mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Category:

Кухня размером в четыре часа.

Произошедшее в Соликамске как то зацепило за душу. Всколыхнуло. Давно я уже в забой не спускался, подзабывать стал. И тут вспомнилось, как я работал .И мои гневные слова , написанные по поводу этой аварии, отностся в основном к тем их  командирам, которые там организоавали и сотворили эту аварию.

В нашем современном инфопространстве простые работяги не в почете. Очень - очень редко пройдет какой либо репортаж, да и то мельком . Вот сейчас кругом все восторгаются новым российским оружием. А как его делают практически никогда не показывают, даже то, что можно показать. Покажут производство на конечном этапе, при сборке и все. А на этой сборке чистота и полы полированные и сборщики в белых халатах .Но на этих заводах есть и литейка. А там не так все красиво .Там дым, туман и гарь. А без такого дыма и гари не сможеть родиться грозное оружие.

Шахтеров вспоминают в связи с очередной аварией и все. Если спросить любого, что такое шахтострой, наверное все будут представлять кучу мужиков, которые кладут кирпичную кладку.

Не знаю, многим ли интересно, что я пишу про шахты. Наверное я больше пишу для себя. Что бы не забывалось, что бы при очередном воспоминании несколько по другому видеть всю прошедшую жизнь. Искусство сновидений...
Проходчики стволовики считаются элитой горной промышленности. Но внутри самих проходчиков стволовиков есть своя элита. Элита элит. Это те, кто ремонтируют шахтные стволы. Потому что там, в старых и работающих стволах, при ремонте, постоянно находишься во временном цейтноте. Там надо очень быстро принимать решения при возникновении нештатных ситуаций. Там иногда надо подлазить туда, куда подлезть совсем невозможно, но надо. Там все работают молча, потому что там некогда заниматься базарами. Работа звена при ремонте, чем то на поминает операцию в операционной. При которой бугор четко и громко отдает команды "Ключ. Балду. Ё. вдарь вот сюда пару раз. Разбежались быстро, клеть идет .Все баста, вызжаем на гору." И пьют такие ремонтники часто и густо молча. Потому что в работающем стволе за очень короткий промежуток времени надо сделать тучу работы и устают там так, что по  выезду, за "банкой" нет сил даже на пустые базары.

Вот пример наверное самой простой работы. В шахтном стволе нагору идут трубы главного шахтного водоотлива. Иногда в этих трубах возникают протечки. Если ствол, к примеру, глубиной в восемьсот метров, а протечка посредине, на четыреста метров, то там давление воды в трубах сорок атмосфер. И если такая "струйка" бьет в средину ствола, она может при проезде клети травмировать кого либо. И на эту трубу не повесишь хомут, как на трубу центрального отопления в пятиэтажке. И поэтому очень быстро стараются такую протечку залатать .Технология ремонта очень проста .Спускаются и подбираются к протечке и обстукиванием определяют зону износа труб в районе протечки., ее размер по длине. Потом на горе вырезают вставку из такой же трубы, но сильно короче размера ремонтируемого места. Потом к этой вставке приваривают два стакана, внизу и вверху. Подбирая по диаметру, что бы не было большого зазора. Потом едут в ствол, вырезают аварийный участок трубы, так, что бы туда зашел кусок, со стаканами. Потом этот кусок поддергивают вверх, что бы верхний стакан наехал на трубу, а нижний из трубы не выдернулся. Потом в верху и внизу стаканы приваривают к основной трубе водонепроницаемым швом и все. Протечка зачеканена.

Все просто. Но! Для того чтобы вытащить вырезанный кусок, а потом туда смонтировать вставку, надо туда опустить канат маневровой лебедки .Обычно под копром стоят таких пару, на всякий случай. Надо достаточно точно определить то место, куда ее надо будет опустить. Потом залезть на крышу копра, прорезать там дырку под канат, смонтировать отклоняющий шкивок, потом переопустить канат со старого места  в нужное .А для этого надо сначала вытащить канат из копра .Подмоткой лебедки этого делать нельзя, иначе, когда вес каната от копра к лебедке превысит вес каната, идущего в копер, он сам вылетит до самой земли .И поэтому вытаскивание каната производиться ручками.

Проходчики становятся в позу, как будто они собираются танцевать народный финский танец Летка - Енка. Друг за дружкой. И строго по ранжиру. Ранжир определяется длиной рук. Самый первый стоит тот, у кого самые короткие руки и далее. Тот у кого самые самые короткие руки стоит в стороне. Подхватывать канат, когда его будут вытаскивать Копер метров шестьдесят высотой. Вес каната, который висит в копре килограмм сто. Обхватили и потянули. С каждым метром вес каната уменьшается. Подхватный складывает его так, что бы он не мешал. Потом канат, в том месте, где он приходит на копер с лебедки, зажимается специальным жимком, что бы не ушел. Потом вытащенный кусок перемещается туда, где он будет идти в ствол. Потом так же, вручную, он и опускается в копер. Опустили, покурили. теперь его надо опустить уже в ствол. За ним надо ехать следом, потому что в стволе много всякой всячины и канат может зацепиться. Что зело неприятно и чревато. Канат опускается неспешно, обороты лебедки маленькие. Ну вот, опустили, привязали.

Теперь надо организовать сварку. Если сварочные работы неглубоко, то кабеля беруться сверху, непосредственно от сварочного аппарата .Если глубоко, то надо опускать кабель, по которому в ствол пойдет напруга, а сварочный брать в клеть. Кабель достаточно тяжелый, поэтому его опускают закрепленный к канату. А для этого надо опять провести процедуру перевода уже другого каната маневровой   лебедки в нужное место .Потом опускать, прикрепляя кабель к канату специальными прижимными пластинками. Это то же достаточно долго. И надо опять сопровождать конец каната с кабелем в стволе.

Если трубы далеко от клети, на крыше клети монтируют специальные откидные площадки. Для организации рабочего места сворщика, в клеть берут дубки - балки и доски. И когда клеть станет на место, сооружают временный полОк для сварщика.  И вверху и внизу.

А вода то течет, а подготовка может занять пару суток. А вокруг шахтное начальство, которе умеет разговаривать. И разговаривает исключительно только матерными словами.  И замена происходит то всего пару часов .А подготовка? Одна из самых простых работ.

Все шахтные стволы набиты всякими железяками. Через четыре метра идут поперечные балки - расстрелы. К ним вертикально подвешиваются рельсы - проводники, по которым ходит клеть в ствол. И на старых шахтах всегда нужно кое какие поперечные балки менять. Очень редко ствол на шахте отдают на реконструкцию. В основном все такие ремонтные работы производятся на рабочем стволе.  По которому постоянно ездит клеть. И ствол могут отдать под ремонт на ограниченное время. Сначала час опускают новую самену в ствол, а в конце нужен час, что бы старую смену вывести .И в клети опускают материалы в ствол для работы шахты, а из шахты выдают породу в вагонетках .И поэтому ствол отдают максимум на четыре часа в смену и происходит это в основном в первую смену.

На новых, двухклетьевых стволах, каждая клеть ходит отдельно. На старых стволах, в основном двухконцевой подьем. Это когда на одном барабане канаты с обеих клетей. Когда одна клеть едет из шахты, то одновременно туда опускается другая клеть. Есть возможность чуть - чуть их подвигать отдельно. И то с очень малой скорсотью и на пару метров .Это когда корректируют подход клети. Что бы одна клеть становилась четко на горизонте, а вторая  четко на нуле. И если при ремонте забирается одна клеть, то вторая стоит  то же. И в ствол нельзя опуститься.

Балка - расстрел находитсяч между парами рельс - проводников с обеих сторон. На балке, напротив рельс приварены пластины, в которые садиться рельс подошвой. Что бы рельс висел жестко и клеть не болтало во время спуска - подьема. И поэтому балку просто так не возможно демонтировать. И еще балка вбетонированна в стенку ствола. И прежде чем ее демонтировать, концы ее надо выдолбать из бетона. А на старых шахтах бетон выдержанный и очень крепкий. Балка составная. Короткий кусок и длинный. Куски сболчены двадцатью болтами .Но при замене их никто не раскручивает. Балку режут керосинорезом. И отрезать надо так, что бы малый кусок можно было удержать руками.

Надо при этом иметь пару маневровых канатов в стволе. А перед началом работ, надо опустить новую балку в створл. Когда начнется замена, трогать клеть нельзя. Проводники крепятся к балке специальнысми скобами, перед началом демонтажа, эти скобы раскручивают и снимают. И клеть стоит. Иначе она может выскочить из проводников - рельс. А это ЧП. А если в стволе один маневровый канат, то сначала клектью опускают новую балку и ее подвешивают на стропе на следующем нижнем ярусе, что бы освободить канат. Но для этого нужно вылезть на эту балку, нагнуться, что бы завести в балку стропу и потом освободить канат. Балка шириной меньше, чем гимнастический брус.

Но перед этим надо опустить в свтвол канат маневровой лебедки.  И опустить кабель для сварки .А если канат в стволе один, то после спуска кбеля, его надо освобождать с каната и развешивать на балки - расстрелы. И надо завести в ствол трубу со сжатым воздухом. Двухдюймовые трубы с фланцами, которые то же крепяться к балкам - расстрелам.

Опускается клеть С крыши опускаются откидные площадки. Их наращивают, что бы можно было достать до мест заделки балок в бетон. Бетон долбиться отбойным молотком. И надо, что бы куски бетона не летели вниз. И поэтому там стоит второй человек, который регулярно отбитый бетон грузит в ведро и опускает его в клеть, в которой стоит вагонетка.

Края балки выдолбили и можно начинать балку демонтировать. Для этого нужно керосинорезом срезать планки, четыре штуки, по две с каждой сторону, снизу и сверху. Иначе балку, которая находиться между парами рельс с обоих сторон невозможно вытащить. Балку берут и подвешивают на канат. И начинают резать. Маленький кусок держат руками  и после того как балку разрезали его подхватывают и бережно опускают в клеть. Не дай бог, его упустить. Беда. Потом начинаются пляски с основной балкой. А она всегда не вылазит нормально. И часто надо и ее резать на куски .А маневровый канат то один.

Ну вот ,балку благополучно вырезали. Теперь и ее опускают вниз, на нижнюю балку - расстрел. Ее то же надо подвесить на него .Потом зацепить новую балку и поднять ее к месту, завести между проводниками - рельсами. То же не простое дело. .После того, как ее завели, ее надо выставить по уровню. Потом, в тех местах, где нахоятся рельсы проводники, накладывают новые пластины с вырезами, в которые упираются подошвы рельс и эти пластины приваривают к балке сваркой. Потом надо расклинить балку клиньями в лунках и зщакрепить рельсы поводники скобами. И начинать замазывать , Сухая смесь в клети и тут же вода .Замешивают всегда руками и руками закидывают готовый бетон в лунку. И добавляют сразу жидкое стекло. Что бы бетон сразу начинал схватываться.

Потом старую балку опять цепляют к маневровому канату и перецепляют ее под клеть. Потом все, что там остается и болтается , подвязывают. И выезжают.  Бегом выкатывают вагонетку с отбитым бетоном и выбрасывают все барахло из клети. Два огнетушителя,  керосинорез, баллон с кислородом, сварочный аппарат, отбойные молотки, ведра и лопаты. И еще надо полезть на крышу клети и проверить, как подвязаны откидные площадки.

И это все надо сделать за четыре часа. Время так давит на психику, что от напряжения перестает работать башка. Не дай бог, что то пойдет не так. От фактора времени устаешь больше, чем от физической нагрузки. В башке всегда одно и то же. Время - время - время. Все время смотришь на часы. Время самое ценное во всей этой работе.

И если не дай бог, ты задержишь клеть хоть на час, это ЧП на уровне серьезной аварии.  Сразу же доклад от шахты в обьединение, а оттуда и в министерство. И тебе на всю оставшуюся жизнь цепляют черную метку. И тебе это будут вспоминать всегда, даже когда ты приезжаешь на новую шахту.

И вот ты выезжаешь на час позже. На верху тебя ждет расстрельная команда, котороя ставит всех к стенке копра и три раза расстреливает .Потом всех хоронят в братской могиле, рядом с копром и вместо пирамидки на могильном холмике с фамилиями, ставят необтесанный столб, с большой табличкой. На которой крупными буквами написано "Они задержали спуск в шахту на час." В назидании потомкам. И все начальники, начиная от шахтных, проклянут тебя и твоих, в седьмом колене. И спляшут тебе все вместе Пульса Денуру.

Но это очень редкое исключение. Меня сия чаша миновала.

Когда мы выходим из шахтного здания, помытые и распаренные под душем, у каждого в глазах стоит немой вопрос - "Водка"?

После третьего полстакана, тебя начинает слегка попускать. После четвертого, забывается, что там, в стволе на глубине, тебя ждут еще четыре таких балки.

Ты заходишь домой, с легким запахом перегара. Тебя встречает любимая. Она то же его слышит. Набирает полные легкие воздуха ,что бы сказать пару ласковых. Но потом замечает, что у тебя на лбу еще не совсем разгладились морщины от напряжения, а скулы еще не совсем сдулись от того, что ты все время работаешь, крепко сцепив зубы. И она выдыхает воздух и тихо говорит "Кушать будешь?" А ты ей тихо отвечаешь "Да, любимая"

Потом ты полночи ворочаешься в кровати и все время крутишь и крутишь эту балку, а она все равно не становиться на место. А потом встаешь утром с дурной головой и потом час тащишься на городском автобусе до своего шахтного автобуса, потом час тарахтишь на этом автобусе в какой нибудь медвежий угол Луганской области, где находится твоя очередная шахта. Ждешь окно в смене, спускаешься опять на четыре часа, крутишься как белка в колесе, что бы успеть, успеть, успеть. Успеваешь, выезжаешь.

После третьего стакана тебя начинает попускать, после четвертого, ты начинаешь забывать, какой ужас тебя ждет завтра.

Домой заходишь с запахом перегара, проходишь мимо бурчащей жены, раздеваешься и валишься спать .Что бы полночи опять ворочать железо в стволе.

Утром опять тащишься час по городу, потом час в автобусе.

После третьего стакана тебя уже совсем не попускает. После четвертого то же...

Да на кой мне нужна эта старая шахта, с ее вечными проблемами. Лучше я вернусь на проходку, там все свои. Свой подьем и если ты задерживаешь бадью, то братва, что пришла тебе на смену, будет еще и рада .Сможет выкурить лишнюю сигарету. Там в забое можно залезть в забут под опалубку, что бы на тебя не лилась вода. И даже подремать с часок, когда погрузчик грузит породу грейфером .Там тебя могут обматюкать, но ласково и не обидно. И там не висит над тобой топором это время, кусочек его в четыре часа. И под действием этого кусочка времени, ты всю свою жизнь начинаешь разбивать на куски в четыре часа и постоянно смотришь на часы, сколько тебе осталось времени.

И там тебя начинает попускать после первого полстакана. И может быть там даже второго не надо.

Но ты все равно прешься час на автобусе по городу и час трясешься в дальний угол. И каждая отремонтированная тобой шахта, становиться чем то и твоей, потому что ты знаешь, что эта шахта еще немножко поживет . И там смогут поработать еще много людей.

После третьего стакана...

Tags: шахта
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments