mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Category:

ГТС и политика.

На моей памяти две крупных аварии на газопроводе Ставрополь - Центр. Было это еще во времена СССР. Дом мой по прямой на расстоянии чуть больше десяти километров от этого газопровода. Тогда гул стоял такой, что трудно было разговаривать. Но гул стоял недолго. При первой аварии трубу вырвало из земли и она, как веревка крутилась в воздухе, вращаясь вокруг оси. Аварии произошли практически в одном месте. Там местность сильно заболоченная. Скорее всего аварии случились из за коррозии труб.

Попались мне еще интересные цифры относительно потерь.

"Как отмечает группа Американской газовой ассоциации причины большинства потерь можно точно определить. Американскими учѐными ещѐ в 70-е гг. было установлено, например, что если стоимость газа принять за 17,9 долл./тыс.м3, свищ диаметром 3,2 мм. приведѐт к годовым потерям в размере 150 долл. "

Свищ диаметром 3.2 мм это примерно диаметр толстой "цыганской" иголки. Сейчас газ дороже того времени примерно в двадцать раз. Соответственно и цена потерь будет во столько раз больше. Приблизительно в 3000 долларов. А кто эти свищи считает, да и возможно ли такое?

Вот еще интересные цифры относительно украинской ГТС:

"Газотранспортная система Украины является второй в Европе и одной из крупнейших ГТС в мире. ГТС «Укртрансгаза» состоит из магистральных газопроводов (протяженностью 37,6 тыс. км в однониточном исчислении), распределительных сетей, газохранилищ, компрессионных и газоизмерительных станций (71 компрессорная станция общей мощностью 5405 МВт).

Общая протяжённость газопроводов Украины составляет 283,2 тыс. км.

Система объединяет 72 компрессорные станции (122 компрессорных цеха)."

Обратите внимание на общую мощность украинских газокомпрессорных станций. Она эквивалентна мощности трех крупных тепловых электростанций.

"Запуск турбоагрегатов производится раскруткой газом из магистрали с выбросом в атмосферу или электростартерами на ГТУ ДН80, температура на выпуске в рабочем режиме (перед рекуператором) — 500 °C."


Температура перегретого пара, который попадает в турбину тепловой электростанции приблзительно до трехсот градусов.

Вот эта температура, 500 градусов - это не утилизированные потери. Компрессор не тольок перекачивает газ, но и обогревает белый свет вокруг. Конечно это свойство компрессоров не только украинской ГТС, но и всех ГТС по всему миру. Но есть в этом деле одни нюанс.

Через территорию Украины проходи три основных экспортных газопроводов Росии.

Map_Urengoy–Pomary–Uzhgorod

Это газопровод Союз, газопровод Уренгой - Помары - Ужгород и частично Ямал - Западная Европа.

"«Союз» (также «Оренбург — Западная граница СССР») — экспортный магистральный газопровод. Диаметр газопровода — 1420 мм, проектное давление — 7,5 МПа (75 атмосфер), пропускная способность — 26 млрд м³ газа в год.

По территории Украины МГ «Союз» проходит через населённые пункты Новопсков, Боровая, Первомайское, Машевка, Александровка, Тальное, Гайсин, Бар, Гусятин, Богородчаны, Хуст, в каждом из которых расположена компрессорная станция с одноимённым названием.

В украинском городе Бар (Винницкая область) трасса газопровода «Союз» соединяется с трассой магистральных газопроводов Уренгой — Помары — Ужгород и «Прогресс» («Ямбург — Западная граница СССР»).

Общая протяжённость газопровода — 2750 км, в том числе 300 км по территории Казахстана и 1568 км по территории Украины"

На территории Украины это газопровод обслуживает одиннадцать компрессорных станций.  Длина газопровода по территории Украины - это примерно половина длины этого газопровода. Соответственно на остальной части так же примерно столько же газокомпрессорных станций. Примем еще одиннадцать .Итого - двадцать две.

"«Уренгой — Помары — Ужгород» — магистральный экспортный газопровод (МГ), построенный СССР в 1983 году для поставки природного газа с месторождений севера Западной Сибири (РСФСР) потребителям в Республиках Союза и странах Центральной и Западной Европы, по маршруту Уренгой — Помары — Ужгород. Один из крупнейших проектов при разработке Тюменской нефти

На украинском участке МГ находятся девять компрессорных станций (Ромны, Гребенковская, Софиевка, Ставишенская, Ильинецкая, Бар, Гусятин, Богородчаны, Голятин). По территории Украины газ транспортируется в основном до компрессорной станции «Ужгород» на украинско-словацкой границе и в меньших объёмах — до компрессорных станций на границе с Венгрией (ГИС «Берегово») и Румынией (ГИС «Теково»)"

На территории  Украины девять компрессорных станций. Протяженность по территории Украины так же примерно половина от всей длины газопровода. Можно принять, что общее число газокомпрессорных станций на этом газопроводе - восемнадцать штук.

Теперь надо обратить внимание на время, когда эти газопроводы строились. Это семидесятые - восьмидесятые года прошлого века. И сразу же возникает вопрос, относительно КПД компрессорных станций. Который соответствует тому времени. Сейчас полеты между континентами на самолетах - рядовое событие. Потому что возросла экономичность авиадвигателей. Компрессоры ГТС - это те же авиационные двигатели, адаптированные на прокачку газа.

"На каждой КС три ГПА ГТК-25И (MS5002B(R)) фирмы General Electric, по три ГПА-25 (ГТУ ДН80Л ПО «Зоря — Машпроект», г. Николаев, УССР, нагнетатель производства НЗЛ, г. Ленинград, СССР) на КС33 и КС37, на головной компрессорной станции (КС «Пуровская») установлены пять ГПА ГТК-10И (MS3002)."

Теперь смотрим еще один экспортный российский газопровод.

«Ямал — Европа» — транснациональный магистральный экспортный газопровод, введённый в действие в 1999 году (построен предприятием Ленгазспецстрой). Соединяет газовые месторождения севера Западной Сибири с потребителями в Европе. Газопровод стал дополнительным экспортным коридором, повысившим гибкость и надёжность поставок российского газа в Западную Европу (через газотранспортные системы YAGAL-Nord и STEGAL — MIDAL — ПХГ «Реден»).

В настоящее время начинается в газотранспортном узле в г. Торжке (Тверская область). Проходит по территории России, Белоруссии, Польши и Германии. Конечная западная точка МГ «Ямал-Европа» — компрессорная станция «Мальнов» (в районе г. Франкфурта-на-Одере) вблизи немецко-польской границы.[3]

Введён в строй в конце 1999 года. На проектную мощность вышел в 2006 году.

Общая протяжённость газопровода превышает 2000 км, диаметр — 1420 мм. Проектная мощность — 32,9 млрд м³ газа в год. Количество компрессорных станций на газопроводе — 14 (3 — в России, 5 — в Белоруссии, 5 — в Польше и одна — в Германии).[4]
Протяжённость российского участка составляет 402 км с тремя компрессорными станциями: «Ржевская», «Холм-Жирковская» и «Смоленская».

По Белоруссии проходит 575 км газопровода, здесь построены 5 компрессорных станций: «Несвижская», «Крупская», «Слонимская», «Минская» и «Оршанская». «Газпром» является единственным владельцем белорусского участка газопровода.

Польский участок насчитывает 683 км линейной части и 5 компрессорных станций: «Чеханув», «Шамотулы», «Замбрув», «Влоцлавек», «Кондратки». Владельцем польского участка является EuRoPol Gaz, совместное предприятие «Газпрома» и PGNiG."

На российском участке всего три компрессорных станции. На остальных участках еще десять. Всего триннадцать. Это на фоне сорока компрессорных станций на остальных двух экспортных газопроводах . И еще надо учитывать время постройки этого газопровода - это конец двадцатого и начало двадцать первого века. С соответствующим времени КПД этих компрессоров.

ямал1

Вот еще хорошая и наглядная схема. На ней указаны существующие и строящиеся современные участки российских экспортных газопроводов. Эти участки напрочь ликвидируют большинство компрессорных станций за пределами территории России. Газопроводы Уренгой - Помары - Ужгород и  Союз перенаправляются на южные и турецкие потоки. Газопровод Ямал на северные потоки. Никакой политики, ни какого шантажа Украины и прочих поляков. Чисто экономический расчет.

Двадцать шесть компрессорных станций остаются за бортом. Остаток - семнадцать на территории России. Из них три современных. в остатке - четырнадцать. Я думаю Газпром реконструировал большинство из них в соответствии с сегоднешним временем. Украина по нынешнему времени на такое не способна


"17 июня 2014 года произошел взрыв в Лохвицком районе Полтавской области, что привело к потере десяти миллионов м3 газ..По словам министра внутренних дел Украины А. Авакова, ключевой версией является теракт, хотя губернатор Полтавской области Виктор Бугайчук и заметил, что газопровод на данном участке находился в аварийном состоянии как минимум 2 года, о чём неоднократно сообщал в Нефтегаз"

Собственно в этом маленьком абзаце большой ответ на все вопросы, связанные с подписанием или неподписанием следующего контракта между Нафтогазом и Газпромом.

И еще один небольшой сюрприз:

"Генеральный проектировщик большинства советских газопроводов — проектный институт «ЮжНИИгипрогаз» (город Донецк Украинской ССР), который занимался разработкой проектов для обустройства крупнейших в мировой практике газовых и газоконденсатных месторождений и для строительства газохимических комплексов, а также проектированием крупнейших магистральных газопроводов СССР."

Все, связанное с ГТС, взято из Вики.
Tags: Украина, война, газпром, маленький мир
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments