрегат)
Пароходофрегат Херсонес.

В сентябре 1854 года англо-французские войска подошли к берегам Крыма. Главной целью был захват Севастополя. Флот противника состоял из 34 линейных кораблей, 55 фрегатов, 50 колесных и винтовых пароходов, в то время как у Черноморского флота было лишь 50 судов, среди которых только 11 колёсных пароходов, уступавших в возможностях маневрирования и скорости винтовым.

В состав Черноморского флота из всего количества пароходофрегатов входило шесть единиц. Сравнение с оснащенностью "союзников" наверное не совсем корректно.

Когда началась эра железных дорог и огненных коней, парвовзов на них, первые паровзы поступали в Россию из за рубежа. Но потом потихоньку начали налаживать производство паровозов у себя. Паровозы в имперской России выпускались на нескольких заводах.

На Коломенском заводе, Александровском, Брянском, Путиловском, Камско - Воткинским  и Сормовском заводах. Что самое примечательно в этом, все они кроме паровозов выпускали еще продукцию, связанную с флотом.

Вот пример Камско - Воткинского завода:

"В 1757 году граф П. И. Шувалов получил разрешение императрицы Елизаветы на строительство Воткинского железоделательного завода, его строительство началось в 1758 году по указу государственной Берг-коллегии. Первое железо на Воткинском железоделательном заводе было получено 21 сентября (2 октября) 1759.

С 1837 по 1848 годы начальником Воткинского железоделательного завода был горный начальник Камско-Воткинского округа Илья Петрович Чайковский (1795—1880), отец композитора Петра Ильича Чайковского.
В течение XVIII—XX веков на Воткинском заводе выпускались железо, якоря, железнодорожная техника и мосты, морские и речные суда, паровозы, экскаваторы, золотодобывающие драги, различное вооружение, различного рода гражданское и промышленное оборудование."

Очень похожа судьба этого завода на судьбу Луганского завода. За исключением того, что Луганский завод не дожил до выпуска речных судов.

Коломенский завод:

"Завод основан в 1863 году вблизи города Коломны военным инженером А. Е. Струве под названием «Механический и литейный Завод инженеров братьев Струве». Первой продукцией завода стали мостовые конструкции для железных дорог. Во второй половине XIX века выпускал паровозы, вагоны, речные суда, локомобили. С 1866 года именовался «Заводом инженеров братьев Струве», к его управлению перешёл брат А. Струве Густав. С 1871 года перешёл в Акционерное общество Коломенского машиностроительного завода.
На заводе в Коломне построены: первый русский трёхосный паровоз серии Т (1870), ставший первым локомотивом и для самого завода,[2], первое в мире судно с дизельной установкой — буксир «Коломенский дизель» (1907), первый двухтактный ПДП-дизель системы Корейво и первый в мире серийный тепловоз Ээл.
За высокое качество продукции, представленной на промышленной выставке 1870 года в Санкт-Петербурге, завод получил право в дальнейшем маркировать свои изделия государственным гербом. Продукция завода была удостоена высших наград (Grand-Prix) на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и Всемирной выставке в Милане в 1906 году"

Про Сормовский завод наверное говорить не надо. Оновная продукция завода судостроение, но он то же поучаствовал в строительстве паровозов. Как и Путиловский завод.

Все эти заводы участвовали в становлении имперского парового флота. Исключением стал только лишь Луганский паровозостроительный. Он изначально строился только как паровозостроительный. Но опять таки, не все так однозначно. Почему же в планах царского правительства  было сделать Луганск судоходным? Может все таки в перспективе и он бы подключился к такому производству?

По итогом Крымчкой войны Россия лишилась возможности  на пятнадцать лет иметь флот на Черном море. Но на Азовское море этот запрет не распротранялся. Вполне могли потихоньку строить уже паровой флот на Азове. Но это так, размышления.

Когда я внимательно анализировал все гидротехнические сооружения, связанные с Луганским заводом, обратил внимание на очень интересный факт. Я в одной из предыдукщих глав показывал на некоторую интерсность выхода воды из Ольховского пруда. По двум путям. По руслу Ольховки и по построенному каналу. Туда жде подходил еще один канал. Из большого Александровского пруда. Он был самым крупным и стоял на слиянии Лугани и Белой.  И в том месте была интересная местность, которая позволяла там построить судостроительную верфь. К тому времени больших паровых судов в Росии не строили, а пароходофрегаты вполне могли там сооружаться. И полноводность Лугани и сеть каналов и прудов вполне позволяла это делать. Потом можно вспомнить то, что можно было накапливать воду в прудах, выпускать ее и на такой высокой воде прводить суда с большим водоизмещением.

Есть у меня такое предположение, что история Луганского завода не до конца состоялась. Вполне Луганский завод мог быть только первой очередью того, что задумывалось на берегу Лугани. А второй очередью, когда Лугансикй завод заработал бы на полную мощность, было строительство в этих местах верфи. На Луганском заводе, кроме чугуна, освоили производство стали на пудлинговых печах .В то время это было одно из современнызх производств стали. Мартенов еще к тому времени не было. Завод производил стальной лис,т .завод производил паровые машины дл своих нужд. Завод построил одно судно из цельнометаллического листового корпуса. Весь цикл постройки паровых судов по отдельности был отработан на Луганском заводе. Но об этом пишут мало.

Неудача с основным производством поставила крест на этих планах, если конечно они были. И неудача Луганского завода стала причиной того, что о планах относительно дальнейшего строительства, никто никогда не говорил.

И последующие планы империи связанные со строителством шлюзов, как минимум до устья Лугани, чтобы сделать ее судоходной до Луганска, есть маленькое косвенное подтверждения всего того , что я написал.

Но история не имеет сослагательного наклонения...

lug 005

Остатки канала в парке Горького.

lug 013

Это часть канала, идущего рядом с депо пассажирских вагонов. Трудно конечно по такому его состоянию представить его истинный размер. Но этому куску повезло. Возле него долго не было жилья и его не засыпали мусором. Когда не было депо, возле него было поле. И он сохранился луше всего. Сзади забор этого депо.

lug 017

Это кусок канала, вернее то, что от него осталось, возле железнодорожной контейнерной станции. Тут его гармонично вписали в ситему ливневого слива и за ним есть уход.

lug 019

Это часть канала, идущего вдоль футбольного поля 37 школы. Его фактически уже нет. А во времена моего детства он был глубиной не меньше двух метров.

lug 021

А это куча мусора на месте выхода ливневой канализации, сделанной из Ольховского канала. Наверное уже никто и никогда не узнает это место. А молодые вообще не будут знать, что это остатки  истории нашего города. Сзади решетка детского садика на квартале Гаевого.
Грустно от всего этого...

lug 009

Грустно смотреть на Лугань, которая превратилась в Луганку и имеет такой размер, какой имела Ольховка в моем детстве. А Ольховка превратилась в мелкий ручеек.

Но паровозостроительному все таки чуть - чуть повезло. Он дожил до тепловозостроительного и на нем все таки выпускали продукцию, связанную с водой. На уже тепловозостротельном, во времена Союза выпускали большие плавающие транспортеры - амфибии ПТС-1, а затем и ПТС-2.

lug

Судьба преподнесла ему маленький подарок.

Tags: Донбасс, Донец, Луганск, Луганский завод., история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • КПП.

    Недавно к нам в Луганск приезжали Председатель Интернационального союза писателей (ИСП) России и его заместитель. Их приезд освещался нашим СМИ и…

  • Карта обстрелов Луганска.

    В продолжении вчерашнего поста, выкладываю карту обстрелов Луганска в 2014 году. В Луганске не было места, где бы можно было переждать обстрелы.…

  • (no subject)

    Раз в воздухе запахло войной, хочеться затронуть еще одну деликатную тему. Было много упреков по поводу того, что Донецк и Луганск защищало много…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments