mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Category:

Новосветловское кольцо. Шахта Самсоновская Западная.

сз6

Путь мой пролегал дальше в сторону дома. На пути меня встречала и провожала шахта Самсоновская Западная. Хорошая шахта, красивая.  Одна из самых молодых в Донбассе. Запущена в эксплуатацию в 1999 году. Но закладка стволов этой шахты происходила в те же времена, что и закладка и остальных шахт обьединения Краснодоуголь. Стволы Самсоновки были заложены в конце пятидесятых годов (1958 г.).  Строилась она очень долго. На это была своя причина. При проходке одного из стволов этой шахты применили стволопроходческий комбай ПД 2. Что было большой редкостью.

И опять небольшой экскурс в историю строительства шахтных стволов.

"В декабре 1954 года бригада проходчиков И. Ф. Никулы прошла за месяц 50,4 погонного метра клетьевого ствола на шахте «Таловская» и заняла первое место в соревновании горнопроходческих бригад.

В июле 1958 года  бригада Н. К. Дубенко прошла и закрепила тюбингами 102 погонных метра скипового ствола шахты «Самсоновская» № 1, установив всесоюзный рекорд проходки вертикальных стволов.

В августе 1957 года эта бригада прошла за месяц 180 погонных метров вентиляционного ствола. В том же году за выдающиеся успехи в строительстве угольных предприятий Н. К. Дубенко удостоен звания Героя Социалистического Труда. Бригадир шахтопроходчиков Н. X. Толмачев, проходчики шахты «Самсоновская» № 1 В. П. Борисенко, М. А. Папарин, А. Д. Рогожников награждены орденом Ленина. Всего орденами и медалями отмочены 25 лучших шахтостроителей

В 1969 на проходке ствола диаметром 6,2 м шахты 17—17-бис в Донецком угольном бассейне был установлен мировой рекорд скорости проходки — 401,3 м/мес."

Это вехи развития строительства шахтных стволов. За каждым рекордом при проходке стволов стоит своя эпоха, свой уровень механизации стволопроходческих работ.

В 1954 году основным погрузочным агрегатом стволовиков - проходчиков была большая шахтерская лопата, "чирва" как ее называли. Потому что породу в те времена, да и до них, грузили вручную, лопатой. Ствол у Никулы был шестиметровый, семь метров в черне. По полметра приходится на бетон, из которого состоят стенки ствола. Можно посчитать обьем породы, перелопаченый бригадой. Это 1940 плотных кубов или 2 720  рыхлых кубов при коэффициенте разрыхления 0.4. Порода в массиве плотная, когда ее вынимают из массива она разрыхляется, поэтому при расчетах применяют коэффициент разрыхления. Это почти сорок железнодорожных вагонов. Впечатляет. И все вручную.

Через четыре года рекорд бригады Никулы был превзойден бригадой Дубенко в три с половиной раза. А почему вдруг такой рост производительности? Потому что на стволы пришла механизация. Достаточно простая, но отменяющая погрузку породы лопатой. Повсеместно начали внедрять погрузку породы ручным породопогрузочным грейфером КС 2.

кс2

Вот он красавец. У нас его называли велосипедом. Управлялся он вручную, водилом, таская или качая его вдоль забоя водилом. Две подвижные трубы, которые шли с верхней его части заканчивались поперечной трубой, на которой было две ручки - гашетки. Как газ на мотоцикле. Левая - движение грузчика вверх - вниз. Правая раскрытие и закрытие челюстей грейфера. Логично было его назвать  мотоциклом или на худой конец мопедом. Но назвали велосипедом. Погрузчик этот был очень универсальным. Он включал в себе множество полезностей. В одном агрегате заключалась баня, парилка, сауна и большой фитнесс клуб со многими тренажерами. Потому что за смену работы на таком погрузчике из тебя уходило с пОтом, минимум три килограмма веса, а то и больше.

Мир постоянно движется к какому то прогрессу. Тем не менее, КС 2 выпускают до сих пор. И он востребован. При строительстве метро.

Тяжко он прокладывал свой путь на стволах. Вверху пневмоциллиндр. Он подымает и опускает сам грейфер. Что бы научиться держать грейфер на нужной высоте, нужно большое искусство. При первых опытах работы на грузчике, он постоянно в неопытных руках норовил сбежать, в основном наверх. Да и качать его по неровному забою чревато. Весил он с захваченной породой больше полтонны. И если попасть между ним и стенкой ствола, то тебя могло равномерно размазать по этой стенке. Поэтому попервой к нему относились с большой опаской. Но все дело в практике. Хороший проходчик - грузчик грузит породу этим грейфером очень искусно, как играет на пианино. Легко. У Дубенко были хорошие грузчики. Видно по результатам.

Через двеннадцать лет был установлен мировой рекорд. Который не побит до сих пор. Поотому что на стволы пришла совсем другая эпоха. Появились тельферные погрузчики, работающие на сжатом воздухе и управлялись они дистанционно. Из кабины грузчика, как на кране. Появились стволовые бурилки.  Появились стволовые поверхностные лебедки большой грузоподьемности.

сз1

На которых подвешивали уже усовершенствованный полок.

сз5

сз4

Это такое железное - железное изделие, весящее не один десяток тонн. Но на нем распологалось много стволовых полезностей. И это все висит в стволе на канатах.

сз2



На рекордной шахте был применен параллельно - последовательный способ проходки ствола. Забой проходили и крепили стенки ствола временной крепью. Над забоем, на приличном отходе от забоя, стенки крепили уже потоянной крепью. На этой рекордной шахте крепили тюбингами. Как в метро.

Но на 17 - 17 бис бурили ручными перфораторами. Бригада бурильщиков составляла шестьдесят человек. Я с трудом представляю это их количество на бурении в стволе.  Диаметр арены цирка - тринадцать метров. И то на арене мало когда собирается такое количество человек. А в данном случае ствол диаметром восемь метров. Я всегда скептически относился ко всяким таким рекордам. Всегда при такой работе присутствуют маты, крики и как следствие приличный бардачище. Ведь кроме людей, в забое еще была целая паутина и резиновых шланг, по которым шел воздух на перфораторы. Штангу после бурения из шпура вручную не вытащишь. Пересыпается породой. Для этого на полке была специальная маленькая воздушная лебедка. И вот представьте, что канат с той лебедки требуется шестидесяти человекам. Лебедчик на той лебедке подпрыгивал от напора матов, несущихся в его адрес снизу.

Самсоновская Западная одна из немногих шахт, которая выделялась на фоне простых и рекордных проходок. Один из ее стволов проходили с помощью стволопроходческого комбайна ПД 2. Редкое явление.  Таких комбайнов было всего несколько разновидностей. Их пытались запустить в серию, но проходки чурались таких изделий, как черт ладана. Сам процесс комбайновой проходки был недоведен до конца.

сз7

"Все горные работы по проходке стволов Самсоновской Западной выполняло шахтопроходческое управление №6 (начальник Зверев Р.П., главный инженер Андреев А.И.) треста «Ворошиловград-шахтопроходка». К этому времени стволы находились в различной степени готовности: вент.ствол №2 был пройден почти полностью, вент.ствол №1 - на глубину 243м. На воздухоподающем стволе заканчивались работы по оснащению проходки с помощью нового стволопроходческого комбайна ПД-2, которым было пройдено 498 метров, достигнуты рекордные темпы 177,5 метров в месяц. Начальник проходки Шеремет В.М. и бригадир проходчиков Черноволов В.М. дали тогда немало дельных советов и замечаний институту «ЦНИИ Подземмаш» по совершенствованию комбайна.

На центральной площадке главный и вспомогательный стволы были пройдены каждый на глубину 47м для создания технологического отхода. Начальником проходки здесь был Руденко В.Ф., а бригадирами - Гусак Г.Н. и Коротеев Н.И. На этих стволах были достигнуты скоростные темпы проходки 90 и 110 метров в месяц. Коротеев Н.И. впоследствии стал Героем Социалистического Труда.
В феврале 1972 года вент.ствол №1 был пройден на полную глубину. Через 3 года закончилось строительство главного и вспомогательного стволов и в 1978 году - воздухоподающего ствола"

Несколько интересный факт. Начальник краснодонского шахтостроительного управления №6 Рид Зверев стал в последствии вторым секретарем Луганского обкома КПСС.  Но он был не первым из этого управления на этом посту Это ШПУ было кузницей вторых секретарей Луганского обкома.

Комбайн не оправдал возложенных на него обязанностей. Помер примерно на средине проходки. И все остальные метры ствола проходили обычным для того времени способом.  Бурили, взрывали, грузили породу грузчиком.

"Проходка стволов комбайнами имеет ряд преимуществ не только перед буровзрывным, но и перед роторным бурением, которое пока еще не позволяет бурить стволы большого диаметра на заданную глубину и обеспечивать при этом жесткие требования к их вертикальности. При комбайновом способе проходки осуществляется непрерывный технологический процесс благодаря совмещению во времени основных трудоемких операций: разрушения породы в забое, погрузки породы и крепления ствола. Комбайны превышают в 2 - 3 раза средние темпы проходки стволов по сравнению с обычными проходческими комплексами. При механическом разрушении пород не происходит нарушения породных стенок ствола взрывом, что позволяет уменьшить толщину постоянной крепи.

Успешное испытание прошли стволопроходческие комбайны типа ПД. Было сооружено пять стволов, при этом установлены мировые рекорды производительности труда проходчиков. На базе комбайнов ПД был создан комбайново-буровой комплекс СК-1у, которым на шахте им. Калинина в июле и ноябре 1978 г. и в марте 1979 г. пройдено соответственно ПО, 125 и 160 м готового ствола.
Производительность труда проходчиков составила соответственно 13,7; 14,1; 15,02 м. куб. готового ствола на выход, что также является наивысшим мировым достижением в практике шахтного строительства. Шарошечный инструмент комбайна СК-1у оказался работоспособным при проходке пород с коэффициентом крепости 15. Комбайн СК-1у был хорошо управляемым дистанционно с поверхности, что очень важно в период проходки по взрывоопасным пластам.

Бригада, обслуживающая комбайн, состоит из трех человек (машиниста и двух помощников), которые выполняют в основном функции операторов. Основные трудозатраты возникают при выполнении проходческого цикла с креплением ствола, наращиванием става вентиляционных труб и бетонопроводов и заменой режущего инструмента.

Устройство стволопроходческого комбайна СК-1у, созданного на базе комбайна ПД-2. Исполнительный породоразрушающий орган планетарного типа состоит из двух дисков, на которых укреплено 20 резцов или шарошек. При напорном усилии на забой 900 кН обеспечивается рабочий ход исполнительного органа 1,3 м при диаметре ствола в проходке 7,7 м (в свету 7 м). Установленная мощность электродвигателей составляет 475 кВт, в том числе главного привода 400 кВт. Комбайн имеет массу 196 т. По сравнению с комбайном ПД-2 напорное усилие на забой увеличено на 300 кН. При оснащении комбайна вместо резцов штыревыми шарошками можно разрушать породы.

Комбайн подвешивается в стволе через гидроусилительную систему и состоит из трехэтажного каркаса, на котором монтируются шарошечный или резцовый исполнительный орган с приводом. Для выдачи породы из забоя служит пневмоэлеватор, который подает пульпу в бункер . Скипо-клетьевой установкой вместимостью 3 м. куб. пульпа выдается на поверхность и в специально переоборудованных автосамосвалах транспортируется в отвал. Комбайн распирают в стволе устройством (в виде трех лыж) в бетонную крепь ствола. Наращивание трубопроводов в стволе осуществляется с помощью телескопного механизма.

Параллельно с выемкой породы возводят монолитную бетонную крепь с помощью металлической опалубки 4 высотой 3,9 м со спиральным поддоном, створки которой отрываются от бетона с помощью гидравлической системы. Для управления всеми механизмами и пневмо-гидросистемами имеется централизованный пульт, расположенный рядом с редуктором главного привода. Комбайн может управляться также дистанционно с поверхности и работать без присутствия людей в забое.
При бурении ствола машинист находится на пульте комбайна и осуществляет следующие операции: включает и выключает двигатели исполнительного органа и привода насоса масло смазки, цилиндров распора и принудительной подачи; подает сигналы для работы скипового подъема и для управления четырьмя лебедками подвески комбайна. Также управляет загрузкой скипов и цилиндрами распора комбайна; регулирует усилие подачи.

Испытания комбайна СК-1у на шахте им. М. И. Калинина показали возможность проходки ствола безлюдным способом при управлении с поверхности. Система автоматического и дистанционного управления работает надежно. С применением комбайна ствол был пройден на полную глубину (1107 м) без перехода на буровзрывные работы в зонах выбросоопасных пластов. Конструкция комбайна предусматривала возможность перехода на буровзрывной способ проходки. Удельный расход энергии на разрушение 1м. куб. породы в целике составлял 4 - 25 кВт-ч при изменении коэффициента крепости пород от 3 до 10. Продолжительность проходки ствола была сокращена за счет осуществления безлюдной проходки по выбросоопасным пластам не менее чем на 5 - 6 мес."

При проходке стволов встречаются породы с крепостю до восемнадцати единиц.  Такую породу такой комбайн не угрызет.

Вес проходческого полка, такого как на фотографии, около семидесяти тонн. Вес проходческого  комбайна в три раза больше. Соответственно нужно пристволовые лебедки большей грузоподьемности .Я таких даже и не видел. С трудом представляю их размеры.

Обратите внимание на мощность электродвигателя, четыреста киловатт. Примерно пятая часть этой мощности превращается в тепло. В стволе вода, он имеет замкнутый обьем, ограниченный забоем и самим комбайном.  Это все тепло в забое. При  большой влажности. Состояние людей в стволе работающих, таких творческих работников, занимающихся разработкой стволовых комбайнов, абсолютно не интересовала. Поэтому все проходки шарахались от такой чюдо техники.

"С завершением строительства вертикальных стволов Самсоновской Западной со всей глобальностью стал вопрос о сооружении околоствольных дворов, горизонтальных и наклонных горных выработок. Для ввода в эксплуатацию I пускового комплекса предстояло пройти 35,2км выработок, при этом выдать «нагора» 583 тыс.м3 породы. Ведение горных работ было поручено шахтопроходческому управлению №2 (начальник Родионов В.А.) треста «Луганскшахтопроходка», впоследствии переданного тресту «Краснодоншахтострой».

Проходку выработок со стороны вент.ствола №1 на гор.714 и 834 м начала в 1973 году бригада Макарцова А. П., впоследствии Героя Социалистического Труда, получившего это почетное звание за успехи в строительстве шахты «Суходольская-Восточная». Но проработали они здесь недолго. Уже в 1975 году шахта «Суходольская-Восточная» была объявлена пусковой с вводом в 1980 году. Почти все проходчики были переведены на эту шахту. На «Самсоновской-Западной» осталось минимальное количество рабочих, обеспечивающих вентиляцию, водоотлив и поддержание ранее пройденных выработок. К этому времени и до того скудное финансирование шахты было сокращено до минимума. Его не хватало не только на развитие горных работ, но и на жизнеобеспечение шахты. В результате трест «Краснодоншахтострой» как генподрядчик, несший большие убытки от содержания неработающих подъемов, проветривания выработок, постоянной откачки шахтной воды, вынужден был пойти на «мокрую» консервацию горных выработок воздухоподающего и вентиляционного стволов. Все было затоплено и ждало своего времени...

И время это пришло. В 1980 году в тресте создается второе шахтопроходческое управление №7 (начальник Перфильев С.А., главный инженер Бортников А.А.). Ему передается ведение всех горных работ на шахте. Управление испытывало острый дефицит рабочих кадров, особенно проходчиков, звеньевых, бригадиров, имеющих опыт проходки. Людей собирали отовсюду: часть взяли из ШПУ №2, писали объявления, ездили вербовать в западные области Украины и Закарпатье, поэтому контингент был самый различный, требующий особого внимания и кропотливой работы. Надо отдать должное первым руководителям управления, сумевшим в короткий срок превратить эту разнородную массу рабочих, бригадиров, горных мастеров в дееспособный коллектив. Много на первых порах было вопросов и по созданию собственной материальной базы.

И в тресте и комбинате знали об этих трудностях, чем-то помогали, но основное внимание в этот период все же уделялось пусковым шахтам «Суходольская-Восточная», «Нагольчанская 1-2», «Должанская-Капитальная», поэтому большинство вопросов управлению приходилось решать самостоятельно. Но сил у молодого управления для широкого ведения горных работ явно не хватало. Проходка велась низкими темпами, к тому же горно-геологические условия были сложные: шахта сверхкатегорийная по газу, опасная по выбросам. Взрывные работы велись в режиме сотрясательного взрывания, что, безусловно, сильно снижало темпы проходки; случались и внезапные вывалы породы и выбросы газа. К тому же проводились работы по расконсервации выработок. Объекты шахтной поверхности не строились…

Но вот пусковые шахты были введены в эксплуатацию, недоделки устранены, и в середине 80-х годов (после десятилетнего перерыва!) у комбината «Луганскшахтострой» и треста «Краснодоншахтострой» появилась возможность направить на «Самсоновскую-Западную» дополнительные проходческие бригады. Кроме ШПУ №7, на шахте стали работать проходчики из ШПУ №5 треста «Луганскшахтопроходка», ШПУ №8 треста «Антрацитшахтострой». Ездили они на шахту ежедневно автобусами из Луганска и Антрацита, что отнимало много личного времени. Проходку начали вести встречными забоями сразу с трех промплощадок. Большая работа развернулась по сооружению выработок околоствольного двора главных стволов на центральной площадке, ШПУ №6 приступило к проходке бункеров и загрузочных камер у главного ствола.

Проходчики устанавливают хорошие деловые отношения с проектным институтом «Южгипрошахт» (директор Ушкалов В.С.) (подружились с харьковскимим евреями) научно-исследовательскими институтами: подземного машиностроения «ЦНИИ Подземмаш» (директор Малиованов Д.И.) в г.Москве и организации и механизации шахтного строительства «ВНИИОМШС» (директор Докукин О.С.) в г.Харькове, Коммунарским горно-металлургическим институтом (директор Дорофеев В.Н.). В результате в процессе строительства были использованы современные стволопогрузочные комплексы КС-2у, стволовые бурильные установки БУКС-1м, породопогрузочные машины 2ПНБ-2, бурильные установки БУ-1 и БУ-2 для проходки горизонтальных горных выработок, бетоноукладчики БУК-З, чешские машины для «набрызг-бетона» SS-30. Внедряются прогрессивные технологии по инъектированию и тампонажу закрепного пространства, усилению крепи «набрызг-бетоном», активной разгрузки почвы (АРП) против пучения пород горных выработок."

На темпы строительства, особенно в годы, предшествующие пуску, накладывали ограничения сложные горно - геологические условия под землей. Очень большое количество метана. И склонность пород к внезапному выбросу. И поэтому, когда под землей было уже много забоев, подрывы забоев проводились с поверхности. Закладывали взрывчатку, соединяли взрывные цепи. Потом эти цепи продолжали с помощью специальных подрывных кабелей, специально для этого проложенных .Которые были выведены на поверхность. Всех людей вывозили на поверхность. И только тогда подрывали забои. Забои подрывали в конце первой смены и в конце третьей. И эта специфика сильно тормозила завершение строительства шахты.

Поэтому начало работы этой шахты сильно затянулось. Ее пустили уже при Украине. Тяжко она рождалась. С муками.

DSCN6714


Tags: история, наш край, шахта
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • С воскресных покатушек.

    Сегодня идет легкий весенний дождик, который сделал мне выходной в моих огородных делах. А в воскресенье был настоящий солнечный весенний день.…

  • Что нужно знать о сумеречном украинском военном гении.

    Это пограничная река Деркул. Я фотографировал здесь за пару лет до войны. Это брод. Ему как минимум лет четыреста. Он так же обозначен на царских…

  • Юнна Мориц. Стихи о Донбассе.

    А не надо грозным басом Разговаривать с Донбассом, Там не будет базы НАТО, Это - всё, что видеть надо. Там Бессмертный Полк Детей, Он - превыше…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments