mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Categories:

Пархоменко. Макаров Яр. Сила воды. Скорость огня.

Предыдущая часть.
DSCN5260

Еще одна фотография того места, где предположительно был пикет. По центру снимка, чуть вверху. Справа к кургану подходит небольшой лесочек. Хорошо видно, что это не самая высокая точка в округе. И еще хорошо видно,  что крутой берег, на котором стоит курган выступает вперед. И еще хорошо видно, что южное направление не просматривается с этого кургана. Местность дальше возвышается в южном направлении. И как в таком случае следить за подходом супостата? А может предназначение таких пикетов было совсем не для слежки за супостатом, а для чего нибудь другого?

мак15

Это очередная фотография с кургана. Это вид в западном направлении. Фотографировалось телефоном с маленьким разрешением. Поэтому горизонт сильно размыт. Но его видно хорошо. Красной вертикальной черточкой отмечено место, так же высокий берег, где Лугань впадает в Донец. В том месте так же был аналогичный пикет. И был он не на самом выступе, образованном высокими берегами Лугани и Донца, а чуть дальше, чуть вверх по течению Лугани. Я там то же был, пытался найти то место, где мог бы стоят пикет. Но за триста лет деятельности человеков, местность изменилась .Я там просто выбрал самую высокую точку на берегу.

DSCN3255

Это вид на русло Донца в северном направлении с того места на берегу Лугани, где мог там стоять пикет. Так же местность просматривается намного вперед.

Если смотреть в западном направлении с другой части берега возле Митякинской, место слияния Донца и Лугани видно хуже. А место предполагаемого пикета там, не видно совсем. Поэтому для Митякинского пикета и выбран именно этот курган.

Все становится понятным, если посмотреть на спутниковый снимок берегов Донца.

мак101

Гармоничная ломанная линия.

Точка "1" - курган возле Митякинской, Митякинский пикет. На снимке хорошо видно как выступает эта часть берега вперед.

Точка "2" - предполагаемый пикет на месте слияния Лугани и Донца.С этой точки видно северное направление вверх по течению Донца.

Точка "3" - это место поворота русла Донца с северного направления на запад. Там так же мог быть пикет. Я утверждаю это с большой долей вероятности.

Точка "4" - это так же предполагаемое мести следующего пикета.

Расстояние между этими точками одинаковое. Приблизительно по двадцать километров.

Почему эта ломаная линия имеет право на жизнь, мало того, она так же могла продолжаться и дальше вдоль русла Донца вверх по течению? Именно вдоль русла. Потому что возле точки "1" стоял Митякин городок. Возле точки "2" стоял Луганский городок. Возле точки "3" стоял Теплынский городок. Возле точки "4" стоял Трехизбянскиий городок.

Дальше по руслу Донца стояли, как минимум еще три подобных городка. И возле каждого городка вполне мог быть такой пикет. А для чего? Если русло Донца могло со временем гулять, то высокие берега остались неизменными с того времени.

И на спутниковом снимке видны старые следы долин Деркула и Митякинки. И следы эти сливаются возле цифры "1", там, где раньше стоял Митякин городок.

Наверное многие слышали про подобные пикеты запорожских казаков. Когда, завидев супостата, казаки разжигали костер и его огонь сигнализировал следующему дозору, что супостат пошел в поход на Сич. У меня возникает вопрос, а дровишки где они брали в степи, там ведь одна сухая трава вокруг?

"На правой (крымской) стороне реки  Донец, в одной версте от городка, находиться курган. На нём казаки утвердили свой сторожевой пост, для наблюдения. При появлении татар, подавался сигнал: караульный зажигал солому, привязанную к высокому столбу. Солома была смешана с сырой травой и поэтому «тревожный» дым был виден не только в Митякинском городке, но и далеко за его пределами."

Это еще один фрагмент из того исторического очерка Митякина городка.  Возникает вопрос, если пикет был виден с городка, был буквально рядом, для чего на нем разжигать огонь? Можно ведь сигнализировать и по другому?

А если предположить, что такие пикеты были не дозорными, а были сигнальными? И тянулись они равномерной цепочкой  вдоль всего русла Донца, а потом и вдоль русла и его самого большого притока, реки Оскол? А на Осколе стояла крепость Валуйки.

В случае появления татар на пикете разжигают огонь, Его видно на следующем пикете, они так же разжигают огонь, сигнализируя уже следующему пикету. За два - три часа сигнал тревоги дойдет до Валуек. Сухопутный путь от Митякина городка до Валуек может занимать двое - трое суток. Расстояние от него до Валуек больше двухсот километров .Служивые в Валуйках получали таким образом трехдневную фору и могли приготовится к нападению татар. Если такое могло быть, а оно вполне имеет право на жизнь, тогда понятно почему с пикетов не просматривалось южное направление. Оно для пикетов было не нужно. За татарами следили несколько по другому.

Возле Митякина городка был Мишкин брод. Возле Луганского городка так же была переправа.Чуть выше на полкилометра по течению, от ныне печально известного старого Станичанского моста. Возле Теплынского городка так же была переправа.  Возле Треихизбенки сейчас мелкий Донец, Раньше там стоял свайный мост с короткими сваями. Надо полагать, что это то же следы былой переправы. Получается, что все эти городки стояли рядом с бродами - переправами. И мимо них так же проходили старые дороги.

И как давно эти городки появилсиь на Донце? Историю этих городков начинают с того периода, как о них появляются упоминания в исторических документах. И по этим документам получается, что раньше на месте этих городков была пустота. Возникает вопрос относительно Мишкиного брода. Ведь по броду можно просто перейти, пешему (что иногда затруднительно, у Донца сильное течение) или конному. Перейти самостоятельно. Какова роль жителей того же Митякиного городка в процессе перемещения через Донец? Они мзду брали что ли за переправу? Так тогда нравы были попроще. Раз мзду возмеш, а потом придет толпа и за это набьет рыло. Переправа общая, от неба. И почему они от татар не убегали в другое место, не переносили свои городки? Может была какая то иная причина, которая держала жителей таких городков вблизи переправ?

Я когда то слегка касался одной очень интересной темы. О поверии, ходившем среди степных кочевников. У них считалось, что если ты в степи касаешься воды в реке или озере, то это может привести к дождю с грозами. А гроза в степи главный враг кочевников. И поэтому окунание в воду у кочевников приравнивалось к смертному греху. В Чингисовой Яссе был специальный пункт по этому поводу. За окунание в воду в степи полагалась смертная кара. Но если надо переправится через реку, как быть в этом случае? Вопрос мог решится другим способом. Надо что бы первым окунался в воду кто то другой, не кочевник. Который брал грех окунания в воду на себя и этим предохранял кочевников от этой беды. И этим занимались те, которые жили рядом с переправами - бродами - БРОДНИКИ. Поэтому те, кто жил рядом с переправами, гармонично вписывались в окружающую жизнь. Их никто не смел трогать. Мало того, из за того, что они спокойно заходили в воду из года в  год и их не наказывали за это небеса, они в глазах кочевников были на уровне богов.

Когда распалась Золотая Орда и бывшие кочевники начали вести оседлую жизнь, страх перед реками и озерами начал потихоньку забываться. И эти оседлые бывшие кочевники перестали опасаться воды и спокойно самостоятельно переправлятся через реки. Это период татарских набегов на Русь. Но бродники все равно не уходили с бродов .Ведь кроме татар, в степи жили и другие. И они оставались кочевниками.

Водобоязнь бывших кочевников трансформировалась в нечто другое. Сначала в банях, перед посещением которых надо было просить разрешение у неба что бы окунуться в воду, а потом произошло разделение тех мест, где соприкасались с водой и произносили небесные просьбы. Так появились мечети. Первые мечети  по архитектурному облику сильно напоминали бани. А сейчас от тех времен осталась только традиция снимать обувь перед входом в мечеть и коврики, которые мусульмане кладут под колени во время молитв...

Но на юг медленно, но верно продвигалась Русь. И вместе с Русью менялись и бродники. Она становились казаками, передовым отрядом Руси на пути татар. А когда Русь пришла в эти места окончательно, бывшие бродники стали полноценными воинами Руси




Tags: Донец, Луганск, история, наш край
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments