mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Categories:

Тоненькая струйка аммиака.

Последние два года Горловка ежедневно мелькает в военных сводках. Ее украинские освободители обстреливают с каким то садистским наслаждением. Обстреливают не только сам город, но и его ближайшие пригороды. Почему так? Почему такое пристальное внимание к этому городу? Одной только ненавистью это обьяснить невозможно. Есть еще одна, скрытая причина всех этих обстрелов.

Я раньше часто ездил на поезде мимо Горловки. Перед вьездом в сам город, поезд почти по кольцу, обьезжал горловский химкомбинат. Горловский Стирол. Очень красивый комбинат. Красивый и очень просторный промышленный пейзаж. А уже, после того как поезд обминал сам комбинат, в глаза бросалась сортировочная станция химкомбината.

ам5

Эта станция по размерам ничем не  уступает размером отдельных железнодорожных сортировочных станций. Но это внутризаводская сортировка. Раньше, в благополучные времена, эта станция была забита железнодорожными цистернами для перевозки аммиака. Их стояло там несколько сотен, гораздо больше, чем на фотографии выше. Из этих цистерн сливали аммиак в аммиакопровод, который шел до Одессы.

На Украине есть два входа в этот аммиачный портал. Один в Горловке, другой в Одессе.

амм3

Вот на фотографии вход в одесский аммиачный портал. Цистерн больше чем в Горловке. Потому что в Одессу везли аммиак с трех химкомбинатов, а в Горловку с двух. Обратите внимание на видимое оборудование Одесского Припортового завода. В нем кое чего не хватает Но может я и не прав, просто это не полная панорама завода. А может и прав.

v-gorlovke-so-stirola-uvolnjayut-vseh-rabotnikov-zavod-rezhut

Это панорама Горловского Стирола. Видна большая башня для получения твердых азотных удобрений. В эту башню подают аммиак и азотную кислоту. Происходит реакция и на выходе получается твердый карбамид - мочевина. На панораме Одесского завода такой башни не видно. По идее так и должно быть. Припортовый завод вырабатывал аммиак.

Сейчас все события на Украине вытесняют украино - российские газовые переговоры. Эти переговоры затмевают все важные события, включая последствия недавней встречи в Париже. Но параллельно идет еще одна схватка. Про нее не пишут абсолютно ничего. Но битва эта идет с такой же интенсивностью и по той  же причине. Невидимая битва ведется вокруг аммиакопровда, той его части, которая проходит по территории Украины. И в этой битве точно такая же причина. Тарифы на прокачку.

амм2

"11 октября 1979 года от Горловского завода «Стирол» (Украина) к Одесскому припортовому заводу был введен в эксплуатацию мощный аммиачный трубопровод. Вторая часть аммиачного трубопровода пролегла от г. Тольятти (Россия) к г. Купянск. Так родился магистральный аммиакопровод, уникальный по своему техническому решению и назначению объект, что транспортирует химическое вещество – жидкий аммиак на экспорт в страны Европы, Азии и американского континента. Его строительство финансировали на компенсационной основе заграничные фирмы «OCCIDENTAL PETROLEUM CORPORATION WILLIAMS BROTHERS» (США), «ENTREPOSE» (Франция). Длина по территории России – 1400 километров, через территорию Украины – 1018 километров

16 июня 1975р. Совет Министров СССР принял постановление № 513 о проектировании и строительстве магистрального аммиакопровода “ Тольятти-Григорьевский лиман” пропускной способностью 2,5 млн.тонн жидкого аммиака в год.
16 октября 1975р. Советское Правительство заключило соглашение с французскими фирмами “ Антрепоз” “Софрегаз” и американскими “ Оксидентал-петролеум Корпорейшн”, “ Вильям Бразерс” о поставке технологического оборудования для магистрального аммиакопровода.

1976р. начато строительство магистрального аммиакопровода.

29 декабря 1979р. Министерством химической промышленности СССР был утвержден Акт рабочей комиссии о приемке пускового комплекса аммиакопровода на участке ПО ”Стирол”-“Одесский припортовый завод”, мощностью 400 тыс.тонн жидкого аммиака в год.

31 декабря 1981р. Был утвержден Акт рабочей комиссии о приемке II пускового комплекса аммиакопровода, мощностью 2,5 млн.тонн жидкого аммиака в год."

Хозяином и единоличным владельцем компании OCCIDENTAL PETROLEUM CORPORATION был Арманд Хаммер. Читателю советских газет название этой корпорации ни о чем  не говорило. Тогда и не сильно распространялись о том, кто стоял за строительством этого аммиакопровода. Строительство этого аммиакопровода было частью того плана, о котором я написал в предыдущей заметке. Этот аммиакопровод строился не только на деньги Хаммера .Все оборудование, включая трубы, из которых он был построен, все завозилось из за границы .Ввозилось самое передовое оборудование в этой отрасли.

"Основная магистральная часть трубопровода выполнена из труб диаметром 355 мм толщиной 7,92 мм, ответвления от ОАО « Концерн Стирол » - из труб диаметром 273 мм толщиной 7,92 мм. Участки повышенной опасности выполнены из труб, которые имеют толщину стенки 12,7 мм.

амм7

амм8

На фотографиях - пересечение аммиакопровода через реку Днепр.

Чтобы гарантировать безопасную для населения и окружающей среды работу аммиакопровода, на предприятии функционирует ряд инженерных сооружений: 3 насосные станции, 5 раздаточных станций, 44 линии электросетей длиной 150 км, 47 трансформаторных подстанций, станции катодной и дренажной защиты трубопровода, которые работают непрерывно, главные и сателитные посты секционности, обратные клапаны, технические сооружения подводных и мостовых переходов через водные преграды, переходы через автомобильные и железнодорожные пути; система телеметрии и дистанционного управления процессом транспортировки, магистральный кабель связи на 360 и 100 каналов, и другое.

Безопасность аммиакопровода достигнута за счет осуществления таких проектных технических решений:

применение труб импортного производства из стали с повышенной ударной вязкостью, применение специальной технологии сварки с 100% контролем всех продольных и кольцевых сварных швов;

покрытие труб полимерной пленкой, мероприятия по предотвращению внутреннего коррозийного растрескивания, применения электрохимзащиты;

магистральный аммиакопровод проложенный с углублением на 1,8 м;

секционность трубопровода на участке по 5-7 км с использованием шаровых кранов с электропневмогидроприводами;
переходы через р. Оскол, р. Северский Донец, питьевой канал Днепр -Донбасс, питьевой канал Северский Донец - Донбасс выполнен в защитных кожухах, межтрубная полость которых заполнена азотом, с постоянным автоматическим контролем за давлением в межтрубном пространстве.

"В отличие от существующих на Украине трубопроводных систем, на аммиакопроводе автоматизированы и дистанционно управляются не только насосные станции, но и шаровые краны на постах секционности . На постах секционности электрогидроприводы шаровых кранов работают в автоматическом, дистанционном и ручном режимах. На насосных и раздаточных станциях с помощью систем сигнализаций и блокировок обеспечено поддержка норм технологического режима в пределах предельно-допустимых значений."

И точно так же, как и война за тарифы по транспортировке газа, такая же война идет и за тарифы по прокачке аммиака.

"9 сентября 2015
В марте Верховная Рада утвердила изменения в Налоговый кодекс, установив минимальную рентную ставку на прокачку аммиака на уровне 2,4 долл. за транзит тонны аммиака на 100 км. Рентная плата была повышена почти в 4 раза! Одним росчерком пера госпредприятие "Укрхимтрансаммиак" из прибыльного сделали убыточным. При этом предприятие несет международные обязательства, а также — по выплатам долгов перед украинскими и иностранными банками. Взятые в кредит средства были потрачены на модернизацию объектов трубопровода, многие из которых давно исчерпали свой эксплуатационный ресурс. Между тем, стабильная работа аммиакопровода — это и зарплаты, и наполнение бюджета, и страховка от техногенной катастрофы.

"Главная проблема в том, что рост издержек на оплату ренты невозможно компенсировать соответствующим ростом тарифа. Однако никаких инициатив на этот счет от Минэкономразвития за несколько месяцев действия новой рентной ставки не последовало. Похоже, с ликвидацией Минпромполитики, функции которого вобрало в себя Минэкономразвития, в Лету канула и сама промышленная политика", — пишут "Контракты".

Решение о повышении тарифа тоже не выход. Во-первых, корректирующий коэффициент "съест" 0,63 долл. с каждого доллара. Во-вторых, рост тарифа в одностороннем порядке вызовет чреду судов с контрагентами. В-третьих — рост тарифов имеет свой экономически обусловленный предел. Повышение тарифа до 4,8 долл. приблизит стоимость перекачки трубопроводом к железнодорожным тарифам. Стоимость транзита аммиака по трубе вместе с перегрузкой в порту Южный ниже стоимости в прибалтийских портах Вентспилс и Силламяе. Кроме того, развязка тарифной войны на аммиачном фронте стимулирует Россию активизировать строительство мощностей по перевалке минудобрений на Таманском полуострове. Дорогой инфраструктурный проект до сих пор не был реализован лишь в виду существования более выгодного маршрута Тольятти — Одесса, вполне может быть форсирован в рамках стратегии импортозамещения, провозглашенной Москвой.

Неоправданно резкий рост ренты способен повысить сбор доходов в дефицитный госбюджет лишь в краткосрочной перспективе. Рентный беспредел в итоге отпугнет клиентов нереальными тарифами. Директор УГП "Укрхимтрансаммиак" В.Бондик уверен: "Война закончится и как быстро будет восстанавливаться экономика, во многом зависит сумеем ли мы сохранить инфраструктуру и уникальные конкурентные преимущества, которыми все еще обладает Украина. Одно из них — аммиакопровод".

Другой аспект проблемы — позиция руководства ОПЗ, технологический комплекс которого непосредственно связан с аммиакопроводом: пользуясь тем, что тарифы на охлаждение, хранение и погрузку аммиака не регулируются государством, завод за год поднял тариф в 3,5 раза.

ОПЗ и "Укрхимтрансаммиак"  являются 100% госпредприятиями, и от  их слаженной работы зависит  будущее единого производственного  комплекса. В интервью "ЛІГАБізнесІнформ" директор ОПЗ В.Горбатко, заявил: "Я давно являюсь убежденным сторонником приватизации, и чем быстрее пройдет конкурс, тем лучше ".

Завод может быть приватизирован, тогда как аммиакопровод — пока нет. Было бы целесообразно исключить из комплекса ОПЗ цех по перевалке. Это даст возможность сохранить госконтроль за транзитом аммиака по территории Украины и устранить монопольное положение ОПЗ на рынке услуг по перевалке химпродукции.

Популистское экономическое решение по увеличению ренты влечет за собой серьезные негативные последствия, которые могут возникнуть во время эксплуатации аммиакопровода, объекты которого принадлежат к 1-му классу опасности, техногенные аварии. Также Минэкономразвитию из-за своих действий придется нести ответственность и за вероятный срыв международных договорных и кредитных обязательств, которые могут привести к высоким штрафным санкциям и за другие последствия, связанные с уничтожением до сих пор стабильно работающего предприятия."
https://glavred.info/economics/335591-ukrhimtransammiak-vtyagivayut-v-rentnyy-bespredel-smi.html

"27 декабря 2016
«Укрхимтрансаммиак», оператор аммиакопровода Тольятти-Одесса, сможет возобновить транспортировку аммиака только после подписания нового соглашения с российской стороной.

Об этом заявил министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубив, передает «Слово и Дело», ссылаясь на «Интерфакс-Украина».

«В этом году исчерпан лимит и, соответственно, должно быть подписано соглашение по возобновлению этой работы после Нового года», – сказал он.

Напомним, что 23 декабря «Укрхимтрансаммиак» остановил транзит аммиака «Тольяттиазота» по территории Украины.

Аммиакопровод Тольятти-Одесса построен в конце 1970-х годов для транспортировки аммиака «Тольяттиазота» на экспорт. Мощность аммиакопровода составляет 2,52 млн тонн в год, из которых 2,12 млн приходится на российские предприятия. Еще 400 тыс. тонн поставлялись на остановленный с 2014 года в связи с войной на Донбассе концерн «Стирол» (собственность Дмитрия Фирташа). На другом конце аммиакопровода находится Одесский припортовый завод, где аммиак загружается в танкеры. Общая протяженность аммиакопровода – 2418 км, по территории Украины – 1018 км.

Как сообщалось ранее, по состоянию на начала декабря четыре компании заявили о желании приобрести Одесский припортовый завод: американский производитель удобрений IBE Trade, инвестиционная компания Amjad Investments из ОАЭ, а также «Укрнефтебурение» и кипрская Glenshee Holdings Limited."
ttps://ru.slovoidilo.ua/2016/12/27/novost/jekonomika/kubiv-nazval-uslovie-vozobnovleniya-tranzita-rossijskogo-ammiaka-cherez-ukrainu

Знакомая песня. Пользуясь монопольным положением Украина выкручивает руки российским операторам. Тут небратья криком кричат, что российский газ является геополитическим оружием по удушению Украины. Но это для внешних наблюдателей. А что на самом дел вытворяет Украина? Она без зазрения совести пользуется своими трубопроводами  и использует их как оружие. И не удивительно, что Газпром и Тольяттиазот хотят избавится от всего этого. И что тогда будет делать Украина со своим этим металлоломом?

"Стратегический конкурент трубопровода для поставки аммиака в украинский черноморский порт Южный, продолжает медленно развиваться. Предприятие "Тольяттиазот" (ТоАЗ), которое реализует данный проект за счет собственных средств, сообщило о том, на какой стадии ведутся работы. Напомним, целью проекта является исключение логистики аммиака по территории Украины, в том числе отказ от использования участка трубопровода, контролируемого украинским ГП "Укрхимтрансаммиак" и перевалочных мощностей Одесского припортового завода.

Последним шагом стало утверждение документации по планировке территории для строительства Перевалочного комплекса аммика и карбамида в морском порту Тамань распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот).

«Длительный вынужденный простой в строительстве вынудил нас заново инциировать выполнение комплекса инженерных изысканий и разработку проектной документации с последующим получением всех необходимых согласований и заключений экспертных организаций, а также получение нового разрешения на строительство. Эта работа была начата в 2017 году, и вот теперь один из основополагающих документов – проект планировки территории и проект межевания — утвержден Росморречфлотом. Такая поддержка свидетельствует о стратегической значимости проекта ТОАЗа для государства. Благодаря этому уникальному терминалу экспортные потоки аммиака и минеральных удобрений будут перенаправлены с зарубежья в российский порт», — прокомментировал событие председатель Совета директоров ПАО «Тольяттиазот» Петр Орджоникидзе.

Реализация проекта по строительству перевалочного комплекса в морском порту Тамань, как утверждают в «Тольяттиазот», идет в соответствии с Дорожной картой развития морских портов в Азово-Черноморском бассейне до 2020 года, утвержденной правительством России.

Грузооборот терминала составит 2 млн тонн аммиака и 3 млн тонн карбамида в год. Продукция ТОАЗа будет доставляться на комплекс преимущественно по железной дороге. Рассматриваются варианты как прямой доставки из Тольятти, так и частичного использования российского сегмента аммиакопровода с дальнейшей перевалкой груза на железнодорожный транспорт.

На территории комплекса уже построен хранилищно-охладительный терминал аммиака с резервуарами изотермического хранения и компрессорной станцией, продуктопроводы, объекты обеспечивающей инфраструктуры, грузовые причалы и уникальная эстакада, выдающаяся в море на 2,5 км, по которой аммиак и карбамид будут доставляться для погрузки на суда.

Согласно плану ТоАЗ, терминал должен полностью покрыть потребность предприятия в мощностях по перевалке продукции, даже с учетом запланированного роста объемов производства
https://infoindustria.com.ua/perevalki-ammiaka-i-udobreniy-v-portu-taman-utverzhdena-planirovka-territorii/

Есть в этом аммиакопроводе  многочисленные защиты от дураков. Но нет там защиты от идиотов.

амм61

Красненькая перевернутая капля - это город Балаклея, Харьковской области, та самая, которая взорвалась ракетным фейерверком год назад. Лиловая линия - это аммиакопровод. Я его примерно нанес там, где он проходит. Наверное не стоит больше ничего писать. Оно и так все видно. Давление аммиака в трубе - тридцать пять атмосфер. Дырочка в трубе может привести к тому, что струйка аммиака может взлететь вверх на высоту триста пятьдесят метров.

Сейчас участок от Горловского Стирола до основного аммиакопровода закрыт. Начинать производство на Стироле очень проблематично, что бы кто и хотел. Одесский Припортовый не работает. Фактически весь аммиак поступает из России. На Припортовом заводе работают только мощности по приему, хранению и погрузке аммиака в танкеры. Если Припортовый завод остановится, то транспортировке аммиака придет конец. Так же под вопросом транспортировка в случае приватизации этого завода. А учитывая то, что Тольяттиазот ведет строительство своего терминала в России, перспективы Припортового завода стремятся у к нулю.

Умудриться за двадцать пять лет убить крупную отрасль - это надо иметь соответствующее вдохновение. Или не иметь мозгов совсем.

Если Тольяттиазот достроит свой аммиакопровод и терминал, то в украинских приемных пунктах металлолома появится качественная французская сталь. И много...

Фото с ресурса Panoramio.
Tags: Донбасс, Украина, война
Subscribe

  • (no subject)

  • ПРАВИЛА ИГРЫ БЕЗ ПРАВИЛ

    Я прочел эту повесть примерно в то время, когда она была опубликована. В начале восьмидесятых годов, еще до начала перестройки. Это было приложение…

  • Исповедная роспись.

    Исповедная роспись (Исповедальная ведомость, Духовная роспись, Великопостная роспись) — ежегодный отчётный документ, составляемый по каждому…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments