mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a

Место где кружит Донец.

Когда то, очень давно в 1979 году, после сдачи летней сессии мы с другом решили слегка отдохнуть от всего институтского. Я тогда всю сессию, пять экзаменов, сдал на пятерки и мне назначили повышенную стипендию, пятьдесят рублей. По тем временам это были неплохие деньги и хорошая помощь родителям и они не возражали насчет отдыха. У старшего брата моего друга был мотоцикл Ява и мы его то же подговорили к путешествию. Но мотоцикл был без коляски, а нас стало трое и надо было как то решить проблему передвижения. По атласу автомобильных дорог выбрали место на берегу Донца, от которого мы должны были начинать путешествовать. Это было село Давыдо - Никольское. Почему именно это село? Потому что это последнее село на беоегу Донца, к которому ходил из Луганска автобус. Дальше, в Большой Суходол и Поповку из Луганска автобус уже не ходил.

Как давно это было, кажется это происходило в какой то другой жизни. Собрались на десять дней и собрали много барахла. Палатка, посуда, снасти и самое главное, еда на десять дней. Все это надо было везти с собой. Но двухместный мотоцикл. Проблему решили очень оригинальным способом. Я со своим барахлом поехал на автобусе, а друг с братом поехали на мотоцикле, рано утром. Они приехали на берег Донца, выгрузили свое барахло и его брат в Давыдо - Никольском встретил меня с автобуса и привез к нашему первому лагерю.

И мы начали свой отдых - путешествие по берегам Донца. Две ночи на одном месте, потом перезд на новое. Потом опять две ночи и переезд. Итак, к концу шестого дня мы приехали к одному красивейшему месту. На высоком берегу Донца расположилась большая и удобная поляна. Внизу, на русле Донца, судя по водоворотам воды, была яма . Очень удобное и идеальное место для отдыха и рыбалки.

Так, в первый раз я попал в то место, которое потом, на протяжении многих лет станет для меня очень родным и я буду туда приезжать очень долго и постоянно.

Вот это наше, самое первое место. По центру снимка видно высокий берег, на котором раскинулась удобная поляна. Сейчас это место на новоязе называется Подковой. Но тогда, почти сорок лет назад, это место выглядело совсем по другому.  И если уж говорить про подкову, то эта подкова выглядела совсем по другому и занимала совсем другое место.

pk2

Окрестности Донца возле села Кружиловка действительно напоминают подкову. Только подкову эту на месте увидеть невозможно. Ее видно только на снимках из космоса. Сразу за селом Донец делает большую петлю, действительно напоминающую подкову.После этого полукольца он поворачивает на юго - восток под углом в девяносто градусов и наша поляна как раз находится на этом повороте.

От верхней половины подковы и дальше по руслу начинается кружиловская яма. Чуть ниже вершины подковы раньше было самое глубокое место в этой части Донца. Яма, глубиной до десяти метров.

Вот это место. По центру снимка как раз начинается перегиб русла, а яма начинается сразу за камышом справа. В те времена выше перегиба была мель и ее называли тогда первый, верхний, перекат. Осенью эту мель очень любили жерехи и в сентябре на этом перекате за жерехами охотились спинингисты - жерешатники. Это была отдельная рыболовная каста. Они немного были не в себе, потому что охота на жереха, это особый вид рыболовного исскуства.

Как и когда возникла эта длинная и глубокая яма? Наверное когда, трудно ответить, но как я примерно представляю. Первая половина подковы, ближе к Кружиловке, это широкая и мелковатая часть русла. Перед заходом на верх подковы, весь песок оседал на дно и там по всей ширине русла песок. А потом, сразу за вторым перигибом на дне начиналась глина. И там, после переката, сужалось русло .Течение там увеличивалось и со временем там вымылась яма. Сначал здесь, а потом и по всему руслу на многокилометровую ддину. И еще был один фактор.

Если присмотреться на спутниковом снимке к вершине подковы, там можно увидеть следы русла .Это раньше было место , где впадала в Донец безимянная речка. В те времена от той речки еще оставалось небольшое озеро, в которм буквально бурлили родники и оно имело небольшой выход в Донец. И скорен всего эта речка то же внесла вклад в то ,что русло, ее основной фарватер, оказался таким глубоким. Тогда средняя глубина Донца на кружиловской яме в среднеи составлял пять метров. Для Донца это приличная глубина.

panoramio-55936450

Вот этот поворот на юго - восток. Это не моя фотография, с Панорамио. У меня нет такого обьектива, широкоугольного, что бы захватить такой вид. Но я уже много лет снимаю эти места и у меня то же много фотографий этих мест.

Это тот же поворот. Только вид на него с верхней части поворота, с противоположной. Это малая Подкова.

А это вид на поляну с другого места.

Тогда там все было по другому. Выше поляны весь берег Донца был из песка. Такой, почти километровый пляж с очень чистым песком. Сразу от берега было мелко и было очень удобно купаться.

К концу нашего путешествия наши продукты подходили к концу. Был июнь и он соответствовал поговрке - "июнь - на рыбалку плюнь". Ловилась только мелкая мелочь, которая даже на уху негодилась. На вторую ночь на поляне мы взяли фонарики и пошли на пляж. В те времена в Донце было море раков и в июне месяце они по ночам выползали на берег или сидели в воде так, что половина их корпуса с усами торчали над водой. И с фонариком можно было ходить по берегу и собирать раков как грибы.

Мы насобирали почти ведро раков, небольшое ведро. Закипятили котелок воды и бросили туда раков на несколько минут .Потом вытащили их и почистили, оставив только чищенные хвосты - шейки. Там было одно мясо. И потом я сварил вермишель и кинул туда очищенные рачьи хвосты. Вместе со специями получился очень оригинальный вермишелевый суп с раковыми шейками. Деликатес. Я вообще сомневаюсь с тех времен, что кто нибудь еще на всем земном шаре пробовал хоть раз такой вермишелевый супчик.

Сейчас на Донце раков почти нет. Их не истребили браконьеры. Их истребила бесхозяйственность. Через несколько лет, в средине восьмидесятых, из химических отстойников Северодонецкого азота прорвались отходы в Донец. И всю эту гадость понесло по реке. Отрава была такая сильная, что все русло белело от погибшей рыбы. Погибшую рыбу несло несло неколько дней .И после этого на несколько лет рыбы в Донце не стало. Отрава была такая сильная, что погибло очень много лягушк. А раки пропали все. Рыба постепенно восстановилась. Она зашла во время паводков с низовий. Восстановилось и поголовье лягушек. А раков нет до сих пор. Сейчас найти раков в  Донце почти невозможно.

Это вид на поворот издалека, с высокого берега Донца. Хорошо сверху просматривается поляна на берегу.

На втором снимке сверху просматривается овраг, который выходит на берег. Из того оврага много лет выносит в Донец мергель и мелкие камни. И в том месте русло Донца сужается и оно там мелкое. В те времена это место называлось нижним перекатом. Русло там сужалось чуть ли не наполовину и половина этой половины была очень мелкой. Но зайти в русло можно было только по пояс. Потом тебя начинало сносить сильным течением. Перед вторым прекатом эти наносы в Донце образовали небольшой тупичек со стоячей водой. В этом тупичке хорошо клевали караси .Сейчас этого ничего нет. Русло плавно сужается до переката и потом резко расширяется.

На противоположном берегу крутого поворота раньше был небольшой пляж. Сейчас этого ничего нет. Течение вымыло его и сейчас там обрыв. Но на том небольшом пляже никто не купался. Туда по ночам приходила всякая живность на водопой. Тогда в этих местах было очень много всякого зверья. От устья Деркула и далеко вниз по течению, с обеих сторон, растет аборигенный лес, растет с очень далеких времен. И лес это был наполнен оленями, лосями, дикими кабанами и всякой другой мелокй живностью.

Ингода я наблюдал, как эта живность преправлялась через Донец. Человек, когда он плывет через Донец, то он гребет прямо. Но его течение сносит все время вниз. Я наблюдал иногда, как живность преправляется через Донец. И если оленя немного сносит вниз по течению, то дикий кабан плывет строго по прямой линии. Кабаны хорошие пловцы. Они плывут как плавающий танк. Строго по прямой линии. И если кабан наметил то место ,куда он должне попасть, то он туда и попадет. Пару раз ночью мне приходилось залазить на высокие деревья и коротать там ночь .Потому что на том пляжике вдруг раздавалось хрюканье, потом большой всплеск воды, а потом сильное сопение, которое приближалось прямо к тебе. И дабы не искушать, я залазил на дерево и сидел там, пока довольное хрюканье не затихало где то в лесу. Несчастные кабаны одиночки. Обычно счастливые кабаны бродили в окружении трх - четырех жен и у каждой по десятку поросят. А одиночки всего этого не имели и бродили по лесу в одиночестве.

На повороте, под нашим берегом тогда было обратное течение. Часть воды шло по руслу дальше, а часть закручиваоась в обратку. И под бернгом, возле поляны была хорошая яма. И там летом ловился сазан, а осенью клевали лещи. Но посреди той обратки когда то затонуло большое дерево. И посредине торчало часть ствола. И это бревно через много лет и погубило эту яму - обратку. На бревно начал цеплятся разный мусор. Потом это место начало мелеть, потом заростать камышом.

А потом образовался остров.

И обратное течение стало огибать этот остров, течение воды начало напоминать чем то подкову. Так и возникла эта Подкова.

Раньше там было место, где сходилось прямое и обратное течение. И в этом месте его не было вообще. Там жил линь. Линь, если кто то незнает, это такой карась - бродяга. Его предки жили в стоячей воде. И питались тем,что найдут в муляке. Но когда то давно среди них появились караси - нигилисты, которым не подходил вечно неизменный образ жизни. И они начали потихоньку бродить. У них изменилась форма тела, они стали чем то походить на сазанов. Они с временем пнреселились в реки. И что бы бродить по рекам, им потрбовалась сила. И сейчас линь одна из самых сильных рыб. Парукилограммовый линь сопротивляется похлеще пятикилограммового сазана. Но питание у них не поменялось. Они так же, но уже в реках, находят замуленные места и пасутся там. Что бы поймать линя, нужно соответсвующее усилие. Во первых нужна абсолютная тишина. Линь очень осторожная рыба. А во вторых, нужна специфическая приманка. Линь реагирует на всякую сильную вонь. Ну типа старика Ромуальдыча, который понюхал портяночку и заколдобился. Ен готовят так. Берут творог и помещают его в банку. Эту банку помещеают на жару, на самое солнце. И держат ее пару недель. За это время творог, мягко говоря, сильно меняет свою структуру и самое главное, приобретает неповторимую вонь. Добавлять его в приманкуи надо в резиновых рукавицах и находясь в противогазе. И поэтому я не особо спнциалисть по ловле линей. Но несмотря на это, мясо линя не имеет речного привкуса. В отличии, к примеру, от жереха. Который ведет бродячий образ жизни и питается мальком .Но его мясо невозможно кушать из за этого болотного запаха.

Ловить линя на подкове еще невозможно было еще и по другой причине. Дорога к этому месту от Кружиловки идет через лес, а потом она как то внезапно выходит на высокий берег Донца .И всякий, первый раз приезжающий на это место, останавливается, завороженный открывшейся потрясающей красотой... И остается на поляне. В выходной и не только, вся округа наполняется рыбаками и отдыхающими. И окружающая обстановка чем то начинает напоминать свадьбу, когда женяться полсотни человек. Гомон, песняк, пьные хохотушки и окунушки. И какой тогда там Линь. Он наверное бедолага с испугу так зарывается в муляку, что его там и экскаватором не достанешь.

И такое происходит там постоянно. Приезд на поляну перед Подковой. Очарование этим место, потом прочесывание Подковы с удочкой.А рыбы там нет. Потм пнремещение вниз по течению, на поворот.

Там лесная дорога выходит к самому руслу и образует симпатичную полянку. Но которой можно поставить автомобиль. Но из за того, что высокий берег там подходит к руслу, в русло попадают камни ,большие и маленькие. И все дно по руслу усеяно этми камнями .Снасть там надо забрасывать очень далеко и тянуть обратно ,что бы она не шла по дну. А течение там сильное. Снасть удерживается только тяжелым грузилом. И тянеться оно по дну. И вот очереднойц персонаж подьезжает к этой поляне. Рассупонивается. Ведь на автомобиле можно привезти море всякого разного барахла. И начинает ловить.  Один обрыв, второй, десятый. И вот уже очередной обрыв собровождается громкими матами .И пресонаж начинает собираться и уезжает .Но свято место пусто не бывает. Не успел первый отьехать ,как подьезжает другой. И все повторяется с одинаковой точностью. Энергичные забросы в начале и громкие маты в конце. И я эту картину в том месте наблюдаю лет наверное с пятнадцать.

Моя целлофановая палатка на моем месте.

А самое козырное место там выше Подковы. И забрасывать снасти надо за средину Донца, метров на пятьдесят, а то и дальше. Там фарватер и по нему идет вся рыба. А второе место на средине поворота, где стоячая вода соприкасается с течением .Там живет лещ. Когда то я на том месте за три дня впоймал навреное с пуд лещей. Разных. Потом, когда я собирался домой, выбрал из всего улова самых крупных, остальных отпустил. Шесть штук, больше десяти килогамм. Кружиловские лещи коренастые. Не очень длинные, они очень толстые и светлолимонного оттенка.

Но что бы там ловить, надо всегда готовить себе место.

От пляжа, который там был раньше, сейчас ничего не осталось. Паводков нет, берег не промывается паводковыми водами и он зарос травой по пояс. И весь песок занесло мулом. И этот мул как болото. Мало того, что надо выкосить траву по берегу, надо еще залазить в воду и вырывать весь камыш от берега. Утопая при этои по пояс в муляке.

А сейчас там вообще пройти невозможно. Уже подросли молодые вербы и отгородили берег от русла сплошной линией. И я туда cейчас не становлюсь.

И вообще, сейчас на Донец, начиная от села Пархоменко до самой границы с Россией, приезжает весь Лугаснк. Ловить там невозможно. Приезжают на автомобиле, достают бензопилу и начинают пилять сухостой на костер. Потом начинают его рубить. Потом костер, шашлык. Потм водочка под шашлычек. Потом хохотушки, потом окунушки. Рыбалка остается где то там. И все это на берегу. Рыба наверное от такой картины, крутит плавникаим у виска.

Найти там уединенное место для простого отдыха невозможно .Ехать надо вообще без удочек, они уже там не нужны. Все проходит. И надо уже менять свои привычки, длинной в целую жизнь, когда я дневал и ночевал там.

Но там остался мой  родник. Который я уже много лет чищу один. Приезжаю весной и осенью. И там еще, на противоположном берегу, осталось место где стоял старый Митякин городок. Наверное пока еще и он  притягивает меня в те места. Кто то ведь должен еще помнить о нем, о том ,что происходило много веков назад на этих берегах.