mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Categories:

История и дороги.

На границе Луганской и Донецкой области есть несколько сел, основанных староверами. Это Булавинка, Ольховатка, Никишино, Городище и Кмышатка. Я искал даты, кода они были основаны, но нашел только даты для двух из них. Это Ольховатка и Городище. Ольховатка по сведениям Вики, была основана в 1720 году. По Городищу сведение о дате основания села несколько разнятся. Самое раннее упоминание о Городище датируется шестидесятыми годами семнадцатого века. Наверное, что бы определиться с такими датами, надо искать все о них в архивах и библиотеках. У меня такой возможности нет. Но я могу с большой вероятностью подвергнуть эти даты сомнению. Я думаю, мне никто сильно возражать не будет. И в качестве аргументов в свою пользу, я буду использовать дороги. Обычные дороги, по которым в прошлом и пеший и конный...

Немножко о Городище, о его превоначальном дыхании (автора я не нашел, так что пусть не обессудет):

"Речь идет об истории шахтерского поселка, с которого когда-то начался угольный и рудный Донбасс. А нам, курянам, она интересна даже не столько этим. На рубеже 70-80 гг. XVIII века в Городище переселилось множество крестьян-старообрядцев из Курской губернии, и в частности из села Хомутовки. Однако сначала об обстоятельствах и времени возникновения поселения на Донбассе в изложении авторов. Вот что они пишут в своем труде: «Примечательной особенностью религиозной и политической жизни Московского государства в XII веке стал раскол церкви, вызванный церковной реформой патриарха Никона (1653-1656 гг.). Старообрядцы не приняли эту реформу и составили жесткую оппозицию «официальной» (реформенной) церкви и властям. Против них начались гонения, которые приняли особенно жестокий характер при Петре I (за что он старообрядческой церковью был предан анафеме как антихрист). Старообрядцы уходили с насиженных мест в глухие районы России – на Север, в Сибирь, на Кубань, а также на юг (в Дикое Поле и далее на Дон), записывались в казаки. С этим связано и возникновение Городища: начало селу положили староверы – переселенцы из Москвы и Подмосковья, не желавшие принимать «бесовскую» веру, ушедшие от преследований церковных и светских властей. Шли они на Дон в 60-е годы XVII в., но, не дойдя до границы земель Войска Донского 50 верст, остановились в верховьях речки Белой. Дело в том, что Москва уже к этому времени стала прибирать «Тихий» Дон. Здесь появились царские надзиратели. Верхушка казачества по принуждению и из-за корысти стремится содействовать властям в преследовании «беглых» и непокорных. Можно представить себе, как вольнолюбивые, фанатично верующие, приверженные старым обрядам семейства выбирали судьбу: идти на Дон и покориться властям и «попам-отступникам» или остаться вольными и верными религиозным традициям, поселившись в местах небезопасных, но пригодных для жизни.
И место было выбрано удачно (видимо, у переселенцев была какая-то информация относительно этих мест) – глухое, уникальное: просторный лесистый распадок вдали от торных дорог и троп с двумя пересекающимися речками (в Белую впадал приток, названный уже ими самими Беленький. Сюда сходятся многочисленные заросшие лесом балки, по дну которых протекают чистые ручьи, впадающие в Белую и ее приток Беленький. Их позднейшие названия: Городние буераки (Городное), Крутая, Чумацкая, Хмыза, Парамоновская, Кузькина, Кукуевская и др. Есть рыба, луга, угодья для пчел, выпасы для скота, а главное – жирные черноземы и в низинах (для огородов), и в степи (для пашен). Здоровый климат (сухое солнечное лето, снежная морозная зима). Городище утопало в фруктовых садах, сирени, и пчел много, а вдоль речек росло немало калины и высоких верб. Эта первая партия переселенцев создала скит (по типу старообрядческого монастыря). Чуть ниже места слияния Белой и Беленькой появилось огороженное поселение (стены из песчаника и дубовых кольев), рассчитанное на 150-200 дворов. В центре – небольшая церковь и площадка для сходки мужиков. Переселенцы привезли с собой иконы, богослужебные книги, различный церковный инвентарь. Среди них были опытные уставщики, дьяконы, а может, и священники. Нашлись и свечных дел мастера, и «богомазы» (изготовители икон). И этот старообрядческий скит, возникший на рубеже 60-70-х годов XVII века, положил начало Городищу. Кстати, такое название никто специально не придумывал, оно возникло само собой – ведь огороженный скит и есть Городище."

Ольховатка, еще раз, была основана в начале восемнадцатого века, Городище в последней трети семнадцатого.

Теперь смотрим карту:

ольховатка1

Красными точками отмечены населенные пункты, основанные староверами. Я так думаю, что в свое время и Круглик и Фащевка входили в эту семью. Посмотрите, какая замечательная картина сложилась. Случайно такое не могло получиться. Я уверен, что все эти села возникли в одно время или с очень небольшой разницей

Мы на многие вещи из прошлой истории смотрим глазами современного человека. Что для нас современные дороги? Мы судим по ровному и удобному покрытию. Новые дороги проектируются, проводят изыскания, везут технику и начинают строить. Дорожное покрытие это сложный инженерный обьект. Несколько слоев подсыпки, трамбовка, укладка нескольких слоев асфальта. Это все для нас привычно, но как с этим делом было раньше? Как раньше прокладывали дороги? Как намечали направления? А никак. Дороги прокладывались эволюционным путем. неспешно, по отдельным кусочкам.

Если сейчас кто нибудь проложит прямую линию на карте любой местности Донбасса и потом попробует пройти по этой местности, согласно линии на карте, то это у него не получиться. Ввиду наличия многих, уже не таких полноводных речек как раньше, наличия глубоких оврагов и крутых склонов балок. Точно такая картина была и в средневековье. Все передвижения проходили по раньше разведанным тропам, которые потом превращались в дороги. И по которым ходили из года в год, из века в век.

Когда в 1825 году в Таганроге умер император Александр первый, то его повезли в столицу.  Дорога, по которой его везли, проходила через Городище и в нем траурная экспедиция останавливалась на ночлег. Дорога эта соединяла устье Дона, Таганрогский лиман и крепость Изюм и шла дальше в центр России. Дороге этой не один век, по ней ходили еще татары. Сейчас на месте той старой дороги проходит трасса Харьков - Ростов, через Должанку и Новошахтинск. Не стали ничего изобретать нового и проложили новую дорогу по старой.

А теперь как представить?  Село Городище, староверы ищут укромный уголок, вдали от всего мирского и поселяются недалеко от той дороги, по которой шастают татары? Совершенно мирные люди.

Второй интересный вопрос. Я несколько дней назад выложил очерк об открытии Донбасского угля. Про Вепрейского и Чиркова И они в белый свет не ходили. Они шли по этой же дороге и отклонялись только на небольшие расстояния для обследования интересных оврагов и урочищ. И точно так же они вышли и к Городищу. Почему они в своих отчетах не говорили об этом? А им нужны были люди для их изысканий, а тут староверы, как находка. В безлюдной степи появляются люди, которые предлагают работу и что самое главное, за эту работу платят. Это не обязательно деньги , скорей необязательно. Это могла быть еда, которая в пустой степи была гораздо ценнее обычных денег.

Касательно того, что первопроходцы - староверы не дошли до земель Войска Донского, так они его к тому времени перешли, когда переправлялись через Донец, не доходя до Бахмута.

Разгадка наверное в другом. Она даже отмечена на карте. Это село Булавинское. Само село стоит на одноименной речке, Булавинке. Но речки нарекают люди. И в данном случае есть почти случайное совпадение с именем Кондратия Булавина. Вепрейскйи и Чирков пришли в эти места в 1721 году. Начало Ольховатки датируется 1720 годом. Странное совпадение. Но есть еще одно совпадение, восстание под руководством Кондратия Булавина. Которе потерпело страшное поражение. И часть его людей, включая староверов, мигрировало вместе с Игнатом Некрасовым на Кубань. Но они уходили с нижнего Дона. А с Донца, вполне логично, староверы мигрировали в эти глухие края. Сюда не посмели заглянуть карательные отряды Шидловского. Тут иногда и татары бывали. Раньше. И по этой причине все эти староверческие села очень гармонично расположены на карте. И скорей всего они основаны в начале семнадцатого века, после разгрома булавинцев.

Как эти староверческие села потом не растворились в имперской истории?

Вот один интересный пример. Жители окрестных сел возле большого села Ясиновое (нынешняя Ясиноватая, рядом с Донецком) пишут просительное письмо в епархию, что бы им прислали священника .Просьбу аргументируют тем, что в Ясиновом живут молдаване и священник, который ведет службу, то же молдованин и службу ведет на молдавском языке. Мелодия знакомая, а слова непонятные.

Когда заселяли Дикое Поле и Новороссию, сюда везли и шли сами очень разные люди. И людей все равно не хватало. Заселяли всеми, даже евреями. И староверы, которые жили здесь раньше, на этом фоне не сильно выделялись. Их поэтому и не трогали, что бы не ушли куда нибудь. А потом, когда нашли уголь, они вписались во все это. Точно так же добывали его вместе со всеми.
Tags: Донбасс, история, наш край, церковь
Subscribe

  • Митрофан.

    Митрополит Луганский и Алчевский высокопреосвященнейший Митрофан скончался на 59-м году жизни. Владыка вогзглавил Луганскую епархию в очень лихую…

  • Маховая сажень.

    Увидел у кого то такую вот картинку - схему. Обьясняющую происхождение старинных русских размеров. Видно и опубликовал кто то из молодых. Почему из…

  • Россия восстанавливает «Закавказский Транссиб».

    Ситуацию, которая сложилась в регионе Закавказья после заключения соглашения о прекращении огня между Арменией и Азербайджаном (при посредничестве…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment