mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Categories:

Кадры решают...

Когда то, когда я искал очередные материалы по истории промышленного развитя Российской империи, мне в голову закралась интересная, на мой взгляд, мысль. Мысль эта была связана с каким то взрывным, феерично взрывным, развитием отдельных направлений искусства в послереволюционный период. С авангардными и оригинальным направлениями в литературе, в живописи. В оригинальном направлении развития театрального искусства и кинематографа. Казалось бы, только что закончилась кровопролитная гражданская война, государство еще не выбралось из послереволюционной разрухи и в обществе должны быть востребованы совсем другие запросы. И в этом внезапном развитии есть еще один интересный нюанс. Начиналось все подобное еще до революции и накануне ее. Империя катилась в жесточайший кризис, на фронтах была катастрофическая ситуация и на этом фоне такой вот всплеск отдельных направления культуры. И самое интересное. Эти направления не смогла уничтожить ни революция, ни гражданская война. И в этом развити напрочь исчезла русская классика.

Почему же эта часть русской культуры не канула в лету, в чем причина? В чем ее крепость? Значит в этом ее сохранении присутствует какя то системность, на которую не обращают внимание историки. А в чем  ее суть? И почему канула в лету русская классика?

То время требовало Госплан, а вместо этого появилась теория театра и система Станиславского. То  время требовало крейсеров и броненосцев, а вместо этого появился "Броненосец Потемкин". То время требовало больше аэропланов, а вместо аэропланов появилось "Облако в Штанах". То время требовало сильную армию, а вместо этого появился "Чапаев" с его тактикой в виде двух картошек. И Петров - Водкин с его Красным Конем.

Необьяснимый парадокс. Но это только на первый взгляд.

Петр и окно в Европу. Предмет исторической гордости. С одной стороны. А с другой стороны это напоминет два моря. Одно пустое, а другое плещет водой через край. И между ними высокая плотина. И вот появляется некто и делает в этой плотине проход. И вода из одного моря хлынула в другой. А до этого, те, кто жил в этих морях, полном и пустом, считали что их жизнь вполне нормальная и не требует никакого измененния.

Вот ассортимент товаров Архангельской ярмарки 1710 года. Архангельская ярмарка была одной из самых крупных в империи, пока не открылась Нижегородская ярмарка. Этот ассортимент можно в первом приближении принять за внешнеторговый балланс той Российской эпохи. Импорт и экспорт. Потому что львиную долю товаров туда привозили европейские купцы. И покупали там же и российские товары на вывоз.

А. Товары, проданные западноевропейскими купцами

1. Продукты ремесленного и промышленного производства стран Западной и Южной Европы

Металлы

железо волочёное, железо листовое, железо прутовое, железо поличное, железо свицкое

канитель, медная латунь

медь в котлах, медь волочёная, медь зелёная, медь красная, медь кружковая, медь листовая, медь пенная, медь поличная

олово в блюдах, олово прутовое

проволока железная

ртуть, свинец, сталь

Инструменты и механизмы

бурава, весы, вывертки

гвозди бочёночные, гвозди мебельные, гвозди медные, гири железные

жом деревянный, кисти, клещи, корабельные блоки, «круг солнечный» медный

кусла, молоты, нопареи, пилы

пумповые снасти, скобели, стёкла зажигательные

тёсла, тиски, топоры, трубы пожарные

учинение стеклянное для познания воздухов

шилья, щипцы

Оружие и боеприпасы

дробь медная, дробь свинцовая

клинки шпажные, кремни фузейные, пистолеты, порох, фузеи, шпаги

Прочие химикалии

бура, камедь, камень-карандаш, камфара, купорос турецкий, купорос чёрный, мастика

мышьяк белый, мышьяк чёрный, нашатырь

орешки чернильные, пепел английский, селитра, сулема

Краски

бакан веницейский, бакан простой, брусковая краска, дракомблуд, желть, киноварь, колобковая краска, кругик, курасовская краска, лавра,

лазурь, мука красочная, охра, сендоминга, скорбила синие, сурик, умбра, чёрная краска, шижгель, шихтель, ямайка, ярь веницейская, ярь-

медянка

Ткани шерстяные

каламинки, каразеи, кострыжи, лоскут суконный, покромья суконные, стамеды

сукна английские, сукна гамбургские, сукна голландские, сукна кармазинные, сукна кафтанные, сукна-лятчины, сукна солдатские, сукна

травчатые, сукна чёрные, сукна шлёнские

трипы, штоф шерстяной, яренки двойные, яренки одинакие, ткани шёлковые

атлас, байберки, бархат гладкий, бархат травчатый, выбойки, газ, камка, камка итальянская, обьяри, парча, перкан гарусный, полутафта,

сай травчатый, саржа, тафта гладкая, тафта травчатая

полозы гарусные, флоренки, флюры белые, флюры чёрные

штоф золочёный травчатый, штоф обьяринный, штоф полушёлковый, штоф струйчатый

штоф травчатый

Ткани хлопчатобумажные

байка, байка полосатая, байка травчатая, бумазея, кисея

Ткани льняные

камердуки, паламит, пестрядь

полотно галсдушное, полотно гамбургское, полотно голландское, полотно камзольное, полотно коленское, полотно лощёное, полотно
настенное, полотно печатное, полотно праперное, полотно салфеточное, полотно скатертное, полотно травчатое, полотно флагдужное,
полотно шлёнское

полупаламит, тик, штоф льняной

Одежда и обувь

башмаки, бостроки

галстуки женские, галстуки полотняные

голенища «что на башмаки»

епанчи, кафтаны, кафтаны спальные, колпаки спальные, передники

рукавицы валяные, рукавицы кожаные, рукавицы шёлковые

чулки валяные, чулки гарусные, чулки шёлковые, чулки шерстяные

шляпы детские, шляпы пуховые, шляпы шерстяные

шнуровальники женские

Галантерея

белильницы, булавки, веера, волосы накладные, готовальни, гребни роговые, гребни слоновые

запонки медные, запонки с камнем, зеркала карманные, звёздки медные, золото пряденое

зубочистки, иглы, камешки стеклянные, карты игральные, кисти тростяные, китовый ус

коробочки восковые, коробочки роговые, коробочки слоновой кости

кружева, ленты байберочные, ленты обьяринные, ленты тафтяные, ленты флоренские, ленты шёлковые

манжеты, мишура площатая, мишура пряденая

наигольники, наключники, напёрстки, ножи-бритвы

очки, парики, подвязки, позументы

платки полотняные, платки флюрные, пластырь

пряжки железные, пряжки медные, пряжки стальные, пуговицы медные, пуговицы оловянные

пудра, светелна бумажные, табакерки

табакерки черепаховые, тесёмки, трости, трубки табачные

ширинки шёлковые, шпильки, шутихи, щётки

Посуда и утварь

блюдца глиняные, блюдца камянные, «ведёрко с дырочками для чаю», вилки, горшки чайные

замки, канфоры, колокольчики медные, коромысла, котлики, котлы

кофейники, кружки пивные, кувшины, кумки камянные, кумки фарфоровые

ложки, лоханки, меленки, ножи, ножи перочинные, ножи складчатые

паникадила, перечницы, перья камянные, песты

подносы, подставцы, рукомойники, рюмки, сахарницы, скалки, склянки, сковороды, солоницы, стаканы, стаканы деревянные, сулейки, тазы

жестяные, тарелки

утюги медные, утюга железные, чайники, чашки полоскательные, чашки чайные, чернильницы, шандалы

Прочие предметы быта. Мебель

занавески бархатные, зеркала настенные, игрушки, картины, кареты, клетки для птиц, коляски, кровати, куклы вощаные

нужники дубовые

одеяла, перинники, «персоны в рамах», свечи восковые

столы, стулья, стулья плетёные, сундуки

часы боевые, часы настенные, часы «столовые», часы «стоячие»

шкафы дубовые, шкафы ореховые

Сбруя

бичи ремённые, попоны, сёдла, хлыстики, чепраки, шпоры

Музыкальные инструменты

гобои, рога, скрипки, струны, трубы, флейты

Съестные припасы

анчоусы, конфеты, кренделя, кронгили, леденец белый, леденец красный, патока белая

пиво-мом, пиво-эль

пряники

сахар головной, сахар кенарский, сахар мятый, сахар «ряженый», сахар серый

сельди

соль

сухари

устрицы

цукат в патоке, цукат в сахаре

* * *
бумага александрийская, бумага картузная, бумага писчая, бумага почтовая

книги, «чертежи земляные», стёкла оконные

Прочие колониальные товары

бобры копчёные, бобры-кошлоки, бобры-ярцы

дерево-есенгоут, дерево-понкоут

жемчуг

кожи сухие

корень-калган

ладан белый, ладан росный, ладан серый, ладанная мука

масло деревянное

нефть

парча китайская

сандал-бразилет, сандал жёлтый, сандал красный, сандал синий

семя-финиял

слоновая кость

табак крошёный, табак листовой, табак носовой

трава-пуельсин

трава-шмет

фьялка-корень

шёлк-сырец

Другие съестные припасы

кофе, миндаль, орехи земляные, чай, шоколад

Птицы

Канарейки, снегири, попугаи

Б. Товары, купленные западноевропейскими купцами

Продукты сельского хозяйства

воск, горох

кожи говяжьи сухие, кожи сырые

лён, масло льняное, масло конопляное, масло коровье

мёд

мясо говяжье

овёс

пенька-бухара, пенька получистан, пенька чистая

перо гусиное, перо куропачье, перо утиное, пух гусиный

сало говяжье

семя льняное, семя конопляное

солод

скот убойный

хмель

языки говяжьи

Готовые изделия

брань пологовая, брань редкая, верёвки, канаты

котлы железные

мыло белое, мыло платяное, мыло яровое

пестрядь синяя

полотно вологодское, полотно парусное, рогожи, рукавицы опойковые

свечи сальные

сукна серые, сукна-чирки

холст гладкий, холст клетчатый, холст редкий, холст-хрящ

шубы беличьи

Продукты ремесла и промышленности

полуфабрикаты

кожи лайковые, козлины, конины, кудель пеньковая, лосины, пакля, патока

пряжа льняная, пряжа пеньковая
Лесоматериалы

брёвна, доски пилованные, доски тёртые, дрова

смола

тёс

Меха

белки, беличьи хвосты, бобровое черевье, бобровый пух, волчьи шкуры, горностаи
заячины, коты куницы, медведи, норки, песцы

Поморские товары

сало ворванное, сало моржёвое, сало тресковое, сёмга

Прочие продукты охоты

струя бобровая, струя кабаргина, лосиные кожи

"Другая история Российской империи. От Петра до Павла"  (Забытая история Российской империи. От Петра I до Павла I)
Кеслер Ярослав Аркадьевич

Прочитав список под литерой "А" и сравнив его со списком под литерой "Б", глубоко начинаешь задумываться.

На троне третий Романов. С момента воцарения их прошло три поколения. А судя по номенклатуре ввозимых товаров, в простой империи, империи простых людей, абсолютно ничего не было в плане бытовых вещей. Деревяные изделия для холодного и глиняные для горячего. И может быть та Российская кухня определялась еще не только тем, что росло на полях и держалось в домашних хозяйствах, но и возможностью по приготовлению пищи.

Если европейская кухня обликом напоминала чем то мануфактурную мастерскую, с большой плитой, с шикарным набором инструмертов - различной посуды, с кучей ложек, ложечек и аполоников. Плюс множество столовых предметов и поэтому сам прием пищи чем то напоминал некий культ. То русская кухня чем то напоминала деревенскую кузню. С русской печью, обликом таким же, как и кузнечный горн. И сам процесс приготовления пищи был чем то идентичен нагреву железа в кузнечном горне. Загрузили в печь горшок со всем нужным, выдержали и вынули все готовое. Безо всяких изысков. Наверное в этом был какой то секрет крепости русского мужика. Который становился от так приготовленной пищи крепким, как откованная железная заготовка. В отличии от европейского мужика, изнеженного многобразием своей, европейской пищи.

До того, как возникло окно в Европу, практически вся Россия на бытовом уровне жила не то что в феодальную эпоху, а вообще в первобытно - общинном строе. Это то же та Россия, которую мы потеряли.

Когда при посещении музея в Питере смотришь на богатую экспозицию, которая рассказывает о быте и обстановке царского двора петровского времени, создается не правильное впечатление от всего виденного. Ведь экспозиция отражает очень маленький кусочек той эпохи. И который по обустройству сильно отличался от быта того времени.

Надо было что то делать...

"Пётр также усиленно привлекал к делу иностранцев. В 1698 году, когда он возвращался из своего первого заграничного путешествия, за ним следовало множество нанятых им ремесленников и мастеров. В одном только Амстердаме он нанял около 1000 человек. В 1702 году по всей Европе был опубликован указ Петра, приглашавший на промышленную службу в Россию иноземцев на очень выгодных для них условиях. Русским резидентам при европейских дворах Пётр велел разыскивать и нанимать на русскую службу знатоков разных производств и мастеров всякого дела. Так, например, французский архитектор Леблон — «прямая диковинка», как называл его Пётр — был приглашён на жалование в 5 тысяч рублей в год при даровой квартире, с правом выехать домой через пять лет со всем приобретённым имуществом, не платя никаких податей"

Собственно, именно с Великого Посольства Петр заложил ту мину, которая через двести лет взовалась под Россией кровавой революцией.

"Часты были случаи, когда для снабжения фабрик, а особенно заводов, рабочими руками, к фабрикам и заводам приписывали сёла и деревни крестьян, как это ещё практиковалось в XVII веке. Такие приписанные к фабрике работали на неё и в ней по распоряжению владельца. Но в большинстве случаев фабриканты должны были сами искать себе рабочих путём найма. Это было очень трудно, и на фабрики попадали обыкновенно отбросы населения — все те, кому больше некуда было деться. Рабочих рук не хватало. Фабриканты постоянно жаловались на недостаток рабочих и, прежде всего, тем, что рабочих нет. Рабочие были так редки и потому, что выделка была тогда по преимуществу ручная, и выучиться ей было не всегда легко. Искусный, знающий своё дело рабочий очень поэтому ценился, фабриканты переманивали таких рабочих друг у друга и хорошо обученных рабочих не отпускали ни в каком случае. Выучившийся на фабрике мастерству обязывался не покидать обучившей его фабрики десять или пятнадцать лет, смотря по уговору. Опытные рабочие подолгу жили на одном месте и безработными становились редко. За «подзывание» рабочих людей с одной фабрики на другую до истечения урочного срока работы был назначен по закону очень большой штраф с виноватого фабриканта, сманенный же рабочий возвращался к прежнему хозяину и подвергался телесному наказанию."

Привлечение иностранных спецов не решало основную проблему, проблему кадров. И в этой цитате это хорошо видно. Но если  в тот период хоть и теоретически можно было осуществлять перемещение квалифицированных кадров с одного места на другое. То через несколько лет и такая возможность свелась на нет. Всех заводских рабочих превратили в крепостных. Лишив всю российскую экономику того времени мобильности, в мобильных и квалифицированных кадрах.

"Но всё это не избавляло фабрики от безлюдья. Тогда правительство Петра решило, что работы на фабриках могут исполняться тем же путём, как и сельские работы в имениях частных землевладельцев, то есть при помощи крепостного труда. В 1721 году последовал указ, в котором говорилось, что хотя прежде «купецким людям» было запрещено покупать деревни, теперь же многие из них пожелали заводить различные мануфактуры как компаниями, так и поодиночке. «Того ради позволяется для размноженія такихъ заводовъ, какъ шляхетству, так и купецкимъ людямъ, к темъ заводамъ деревни покупать невозбранно съ позволения Берг- и Мануфактур-коллегіи, токмо подъ такой кондиціей, дабы те деревни всегда были уже при техъ заводахъ неотлучно. И для того какъ шляхетству, такъ и купечеству техъ деревень особо безъ заводовъ отнюдь никому не продавать и не закладывать и никакими вымыслами ни за кемх не крепить и на выкуп такихъ деревень никому не отдавать, разве кто похочетъ для необходимыхъ своихъ нуждъ те деревни и съ теми заводы продать, то такимъ продавать съ позволенія Берг-коллегіи. А ежели кто противъ сего поступитъ, то онаго всего того лишить безповоротно…» После этого указа все фабрики быстро обзавелись крепостными рабочими, и это так понравилось фабрикантам, что они стали добиваться закрепления за фабриками и свободных рабочих, работавших у них по вольному найму. В 1736 году, то есть уже после смерти Петра, они получили и это, и по указу все те мастеровые, которые во время издания указа находились на фабриках, должны были «вечно» с семьями оставаться крепкими фабрике. Фабриканты и при Петре были уже судьями над своими рабочими. С 1736 года это им предоставил закон." Вики.

И такое положение вещей продолжалось до момента отмены крепостного права в 1861 году.

Получалось так, как я и писал раньше. Весь тот промышленный и технологический потенциал, который приходил в Россию вместе с иностранными спецами иссякал за одно поколение. Не было системы подготовки промышленных кадров. И новому поколению приходилось начинать все сначала.

Прошло двести лет. Начало двадцатого века. Металлургический завод ДЮМО. Донецко - Юрьевское металлургическое общество. Будущий Алчевский меткомбинат. Вокруг завода рабочие бараки . Отдельная улица для администрации и инженерного состава. И отдельно стоит потемкинская деревня для иностранного персонала.
На Юзовском металлургическом заводе идентичная картина.

2 июня 1895 года правительство Российской империи утвердило устав Русско-бельгийского металлургического общества. Основателями завода стали русские Фёдор Енакиев и Болеслав Яловецкий) и бельгийцы Октав Неф-Орбан и Оскар Бие. Это будущий Енакиевский меткомбинат.

Прошло еще сто лет. Начало двадцать первого века. Компания Еврохим. Строит калийный комбинат в Волгоградской области. Рядом с комбинатом строится калийная шахта .Для проходки стволов нанимаются две иностранные фирмы. Одна с ЮАР, другая с Германии. Фирмы привезли свое оборудование и свой ограниченный  персонал .Строго для выполнения специализированных  работ. Для остальных работ по строительству ствола, Еврохим нанимает рабочих со стороны. После двухмесячных курсов их бросают на ствол. Иностранные фирмы не желают выступать в качестве обучающих наставников. Это не предусмотрено контрактом,            

Первый набор растворился в тумане через месяц самостоятельной работы на стволе. Еврохим нанимает второй состав .Алгоритм то же. Двухмесячные курсы и вперед. Картина маслом такая же. Через пару месяцев и второй состав потерялся в тумане .Может быть Еврохим так и продолжил бы танцы на граблях. Но тут появляются наши мужики. Стволовики из прошлой жизни. По возрасту дедушки и прадедушки. И они начинают спасать еврохимовские стволы.

Ну почему? Почему, вот уже триста лет продолжается этот вечный танец на граблях?
Tags: история, мир люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments