mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Самые старые храмы Луганска. Свято - Вознесенский собор. Александровск.




Вознесение

СЛОБОДА АЛЕКСАНДРОВКА.

Слобода Александровка, при р. Лугани, многолюдная, съ разбро-саннымъ въ разныя стороны населеніемъ, при одноштатномъ церковномъ причтѣ, находится Славяносербскаго уѣзда въ 1-мъ благочин-ническомъ округѣ*.

Свободныя и привольныя, богатыя и живописныя степи нынѣшней слободы Александровки, въ 1775 году, достались въ ранговую дачу Бахмутскаго Волошскаго гусарскаго полка капитану, изъ волоховъ, Александру Юзбашу. На основаніи правилъ ранговой дачи, заселивъ на пріобрѣтенной мѣстности слободу народомъ семейнымъ и оседлымъ изъ дозволенныхъ местъ, Юзбашъ, по тревожнымъ обстоятельствамъ того времени и по своей долговременной болѣзни, не могъ дать своей слободѣ надлежащаго устройства. По смерти его, слобода его,— Юзбашевка, Александровка тожъ, поступила во владѣніе отставному бригадиру Константину Николаевичу Юзбашу, владѣльцу и помѣщику слободы Веселой горы, Веселогорска.

Въ 1783 году, по усердной просьбѣ обывателей слободы Александровки, Юзбашевки тожъ, и по собственному желанію, бригадиръ Кон-стантинъ Николаевичъ Юзбашъ началъ хлопотать о постройкѣ въ слободѣ Александровкѣ церкви во имя Вознесенія Господня. При содѣйсвіи губернской Канцеляріи и Межевой экспедиціи, отмежевавъ 120 десятинъ земли для причта будущей церкви и заготовивъ потреб-ные для постройки ея матеріалы, Юзбашъ формально просилъ г. Синельникова, правителя Екатеринославскаго Намѣстничества, принять участіе въ его дѣлѣ и исходатайствовать ему у преосвященнаго Никифора, архіепископа Славенскаго и Херсонскаго, благословеніе и разрѣшеніе построить въ слободѣ Александровкѣ деревянную церковь во имя Взнесенія Господня.


По поводу сего прошенія г. Синель-никовъ отъ 14-го августа 1785 года писалъ къ преосвященному Никифору: "Донецкаго уѣзда помѣщикъ г. бригадиръ и кавалеръ Юзбашъ, поданнымъ ко мнѣ доношеніемъ изъясняетъ, что въ слободѣ его состоящей въ томъ уѣздѣ именуемой Александровкѣ, при урочище реки Лугани, заселенной 120 дворами, въ коихъ находится людей муж. пола 400, жен. 360 душъ, намѣреваетъ онъ г. Юзбашъ, построить вновь церковь, въ честь Христова Вознесенія, къ чему уже и принад-лежащія матеріалы заготовлены, и просилъ меня, о сооруженіи озна-ченной церкви, отнестись къ Вашему Высокопреосвященству. Я, прилагая здѣсь планъ опредѣляемой отъ него земли, отдѣленной изъ числа слободской, на содержаніе священно и церковнослужителей, прошу Вашего Высокопреосвященства въ споспѣшествованіе сему благому предпріятію, о созиданіи имъ г. бригадиромъ Юзбашемъ въ память Вознесенія Христова церкви, преподать Ваше благословеніе".

По разсмотрѣніи всѣхъ обстоятельствъ сего дѣііа, епархіальное начальство разрѣшило въ слободѣ Александровкѣ построить дере-вянную церковь въ честь и во славу Вознесенія Господня. 17-го августа 1785 года выдана была святительская храмозданная благословитель-ная грамота на закладку церкви; а 1-го ноября того же 1785 года Бахмутскій протоіерей Петръ Расевскій соборнѣ, по надлежащему церковному чинопослѣдованію, освятилъ въ слободѣ Александровкѣ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку на сооруженіе оной.

Доношеніемъ отъ 19-го генваря 1790 года Бахмутское духовное Правленіе представляло преосвященному Амвросію, архіепископу Екатерино-славскому и Херсонисо-Таврическому, что заложенная къ сооруженію въ слободѣ Александровкѣ Свято-Вознесенская церковь постройками и производствомъ работъ нынѣ совершенно окончена, церковными утварьми и священными облаченіями, иконами и колоколами снабжена достаточно и всѣми потребностями къ освященію вполнѣ приготовлена; а потому Правленіе просило Преосвященнаго выдать благословительную грамоту на освященіе новосооруженной въ слободѣ Александровкѣ деревянной Свято-Вознесенской церковь и освященный антиминсъ для совершенія въ ней богослуженій и священнодѣйствій. На основаніи сего доношенія разрѣшено освятить церковь. Изъ походной конторы
преосвященнаго Амвросія выданы были указъ на освященіе церкви и святый антиминсъ. 25-го марта 1791 года Бахмутскій протоіерей Петръ Расевскій соборнѣ, по надлежащему церковному чинопослѣ-дованію, въ слободѣ Александровкѣ освятилъ новоустроенную дере-вянную Свято-Вознесенскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.

Феодосий Макаревский: Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии: Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия. - Екатеринослав, типография Я.М. Чаусского, 1880. https://www.libr.dp.ua/Book.htm

Вознесение1

Первоначально, в 1783-1789 годах, Свято-Вознесенский храм был построен деревянным. Это случилось после того, как в 1772 году Константин Юзбаш, бригадир гусарского полка, образовал слободу Александровка, названную по имени сына, служившего в том же полку, и, подаренную ему же, как ранговая дача.

Многие храмы Луганщины возводились именно в те тревожные времена, как выполнение условия договора между императрицей Екатериной II и сербскими переселенцами, взявшимися охранять границы царской России от набегов кочевников.
Пустующие земли «Дикого поля» царское правительство в те годы заселило православными людьми из европейских стран, которые устали от войн и дворцовых переворотов, гнёта исламской Турции. Именно поэтому наш уезд первоначально назывался Славяно-Сербским.
Сербы помимо храмов строили школы, заводы, в общем, сыграли немалую роль в превращении «Дикого поля» в цивилизованный край. Роскошь панского дворца, построенного Александром, после смерти Константина Юзбаша привлекла богатого помещика Сомова и его жену княгиню Ширинскую-Шахматову. Они поселяются в слободе Александровка и жертвуют деньги на постройку каменного храма, да такого, чтобы не хуже, чем в столицах! Храм был построен в 1840-1849 годах.
Он стоит до сих пор и радует нас величественной архитектурой. На его службы ходили и последующие владельцы имения Александровка, такие исторические личности, как принц Мюрат – внук сестры Наполеона Бонапарта Каролины и короля Неаполя Иоахима Мюрата, женившегося на княгине Сомовой (дочери помещика Сомова); позже – известный общественный деятель, благотворитель, Камергер двора Его Императорского Величества, почетный мировой судья Уездного съезда, коллежский асессор Лев Голубев, который был женат на дочери прославленного адмирала Макарова.

В 1920-30-е годы Свято-Вознесенская церковь, как и многие храмы Луганщины, испытала тяжкие удары судьбы: грабеж и уничтожение икон, фресок, утвари из драгоценных металлов. Были разрушены колокольни, разбиты колокола, изъяты серебряные чаши и наиболее ценные иконы.

И все же Александровскому Свято-Вознесенскому храму повезло более других. Это единственный храм в области, который не был закрыт советской властью в послереволюционные годы.

В предвоенные годы (1937 – 1940) Вознесенская церковь оставалась единственным действующим храмом в Ворошиловградской области. Службы в ней не проводились лишь 1940–1941 годах.

Община вновь возродилась в 1942 году, официально зарегестрирована 31 октября 1944 года в количестве 637 человек. В 1955 году храм был включен в список сакральных сооружений области, открытых для посещения иностранными делегациями.

Несмотря на прошедшие войны, разгул атеизма и годы гонений на православие, храм претерпел мало внешних изменений и по праву является памятником архитектуры. Внутреннее убранство храма вызывает восхищение прихожан своим великолепием.
Многие иконы в лихие годы были спасены верующими, а затем возвращены в храм.
Церковь построенное из кирпича, квадратная в плане, крестово-купольное 4-столбовое семибанное сооружение с квадратной апсидою и небольшим выступом с боку. Церковь выполнена в стиле классицизма с элементами псевдорусских и готических стилей. В интерьере сохранились фрагменты росписи и лепки XIX-го столетия. Сооружение опоясывает карниз, на южном фасаде которого сохранились барельефы.

Вознесение2
Священнослужители храма:
Феодор Базилевский (с 01.09.1906);
Н. Кораблев (1925 – 1931);
Григорий Качевский (по сост. на 08.1926);
Григорий Лотов (на 1927);
Александр Мирошниченко (по сост. на 15.10.1931);
Николай Лебедь (по сост. на 05.1933);
Фирс Головков (30.09.1942 – 28.04.1943);
Иван Кряковцев (с 09.07.1945 года);
Георгий Ковалев (до 14.12.1945);
Александр Попов (на 11.01.1946);
Иоанн Олейник (с 11.04.1949);
Михаил Шарапов (до 21.08.1954, с 26.03.1959 – на 01.01.1968 года);
Авксентий Сидоренко (с 09.1954);
Димитрий Загреба (с 16.10.71);
Петр Банников (по сост. на 01.01.73);
Сергий Касянков (до 09.1997);
Иаков Лобов (с 09.09.1997);
Александр Пономаренко (до 07. 2002);
Вячеслав Громовик;
Георгий Бахмач;
Алексий Дармолад;
Александр Ващак;
Александр Михеев (12.2000 – 01.2001);
Димитрий Шершун (с 2003);
Николай Крылов (с 2009);
Марк Лобов (с 2011).
С 9 сентября 1997 года настоятелем Свято-Вознесенского собора служит протоиерей Иаков Лобов, он же является благочинным Александровского округа и членом епархиального совета.

В настоящее время при соборе действует воскресная школа для детей и юношества, которую посещают около 30 детей.
В храме имеется два хора: нотный и детский. Нотный поёт по воскресеньям и двунадесятым праздникам. Божественная литургия совершается в субботние воскресные и праздничные дни.

В субботу после литургии совершается молебен с акафистом Св. Муч. Трифону.

В пятницу совершается молебен с акафистом Благовещению Пресвятой Богородицы.

В четверг - Святителю Спиридону Тримифунтскому.
Подробнее смотрите Расписание Богослужений.

Приходской совет старается поддерживать храм и церковные строения в благопристойном состоянии.
За последние три года произведен капитальный внутренний ремонт храма, построены трапезная и иконная лавка, отреставрированы бывшая роспись, а также расписан купол храма, внутренняя арка центрального входа, горнее место Благовещенского предела, потолок в притворе храма.

Священнослужители Свято-Вознесенского собора ведут активную общественную деятельность: посещение воинской части, где дети давали праздничные концерты; участие в городских мероприятиях; неоднократно организовывали встречи со студентами железнодорожного техникума.

Ежедневно в храме устраиваются благотворительные обеды, но особенно - в служебные и праздничные дни. Регулярно совершаются паломнические поездки по святым местам.

Старанием настоятеля и прихожан, усердием благотворителей (генерального директора ПО «Луганскуголь» А.Н. Ермакова) на церковной усадьбе построена трапезная, иконная лавка, над источником выстроена беседка. Недавно появилась еще одна кованая беседка с золоченой крышей и крестом на ней, а в конце августа 2013 г. обустроена еще и деревянная избушка для голубей.

Вознесение3
В Свято-Вознесенском храме находится уникальная икона с тройным изображением. Уникальность в том, что если смотреть на нее под разными углами, то можно увидеть три святых образа. Если на икону посмотреть слева, то можно увидеть Иисуса Христа, зайдешь справа – виден совсем другой лик – Бога Отца, а если стать прямо напротив иконы, то отчетливо виден образ Святого Духа – белый голубь. Первое, что приходит на ум – это какая-то современная техника рисования икон и применение новейших технологий. Но факт опровергает это предположение: чудо-образу около двухсот лет. https://www.shukach.com/ru/node/31015

Tags: Луганск, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments