mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Categories:

Воскресная прогулка.

В прошедшие выходные освоил новый маршрут для велосипедных покатушек. Собирался проехать по кольцу. С Луганска по бахмутке до Комбата, памятника комиссару Еременко на перекрестке возле Славяносербска.. Потом по поперечной дороге через Зимогорье через станцию Славяносербск, на железной дороге, через Михайловку с выездом на алчевскую трассу. И по ней, через Юрьевку и Белое обратно в Луганск. Всего это кольцо составило бы девяносто километров.

Но как говориться, мы располагаем, а обстоятельства складываются по своему. Собрался выехать в девять утра, что бы гарантировано вернутся в Луганск по светлому. По моим прикидкам это путешествие заняло бы часов восемь - девять. Но домашние дела задержали меня и я выехал уже в одиннадцать дня. Пришлось немного скорректировать маршрут. В итоге по моему велосипедному счетчику, я проехал семьдесят четыре километра. На удивление довольно спокойно. В Луганск вьезжал еще с большим остатком сил и на наш камбродский бугор вскарабкался почти лихо.

Бахмутка, трасса Луганск - Лисичанск, довольно ровная.

DSCN6590

Есть только один затяжной подьем, сразу за поворотом на Желтое, селом на берегу Донца. А потом небольшие подьемы и спуски.

Характерная особенность наших краев. Когда ехал в западном направлении, ветер дул в лицо, сьехал с бахмутки в сторону Зимогорья, ветер опять в лицо. Возвращался домой, на восток - ветер опять в лицо, несколько сбоку. Вот такой у нас интересный ветер, не очень большой любитель велосипедных путешественников.

зимогорье

В программе Google Earth есть возможность предварительно прокладывать любой маршрут. И она сразу показывает профиль выбранного маршрута. Выглядит этот профиль несколько страшным своими перепадами. Но это не совсем так. Просто такая дистанция сжата и все эти бугры и впадины на местности не такие же и крутые.

34_full

Самая высокая точка на славяносербском перекрестке, рядом с Комбатом.

DSCN6595

Ппамятник этот виден с очень большого расстояния и со всех сторон. Поэтому было выбрано такое  место для него. Хотя фотография, место где был тот бой и подвиг самого комиссара Еременко происходил немного в другом месте.

комбат

Скульптор И. М. Чумак (Луганск), архитекторы И. Шеховцев (Луганск), Т. Довженко и В. Тищенко (Киев).

Место гибели на самом деле находится в 12-ти км юго-западнее села Хорошее, между реками Лугань и Лозовая, на участке где держал оборону 220-й стрелковый полк 4-й стрелковой дивизии.

Знаменитое фото "Комбат" было сделано 12 июля 1942 около села Хорошее Славяносербского района Луганской области между реками Лугань и Лозовая, на участке где держал оборону 220-й стрелковый полк 4-й стрелковой дивизии, ведя упорные кровопролитные оборонительные бои с превосходящими силами противника.

Младший политрук Алексей Еременко(1906г)поднимает бойцов в атаку. Это, пожалуй, самое известное фото Великой Отечественной войны, наравне с которым разве что фотография Знамени Победы над рейхстагом. А. Еременко погиб через несколько секунд после того, как был сделан снимок.

комбат1

Фотография названа «Комбат» автором фотографии по ошибке. Макс Альперт успел сделать пару снимков командира, поднявшего солдат в атаку, и тут же осколок снаряда разбил камеру. М. Альперт решил, что кадры испорчены, и не стал записывать имя человека, которого он сфотографировал. Позже, проявляя пленку, он увидел, что кадр получился превосходным. М. Альперт вспомнил, как слышал в том бою, что по рядам передали «Комбата убили» и решил, что он сфотографировал именно командира батальона. Только после того, как фотография получила мировую известность под названием «Комбат», была установлена личность героя."

Памятник Комбату поставлен на высоком насыпном кургане. Его насыпали подобно тому, как насыпали курганы люди, которые жили в этих местах много лет назад.

Вообще, бахмутка, местность вокруг нее, очень интересная и красивая.  Дорога проходит по водоразделу между руслами и долинами Северского Донца и Лугани, по самому высокому гребню. Долины эти широкие. Но самое примечательное,что все курганы, которых там очень много, стоят на высотах ближе к долине Лугани. В долине Донца, на высоком правом берегу его, курганов нет.

DSCN6593

Тройной курган. Один большой и два поменьше.

Когда возвращался уже домой, попалось мне вообще уникальное место. Такого наверное больше нигде нет.

DSCN6613

Кладбище на кургане. Рядом большое село, Красный Лиман. Это его жители устроили такое кладбище. В этом просматривается какая то преемственность поколений. Курган устроили кочевники, похоронив в нем своего предка. А затем, точно так же, уже в наше время начали хоронить своих.

Погода на удивление была хорошая. На небе постоянно плыли облака и было совсем не жарко. Можно было ехать и наслаждаться красивыми пейзажами, открывающимися с высоты бахмутки.

DSCN6602

Двугорбый террикон шахты Славяносербской. Славянки, как ее все называли. Убитой за несколько лет до войны. Этот террикон то же видно со всех сторон и издалека. Своеобразный памятник прошедшей индустриализации. Которая сейчас постепенно превращается в такие памятники.

DSCN6603

Дорога моя проходила через городок Зимогорье. Черкасское в прошлом.

DSCN6605

DSCN6606

DSCN6607

Зимогорье провинциальный, тихий и очень уютный сейчас городок. Если не принимать во внимание все то, в котором мы живем, место это почти курортное. С чистым воздухом и прозрачной тишиной, от которой звенит в ушах. Приятно.

Но раньше оно было несколько иным. Зимогорье раньше было знаменито своим кирпичным заводом. В окрестностях Зимогорья лежат залежи очень качественной глины. По своему качеству в европейской части Советского Союза было всего лишь два таких месторождения. Второе находилось в Прибалтике. На окраине Зимогорья построили большой кирпичный завод, из которого был построен весь современный многоэтажный центр Луганска. Красивый и ровный кирпич апельсинового цвета.

Завод этот раньше работал в  круглосуточном режиме и круглые сутки с него ехал поток машин с кирпичом в сторону Луганска. Кирпич, что бы не убивать бахмутку, возили другой дорогой. С Зимогорья по полям, через Сабовку и Юбилейный в Луганск. Дорога та была убита машинами с кирпичом полностью. Когда то мой коллега по шахтострою купил себе участок под гараж. Купил он так же себе ушастый Запорожец. Снял с него все сиденья, кроме водительского и ездил по той дороге, по которой возили кирпичи. Кирпичи слетали с машин, но их никто не подбирал. И коллега за пару месяцев насобирал вдоль той дороги упавшего кирпича столько ,что его полностью хватило на гараж.

Уже при Украине местный житель из Партии Регионов избирался в Раду на этом участке, включавшем кроме Зимогорья, Родаково и все местные села. Его избрали в раду и в благодарность за это, он проплатил ремонт дороги от Зимогорья До Родаково. Асфальт на той дороге и сейчас как яичко. Наверное больше нигде сейчас у нас такой дороги нет. Я по ней ехал и смог оценить. Навстречу мне промчалась Бэха и ехала она со скоростью в сто пятьдесят километров. Аж остатки чуба обдало встречным потоком.

Городок Зимогорье разросся благодаря шахтам, которых там было множество. Кроме Славянки, на окраине Зимогорья стояла шахта Черкасская, на которой я то же успел поработать.

DSCN6608

Вот ее копры и террикон видны на заднем плане. Шахты эти строили и жилье для своих шахтеров .В Зимогорье много таких домов, построенных шахтами. Начиная с раннехрущевских двухэтажных, с особенным и узнаваемым обликом и заканчивая современными прямоугольными кирпичными четырехэтажными коробками.

Дом

Раньше в Зимогорье был большой и красивый Дом культуры, построенный в стиле сталинского ампира. Потом в нем был большой пожар. Сгорело все, остались только стены .Его отремонтировали. Но отремонтировали на современный лад. Превратив красивое до того здание в большой сельский клуб.

Кроме шахт и кирпичного завода в Зимогорье была еще и большая швейная фабрика. Там то же работало много местных жителей. При неньке ее выкупили деятели из Партии регионов и постепенно превратили ее в пустое место. Сейчас я даже не знаю, сохранились ли там хоть швейные машинки. Фабрика не работает и давно.

Во времна Союза многие жители Зимогорья работали на заводах Луганска. С заводов в Зимогорье ходили заводские автобусы. Возили круглые сутки рабочих, работали в три смены.

DSCN6609

Вся бурная и насыщенная жизнь жителей Зимогорья растворилась в прошлом. Сейчас Зимогорье блестит и благоухает только Свято - Троицким собором.

Sviato-Troitckii-khram-Zimogorie

Собор это сложен из зимогорьевского кирпича. Подчеркивая при этом единение жителей Зимогорья и самого храма.

800px-Храм_Святой_Троицы_(Зимогорье)_4

Уже в наше время храму этому сделали ремонт. Красиво получилось. Но раскрасили храм в стандартные современные храмовые цвета. Закрасив и заштукатурив кирпичи, из которых был выстроен это храм. И закрасили тем самым его прошлую и насыщенную жизнь. Не знаю, корректно о таком писать или нет. Но храмы то же имеют свою жизнь и свою историю. Которую хранят кирпичи и камни, из которых они сделаны.

Домой возвращался по ровной дороге из Зимогорья в Родаково. В селе Красный Лиман свернул по направлению к бахмутке.

DSCN6617

DSCN6619

Там подьем хоть и крутой, но не очень длинный. Всего пару километров. И заканчивается он возле самой бахмутки. И все крутые подьемы, по которым я ехал по бахмутке туда, превращаются в длинные спуски, по которым сьезжаешь со свистом в ушах.

Хорошая поездка получилась. Достаточно легкая. И насыщенная впечатлениями .Хорошими и не очень. О которых я напишу чуть позже.

Отдельные фото взяты из книги "Старинные храмы Луганщины", из Викимапии и ресурса Панорамио.

Tags: Донец, Луганск, история, маленький мир
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments