mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Category:

Новосветловское кольцо. Гидроуголь и все - все - все..

дк

Прочитав выложенное повествование, кому то покажется, что в нем часто встречается слово еврей. Осмелюсь сказать, что это слово встречается в нем не очень часто. Потому что если бы к этому повествованию прибавить рассказы про остальные угольные институты, которые были связаны с угольной отраслью, а не только связанные с гидродобычей, слово еврей встречалось бы намного чаще. Эти проектные, конструкторские, исследовательские заведения буквально были забиты евреями. В этом так же проявляется специфика самой угольной отрасли, начиная с самого начала, с момента разработки проекта строительства новой шахты. В начале разрабатывается общий проект строительства новой шахты. Ну это как проектируют новый самолет. Генеральный рисует эскиз, а потом по этому эскизу разрабатывают детализацию нового самолета.

Ввиду сложности и неповторимости горно - геологических условий, предусмотреть  в проекте до конца ничего невозможно.

Потом на основе основного проекта разрабатывается строительство стволов, потом околоствольного двора. Потом строительство крупных подземных капитальных выработок, которые будут существовать до конца жизни шахты. Потом проект вскрытия первой очереди, потом второй и т. д. И детальное проектирование идет параллельно со строительством, а потом и параллельно работе самой шахты. И все это связано с постоянным и длительным финансированием этих процессов. Иными словами, раз сев на такой проект, разработку  новой шахты, ты гарантировано обеспечиваешь себя куском хлеба на долгие годы. Типа, ты то же занят в угольно отрасли, но под землю не лезешь. Шахты живут как минимум лет пятьдесят. И если к примеру ГИП какой либо шахты, еврей, начинает разработку проекта новой шахты, то заканчивать вполне может уже его внучок. Или внучка.

Если какая либо проектная группа курирует пару - тройку шахт, то они обеспечены до глубокой старости. Работай карандашом и не пей водку и будет тебе счастье.

Самое интересное, проекты консервативны. Кому охота искать себе приключения на заднее место? А работа, которую работают шахтеры, не стоит на месте. Каждому хочется чем то облегчить этот тяжелый физический труд. Проектировщики постоянно присутствуют на шахтах и зачастую они эти облегчения оформляют как рацуху или даже как положительные изменения в проекте и имеют на таком нехилый гешефт. Плюс к этому многочисленные кандидатские диссертации. А если шахта живет долгие годы, то и докторские иногда проскакивают. И Главный Инженер Проекта иногда может получать больше, чем бригадир самой передовой шахтерской бригады Союза.
Такое положение вещей и сильно притягивает евреев в такие институты.

Многие шахтные стволы, что мне довелось строить, разрабатывал ЮжГИПРОШахт. Частенько их проекты вступали в противоречия с внезапно возникшими горно - геологические условиями. И тогда возникала необходимость вносить изменения в проект. Я сам неоднократно слышал из уст начальника участка слова, когда он получал в руки измененный проект - "Ну и что там накуралесили харьковские евреи?"

"ГП «Южгипрошахт» - первое государственное предприятие, являющееся основоположником создания и проектирования объектов угольной промышленности было создано указом по Донуголь от 03.09.1925 г. в городе Харьков.

Важность возникновения государственной организации по возведению предприятий промышленности по добыче и обработке угля обусловлена увеличивающимися потребностями новой страны на рассвете XX века.

ОАО "Южгипрошахт" более 80 лет занимается планированием возведения, переоснащением и реставрацией предприятий по обработке и добыче угля, а также карьеров и заводов в Украине и за ее пределами.
За период работы института по проектам обновлено и возведено свыше 225 больших шахт:

Им. Ф.Д. Мельникова (1937г.);
"Карбонит" (1947г.);
Им. Н.П. Баракова (1967г.);
Ш/у "Луганское" (1975г.);
"Суходольская-Восточная" (1980г.);
"Молодогвардейская" (1971г.);
"Лутугинская" (1964г.);
"Должанская-Капитальная" (1980г.);
"СамсоновскаяЗападная" (1999г.);
"Победана" (1981г.);
"Бабнизу" (1981г.).
"Здравец" (1978г.) и прочие.

Также отстроено 83 фабрики по обогащению угля:
"Чумаковская" (1935г.);
"Павлоградская" (1974г.);
"Червоноградская" (1979г.);
"Луганская (1976г.).
"Зарандская" (1978г.).
"Восточная" (1980г.).
"Ангренская" (1991г.).
"Цзеньянская" (1990г.);
"Цисинская" (1991г.);
"Сосница";
"Валента-Вавель";
"Големба".

При проектировании шахт и фабрик по обогащению угля используются современные решения, позволяющую повысить производительность. Последующая модификация производственной основы методом внедрения новейших компьютерных технологий проектирования и анализа позволяет подниматься на абсолютно новый технический уровень, учитывая требования настоящего времени.

Для работы в Харькове, непосредственно в Проектном Бюро, были приглашены инженеры из США и Германии. Американским и немецким фирмам был заказан ряд проектов шахт и обогатительных фабрик, а также были командированы ряд проектировщиков, которые около года стажировались в зарубежных фирмах. Это способствовало основательному ознакомлению и практическим навыкам в области проектирования угольных предприятий.

В 1928 году, в соответствии с возросшим объемом работ Проектное Бюро преобразовалось в институт «Гипрошахт», которому поручено проектирование предприятий для всех угольных месторождений. В связи с этим были организованы филиалы института в Днепропетровске, Ленинграде и Томске.

Таким образом, Проектному Бюро, прошедшему ряд преобразований, и выросшему в крупный проектный институт «Южгипрошахт», выпала честь быть первопроходцем в области отечественного проектирования шахт, углеобогатительных фабрик и шахтных поселков. Многие из шахтных поселков выросли в благоустроенные города (Молодогвардейск, Белореченск, Лутугино и другие). По проектам института были построены Дворец культуры в г. Стаханове, спальные корпус и фуникулер в санатории им. Оржоникидзе в г. Сочи, горный техникум в Харькове, машиностроительный техникум в Дружковке и другие.

В период 1970-1980 годы институт принимает активное участие в перевооружении предприятий угольной промышленности на основе ускорения научно-технического прогресса, повышений эффективности и качества проектов. По проектам института «Южгипрошахт» простроены: шахты «Должанская-Капитальная», «Суходольская Восточная», ш. «Мань» и крупнейшие центральные обогатительные фабрики: «Червоноградская», «Свердловская», «Шахтерская», «Восточная», «Казахстанская», «Здравец», «Цисинская» и «Цзеньянская». А также выполнялись прооекты дальнейшего развития и реконструкции шахт производственных объединений «Стахановуголь», «Луганскуголь», «Краснодонуголь», «Первомайскуголь», «Лисичанскуголь».

В 1980-2000 годы институт принимает активное участие в техперевооружении предприятий угольной промышленности. Введен в эксплуатацию Мащинский блок ш. «Луганская». Выполнены проекты строительства ш. «Мироновская», ш. «Южная». Для Узбекистана выполнен проект ЦОФ разреза «Ангренский».

В 1999 году по проекту института была сдана в эксплуатацию ш. «Самсоновская-Западная». За высокое качество проектирования объектов промышленного назначения ш. «Самсоновская-Западная» институт был награжден дипломом I степени (приказ Госстроя Украины от 10.08.2000 №48).

Взглянув на проделанный путь института «Южгипрошахт», нужно отметить ветеранов труда, их организаторские и профессиональные характеристики. Весомый вклад в деятельность института внесли:
Директоры и их заместители: М. Г. Марченко, Е. В. Дугин, А. М. Иванов, Б. С. Каганер, В. С. Ушкалов, В. А. Бабанский, И. А. Шалдырван, В. И. Ободец;

Главные инженеры и их заместители: М. Ф. Дукалов, В. А. Максимович, В. В. Селезнев, К. З. Шмачков, И. С. Савонов, В. Д. Касьянов, В. В. Крыхтин, В. Н. Заболоцкий, В. М. Павленко;

Главные инженеры проектов: В. А. Бубырь, И. Н. Варшавский, Н. Е. Жук, И. А. Рубин, Г. С. Четыркин, А. С. Гранкина, М. С. Гуринович, В. Е. Лехциер, А. И. Штомпель, Г. М. Заславский, И. Е. Ровенский, В. И. Болотников, А. И. Чубенко, Я. И. Тютюник, В. С. Баткин, А. К. Болдырев, В. В. Гутник, П. Н. Воловик, Ф. Р. Беляев, И. Г. Калинчук, Н. В. Ильяшенко, М. С. Беляев, Ф. Н. Терешкин, Д. Я. Нахимович, М. З. Гольдшмидт, А. М. Кекало, а также множество других специалистов"

Список главных специалистов внушительно выглядит солидно, особенно на фоне оставшегося количества шахт в Донбассе. Каждый ГИП и группа проектировщиков вокруг него поддерживают несколько шахт проектно - конструкторским сопровождением.

Обратите внимание в каких службах наибольшее количество евреев. Среди ГИПов. И это только судя по фамилии. Среди главных инженеров только один. Ну правильно, должность главного инженера предполагает очень большую ответственность за свои действия.

В качестве примера деятельности, подобно деятельности главного специалиста по гидродобыче Мучника и его подпевал, судьбу лучшей шахты Донбасса, шахты Должанская капитальная. Панорама которой представлена на верхней фотографии.

В городе Кардифф, на угольной бирже, лежит кусок антрацита. Он добыт на одной из шахта Уэльса. Но это непростой кусок угля и лежит он там не просто так, в качестве выставочного образца. Это кусок антрацита является эталоном. Любой антрацит, добытый в разных частях и в разных странах, сравнивается с кардиффским антрацитом. По зольности, теплоте горения и наличию разных примесей. Когда Должанский антрацит попал за рубеж, оказалось что он превосходит этот эталон по всем показателям. И это так же предопределило дальнейшую судьбу Должанской капитальной, аукнулось на ней большим пожаром под землей.

Если еще раз посмотреть на общий план шахты Должанская капитальная, то на фотографии можно увидеть административное здание шахты. Оно там расположено между копрами - башнями, цехом предварительной сортировки угля и зданием обогатительной фабрики. Белое пятиэтажное здание, чуть левее центра снимка.

дк1

Вот это здание поближе.

дк3

А это административное здание, вернее только левое его крыло, шахты Россия. Правое крыло такое же по размеру.

мол2

Слева широкое административное  здание шахты Молодогвардейской.

Здание шахты Должанской капитальной не соизмеримо с такими зданиями. Оно намного меньше. А почему?

В таких зданиях расположены кабинеты директора, главного инженера, кабинеты других специалистов. Красный уголок, плановый отдел, бухгалтерия, расчетный отдел, который занимает несколько помещений, Партком  в несколько комнат в советские времена, профсоюз. А самое главное, очень много мест занято различными участками и службами тех, кто непосредственно работает под землей. Несколько добычных участков, несколько проходческих, участок безопасности, большой участок подземного шахтного транспорта, участок монтажа и демонтажа добычных комплексов. Большой участок ремонта оборудования. Служба главного механика, главного инженера и главного энергетика. На первом этаже очень много места занимают шахтерские раздевалки, баня и прачечная. Так же на первом этаже много места занимает ламповая. Там те, кто спускается под землю, получают головные светильники, коногонки.

В то административное здание Должанской капитальной все это не поместилось бы. А почему было построено такое маленькое здание? Неужели это был чей то просчет?

Отнюдь нет. Просто по первоначальному проекту, по которому должна была работать Должанская капитальная, там должно было работать намного меньше людей, чем на обычной шахте. И многие службы, представленные на других шахтах, на Должанской капитальной просто были бы ненужны.

По тем, очень мизерным сведениям из прошлого, на Должанской капитальной уголь должен был разрабатываться несколько другим способом, на остальных шахтах Донбасса до этого  нигде не применяемым. Уголь на Должанке должен был разрабатываться камерно - столбовым способом.

дк4

Такой способ выемки угля применяется на шахтах в США. Там таким способом добывается почти весь уголь. Раньше и сейчас таким способом так же добывали уголь и у нас. Но только на многометровых пластах угля. На таких пластах по другому добывать уголь невозможно. На мелких пластах угля в Донбассе таким способом уголь никогда не добывали.

При таком способе сначала вдоль угольного пласта вынимаются длинные камеры. Потом уголь вынимается поперечным ходом. И в конце концов остаются столбы нетронутого угля, равного шага, которые предотвращают кровлю от обрушения.

дк5

Вот так выглядит "зарубка" длинных продольных камер. Но в Штатах многие шахты расположены не очень глубоко под землей, начиная от восьмидесяти метров. И такая зарубка там возможна из оврагов, низменностей и специально вырытых карьеров.

Почему решили попробовать такой способ на Должанской капитальной? В силу специфики горно - геологических условий. Пласт угля на Должанке зажат между очень крепким песчаником.  Который будет долго "стоять" и после того, как там вынут уголь. И еще был один благоприятный фактор для такого способа добычи. Дело в том, что газовый и коксующийся уголь точно так же не устойчив к горному давлению,как и большая часть вмещающих его пород. Столбы из такого угля не стояли бы долгое время. Уголь с таких столбы очень быстро выдавило бы горное давления и могло происходить обрушение кровли на большой площади. Антрацит очень крепкий уголь. И он не сильно подвержен горном давлению. Он сохраняет форму столбов длительное время.

При таком способе нетронутым остается приличное количество угля. Это минус такого способа. Но это минус многократно компенсируется большими плюсами. Не надо строить горизонтальные выработки, которых на любой обычной шахте многие десятки километров. Соответственно не надо крепить эти выработки металлической крепью. Которой так же на каждой шахте многие сотни тонн. не надо прокладывать по такими выработкам рельсовый путь, экономя и на этом сотни тонн рельс. Не надо иметь громадный парк шахтных вагонеток. Вагонетки на камерно - столбовых шахтах заменяют дизелевозы.

дк6

дк7

дк8

Это фотографии дизелевозов с американских шахт. Подобные могли быть и на Должанке.

Кроме того, такой способ экономил сотни километров дорогого медного кабеля. Ведь не надо его тянуть во все дальние уголки шахты. Такая шахта конечно не могла обходится без электроэнергии. Надо и воду качать и иногда организовывать местное проветривание специальными вентиляторами. Но все равно длина их была бы на сравнима с длиной кабелей на обычной шахте.

Уголь на таких шахта разрабатывается комбайнами так же на колесном ходу.

дк9

При таком способе применяется анкерная крепь. Но технологию анкерной крепи успешно применяли и в Союзе, но только на шахтах Кузбасса. И установка анкерной крепи была механизирована.

Под этот проект при проектировании Должанской капитальной, ей прирезали шахтные поля многих мелких шахт, которые Должанка поглотила после ввода в эксплуатацию. Под такой проект на Должанке были построены высокопроизводительные шахтные подьемы на высоких копрах - башнях.

Я могу представить, сколько усилий приложили харьковские евреи, что бы зарубить на корню этот проект. .Сколько было поездок и встреч на самых верхах, доказывая вредность такого способа. И таки да, они добились своего. Шахту эту перепроектировали на обычный способ добычи. Наверное по этому поводу евреи ЮжГИПРОШахта торжественно сожгли первоначальный проект на заднем дворе института. Сопровождая это ритуальными заклинаниями и плясками.

Но сразу же пошли косяки исходящие из изначального проекта .Шахтное административное здание оказалось очень маленьким .Небольшая проблема. К красивому зданию налепили сбоку большие и длинные колхозные сараи. Что бы разместить в них все службы шахты. Проблемы начались после добычи угля. Шахтные подьемы надо было загружать большими обьемами угля. Для этого на Должанке начали применять очень широкие конвейера. Ширина лент на которых в начале была три метра. Такие ленты в Союзе не производились. Их заказали в Англии. И через несколько лет на Должанке случился большой пожар под землей. Пожар тушили долго и долго шахта восстанавливалась после пожара. Причины пожара искало КГБ. И они после долгого расследования обнаружили очень интересные вещи. В оставшихся конвейерных лентах они нашли очень интересные включения. Которые самовоспламенялись после многих циклов изгибов, которые лента совершает на натяжных оголовках. И вставки загорались конкретно. Лента и так нагревается на натяжных оголовках. Но потом она охлаждается на остальном пути.  После пожара ширину лент уменьшили до двух метров и нашли других поставщиков.

Громадные размеры шахтного поля аукнулись после многих лет работы шахты. Я об этом написал раньше. Измельчение антрацита на длинных участках конвейеров.

Но харьковские евреи получили  себе в кормление громадную шахту на многие лета. Возможность заработать себе не только на хлеб с маслом, но и намазанный на масло большой слой красной икры, сверху посыпанный толстым слоем икры черной.

Должанская капитальная всегда выглядела как красивая невеста с богатым приданым. И всегда эту невесту кто то хотел прибрать к своим рукам. Сколько она пережила на своем недолгом веку женихов, очень много А несколько лет назад эта невеста попала в руки ушлому бандиту. Который уже почти разбазарил все ее приданое, а саму невесту хочет пустить по миру. Уйдет эта шахта и растворяться в прошлом те мизерные воспоминания, связанные с тем, во что хотели превратить Должанскую капитальную. Смелый проект, который так и не был воплощен в жизнь.

Фото с американских ресурсов:

h.tps://www.cdc.gov/niosh/mining/statistics/coaloperators.html
h.tp://dailysignal.com/2016/02/01/how-west-virginia-is-leading-the-charge-against-obamas-environmental-power-grab/
h.tps://teeic.indianaffairs.gov/er/coal/restech/tech/
h.tp://blog.austree.com.au/dirty-jobs-with-high-pay/
h.tps://www.theconstantrambler.com/visiting-the-exhibition-coal-mine-in-beckley-wv/
h.tp://www.mining.com/consol-unloads-virginia-coal-mine-for-420-million/
h.tp://www.youthinnovative.org.zw/mining-infrastructure-development
h.tps://kids.britannica.com/students/assembly/view/125633
h.tps://www.chem.info/sites/chem.info/files/legacyimages/CHEM/News/2012/10/Coal.jpg?n=49
h.tps://www.wsj.com/articles/the-place-that-loves-donald-trump-most-1460917663
h.tps://www.pinterest.com/puentesrule/coal/
ttps://fineartamerica.com/featured/low-ceiling-mary-almond.html

Tags: история, шахта
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments