mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Category:

Старт.

Микроавтобус_ЛАСЗ_Старт

Когдато давно, когда я еще учился в шклое, видел я на улицах Луганска вот такой интересный микроавтобус. Называли мы его "Старт".  Но полное имя его было ЛАСЗ Старт. Потому что он производился на Луганском автосборочном заводе. А рожден этот микроавтобус был в Северодонецке, Луганской области в начале шестидесятых годов прошлого века. Рожден был в инициативном порядке силами инженеров и рабочих Северодонецкого авторемонтного завода.

Старт_2

Оригинальный Старт несколько отличался по внешнему дизайну от Луганского, но были некоторые отличия и в самой конструкции микроавтобуса.
Годы производства 1963—1970
Сборка САРБ, ЛАСЗ, КРЗ, ДАБ
Класс микроавтобус
Платформа ГАЗ-21
Двигатель ЗМЗ-21
Длина 5500 мм
Ширина 1900 мм
Высота 2000 мм
Колёсная база 2840 мм
Колея задняя 1420 мм
Колея передняя 1410 мм
Масса 1320 кг (снаряжённая)
Дизайнер Ю. И. Андрос

Появление этого оригинального и красивого микроавтобуса было связано с созданием в Северодонецке производства стекловолокна. Корпус этого микроавтобуса был изготовлен из стекловолокна, склеенного фенольной смолой. Первые корпуса этих микроавтобусов клеили вручную. Была сделана деревянная оснастка, повторяющая обводы микроавтобуса и на нее последовательно, слой за слоем, клеили стеклоткань. Клеили в несколько слоев, пока достигали нужной толщины. Почти так же, как и в детском кружке умелые руки. Процесс был очень трудоемким и поэтому таких микроавтобусов было выпущенно ограниченное количество. Потом уже изготовили соответствующие матрицы и выклеивали детали корпуса на матрицах.

"«Старт» — советский микроавтобус, выпускавшийся с 1963 по 1970 год.

Разработан и изготовлен в 1963 году силами Северодонецкой авторемонтной базы и Северодонецкого производственного объединения «Стеклопластик» с использованием комплектующих от ГАЗ-21. Устанавливавшийся на рамное шасси кузов скорлупного типа имел работающую обшивку из стеклопластика, которая выклеивалась внутри специальной шестиразъёмной матрицы за один технологический приём вручную, контактным формованием, после чего в неё вклеивались деревянные усилители боковин, крыши, проёмов окон и дверей. В результате получалась достаточно прочная, хотя и недолговечная, конструкция. Одним из методов испытаний кузова «Старта» было сбрасывание его с 12-метровой высоты — последующий осмотр показал отсутствие серьёзных вмятин или трещин.

Всего было изготовлено более 150 автомобилей (точное количество неизвестно), из них 5 — экспериментальные машины, с лонжеронами и поперечинами рамы из швеллеров и зависимой рессорной передней подвеской, в то время как на остальных была рама из труб круглого сечения, и с балкой передней подвески от ГАЗ-21.

Внешний вид автомобиля разрабатывал художник-конструктор Юрий Иванович Андрос. Внутри салона первого экземпляра «Старта» было размещено три сиденья-дивана (два вдоль кузова, одно поперечное в конце салона), небольшие шкафчики для посуды, капот двигателя использовался в качестве столика, а в багажнике был смонтирован походный умывальник.

Микроавтобус позже пытались выпускать под маркой ЛАСЗ на Луганском автосборочном заводе. Поскольку старая оснастка не сохранилась, луганская машина несколько отличалась от северодонецкого «Старта»: средняя стойка кузова имела не треугольную форму, а была тонкой наклонной. Подвеска была переработана — в ней использовались узлы от более тяжелого ЗиМа, в результате чего движение стало более плавным. Надписи «Старт» ни на капоте, ни на радиаторной решётке не было. Вместо неё автобус нес эмблему Луганского автосборочного завода. Всего было выпущено около 20 экземпляров.

В 1967-1968 гг. выпуск микроавтобусов был налажен на Коростенском ремонтном заводе в городе Коростень Житомирской области. Всего в Коростене было выпущено 70 микроавтобусов «Старт».Машины окрашивались в белый, голубой, желтый и розовый цвет.
Ещё порядка 10 микроавтобусов под маркой «Донбасс» было изготовлено на автобазе треста «Главдонбасстрой» в Донецке

Микроавтобус «Старт» можно видеть в финале знаменитой кинокомедии «Кавказская пленница», в котором маршрутка именно этой модели увозит главную героиню.

В качестве экспоната микроавтобус находится в Музее автомобильной техники УГМК"

В Северодонецке был также самостоятельно разработан прототип легкового автомобиля Заря. То же с корпусом из стеклопластика.

796px-Автомобиль_Заря_производства_САРБ

Годы производства 1966
Дизайн - Тип кузова купе
Двигатель - ЗМЗ-21А бензиновый карбюраторный рядный
Трансмиссия механическая 3-ступ.
Длина - 5050 мм
Максимальная скорость - 130 км/ч

"«Заря» — советский легковой автомобиль, разработанный в 1966 году Северодонецкой авторемонтной базой. Представлял собой автомобиль со стеклопластиковым кузовом на узлах «Волги» ГАЗ-21. Дизайн разработал художник-конструктор Юрий Иванович Андрос.

На мощностях Северодонецкой авторемонтной базы, которая была известна производством микроавтобусов «Старт», в середине 1960-х, под руководством директора базы Головатина, были разработаны и воплощены в стеклопластиковом кузове прототипы нового автомобиля, основывающегося на узлах и агрегатах «Волги» ГАЗ-21. Автомобилю, имеющему рамную конструкцию, было решено присвоить название «Заря».

Планы авторемонтной базы были весьма серьёзными, готовились мощности для запуска автомобиля, которые позволили бы выпустить пробную серию в 50 автомобилей, была даже подсчитана примерная розничная стоимость автомобиля, не превышавшая 5000 рублей (государственная розничная стоимость ГАЗ-21 в то время составляла 6000 рублей). Между тем, отраслевое министерство «Заря», с учётом плохо отработанной конструкции, низкой технологичности, характерной для всех стеклопластиковых автомобилей огромной трудоёмкости изготовления и сомнительных эстетических и эксплуатационных качеств, не заинтересовала, а после смены руководства предприятия интерес к ней исчез и на нём. В конечном итоге, по разным данным, было выпущено от 1 до 4 экземпляров.

В 1966-67 годах автомобиль экспонировался на ВДНХ, получил несколько почётных наград и призов. По одним данным, автомобиль в дальнейшем находился в Донецке. По другим данным, оставшиеся автомобили передали передовикам производства. О сохранившихся экземплярах ничего не известно."

В это же время в ГДР начали выпускать автмобиль Трабант.

800px-Trabant_1.1

На фото поздний вариант Трабанта. Он уже вполне соответствовал той эпохе. Смотриться он посолидней ранних северодонецких разработок.

Но этот автомобиль, как некоторые считают, не был полностью пластмассовым. Этот автомобиль имел металлический каркас, на который навешивали пластмассовые узлы. И изготовлялись эти узлы из отходов хлопкового производства, очесов, слои которых клеились фрмальдегидной смолой.

Так что Северодонецкие и Луганские автомобилестроители были пионерами пластикового автомобилестроения на территории социалистического содружества.

Материал и фото из Вики.
Tags: Луганск, СССР., история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment