mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Categories:

Белая Будка.

Несколько дней назад у нас внезапно и ласково рассупонилось весеннее солнышко. Достал я свой велик и решил немного покататься, размять затекшие за зиму кости. Но покататься не просто так, а поехать в одно очень интересное место. Я в то место давно хотел попасть, но за всей текущей домашней суетой, все откладывал и откладывал. А сейчас делов пока особо срочных нет, да и погода располагала к прогулке. Место это расположено в черте города, недалеко от того места, где я живу, на улице Харьковской в Камброде.

bb

Вот это интересное место на спутниковом снимке. Посреди домов виднеется какой то очень правильный пустырь. Но это не пустырь, это холм с очень правильным очертанием.



w 017

Вот как он выглядит на самом деле. Большой и высокий, выше окружающих его домов.

w 023

w 020

w 021

w 022

Если бы не дома вокруго него, с его вершины открывается замечательный вид вокруг. Так и было раньше, город сюда подошел уже после войны, в пятидесятых годах прошлого века.

Это место раньше было сторожевым дозорным пунктом. На его вершине было строение, которое пришло к нам под именем Белая Будка. Та самая.

bbk

На карте видно, что Харьковская улица начинается от улицы тупик Белая Будка. И выходит Харьковская улица на восточную окраину нашего Камброда и Луганска.

bb3

Этот холм с ушедшей Белой Будкой и селом Каменный Брод до сих пор вызывает споры у наших луганских любителей истории. Очень много споров по многим направлениям.

Самый главный из которых -  к чему, к какому населенному пункту, из существоваших раньше, это можно отнести. Кто то относит его к селу Каменный Брод, которое возникло рядом с тем местом, где потом появился Луганск. Кто то относит это место к селу Вергунка, которое появилось в одно время с Каменным Бродом. Датой основания Каменного Брода считается средина восемнадцатого века.

Есть группа любителей истории, которая занимается историей Луганска и его окрестностей и называется она "Детинец". Основные ее участники выпускники Луганского педагогического университета, кузницы национальных украинскийх кадров, особенно в вопросах истории. Историки вообще уникальные люди. Гибкие как черви. Изгибаются вместе с линией партии и государства, на территории которого они находятся. Недаром наш Педуниверситет получил ласковое и нежное прозвище "Пидулище". А главное пидулище во времена Украины носило фамилию Курило. Очень яркий и неадекватный песонаж, который заявил однажды, что в Донбассе нет культурных людей, одни дикари.

И в деятельности этого Детинца очень сильно просматрвается пидулищный след. И самое главное, они кабинетные историки. Работают с документами, архивами, воспоминаниями и сплетнями. Яркой демонстрацией работы подобных деятелей явялется статья в Вики, посвященная селу Каменный Брод:

"Название происходит от существовавшего здесь каменного брода на реке Лугань, что предопределило появление здесь торгового пути, а впоследствии - и возникновение поселения. Брод находился вблизи Петропавловской церкви, вокруг которой и начало строиться село.

Казацкое поселение Каменный Брод, как и смежное Вергунка, известно с середины 18-го века. В то время эти земли находились в составе Кальмиусской паланки Запорожской Сечи, и на эти территории распространялась власть гетмана Кирилла Разумовского. По другим источникам территория считалась землей донских казаков, так как по указу 1746 года между владениями запорожских и донских казаков была проведена межа по реке Кальмиус и "от вершины оной, прямою чертою сташе, до прежней 1714 г. России с Портой Отоманской границы".

С самого начала поселок возник на высоком левом берегу реки Лугань. Одним из основных строительных материалов стали мощные залежи известняков (мергеля), из которых сложены склоны Лугани.

О возникновении этого поселения «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии», датированные 1880 годом, сообщают следующее: «Каменный Брод,—древнейшее запорожское займище, старожитная казацкая маетность. В 1740—1750 годахъ здесь зимовниками и хуторами, в землянках и шалашах, сидело несколько семейств людей малороссийской нации. Въ 1755 г. к нимъ присоединилось на постоянное жительство около ста семействъ из православных иностранцев, перешедших в подданство России; в это же время поселилось здесь и несколько выходцев из Польши.» В частности в 1753 году переселились славяносербские полки Шевича и Прерадовича. Также сюда переселялись украинцы, вначале преимущественно из Левобережной Украины, русские и представители других народов."

В этом фрагменте из Вики все прекрасно.  Оказывается села начинают расти от церквей, а не наоборот, церкви появляются после того, как отстроились села.. Собственно в этом фрагменте показателен сам процесс украинизации истории . Берутся исторические документы и везде добавляются слова Украина, запорожскиме казаки , малоросийские люди. И все. Дешево и сердито.

Ладно, смех смехом, но надо и делом занятся.

прив

На спутниковом снимке  меткой "bb" обозначено мкесто холма с Белой Будкой. "kb" - это исторический центр села Каменный Брод, которое сейчас поглотил Луганск. "ps" - это здание луганской школы №28. Эта точка то же важна .Из подвалов этой школы когда то шел ход в подземные пещеры Луганска. "vr" это исторический центр села Вергунка. Сейчас село расстроилось и входит в черту Луганска.

От Холма до Камброда и  Вергунки примерно одинаковое расстояние. Отдать какой то приоритт невозможно. Но Холм гораздо ближе к подземным пещерам.

Вот что пишут ребята из Детинца:

"По мнению юных исследователей, «дитинцы» — это объекты, характерные чуть ли не для каждого крупного поселения. Это подземное укрытие, куда во время набега недругов взрослое население прятало своих детей. Чаще всего «дитинцы» строили не на ровном месте, а вырывали пещеру в горе. В Луганске убежище для «младого люда» расположено недалеко от стадиона «Лугадром», на стыке улиц Веселогорской, Набережной и Дунаевского. Один из выходов «дитинца» предположительно вел к речке, что давало возможность, в случае необходимости, покинуть укрытие и «лечь на дно».

Прямо над предполагаемым убежищем расположена церковь Петра и Павла. Этот наполовину отремонтированный храм хорошо знаком луганчанам. В дни больших православных праздников он становится местом паломничества верующих со всего города. Наверное, среди них мало кто подозревает, что эта церковь принадлежит к «троице» элементов древнейшего зодчества Донбасса.

Существуют достоверные письмена, утверждающие, что церковь была возведена еще в 1761 году. Но настоятель храма отец Владимир, плутающий, подобно Карпенко, зигзагами истории, добавляет к той дате еще как минимум двадцать лет. При этом он же апеллирует к документам и чудом сохранившимся артефактам, распространенным во времена Никона Раскольника. (Для тех, кто не знает, коварный Никон жил в середине Xvii века).

Так сколько тогда лет моему родному городу? Неужто завод с исторической точки зрения ценнее древней церкви?
От математики и спекуляций на тему политического меньшинства России вернемся к нашей экскурсии по руинам луганской истории.
Еще один примечательный объект — сторожевая вышка. К сожалению, до нашего времени сооружение так и не дотянуло. От него остался лишь восьмиметровый бугор, который всякий любопытный может созерцать в конце улицы Харьковской. На этом месте Каменный Брод обрывается. А с обрыва открывается живописный вид на Большую Вергунку и восточные кварталы. "

Чувствуется, что писавшие все это, незнакомы с тяжелым физическим трудом. Но все поправимо. Есть исторические воспоминания человека, который занимался колонизацией нашего края. Это сербский поручик Симеон Пишчевич. Он вместе с сербским полком осваивал земли Дикого Поля:

славяно

"“На этой земле когда наши выходцы Шевич и Прерадович со своими колониями туда прошли, было сначала прискорбия много. Мы узнали как тяжела жизнь. Пустыня, негде голову склонить. Земля, как обыкновенно, затверделая, дикая, может быть, что от сотворения мира необработанная, и лежала во все давние века без всякой пользы, впусте и без народа. Строить дома никто не умел. Мы жили в нашем поселении, как потерпевшие кораблекрушение. Казалось, на этой голой земле никто никогда не жил. Люди выглядели жалкими. Мы страшно мучились...”

“Край, однако, теплый и жестокости зимней, как внутри России, там нет. А хотя зима и бывает, но умеренная, и климат сходствует много с Молдавией, ибо в лесах дикие овощи, яблоков и груш много, а также на иных местах и дикой виноградной лозы отыскать можно...”

“Мне досталась рота над Донцом. Урочище то прозывалось Раевка, где был у меня лес недалеко. Стоял я долго лагерем, имел небольшую палатку. Потом сделал сарай из хвороста, и накрыл травой. Мастеровых людей негде еще не достать невозможно было, хотя селения на той стороне реки Донец и были, но к нам на работу никто ни за какие деньги идти не хотел. Так тамошний народ нас дичился... А то делалось от того, что тамошний народ, возрос и состарился все на одном месте, в глуши такой, что никакого другого народу не видел, кроме себя и своих, то потому, как нас увидели, то убегали от нас, как дикие. Потом они сами об этом рассказывали...”

“У меня в роте сперва состояло только 11 человек гусар, да вахмистр один и капрала два. Каждый строился и друг друга помогал. В сарайчике моем было две комнатки и небольшие сенцы с коморкою. Считал, что лучшего на то время и не надобно. Однако эта моя резиденция не долго мне служила. В одну из ночей как поднялась буря, пошел проливной дождь с градом, кровля промокла насквозь, вода вовнутрь потекла, что я с женою и малыми детьми так промокли, как будто в воде купались... На следующий день я послал людей за Донец. Они купили там заступ, два сверла, леса... и мы начали копать землянку. В это время проезжал мимо какой-то старик. На повозке у него было четыре мешка муки, которые он вез на продажу. Я купил у него всю муку. Этот старик из селения Новый Айдар был первым, кто отважился переехать к нам на правый берег. Видя как мы работаем, он обратился ко мне: - Господин. Мне жаль смотреть на тебя, как ты трудишься со своими людьми. Не изволишь ли купить у меня новый рубленный дом. Я тебе продам и перевезу сюда на своих подводках и поставлю, где тебе нужно. За дом с перевозкой прошу 50 рублей”. Я согласился и послал к нему своего человека. Дом перевезен и поставлен...”

“Ездил я иногда и к другими соседям, смотрел, как они строятся... Но везде плач и рыдания. У кого еще деньги водились, тот хотя с нуждою, потребное доставал. А кто запаса денег не имел, а полагался только на одно окладное жалование (а рациев и порциев уже не было), тот в превеликой бедности состоял. Ибо те деньги на мундир и на другую службе уже исправность употребились... Так было в первый год. Огородов и зелени на пищу сперва ни у кого не было. Пока завели, питались диким чесноком, луком, другими травами. А те, которые не по Донцу жили, а селились по Лугани, терпели еще большую нужду, потому что на Лугани нет лесу, чистая и голая степь... После лучше стало. Весной стали сеять хлеб, огороды, обзавелись скотом, птицей... А в первый трудный год выручала нас охота, ибо в долине Донца и в прилегающих балках было много диких коз и зайцев. Имея ружья, я купил пороху и вскоре организовал охоту. Иногда в день до десятка коз убивали. А зайцам и счета не было...”
"Известия о похождении Симеона Степановича Пишчевича (1731-1785)".

Сам он жил на берегу Донца. Там хоть какой то лес был. А последний абзац его воспоминаний посвящен его сослуживцам, жившим в Вергунке и Каменном Броде.

И вот скажите, какой детинец, какие пещеры? Люди землянки по человечески не могут сделать. Жалованья едва хватает на еду. А ребята из Детинца их подземные пещеры рыть заставляют. Изверги. И самое главное, по версии Вики, эти места давно уже обжиты малороссами. Ну и чо? Или жлобье, видели как сербский люд мучается и показывали ему дулю. Или малороссами здесь не пахло. Скорее второе. Сербы были первооткрывателями.

Так для чего все таки был насыпан высокий холм и на его вершине была построена Белая Будка?

Если кто то вспомнит, была такая версия, связанная с запорожскими казаками. У них была целая сеть подобных холмов и они с этих холмов оислеживали передвижение супостата и сигнализировали об этом. Сигнализация заключалась в поджигании костров. Дым виден далеко и увиденный дым с соседнего холма служил сигналом для поджигаиня костра у них .И вот таким немудренвым способом сигнал тревоги очень быстро приходил ко всем  и в Сич.

Правдоподобная исория .Именно правдоподобная. Можно было  бы это принять без обсуждений, если считать что татарская орда надвигалась на Дикое поле подобно грозовой туче. Внезапно накрывающей большое пространство. Но это не совсем так. Степь хоть и широкая, но и холмистая. И разрезана многочисленными и глубокими оврагами .И если двигаться прямо и куда глаз положил, то двигаться придется очень долго .А преимущества татар было в их внезапности. И запорожцев было не так уж и много .Охватить всю будущую Новоросию дозорами на холмах было для них проблематично.

А татары при движении в центр Руси - Росси использовали три магистральных направеления. Муравский шлях, Кальмиусский шлях и Ногайский шлях. Двигались они по этим направлениям несколько столетий. И об этом знали все те, кто жил на пути у татар.

Муравский шлях шел от устья Днепра. Кальмиусский шел от устья Кальмиуса, от места, где сейчас стоит город Мариуполь. Ногайский шлях шел с юго - востока, с нижнего течения Дона. И сходились все эти дороги на территории нынешей Белгородской области, в северной ее части. И потом одной дорогой шли на Москву

зпр.

Вот фрагмент карты 1750 года. Обратите внимание на то, что все запорожские крепости располагались на правом берегу Днепра. И частично на правом берегу реки Самара, недалеко от впаденяи ее в Днепр. А Муравский шлях шел по левому берегу Днепра. На противоположной от запорожских крепостей стороне. Они от татар были защищены руслом Днепра и днепровскими порогами. Толку с них для татар, в смысле ясака, было как от козла молоко. Казакам от татар доставалось лишь тогда, когда они татар доставали набегами. И еще один замечательный факт. Где на карте расположен остров Хортица и где на карте показана Запорожская Сич. В совершенно разных местах.

de_bosket_skalkovsky2_b

Вот карта с которой я вырезал два фрагмента и выложил выше.  Карта в высоком разрешении и ее можно скачать и увеличить. Она очень информативна. На ней показана граница между Россией и Оттоманской империей. Граница на начало восемнадцатого века. (1711 год). Дикое поле начали колонизировать сербскими полками начиная с 1740 года. И все земли, на которых они селилсиь находились внутри территории России. Россия к моменту поселения сербских полков вела боевые действия в причерноморье и Крыму. Очаков был вязт штурмом в 1788 году, Измаил - в 1790.  В 1795 году началось строительство Луганского литейного завода.  А до этого, в 1739 года, был вят штурмом Азов, крепость в устье Дона и на берегу Азовского моря. И как раз, после штурма Азова и появились сербские полки в Диком поле.

И если и существовала какя то опасность набегов на сербские поселения, то  это могли быть мелкие остатки былой татарской могущественности.

Tags: Луганск, история, наш край
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment