mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Category:

Паровозы.

реммаст1

Я как то раньше обратил внимание на волнообразное развитие Российской имперской тяжелой промышленности. Она в определенный период резко начинала расти вверх. Потом, по прошествии некоторого времени, жила линейной жизнью, а потом ее жизнь резко скатывалась вниз. Потом это все повторялось, даже в мелочной точности. Хорошо это видно на истории развития пушечного производства. Когда на фоне развития пушек за рубежом, отечественное производство начинало сильно отставать. Для решения этой проблемы отставания приглашались зарубежные специалисты. Под их руководством это отставание уменьшалось. Но вся проблема заключалась в том, что эти специалисты не были заинтересованы в подготовке российских кадров. Проходила жизнь поколения и вопрос отставания выходил опять на передний план.

Аналогична история развития всей имперской тяжелой промышленности. Но в этом был определенный нюанс и закономерность. Когда та или иная отрасль уже приближалась по уровню к зарубежному, уровня существовашего в то время, эта отрасль развивалась так, что появлялось много отечественных промышленников. И они начинали вытеснять тех зарубжных специалистов, под руководством которых изначально эта отрасль возраждалась. Это беспримерное утверждение. Для подтверждения этого утверждения требуется привести массу материалов и эти материалы заняли бы очень много места .Можно принимать это на веру, а можно и нет. Но такая закономерность существовала всегда, вплоть до самой революции.
После ухода зарубежных специалистов с той или иной отрасли, эта отрасль по инерции еще жила некоторое время, но жила она не развиваясь. Проблема никуда не исчезала. Кадровая проблема. И когда отставание достигало большого разрыва, императорское руководство опять вынуждено было обращаться к зарубежным специалистам, приглашать их. В истории это видно по оценке деятельности того или иного импнратора .Вот к примеру ошибочно называют Александра III реформатором. А его реформы - это всего лишь вынужденная реакция на возникающие проблемы в промышленности. А эпоху его предшественника называют эпохой застоя. А это не застой, а медленное угасание прошедших достижений в промышленности .Когда привнесенный потенциал, привнесенный зарубежными спецами, постепенно вырабатывал свой ресурс.

Единственная отрасль тяжелой промышленности, которая разительно отличалась от всей предшествовашей картины, это паровозостроение. Я как то раньше искал материалы по производству паровозов в империи. И в этом производстве выясняется очень интересная картина. Изначально, когда сеть железных дорог была небольшая, обходились паровозами, ввезенными из за рубежа. Потом, по мере ее развития, возникла необходимость в налаживании собственного паровозостроения. И основное производство паровозов в империи, за малым исключением, создали на тех заводах, на которых раньше отливались чугунные пушки. Не удивительно. Самая важная часть паровоза, паровозный котел и паровые циллиндры, аналогичны по технологии производства пушек. Чугунное литье и точные токарные работы. А чугунные пушки производились в течении длительного периода времени и в процессе производства образовалась система подготовки литейщиков и пушечных токарей. И которые в последствии гармонично вписались в заводы по производству паровозов. Это хорошо просматривается на истории возникновения и развития Луганска.

Про Луганский литейный завод я писал раньше. Материалов по этой истории завода  много. Сейчас я хочу затронуть еще один интересный вопрос, при каких осбтоятельствах в Луганске появился паровозостроительный завод. Завод Гартмана, как его называют. По имени человека, на деньги которого  и был построен этот завод. Сам он был германцем и жил все время в Германии. Что характерно, Гартман ни разу не был в Луганске. Ни тогда, когда происходил выбор города, в котором этот завод был построен. Ни потом, когда этот завод заработал на полную мощность. А почему? Ведь решался очень важный вопрос, связанный с большими, по тем временам, деньгами? А все просто. Несколько лет назад, перед началом строительтства паровозостроительного завода в Луганске, закрылся Луганский литейный завод, который выпускал пушки. И в Луганске была масса готовых, высококвалифицированных специалистов. Мало того, они продолжали работать по специальности. Только на другом производстве, на котором  были востребованы их прошлые навыки.

На верхней фотографии изображены Луганские праровозоремонтные мастерские. Они по размерам не намного уступают любому заводу того времени. И эти мастреские были построены задолго до того времени, как началось строительство паровозостроительного завода.

Железная дорога, пришедшая в Луганск в конце девятнадцатого века очень сильно повлияла на судьбу моих предков .Вся последующая жизнь, включая и мою, была прямо или косвенно связана с железной дорогой. Мой прадед работал токарем в паровозоремонтных мастерских. И работал успешно. Его зарплаты хватало для содержания его большой семьи .Одиннадцать детей. Когда бабуля в очередной раз получала свою мизерную советскую пенсию и если при этом присутствовал я, рассказывала про те времена. Я эту историю слышал тысячу раз, но бабуля рассказывала и рассказывала. В те времена, когда прадед работал токарем, каждый год во времена Пасхи, прадед с прабабушкой пекли и покупали пасхальные продукты, ложили их в несколкько корзин и разносили вместе, тем семьям на нашей улице, которые не имели возможности достойно встретить Пасху. И это, по словам бабули, происходило каждый год. И это, по утверждению бабули, говорило о достатке, который был в семье ее отца, моего прадеда.

В то время, когда пришла железная дорога в Луганск, прадед был уже пожилым человеком. Я не думаю, что в его возрасте можно было поступить в мастерские учеником токаря. Да и семья была большая, на ученические деньги ее невозможно было прокормить. Значит прадед пришел туда работать уже готовым специалистом, А где он мог получить навыки работы токаря? Да на том же пушечном заводе, где он начинал свою трудовую карьеру. И таких как он было очень много. Паровозоремонтные мастерские явились тем местом, где сохранился квалифицированный промышленный и человеческий потенциал.

Прадед мог вполне успешно перейти на работу на паровозостроительный завод. Но к тому времени, когда этот завод начал работать, прадед был уже пожилым человеком. Но главная причина была не в этом. Расстояние от своего дома до мастерских прадед проходил за десять минут. Эти мастеские были буквально напротив его дома.

паровоз

Это уже наше время. Главное здание праовозоремонтных мастерских сохранило свой первоначальный вид до наших дней. Сейчас это здание находится на территории машиностроительного завода. Это один из его цехов.

Двести лет назад, по счастливой случайности, людям, родившимся совершенно в другой стране, приглянулся этот живописный уголок земли на берегу Лугани. И они заложили на ее берегу литейный завод. Завод этот гармонично вписался в историю России, в развитие ее промышленности. Он переродился в паровозостроительный завод .Продолжил свою жинзнь уже в другой империи, СССР, переродившись в тепловозостроительный. Вместе с этими перерождениями родился, жил и развивался и Луганск. Как часть империи, ее гармоничная и нужная часть. Когда империя рухнула, начал чахнуть и тепловозостроительный. В новом времени он, по сути, оказался никому не нужен. Ни неньке, ни России.  И вполне логично, никому не нужным оказался и Луганск.  Машиностроителный завод, который был построен на территории мастерских умер давно. Только вот остались цеха, старые цеха, еще с тех времен. Тогда, в те времена, люди жили другими категориями. Они строили с таким расчетом, что бы стены цехов прожили как можно дольше. Но можно построить стены огромной крепости. Но как эту всю крепость закрепить в головах потомков? Как донести до них то, что все благополучие заключается вот в таких крепких стенах, в которых можно делать все что угодно? Да никак. Мельчает народ. Вроде бы на одном языке разговариваем с предками. Но думаем уже разными понятиями и категориями

И я успел немного поработать на этом заводе. Такая вот у меня выдалась связь поколений.

Tags: Луганск, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments