mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Коломенский завод(II).

Если принять то, что коломенский дизель Д49 начал разрабатываться в то же время, что и Д70, его возрасть приближается к пятидесяти годам. Конечно такие двигатели живут долгой жизнью. Как то нам наши преподаватели рассказывали такую байку. Подтверждения или опровержения этого я до сих пор не нашел. Но я им верю, мужики  были тертые и в этой сфере они вращались давно.

Так вот, незадого до революции, в Балтийском море на относительном мелководье, была потоплена германская подводная лодка. Отгремела революция, потом гражданская война и в начале двадцатых годов дошли руки и до нее. Ее подняли и отбуксировали в Питер. Экипаж похоронили, лодку подшаманили и ввели в состав Балтийского флота. И она благополучно служила Балтийскому флоту. По ее подобию была спроектирована отечественная подводная лодка. Лодка эта дожила до начала пятидесятых годов. Потом ее списали, дизель из нее вытащили и на основе этого дизеля, как "прототипа" спроектировали свой, отечественный дизель. Довели его, успешно освоили его производство. Дизель перенес различные модификации, увеличение мощности и благополучно выпускается по сей день! Т. е с момнта его проектирования прошло больше ста лет.

Так что возраст для дизеля в пятьдесят лет это возраст зрелости. Но вот незадача. После начала выпуска Д49 что нибудь стоящее после него не появилось вообще. И результатом всего этого явилось то, что на современные российские фрегаты предполагалась установка германских дизелей. Дизелей производства страны, входящей в блок НАТО. Но и тут незадача. Ввели санкции и поставки этих дизелей заморозили. Стали искать выход и нашли... его в Китае. Вместо современыых дизелей от MTU поставили китайский клон, разработанный на основе старых дизелей от этой фирмы. И каков результат? На ходовых испытаниях, прямо посреди моря, китайский дизель благополучно поломался и фрегат пришлось буксировать на завод.

История короткой жизни дизеля Д70 чем то напоминает историю развития советской вычислительной техники. Лебединная песня которой закончилась выпуском вичислительного комплекса БСЭМ6. После него был взят курс на копирование американских машин от фирмы IBM. Почему появилось такое предвзятое отношение к своим грандиозным проектам? Была ли это ошибка или хорошо и тщательно спланированая диверсия? Много споров вокруг этого идет по сей день.

Дизель Д70 это полностью самостоятельная разработка харьковских инженеров и ученых. Разработка с нуля. Одноциллиндровый прототип был построен еще в 1955 году и с тех пор его тщательно доводили до ума. И только когда появились определенные наработки, взялись проектировать и разрабатывать основной дизель .Я помню, на нашей кафедре стояло несколько штук одноциллиндровых дизелей различной размерности и наши все время возле них крутились .В одном из них было окошко из толстой слюды и через это окошко наблюдали за тем, что происходит во время работы, снимали это все на камеру и потом изучали.

После того как был отдан приоритет коломенскому дизелю, харьковский завод завалили заказами на дизель Д100. Эти дизеля различной модификации начинали ставить еще на тепловоз ТЭ3.

t3

Мой одноклассник дорос до машиниста тепловоза. Водил он как раз "Тройку". Это была последняя Тройка в луганском отделении. Таскала она самый длинный пригородный поезд Советского Союза, который курсировал по маршруту Луганск - Чеботовка. На этом поезде из тех краев ездили  жители на многочисленные заводы Луганска и расписание было построено так, что поезд прибывал к началу смены и отправлялся после окончания смены и курсировал три раза в сутки, по количеству смен. Я как тот раз проехался с ним в кабине по маршруту. Впечатление от поездки было такое, что как будто тебя посадили в большую железную бочку и эту бочку галопом гнала шестерка лошадей. Все хлопало, гудело, тряслось и тарахтело. Может быть это было от того, что тепловоз был стареньким. Но ведь люди работали на них и Тройка - это ведь целая эпоха на железнодорожном транспрте.

Потом Д100 начали ставить на тепловозы 2ТЭ10. О масштабах выпуска дизелей Д100 говорит такой факт, что тепловозов ТЭ3 было выпущено болшьше всех, из тех всех, которые выпускались в СССР. Эти тепловозы выпускались на трех тепловозостроительных заводах. Потом пошли тепловозы 2ТЭ10. Их Луганский тепловозостроительный выпустил то же больше всего. Т.е Харькову физически очень трудно было еще наладить выпуск дизелей Д70. Перебивали этим заказом. А что такое дизель Д100?

D100

История его появления то же очень занятная. Еще до войны попал в СССР американский ледокол. На нем стоял очень интересный дизель от фирмы Фербенкс и Морзе. Восьмициллиндровый. Но фишка была в том, что в одном циллиндре было два поршня и двигались они навстречу друг другу. Было два коленвала. Один вверху, другой внизу и  дизель этот был двухтактный. Его взяли в качестве "прототипа" и на его основе спроектировали свой дизель и нарекли его Д100. Первые дизеля были восьмициллиндровые, точно так же, как и на оригинале и их певрвоначально ставили на тепловозы ТЭ2. Потом появился тепловоз ТЭ3. Тогда же для него  добавили еще пару циллиндров и дизель стал десятициллиндровый. Потом пошла серия 2ТЭ10 и для этого тепловоза этот дизель форсировали. Слегка увеличили число оборотов и поставили турбонаддув. И разогнали мощность с двух тысяч до трех. Но во первых, конструкция самого дизеля , когда в одном циллиндре два поршня. И во вторых, мощность увеличили на треть, но конструкция самого дизеля осталось старой. И в связи с увеличением мощности, износ циллиндров и поршней увеличился. И это сразу же проявилось в тепловозах 2ТЭ10. Отличтительной чертой этих тепловозов, их визитной картой стало то, что во время работы на большщй мощности его дизеля, из его выхлопных труб валит густой черный дым. Сильнее иногда чем из паровозов. Это просиходит из за  износа циллиндров и поршней, когда рабочий процесс изначально не идеальный, а в случае износа происходит не полное сгорание топлива, частичное его микрококсование и вылет через выхлопную трубу
густого черного дыма.

t11

В Харькове пытались реанимировать дизель Д70. Уже при неньке. Новый дизель, на основе старого, шел под названием Д80. Но люди, которые им занимались давно уже ушли, завод очень долго с ним не имел никакого дела и дизель получился не ахти. Его раз поставили на опытный тепловоз, который изготовили в Луганске, но опыт был неудачный и этим тепловозом и дизелем никто больше не занимался.

Tags: тепловозы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments