mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Categories:

Северное кольцо. Возвращение.

DSCN6782

Вот я и добрался до своей цели. Знаменательное место. Особенно эта дорога, которая сыграла свою важную роль в жизни Луганска.

О тех давних временах, временах ранней незалежности, современная молодежь не знает ничего. Да и не все взрослые помнят. Дорога эта в свое время снабжала Луганск и окрестности бензином. По этой дороге проходил один из главных контрабандных потоков бензина. Было это в первой половине лихих девяностых. Граница только налаживалась. Пограничники и таможня стояли только на главных направлениях. Границу контролировали немногочисленные мобильные пограничные бригады. И с наступлением вечера по этой дороге шел поток в сторону Российского Донецка. Машины шли сплошным потоком. Утром они возвращались, груженые бензином. Их могли встретить украинские погранцы, Российские на такие шалости обычно забивали болт. Украинским пограничникам можно было заговорить зубы, отболтаться, откупится, на худой конец. Бензин в то время в России на заправках стоил дешевле в два раза, чем на украинских. А кто протоптал дорогу к мелкому бензиновому опту, подымали тройную цену.

Друзья на жигулях пятерке выкинули заднее сиденье и сварили бак на всю ширину салона, замаскировав его под сиденье. Как он их в то время выручил. Ни разу украинским погранцам не попались. Тогда по всему Луганску на обочинах всех дорог  стояли коробейники с канистрами. Предлагали дешевый бензин. Славное было время. Хоть и трудное, но незабываемое.
Я приехал на КПП Северный в начале четвертого часа . Перед КПП стояли машины, приличное количество. Было тихо и пусто. И на первый взгляд, непонятно, работает КПП или нет. Увидел водителя на одной легковушке, подошел, разговорились. Он мне и рассказал, как тут обстоят дела . На машинах приезжают местные жители. Ставят их перед КПП и идут пешком в Донецк. Машины на этом КПП не пропускают. По возврату едут домой. Пешком пройти не проблема, как и на велосипеде.

Много раз мне попадался материал о пункте пропуска Изварино. Сам пару раз через него ездил. Там ад, в полном смысле слова. Вечные очереди, злая таможня и погранцы. Километровые очереди из машин, едущих в Россию. И все, кто пишут об этом КПП, ругают его всяческими словами. Хотя есть еще два других. На Красном Партизане и на Красной Могиле, КПП Должанский. Там гораздо спокойней  . Иногда вообще движения там нет. Но все прутся на Изварино. И все его ругают. А КПП Северный вообще тихая жизнь. Я там пробыл полчаса. За это время со стороны России прошла мама с сыном. Переход границы занял у них ровно одну минуту. И то, в это время входило то, что она доставала паспорт и ложила его обратно.

Главная цель моего путешествия было достигнута и надо было возвращаться обратно в Луганск. Домой я поехал по другой дороге. Надо было оценить еще и эту дорогу. Выбрать, по какой мне ехать потом. Ехал через поселок Северный. Интересный поселок .Впечатление такое, что жизнь в нем замерла в прошлом. Особенно это чувствовалось когда ехал по улице, на которой стояли дома, построенные еще в пятидесятых годах.

DSCN6783

DSCN6784

Редкие машины на дорогах. Мужики сидят под домами и играют в карты и домино. Тихо и спокойно.

DSCN6785

Дорога проходила рядом с шахтой Северное. Интересная шахта. Заслуживает отдельного рассказа о ней.

DSCN6772

Шахта эта, можно сказать, стоит на берегу Северского Донца. От этой шахты начинается целая цепочка шахт, которые так же стоят на правом берегу Донца, приближаются почти к самому руслу.. Цепочка эта тянется на восток до самой Белой Калитвы, города в Ростовской области. Такое можно наблюдать еще вблизи Лисичанска. Но там на берегу Донца стоят только несколько шахт. И одна из них, шахта Кременская располагалась на другом, левом берегу Донца. Но Кременскую закрыли давно.

Красивые терриконы у Северной. В классическом исполнении, остроконечные. Не изуродованы рекультивацией. От этих терриконов до русла Донца примерно полкилометра.

На правом берегу Донца, возле Северной, есть выходы на поверхность песчанника, камня дикаря. А в паре километров рядом, в селе Поповка, берег сложен из мергеля, белого камня. Как резко меняется подземелье и надземелье возле этой шахты.

Шахту эту, как и поселок Северный, начали строить в конце сороковых годов прошлого века.  Что еще интересно, железнодорожный путь по которому с шахты вывозили уголь, шел по России. По окраине Донецка Ростовского. Выходил он на железнодорожную станцию Изварино. В те времена никто с такими вещами как территориальные границы не заморачивался, особенно если это касалось удобства. Так она и работала до 2006 года, когда ее закрыли.

DSCN6787

Позади зарослей  молодых деревьев виднеется административное здание шахты. Оно так же в стиле того времени. В здании нет некоторых окон. Но оно не разграблено.

DSCN6790

И что еще самое интересное, на копровые шкива идут с подьемов канаты. Значит еще целые и подьемные машины. Не то что на шахте Пятидесятилетия. Не успели закрыть, как раздерибанили подьемы. Впечатление такое, что шахта эта не умерла, а только затаилась на время. И когда настанет это лучшее время, опять закрутятся колеса шкивов и шахта опять начнет работать и давать уголь

DSCN6789

По правому краю террикона еще видно остатки вагонеточной дороги по которой на террикон вывозили породу. Она заканчивается на вершине террикона небольшим выступом. От вида размытой части террикона создается впечатление, что террикон этот погрыз какой то очень большой зверюга.

DSCN6794

Северный стоит на возвышенности. От поселка дорога идет резко вниз. Что хорошо и удобно. Но до поры до времени. После села Беленькое, которое стоит в небольшой долине, она идет строго вверх, где круче, где положе, но до самой трассы Краснодон - Луганск.

DSCN6792

DSCN6793

DSCN6796

DSCN6800

DSCN6801

Еще оставались силы, что бы крутить по сторонам головой, любоваться красотой. Но за Беленьким на дороге закончился асфальт. Остались только ямы и трещины. По такой дороге очень трудно ездить на велосипеде. Если на ровной дороге, даже если она идет вверх, разогнался и крути себе педали, то на такой дороге сильно не разгонишься. Рваный темп, постоянно надо обьезжать ямы. Я не том куске дороги в двадцать километров устал больше, чем за всю предыдущую дорогу. И времени на нее потратил много. Дорога проходила через город Суходольск, город, в котором нет асфальта. Совсем. Одни уличные направления. Что интересно, ахметовский Метинвест в тех краях прожил больше десяти лет .Выгребал уголь с этих шахт полным ходом. По таким дорогам возят шахтерские смены на шахты. Теми их же автобусами. Эффективный собственник не вложил в ремонт местных дорог за это время ни копейки .Не царское это дело. Некогда, уголь надо выгребать

DSCN6798

Докатил до высокой башни копра шахты Суходольская Восточная. Которую видно издалека и со всех сторон.

DSCN6802

Шахта и обогатительная фабрика Самсоновская. Мимо которой я проезжал в прошлом путешествии. Только сейчас они уже с другой стороны.

DSCN6804

Доехал до трассы Краснодон - Луганск. В Молодгвардейск с Краснодона ходят троллейбусы. между ними всего километра три.

DSCN6806

Каких то сорок пять километров и ты уже дома.
Tags: Донбасс, Донец, наш край
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment