mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Categories:

Загадка Лугани(III).

Когда изучаешь историю по учебникам, по мемуарам, по художественным произведениям и фильмам, она предстает в одном свете .А когда историю восстанавливаешь по тому, что оставили нам наша предки, в виде домов, заводских цехов того времени, остаткам грандиозных сооружений, то история наша предстает совершенно в ином свете.

В последнее время экран заполонило огромное количество фильмов, описывающих наше прошлое время. Но как там все это представлено? Отдельными странными личностями. С их сугубо мелкимим телодвижениями .Матильда, Распутин. Если и покзывают императоров ил империатриц, то сугубо в их обывательской жизни. Если показывают Екатерину, то львиная доля этого показа посвящена ее любовникам. Всю прошедшую историю упрощают до уровня мелких человеческих пороков.

В конце лета прошлого года произошло частичное разрушение шестого шлюза, который находиться чуть ниже города Донецк в Ростовской области. И вот эта авария высветила некоторые вещи, очень примечательные вещи. Высветила то, как эти шлюзы проектировались, а затем и строились.

вс15

Это шестой шлюз. Полюбуйтесь на эту красоту, на это грандиозное сооружение. Которое строилось лопатами, кирками и заступами. Строилось из материалов и по технологиям столетней давности. И простояло сто лет.
Села по берегу Донца стоят приблизительно с равным шагом - расстоянием между ними. .Расстояние между селами лежит приблизительно в диапазоне десяти километров. Плюс - минус километр. Двигаясь вверх от шестого шлюза, первый населеннй пункт на берегу - это поселок Северный. Потом идет Поповка, потом Большой Суходол. Потом Давыдо Никольское, за ним Куржиловка и, в нашем случае, последнее - это село Пархоменко.

После того как произощел прорыв плотины, уровень воды в Донце резко упал, в среднем до трех метров.  Но уровень понижался весьма интересным образом. Возле Северного, Поповки и до Большого Суходола, падение этого уровня не было критичным. Он там тоже понизился, но если бы на Донце было бы судоходство, то суда могли там ходить.

Резкое влияние от понижения уровня начало ощущуаться начиная от Большого Суходола и выше по течению. В  Давыдо -Никольском острова превратились в полуострова, частично обнажились мели .В районе Кружиловки во многих местах на средине русла начали образовываться песчаные острова. Так все происходило до самого села Пархоменко .А выше Пархоменко особых изменений в русле не было. Прорыв плотины оказал влияние только на не очнеь большом пространстве длиной в пару десятков километров.

Этот пример говорит о том, что подьем воды, связанный с шлюзовой плотиной имел ограниченное влияние на протяженности. Но какое? Шлюзы были спроектированы и построены так, что предыдущий шлюз, подымая уровень воды в реке, захватывал не следующий выше по течению, а захватывал через следующий. Иными словами, если бы разрушился пятый шлюз, то судоходство в Донце не остановилось бы. Достаточный уровень для судоходства обеспечивал четвертый шлюз. Уровень глубин между шестым и четвертым шлюзом позволил бы ходить судам. Если бы прорвало пятый, то уровень поддерживл третий и так далее.

Иными словами, для обеспечения судоходства на Донце вполне хватило бы и трех шлюзов! Но построили шесть. Для двойной подстраховки!

Донецкая шлюзовая система золотой памятник нашей прошлой истории. Памятник квалификации царских инженеров, царских пректировшиков и рабочих , которые ее строили. И плоды их деятельности ни в чем не уступают всему тому, что было построено после них. А это сейчас кому то не нравиться. Потому что наша сегодняшняя жизнь одноразовая. Одноразовая во всем. В домах, производствах, изделиях. И поэтому сйчас вот такую страницу нашей прошлой истории затирают. Затирают ударными темпами. И возникает вполне законный вопрос? А такие ли мы сейчас, как и наши предки? Осталась ли сейчас преемственость с теми поколениями?

Вспомним как царских инженеров показывал советский кинематограф. Инженер из фильма Хождение по мукам. Никчема,
никакой, измученный жизнью и торгующий спичками. Отталкивыающий персонах .В других местах инженер - это щеголь с пухлыми ручками, кторые ничего в жизни не сделали. И который посматривает свысока на все его окружение.

Если исходить из того анализа, связанного с понижением уровня воды, при авариии, то на том протяжении от шестого шлюза до того места, в районе Станицы Луганской, где намечалсось строительство последнего шлюза, вполне бы хватило и двух шлюзов. Они как раз и вписываются в тот промежуток. Даже с учетом двойной подстраховки. .Двух шлюзов вполне бы хватило для судоходства по Донцу. Но наметили строительство трех. Третий шлюз специально был предназначен для обеспечения судоходства по Лугани.

"В 1874 году, на Таганрогском съезде углепромышленников было указано на необходимость улучшения Донца, в целях дешевой перевозки к морю больших количеств каменного угля. В том же году, представитель Министерства государственного имущества, командированный в Донецкий бассейн, признал необходимым особое содействие со стороны Правительства к скорейшему осуществлению правильного судоходства по Донцу. Далее, на съездах горнопромышленников много раз дебатировался вопрос о необходимости улучшения реки Донца. На XIX съезде был сделан о том очень обстоятельный доклад, и с тех пор ежегодно съезды постановляли ходатайствовать преред Министерством путей сообщения об улучшении этой реки.

Углепромышленники обращались в Министерство путей сообщения с ходатайством об улучшении Донца и помимо съезда горнопромышленников. Так, например, в делах Министерства путей сообщения имеется прошение углепромышленника Евграфа Ивановича Рыковскова, поданное в 1894 году, в котором он указывает, что утвержденный в том году Донской речной комитет ходатайствует о передаче в его ведение казенной землечерпальницы, карчевниц и другого инвентаря.
По мнению г. Рыковскова такая передача была бы крайнею несправедливостью относительно Донца, так как на Дон потрачено государством много средств, а на Донец ничего, а между тем Донец, так же как и Дон, представляет путь государственной важности, и при том с огромными задатками угольной, а с нею и всех видов огнедействующей промышленности.

В заключении своего прошения Рыковсков просит поставить на р. Донец казенную землечерпательницу для углубления нижнего течения Донца до его копей (шахт – автор), находящихся в 60 верстах от устья.

Такое же прошение было подано им главному инспектору водяных сообщений в мае того же года.

В 1894 году вопрос об улучшении реки Донца обсуждался в Ростовском отделении Общества для содействия русской промышленности и торговли, которое представило в комитет Общества записку о необходимости приведения русла р. Сев. Донца в судоходное состояние и об учреждении для этой реки речного комитета, по образцу утвержденного Донского речного комитета. В этой записке, между прочим, указывалось, что восточная часть бассейна на всем огромном пространстве между Козлово-Воронежской железной дорогой и Северским Донцом, шириною до 200 верст, не имеет никаких путей сообщения, что служит неодолимым препятствием развитию горной промышленности вообще и каменноугольной в частности, а между тем стесненное положение угольного рынка в портах Азовского и Черного морей и на Дону требует открытия новых производств. На возмещение расходов по осуществлению проекта предлагалось установить попудный сбор с грузов в 0,4 копейки.

Эту записку отделения Комитета Общества для содействия русской промышленности и торговли комитет препроводил в Министерство путей сообщения с пояснением , что вполне разделяет изложенное в записке мнение и покорнейше просит о скорейшем приведении русла р. Северного Донца в судоходное состояние, а так же от образовании речного комитета.

В том же 1894 году Горный департамент вошел в сношение с Министерством путей сообщения по тому же вопросу, находя, что ходатайства углепромышленников об улучшении Донца заслуживают полного внимания и поддержки. При этом указывалось, что XVIII съезд горнопромышленников Юга России ходатайствовал перед Правительством о скорейшем осуществлении улучшения Северного Донца по проекту инженера Реевского, инспектора судоходства на Дону. При осуществлении хотя бы этого проекта, вдоль Донца возникнут крупные каменноугольные предприятия, так как в местах которые находятся в районе улучшения пути, известны залежи разных сортов угля, в том числе коксового и, следовательно, вслед за угольною промышленностью будет развиваться и металлургическая, которая оживит и обогатит восточную часть бассейна, так же, как она обогатила западную ее часть. Упомянутый съезд изъявил готовность уплатить по 0,5 коп. с пуда на возмещение расходов Правительства.

Об улучшении Донца от Луганской станицы до устья было возбуждено ходатайство XV съездом горнопромышленников, но отклонено Министерством финансов в августе 1891 года, потому, что такая мера, требуя значительных средств от казны, не оказала бы существенной пользы для Северо-Донецких копей, уголь которых все же не мог бы конкурировать с антрацитом Грушевских копей; стоимость доставки последнего в Мариуполь составляет 2,09 – 3,36 к. с пуда, тогда как перевозка угля из Луганского района, сначала по Луганской ветви, а затем водою до Мариуполя обошлась бы 2,28 – 2,75 коп. с пуда. Но, по мнению комиссии, образованной при

Министерстве Земледелия и Государственных Имуществ для рассмотрения этого вопроса, в приведенных расчетах не приняты во внимание меньшая стоимость самого угля Донецких копей, сравнительно с грушевским антрацитом, то обстоятельство, что последний не везде применим там, где применяется курной уголь. К этому можно было бы добавить, что есть много мест в Донецком бассейне, от которых перевозка к водному пути по железнодорожным ветвям, принятая в расчет Министерством финансов и главным образом влиявшая на увеличение стоимости доставки угля, могла быть избегнута.

В 1894 году управляющий горною и соляною частями Области Войска донского подал министру Путей Сообщения записку, в которой изложил желательность осуществления хотя бы того улучшения р. Донца, которое предположено по проекту инженера Реевского.

Мотивы необходимости улучшения реки, изложенные в этой записке, те же, что и в вышеприведенных ходатайствах. В конце записки управляющий горною и соляною частями Области Войска Донского просит с ранней весны 1895 года поставить на Донец землечерпательницы и о таком распоряжении уведомить его, чтобы он мог поставить в известность о сем углепромышленников и тем дать им возможность ныне же развить добывную способность рудников, не опасаясь за сплав добытого и сложенного ими минерального топлива на берегах р. Донца.

В 1895 году Горный Департамент препроводил в Министерство путей сообщения ходатайство XIX съезда горнопромышленников юга России об улучшении р. Донца, доводя вместе с тем до сведения названного Министерства, что незначительные землечерпательные работы, предпринятые на Донце дали уже толчок угольной промышленности и в 1894 году угля вывезено по реке уже около одного миллиона пудов и 600 тысяч пудов осталось за спадом воды, а между тем до этого времени по реке сплавлялось только от 200 до 800 тысяч пудов этого груза. Если бы углепромышленники были уверены, что и впредь будут производиться работы по улучшению русла р. Донца, то они усилили бы добычу угля для весеннего сплава

Министерство путей сообщения всегда очень отзывчиво относилось к нуждам Донецкой промышленности, но за неимением на то достаточных ассигнований, не могло оказать более или менее существенной поддержки, что видно также из ответа названного министерства Министерству государственного имущества по поводу вышеупомянутого сношения Горного департамента. В этом ответе, между прочим, говорится, что осуществление проекта улучшения р. Северного Донца, представленного в Министерство путей сообщения правлением МОПС (проект инженера Реевского), требует расхода 284000 рублей. За невозможностью до сего времени получить ассигнование столь значительной суммы из средств государственного казначейства на полное удовлетворение нужд Северного Донца,

Министерство путей сообщения, по смете 1895 года, испросило необходимые средства на заготовку для нижней части реки специального землечерпательного каравана, коим и предполагается оказать помощь судоходству до приступа к капитальным работам.

В 1896 году Горный департамент снова входит в сношение с Министерством путей сообщения об очистке устья Северного Донца, вследствие постановления ХХ съезда горнопромышленников.

После того как оказалось, что землечерпанием и регулированием нельзя достигнуть значительного улучшения реки Северного Донца, съезды горнопромышленников ходатайствовали о шлюзовании его, повторяя эти ходатайства на каждом съезде.
Горный департамент поддерживал все ходатайства и в 1903 году уведомил Министерство путей сообщения, что XXVII съезд горнопромышленников постановил возбудить ходатайство о скорейшем ассигновании сумм на осуществление проекта шлюзования Северного Донца от станции Гундоровской до устья. В это время проект этот уже был составлен Министерством путей сообщения. Упомянутое ходатайство об улучшении Донца связывалось с ходатайством об улучшении Ростовского порта для широкого вывоза минерального топлива за границу и возбуждено было Ростовским городским головой. Ходатайство было рассмотрено в особой комиссии при Горном департаменте и признано заслуживающим полного удовлетворения. Министр земледелия и государственного имущества также признавал необходимость шлюзования Северного Донца и обратился к Министерству путей сообщения с «просьбой не отказывать в благоприятном разрешении приведенного ходатайства XXVII съездом горнопромышленников Юга России».

Составленный проект шлюзования сначала в Техническом совещании при Управлении внутренних водных путей сообщения подвергся некоторым изменениям в техническом отношении, а затем в начале осени 1903 года поступил на рассмотрение Комитета Управления внутренних водных путей и шоссейных дорог. В Комитете было решено поставить шлюзование Донца в связь с улучшением Дона и разработать так же вопрос об улучшении последнего.

Работа эта была поручена инженеру-гидротехнику Нестору Платоновичу Пузыревскому, и в настоящее время уже исполнена и рассмотрена Комитетом Управления внутренних водных путей и шоссейных дорог. Теперь проект шлюзования Донца может быть уже предствален на утверждение Государственного Совета.
Советом ХХХ Съезда горнопромышленников юга России было принято постановление:

«1. О соединенном водном пути между реками Днепром и Северным Донцом.

В следствие телеграфного ходатайства Совета Съезда горнопромышленников юга России от 27 июня с.г. (1906 год – автор) на имя г. Министра Путей Сообщения о производстве в текущем году исследования для устройства соединительного пути между реками Днепром и Северным Донцом.

Управление внутренних водных путей уведомило Совет Съезда, что хотя осуществление названного соединительного пути, по мнению Министерства Путей Сообщения, встретило бы очень большие трудности, тем не менее, для всестороннего выяснения экономической стороны этого предприятия Министерство предполагает произвести изыскание по намеченным инженером Пузыревским направлениям в ближайшем времени, когда, за удовлетворением более настоятельных потребностей, представится возможным отчислить на означенные исследования потребную сумму».

Соединительный водный путь между Днепром и Северским Донцом не построили, но идею такого строительства не забыли."

вс20

Вот частичный план современного Луганска. Обратите внимание на промежуток плана между железной дорогой и руслом Лугани. Расположение улиц, их направление хаотично. Это та часть Луганска, которая застраивалась в первую очередь Во времена стрительства литейного завода. Выше, севернее, Камброд. Распложение улиц то же изяществом не обладает. Камброд вообще всегда был отдельным местом в Луганске, начиная от момента слияния его с поселком Луганский завод.

Ниже линии железной дороги совершенно другая картина. Расположение улиц подчиняется строгой геометрии. Эта геометрия отразилась в названии улиц. Те, которые раскинулись с севера на юг, имеют названия линий. Первая Линия, Десятая Линия, Двадцать Четвертая. Напрвление с запада на восток отмечено прямыми линиями Донецких улиц. Первая Донецкая, Вторая Донецкая, Третья Донецкая и Четвертая Донецкая, Эти улицы пронзили часть того Луганска, который строился на переломе эпох.

Существует архитектурный проект развитяи Луганска. В этом проекте отражаются стадии развития города, прошлые, нынешние и будущие. Правильная геометрия пожилых улиц была заложена еще в то время, когда готовились к приему большой воды. Когда разрабатывались мероприятия, связанные с отселением тех луганских улиц, которые бы накрыла эта высокая вода. Это то, что осталось от тех грандиозных планов, сделать Луганск портом,а Лугань судоходной. Память заключенная в направлениях улиц, в их геометрии, расположении и протяженности.

Больше ничего нет.

Нигде...

Фото шестого шлюза от Викимапии:
http://wikimapia.org/9749677/ru/%D0%92%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B3%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BB-%E2%84%96-7










Tags: Донец, Луганск, история, наш маленький и хрупкий мир.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments