mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Categories:

Загадка Лугани (I).

Есть загадка, надо искать отгадку. Надо копать. Есть у меня несколько карт тех мест. Вот с них и надо начинать.

vs12

Это фрагмент генштабовской карты средины шестидесятых годов. Есть мост, но уже на новом месте. Есть дорога, но она идет не там и не туда. Дорога эта асфальтирванная. Несмотря на то, что она идет по лесу и в тупик. Идет она на базу отдыха обувной фабрики. Уникальное явление в нашей прошлой истории. О ней надо писать отдельно. Но позже.

По тому месту, где сваи, что то такое отмечено ввиде полевой тропинки, но не факт. Мимо.

vs11

Это фрагмент германской генштабовской карты времен Великой Отечественной. Эти карты составлены на основе советских генштабовских карт средины тридцатых годов. На ней отмечена дорога, идущая к тому месту, где я увидел сваи. И заканчивается она на противоположном от свай берегу. Через русло не переходит.

w 123

В том заливчике на фотографии из предыдущей части.Уже теплее. Но нет  полного ответа на вопрос, когда?

vs9

А это фрагмент царской генштабовской трехверстки. Третья четверть девятнадцатого века. Отмечена граница леса, которая может быть и полевой дорогой. И приблизительно на месте свай есть еще один значок.

vs10

Вот этот кусочек крупно. Значек ввиде маленькой шестеренки. Так обозначают мельницы.

Мельница.

Простая мельница.

На глазах шикарная карета превратилась в тыкву .Тыква прикатилась ко мне под ноги и мне остается только с досады пнуть ее ногой.

Мельница чух - чух, жернова грюк - грюк. А так все загадочно начиналось.

А как же хочется вот такой загадочной загадки, да что бы потом ее разгадать. Ладно, будем высасывать загадку  из пальца. Да и разгадку то же.

Что то такое связанное с мельницами я раньше слышал. И слышал про те, которые располагались в русле Лугани.

"Как планировал Карл Гаскойн, для завода (Луганского литейного) возводилось сложное гидротехническое сооружение. По характеристике министра финансов Петра Фёдоровича Брока, для снабжения завода водой на речке Лугань и впадающей в неё речке Белая устроена огромная плотина, поднимающая воду на 6 аршин и имеющая посередине спуск шириной 50 саженей, через который стекает излишняя вода. От этой первой плотины в сторону был проведён канал, впадающий в речку Ольховка, которая также поднята подобной плотиной, оттуда канал этот идет под горой до самого завода на пространстве семи вёрст. Прямо же от плотины, изливающаяся через спуск первой плотины вода несколько ниже образует новый пруд с такою же плотиною. На ней была устроена мукомольная мельница, взамен четырёх старых. Сам завод стоял на низком месте, подтапливаемом весенними водами. Чтобы предотвратить затопление завода, был насыпан высокий земляной вал наподобие крепостного. Поблизости от завода был выкопан огромный резервуар, чтобы сохранить на всё лето весеннюю вод

Луганский литейный завод строился как предприятие гидравлического действия. Определив режим реки, Карл Гаскойн решил, что для свободного падения воды необходимо ликвидировать четыре помещичьи водяные мельницы, находившиеся в этой зоне, вместо которых намечалось построить одну более мощную, которая могла бы обеспечить необходимое количество муки. Об этом шла речь в первом пункте Указа. Вторым пунктом предусматривалось сооружение канала от реки Лугань ниже устья речки Белая до завода."


Место для Литейного завода было выбрано с расчетом того, что можно было бы использовать водные пути. По руслу Лугани, а затем по Донцу и Дону в Азовское море.

На наше восприяте истории, на наше поколение, наложен отпечаток советской историографии .Согласно ей, истоия развивается методом смены цикличностей, которые переходят друг в друга. Как кто то надувает мыльные пузыри .Окунул палочку, надул .Пузырь полетел. Прошла очередная веха .Снова опустил, снова надул. Снова веха .Если изловчился, пузыри можно надувать так, что бы они улетали друг за другом. Так согласно советской истории представлена история империи времен царей. Ушел царь ушла эпоха. Пришел новый царь пришла новая эпоха. Это конечно очень грубое приближение, но нас тогда приучали к тому, что не было особой непрерывности в течении истории. А раз не было непрерывности, заначит не могло быть перспективного планирования.

Может быть так, а может быть этак.

Штеровская ГРЭС. Дала первый ток в 1926 году. Выбор места и проектирование началось еще при царизме. Тогда же заказали все оборудование в Англии. Но началсь буча. В тех местах, где должна была встать ГРЭС, проносились красные, проносились белые, синие то же, как и зеленые. Цыгане тогда крали только лошадей, а не так, как сейчас, цветмет .И все оборудование благополучно пролежало до 1922 года. В тот год строительство возобновили. На том же месте и из того же оборудование. Советская история записала Штеровскую ГРЭС в свой первенец. Но зачат то этот превенец  был еще при проклятом царизме.

Занчит все таки преспективное планирование было?

"Судоходство по Северскому Донцу на территории Белгородчины и Слобожанщины существовало в XVII веке снизу вверх вплоть до Белгорода, а в начале XVIII — до Масловой Пристани, откуда и пошло название пристань.

Судоходство на Слобожанщине (до Змиёва, расположенного гораздо ниже Белгорода и Масловой Пристани) было возможно ещё до середины XVIII века. Однако позже вследствие обмеления рек бассейна Донца и самого Северского Донца, а также постройки плотин и запруд судоходство стало невозможным. Во время русско-турецкой войны 1735—1739 годов Северский Донец ещё был судоходен и активно использовался как основной канал снабжения воюющих частей продовольствием из Малороссии, однако в 1788 году судоходство уже было невозможно: русло реки было перегорожено сотнями водяных мельниц

В конце XIX века Северский Донец являлся единственной крупной водной системой, через которую можно было напрямую осуществлять вывоз каменного угля Донбасса в регионы Азово-Черноморского бассейна. Но водный режим реки не соответствовал возросшим требованиям к условия судоходства. В результате возникла необходимость проведения специальных работ по преобразованию нижнего и среднего течения Северского Донца.

Одним из энтузиастов проекта по обустройству Северского Донца стал Д. И. Менделеев, писавший о необходимости «устроить Донец […] для наших русских надобностей […] ибо Донец, по важности интересов в нем замешанных, нужнее всего».

Первоначально предполагалось ограничиться землечерпальными работами, но обустройству постоянного судового хода препятствовала маловодность Северского Донца в течение большей части года. В 1903 году Министерство путей сообщения принимает решение о необходимости шлюзования Северского Донца. Шлюзование Северского Донца было разбито на три этапа: на первом этапе создавался шлюзованный водный путь до станицы Гундоровской, на втором - до Лисичанска, на третьем - до Изюма.
Разработчиком проекта стал известный своим вкладом в проект Волго-Донского канала русский гидротехник Нестор Платонович Пузыревский. В 1903—1904 годах он провёл детальное исследование русла Северского Донца и представил проект строительства системы шлюзов, обеспечивающих прямой водный путь по Северскому Донцу от Дона до Белгорода и Харькова.. Окончательный вариант проекта был готов в 1908 году. Проект предусматривал возможность беспрепятственной проводки судов с осадкой до 1,7 метра, длиной до 90 метров и шириной 13-14 метров. Основными грузами на новом водного пути должны были стать каменный уголь, строительные материалы и зерно.

Указом от 21 июня 1910 года были отпущены средства на строительство первой очереди Северско-Донецкой шлюзованной системы – от устья Северского Донца до станицы Гундоровской (около современного города Донецка). Начальником работ по шлюзованию Северского Донца был назначен действительный статский советник, инженер путей сообщения Франц Иосифович Левандовский. Общее руководство стройкой осуществляло Управление водных путей и шоссейных дорог МПС. Строительные работы были начаты в мае 1911 года и в основном закончены к осени 1913 года. В 1913 году началось строительство Кочетовского гидроузла, расположенного на Дону, но обеспечивающего необходимый подпор воды в низовьях Северского Донца. До окончания строительства Кочетовского гидроузла в устье Северского Донца был сооружен временный шлюз.

Официальное открытие Северско-Донецкой шлюзованной системы состоялось 5 июля 1914 года, за несколько недель до начала Первой мировой войны.

После завершения работ на первом участке, должно было начаться строительство следующих трех шлюзов – восьмого, девятого и десятого, причем последний из них проектировался у станицы Луганской, вблизи устья впадающей в Северский Донец реки Лугань, для обеспечения постоянного судоходного пути к Луганску. В результате начавшейся Первой мировой войны дальнейшее развитие Северско-Донецкой шлюзованной системы прекратилось."

Когда то, когда я первый раз прочитал то, что замышлялось отсталыми царскими инженерами в отношении Луганска, сделать его портом двух морей, Азовского и Черного, мне почему то сделалось очень грустно. Ну почему, почему судьба не отпустила Луганску и всей империи каких то два лишних года. Что бы успеть выстроить следующие хотя бы три шлюза, что бы поднялась вода в Донце, а за ним и в Лугани. И в Луганск начали бы заплывать пароходы и баржи. Но вот так пошла история Луганска, пошла немного по другому.

Это пример показывает вот что. Сколько императоров и империатриц сменилось в то время, как зародился и развивался Луганск? Но на протяжении всей его недолгой истории, красной нитью проходило желание руководителей империи сделать его судоходным.

А тут я, со своей загадкой. Как может соотносится все то, что я привел выше относительно судоходтсва, с той мельницей, остатки свай которой я нашел в русле? Плотина мельницы ведь перегораживала все русло и ставила категорическое нет на все судоходные планы. Так просто, самовольно и самозахватом ее никто бы не поставил .Надо было хотя бы утрясать вопросы с землемерной службой. А служба эта была в те времена ого - го - го. Ее планы генерального межевания по точности превосходили генштабовские карты. Потому что они занимались зело важным делом. Отмеряли земляные наделы, с которых платили подати в казну.

И как только бы встал вопрос о строительстве мельницы, так сразу бы это стало известно в Петербурге. Но мельницу все таки поставили. А раз так, то значит решили, что она не будет мешать будущему судоходству. А почему?

От Веселенкой до того места, где должен был встать девятый шлюз, рукой подать. Да вот беда, это расстояние разделяет и разрывает наша очень непростая столетняя история.


Tags: Донец, Луганск, история, наш маленький и хрупкий мир.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments