mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Как воюют с плывуном?

Самый распространенный способ - это предварительная заморозка всего плывуноопасного горизонта.

m

По контуру всего будущего сечения нужной выработки бурятся скважины. Как на фотографии.

m1

Бурятся таким способом, что бы нижняя часть скважин пересекала плывуноопасный горизонт.

m3

Оборудование типовое и легкодоступное.

m4

И сложного в этом ничего нет. Потом монтируетсяч холодильная установка. В скважины помещаются U - образные трубы. И в зависимости от мощности пласта и его притока по трубам, в каждую скважину закачивается или охлажденный до низкой температуры раствор хлористого калия или жидкий азот. И качается до тех пор, пока вокруг будущей выработки не образуется сплошной массив замороженного грунта. После этого начинается проходка. Выработка крепится тюбингами.

m5

На этой фотографии хорошо их видно. Между каждым тюбингом помещаются свинцовые пластины. Под болты и гайки помещаются свинцовые шайбы. После затяжки свинец раздавливается и создается полностью герметичная конструкция. Потом еще в затюбинговое пространсвто закачивается тампонажный раствор под давлением для надежности. Все достаточно просто.

Но и здесь были попытки заменить дорогой свинец полимерными материалами для герметизации .Свинец дороговатый. Сначала вроде бы все было хорошо,  но полимеры не прошли проверку временм. Через определенный промежуток времени они начали разрушаться.

Иногда применяют и бетонные тюбинги

m6

Там где приток не такой сильный. Фотографии взяты из журнала Олега Тоцкого. https://tov-tob.livejournal.com/144220.html

Это его репортаж со строительства Днепропетровского метро. Он имеет доступ к внутренней кухне метрстроя и его репортаж интересен.

Оббуренный контур под заморозку в начале, это подготовка к проходке эскалаторного наклонного ходка к будущей станции.

Почему Днепропетровское метро? Казалось бы, далеко и не в струю. А все просто, я когда то хотел туда устраиваться работать и облазил все там сам. Когда в 2004 году Павлоградуголь ушел под Ахметку, встал вопрос о дальнейшей работе нашей бригады там. И я в 2005 году ездил в Днепропетровск на предмет устройства на работу в метрострой. В том году подкинули им немного денег и там начали шевелиться. Я был на всех площадках, разговаривал с ребятами. Был в метрострое, разговаривал с начальницей отдела кадров. Знатная дама. На ней было золотых ювелирных изделий примерно с килограмм веса. Это то же вызывало дополнительные вопросы...

Но тогда наша бригада осталась и вопрос с устройством в метрострой отпал сам собой. Но многие проходчики с Павлоградугля ушли туда. И попали в просак. Шевеление было с полгода и потом опять все утихло. Вместе с долгами по зарплате.

Сейчас, судя по записям Олега, там опять началсаь движуха. Но как всегда, с украинской спецификой.:

" В начале 2010-х годов начались переговоры с ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) и ЕИБ (Европейский инвестиционный банк) о предоставлении кредита на завершение строительства многострадального второго пускового участка. В 2012-м первое соглашение с ЕБРР о выделении кредита в размере 152 млн. евро было подписано, несколько позже такую же сумму выделил и ЕИБ. С того момента началась длинная чехарда с международным тендером и различной бюрократической тягомотиной, которая мешала огласить результаты, заключить договор с новым подрядчиком и начать строить. На тендер подавались строительные компании из нескольких стран и летом прошлого года был заключен договор с турецкой компанией Limak. Генеральным субподрядчиком, который и проведет основную часть работ, был выбран наш родной Киевметрострой в лице тоннельного отряда №14"

Потому что, сколько было таких историй с кредитами от ЕБРР. Самый известный - это т. н. реструктуризация шахт Донбасса. Чем это все закончилось, наверное знает каждая домохозяйка на Украине. И тут без мути не обошлось. Турецкая фирма, как генподрядчик. Турки наверное знатные метростроевцы.

А горно - геологические условия под Днепропетровском еще те. Если ехать по правому берегу Днепра, в сторону Днепродзержинска, на окраине города, почти на самом выезде, есть озеро. Образовалось оно на месте старого гранитного карьера. Глубина его метров сорок. Это то, на чем стоит Днепропетровск. На гранитах. Но граниты те не монолитные, а трещиноватые. И поэтому проходка с помощью взрывчатки. И очень не простая.

m7

Отбитая гранитная порода.

m8

Это финская буровая установка для бурения шпуров. Я работал на подобной на шахтах. Эта на рельсовом ходу, а у нас были на гусеничном ходу. На платформе от трактора С - 100. Только вместо дизеля электоромотор. А ходовая один к одному и управление ходом, как на тракторе. Но из за электромотора бурилка наша резво вставала на дыбы. Надо было очень осторожно ехать. А работать на ней - красота. Сидишь, только на рычаги давишь и направляешь стрелы - манипуляторы.

Что будет дальше с этим метро, туманно. После достройки полуготовой очереди собираются двигаться на левобережье. И нырять под Днепр. А там Днепр километровй ширины. И два тоннеля. Километр - это как минимум полгода проходки, а то и больше. И по трещиноватому граниту. Если по форватеру Днепра глубина метров десять, то на дне реки давление одна атмосфера. Что бы вода по трещинам не попадала в забой, надо в нем поддерживать давление больше одной атомсферы .То биш, работать в кессоне. Специальной камере, в которой поддерживкется высокое давление. И переходной шлюз, такой  длины, что бы в нем помещался состав вагонеток. В которых вывозится прода.  Веселая работа. Для потенциальных инвалидов с украинской зарплатой.
Нижние фотографии то же от Олега Тоцкого. https://tov-tob.livejournal.com/39916.html

Tags: шахта
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments