mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Category:

Дороги и история.

Что бы закончить небольшое путешествие в прошлое, связанное с дорогами, хочется привести еще один интересный пример. Эпизод времен Булавинского восстания. Восстание это подавлялось очень жестоко. Карательные войска сравнивали булавинские городки буквально с землей. Я когда то писал об этом. Раньше искал признаки существования Айдарского городка и Теплынского. От Айдарского городка вообще ничего не осталось. Приблизительное место, где он мог находится я нашел по мелким остаткам земляных сооружений. На территории Теплынскуого городка проводились раскопки. Там были найдены обгорелые останки маленькой девочки и старика. Взрослых не было вообще. Уничтожали все, что шевелится. И на этом фоне история нам донесла очень странную судьбу Луганского городка и Митякинского. Эти два городка войска князя Долгорукого не тронули вообще, а против его жителей не применялось никаких репрессий.

Согласно данных из истории, жители этих городков вымолили пощаду от князя, буквально, ползли за ним на коленях и целовали его следы. Мотивировали они свои мольбы тем, что не поддержали вора и разбойника Булавина. И уже в этой мотивации есть некоторое сомнение. В разгар восстания Булавин добрым словом и казацкой саблей присоединил к своему войску зажиточных казаков нижнего Дона, предварительно порубав у кое кого головы. А Луганский и Митякинский городки были своими. Они были в подчинении у Булавина. Он бы только лишь нахмурил бы брови и все жители этих городков предстали перед ним в полном камуфляже. Есть некоторые сомнения в официальной версии.

Но вот что интересно, стоит посмотреть карту той местности, как мотив Долгорукого относительно жителей Луганского и Митякинского городков, становится слегка понятным.

Вот фрагмент генштабовской трехверстовки конца девятнадцатого века.

дорога1

Это фрагмент местности между Мтякинской и Станицей Луганской. Так они стали называться в то время.
Синие точки на русле Донца - это паромы возле Макарова Яра - Митякинской и паром недалеко от Станицы.
Оранжевые точки - подход дороги с юга.
Зеленые точки - дорога между Митякинской и Станицей.
Голубые точки - продолжение дороги от Станицы на запад.
Желтые точки - Продолжение дороги от Митякинской на север.

Это девятнадцатый век. А направление этих дорог совпадет с теми дорогами, которые существовали много веков до этого. Пути - дороги особо не поменялись. Это ведь не наше время, когда дороги проектируются, строятся, направления новых дорог выбирается согласно тех населенных пунктов и предприятий на них, мимо которых они будут проходить. В средние века ничего этого не было. Направления не изыскивались. Они определялись эволюционным путем, шаг за шагом. И потом по этим направлениям двигались люди и история много веков подряд.

061311

Вот еще одна карта, масштабом помельче. Генштабовская десятиверстовка конца девятнадцатого века. Цифры "1" и "2" - Это Митякинская и Станица Луганская, Митякин и Луганский городки.

Красные точки - это западное направление.
Точка "3" - это будущее село Каменный Брод и будущий Луганский литейный завод, если рассматривать из времени булавинского восстания.
Точка "4" - это то место. где возникнет поселок Донецкий, будущий Славяносербск.
Точка "5" - это Бахмут.
Точка "6" - Это Тор - Славянск.
Точка "7" - это крепость Изюм.
Западное направление это та дорога, которая сейчас известна под именем Бахмутка. Она шла черз Бахмут - Изюм и дальше в центральную Россию.

Синие точки - это северное направление.
Точка "3" - это нынешнее село Нижне Теплое - Петровка.
Точка "4" это то место, где возникнет в будущем город Старобельск.
Далее можно было идти на север и попасть в крепость Валуйки или пойти чуть западней и выйти на крепость Белгород. (Точки "5" и "6"). И дальше так же в центр России.

И Митякин городок и Луганский городок, в плане передвижения по представленным дорогам, являлись в то время очень важными населенными пунктами. Они стояли возле переправ и население этих городков обслуживало эти переправы. Разорив эти переправы Долгорукий взвалил бы себе на плечи дополнительные заботы и не факт, что смог бы их порешать. Эти городки стояли на очень важном направлении от устья Дона - Азовского моря и пути в столицу империи. По этой дороге регулярно ездили царские посольства с визитом к турецким и крымским ханам. И в этих городках останавливались на ночлег .Потому как до самого устья Дона ничего подобного в дикой степи не было.

Ну и еще один интересный момент. Ездили верхом и на повозках - каретах. А в дороге кареты могут ломаться, лошади иногда теряют подковы. И эти городки были своеобразными сервисными центрами по обслуживанию карет и лошадей.

И поэтому князь Долгорукий поступил не гуманно, а мудро. С государственной точки зрения.

Ну а с точки зрения бывших своих соотечественников, жителей остальных разоренных городков, как оценивать поступок станичан и митякинцев?

Как там говорилось в заветах Игната? Никаких контактов с царским правительством?

DSCN5254

Вид из Пархоменко - Макарова Яра на то место, где раньше была переправа через Донец.

DSCN3237

Это вид с высокого правого берега Донца на то место, где была переправа через Донец, недалеко от Луганского городка.

"Началом дорожного строительства в России можно считать 1722 г., когда 1 июня был издан указ Сената о постройке дороги между Петербургом и Москвой. Дорогу строили как грунтовую. В указе от 20 мая 1723 г. говорилось: «... А в болотных местах класть фашины и между ими насыпать землею слоями до тех мест, как вышиною будет с натуральною землею ровно и потом мостить, не подкладывая под испод бревен и сверх того мосту насыпать по небольшому земли».

Примитивная технология строительства не способствовала в суровых условиях северо-запада России хорошим результатам. Это привело к тому, что руководители дорожным строительством начали мостить отдельные участки дороги камнем. В декабре 1722 г. Сенат, наконец, решил, что «в нужных местах и где камня довольно есть, из помянутых дорог одну половину, в рассуждении прочности и сбережения лесов, мостить камнем по такому грунту, чтоб камень скоро не опадал и не делалось лощин и не повреждалась бы дорога...». С этого времени в России была принята установка на постройку на магистральных дорогах каменных дорожных одежд."


Tags: Донбасс, Донец, история, наш край
Subscribe

  • Зориновка.

    Когда то давно, задолго до войны, гуляли мы с ребенком в окрестностях хутора Малинового. Хутор стоит не очень далеко от печально известной…

  • И об экологии.

    В прошлом году чубатые потомки древних шумеров внимательно и с придыханием следили за состоянием Исаковского водохранилища. буквально каждый день на…

  • Виктор Леонидович Нусенкис.

    Еще один известный представитель донецкой элиты. Который давно уже живет в России и о своей прежней родине предпочитает не вспоминать. Наверное…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment