mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Category:

Мои трамваи.

Сейчас по Луганску не ходят трамваи. Их было запустили чуть - чуть в 2016 году, а затем остановили. Трамвайная инфраструктура постепенно приходит в упадок. Разрушать ее начали еще до войны, отменив маршруты на Луганские окраины, в Маолую Вергунку и в Камброд. И сразу же начали демонтировать путь .Кому то нетерпелось погреть руки на сдаче рельс в металлолом. Потом слегка помог 2014 год, когда на окраинах кто то позарился на медный контактный провод. А потом уже его поснимали во многих местах, что бы он не соблазнял.

Наверное из за того, что я уже становлюсь старым у меня почему то возникает ностальгическое желание, сесть в какой нибудь трамвай у нас и неспешно проехаться по любому маршруту, любуясь на свой город из трамвайного окна .Немпешно, потому что трамаваи у нас всегда ходили неспешно. Улицы не такие широкие и трамваям из за автотраснпорта особо разогнаться было некуда.

Трамваи у нас начали убивать еще в те времена, когда Украина обрела независимотмь. Потому что эти веще оказались несовместивыми, Не по причине убыточности в начале, а по причине, что маршруты этих трамваев и путя, по которым они ходили, создавались совсем в иную эпоху. Когда у нас работали все заводы и трамваи нужны были, что бы возить людей с оккраин города на рабртающзие заводы. С учетом расположения заводов и прокладывались трамвайные маршруты и рельсы. А когда заводы потитхиньку начали останавливаться, начали приходить в упадок и трамвайные маршруты .Сокращалось число трамваев на этих маршоутах и промежутки между ними Сокращалось число пассвжиров. И настал момент, когда основными пользователчми трамваев стали пенсионеры. Но для них в трамваях сделали бесплатный проезд, а город периодически "забывал" за пенсионеров перечислять деньги трамвайному управлению. И расцвела в городе маршруточная мафия. Расчет в маршрутках был наличными, бесконтрольный и на эту кормушку потянулись многие наши боссы. А трамваи забирали деньги у маршруточников и трамваям обьявили войну. Так что нынешнее положение с ними зарождалось еще тогда, в мирное время.
Наш дом стоял рядом с трамвайной линией. Она проходила в двух метрах от нашего дома. И я как то не могу вспомнить, что она как то действовала нам на нервы. В трехстах метрах от нашего дома было трамвайное депо. И трамвайная линия к нему проходила очень интересно. Напротив вокзала, еще действующего (сейчас он называется старым и не действует), который был то же метрах в трехстах от нашего дома, трамвайный путь из двухпутного переходил в однопутный и по этому однопутному пути в депо, на кольцо, ехали трамваи и туда и оттуда. Напротив дома был стык и все трамваи, проезжая, бухали по этоиу  стыку. Но это никак не влияло на нашу жизнь.

Бабуля приспособила свой распорядок по движению трамваев. Последний трамвай заходил в депо в полпервого ночи. По этому трамваю бабуля ложилась спать. А первый трамвай начинал ходить в полчетвртого утра .По этому трамваю она вставла. Но иногда она засыпала раньше, не дождавшись последнего трамвая и бывало так, что она просыпалась по его грюканью и начинала шурудеть на кухне, мешая нам спать. Но это бывало редко.

В те времена а Луганске было две обособленныз трамвайных линий. Одна была у нас, в Камброде. Из нашего депо ходило три маршрута. Четверка, на площадь Ленина. Смерка в Парк Горького. И Восьмерка, которая ходила от Площади Ленина до Парка Горького. Городские маршруты я не помню. Тогда еще не было путепровода возле нынешнего нового вокзала, а автомобили ездили через железнодорожную коллею по переезду возле Сада Первого Мая.

800614

Вот такие трамваи тогда и ходили. Я их помню. Но в мое время от такой модели остался только один снегоочиститель, переделанный из такого трамвая. А тогда ходили несколько другие трамваи .То же деревянные, но в них уже двери закрывал водитель трамвая. Двери эти закрывались с сильным ударом и грюканьем и можно было повредить руку или палец, если он поадала под двери.

cKDH4wfrXjM

Трамвайная линия у нас то же была местами оригинальнаяч. На мосту через Луганку был трехрельсовый путь. В одну сторону трамвай ехал по своему боковому рельсу и по среднему, общему для них. А оттуда трамвай шел по другому боковому рельсу и среднему общему.

773790

Справа видно старый мост возле Луганки. Если присмотреться, то эту трехпутевую стстему на мосту можно рассмотреть. А слево строительство нового моста .По нему проложили нормальную двухпутевую коллею. Новый мост начали строить одновременно со строительством моста - путепровода через железную дорогу.

773383

Строительство моста - путпровода.

И так же строили мост возле того, старого вокзала, недалеко от нашего дома. И по этому мосту то же планировали проложить какой то трамвайный маршрут .Но так до него руки не дошли.

773789

После того, как был построен новый мост, старый мост разобрали. А по новому забегали трамвайчики.

Все мое детство было связано с трамваями. В детсве я излазил все трамвайное депо, а на трамваях ездил несчетное количество раз. Но с тармваями у нас было связано еще одно развлечение. Если на рельс положить большой гвоздь, то после того, как по нему проедет трамвай, он расплющится. Мало того, он слегка изогнеться и станет чем то похож на казацкую саблю. И если его взять и найти подходящий камень - дикарь, то этот расплющенный гвоздь можно обточить. И он тогда будет точно как казацкая сабля. Но дело это долгое и требововало терпение.

Но плющить гвозди, это было только начало. На нашем куске улицы жила небольшая ватага мелких разбойников и после того, как все обзавелись мини казацкимим саблями, начались эксперименты с различными предметами, которые можно было положить под колеса. Одиночная спичка стреляла как маленький игрушечный пистон для игрушечного ружья. Но если положить коробку полностью, то раздавался вполне себе серьезный бабах. Но такие эксперименты были чреваты. Стрелки тогда тетеньки вагоновожжатые переводили вручную .С помощью небольших ломиков. И у каждой в кабине стоял такой ломик. И бывала, что после очередного бабаха, трамвай останвливался и из него выбегала гневная тетенька - вагоновожжатый и размахивая ломиком, гнала нас от путей. Пришлось, выражаясь современным языком, хеджировать риски. Не все тетеньки гонялись за нами с ломиками. И так как трамваев на маршрутах было не очень много и они имели на бортах номера, мы быстро запомнили рискованные трамваи и под них ничего не подкладывали.

Это увлекательное занятие как то затухло само собой .Как только был иисчерпаны все возможные предметы, которые ложились на рельсы под колесами.

площадь1

Старый трамвай на остановке Красная площадь. Сзади него здание, дом купца Васнева и первое пятиэтажное здание в дореволюционном Луганске, в котором разместиться женская гимназия. Потом там поселиться Луганский довоенный ЧК. Потом в этом здании сделают ведомственную поликлинику патронного завода. А пртом уже, при Украине, в этом здании случиться пожар и оно придет в полный упадок. В котором находиться до сих пор.800611

Это тоже Красная площадь, только с противоположной сторны. И по моему, еще довоенная фотография. Но это уже другая сеть трамваев, городская. С нашей не связанная.

площадь

Это то же Красная площадь. Вид на остановку со стороны Дома Техники. Средина шестидесятых. Встретились два трамвая. Слева уже новый, а справа еще старый. А на заднем плане  наш камбродскй хутор. Без него город - не город.

оборонная

А это трамвай на улице Оборонной .Южный вьезд в Луганск. Еще не застроенная даже хрущевками.

оборонная1

Потом она станет такой. А потом, через много лет, слева вырастет здание нового автовокзала, одного из крупнйших в мире.

Но иногда на Луганск накатывалась беда.

заречная

И трамваи переставали ходить. Потому что не умели плавать. Но это бывало недолго. Пока наша добрая Луганка вдруг весной превращалась в грозную Лугань и затапливала весь нижний город. Это улица Заречная, за парком Первого Мая. Сразу зе тем мостом, что на фотографии.

Фото с ресурсов:
Tags: Луганск, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments