mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Categories:

Сила воды.

Я  живу в Луганске с самого рождения. До этого в Луганске жили и мои предки, которые поселились здесь с самого начала освоения этих земель и этой местности. И давно меня мучает вопрос - почему Луганск состоялся именно на этом месте. В чем причина, чем руководствовались те люди, которые пришли на эти места почти триста лет назад? Что было главным в выборе этого места? Наверное странный вопрос, пришли, место понравилось и решили здесь построить завод и поселок при нем. Но углубленное изучение истории возникновения Луганского завода и поселка при нем, который потом вырос в город Луганск, позволило мне сделать вывод о том, что причина все таки была. И выбор места для завода и города был очень ограничен. В другом месте он не мог возникнуть.

Как то давно смотрел я английский художественный фильм. Именно снятый в Англии, а не в Голливуде. Фильм довольно грустный, связанный с убийством девушки и осуждением невиновного. Но в этом фильме была показана жизнь черного Лондона. Не по цвету кожи, а жизнь социальных низов. Если так можно назвать простых жителей Лондона средины семидесятых годов.

Главный герой фильма, молодой человек, работал помощником на барже, которой владел и был на ней капитаном пожилой англичанин. Баржа была маленькой, чуть больше крупной лодки. Капитан закупал оптом уголь на угольном складе, развозил его по лондонским каналам и продавал в розницу. Каналы в фильме небольшие. Эта баржа занимала всю ширину каналов. Уголь продавали ведрами. Там выходили женщины (почему то всегда женщины) и покупали уголь не больше двух ведер. Каналов оказывается там было очень много и каналы заменяли во многом дороги в городе.

Англичане водная нация. Они всю свою жизнь связаны с водой. С морем или реками и каналами.

Место под будущий завод и в последствии и город выбирали британцы, среди которых англичан было большинство. Нет ли тут в выборе места под завод, какой либо подсознательной любви англичан к воде?

Луганск стоит на берегу Лугани, в том месте, где долина ее притока, речки Ольховки, сопрягается с долиной Лугани.  Место очень красивое. Я часто, когда смотрю на город с высоты своего места, где живу, пытаюсь представить себе, как это место выглядело когда здесь никто не жил. Очень живописно получается. Но у Лугани есть еще один приток, река Белая. Самый большой из всех ее притоков .По длине русла белая слегка уступает длине Лугани и текут эти две реки почти параллельно. И в те давние годы Белая ненамного уступала Лугани по ширине, притоку и скорости течения .

Место, где долина Белой стыкуется с долиной Лугани намного шире. И переход от возвышенности по берегам Белой происходит на много плавнее, чем переход долины Ольховки.  Но место под город выбрали в другом месте. Ответ на поверхности, лежит на виду. Но на это мало кто обращает внимание .Ответ этот называется Каменный Брод. Большой брод через русло Лугани, рядом с которым возникло село с одноименным названием и дало название району современного Луганска. Каменный Брод делал невозможным перемещение на лодках и мелких судах вверх по течению Лугани. Через Каменный брод проходила дорога на запад от будущего Луганска  ишла она до самого Бахмута и дальше. То, что англичане выбрали место под завод ниже этого брода, говорит о том, что они рассчитывали на эту водную магистраль. НО была еще и Белая, такая же магистраль, как и Лугань. Но все равно, все упиралось в этот брод.

Вообще, отдельная история этого брода сама по себе очень нинтересна. Но ее изучают только начиная с того периода, когда рядом с бродом появилось одноименное поселение. Но Каменный Брод является некой узловой дорожной точкой. К которой подходит дорога с юго - востока  икоторая идет от брода, через Станицу Луганскую и станицу Митякинскую к устью Дона и к выходу в Азовское море. На север от брода дорога, пресекающая Донец рядом с булавинским Теплынским городком, идет до крепости Валуйки. На запад дорога идет до крепости Бахмут и до того места, где были построены потом первые шахты для Луганского завода и появился город Лисичанск. И еще на запад идет дорога до того места, где возле будущего села Городище, были открыты залежи железной руды.

Но все равно, завод построили не непосредственно рядом с бродом, а в паре километров ниже его. Это так же имеет свое обьяснение, но это мелочи .За бродом Лугань делает две большие петли.

Логично теперь предположить, что раз англичане включили водные артерии в жизнь будущего завода, этот завод можно было построить поближе к тому месту, где Лугань впадала в Донец.

Но этого нельзя было сделать. На это так же есть своя причина. В паре километров от того места, где был построен завод начиналась заболоченная низина.  В свое время на месте этих болот раздавали дачные участки. Большая часть этих участков со временем ушла в болото. Хоть там участки и пытались подсыпать привезенным грунтом. Когда наш тепловозостроительный расширяли, то же залезли на эти болота. И очень долго отсыпали места будущих цехов.

А вообще, как я несколько раз писал на эту тему, событие в прошлом, которое запустило цепочку событий, которые произойдут в будущем, было восстанием под руководством Кондратия Булавина. Это событие, произошедшее триста лет назад до сих пор оказывает свое влияние на то, что происходит даже сейчас .Событие это очень недооценено историками, им мало кто интересуется сейчас, а зря.

Тогда в результате подавления восстания бахмутские солеварни перешли в казну .И государственные мужи того времени в Бахмуте так успешно вываривали там соль, что исчез весь лес в радиусе пятидесяти верст. Когда солеварни передали в упрвление в Бахмут местным начальникам, остро встал вопрос поиска замены дров при вываривании соли. И тогда Никита Вепрейский, комендант Бахмута и Семен Чирков, командир бахмутского гарнизона, вынуждены были искать земляное уголье. Земляное уголье они нашли, но нашли так же месторождение железной руды на берегу речки Белой. И вот это открытие залежей железной руды очень сильно повлияло на выбор места под Луганский завод и поселок рядом с ним. Когда собрались строить завод , про эту железную руду знали. Мало того, это месторождение оказало влияние на выбор места под будущий Енакиевский меткомбинат и на будущий Алчевский  меткомбинат.

Через сто лет после подавления восстания, строится Луганский завод. К концу восемнадцатого века завод исчерпал весь свой потенциал, который был в нем заложен и было принято решение о его закрытии .Но оставались кадры и опыт работы. И через двести лет после восстания, рядом с литейным заводом строится паровозостроительный завод, Который оказал влияние на дальнейшую жизнь Луганска и благодаря которому Луганск разросся до полумиллионного города. И Ворошилов, который начинал на паровозостроительном, это уже история не только Луганска, но и всего Союза.

А через триста лет после восстания, на тех же местах и по той же причине, что и восстание Кондратия Булавина, началась Русская Весна. Которая во многом повторяет все те события трехсотлетней давности. И проходит по тем же местам.

В моих велосипедных планах на этот сезон есть путешествие в Городище. Туда, где были железороудные копи. От Луганска до того места примерно девяносто километров. Вполне дневной пробег. День туда, день обратно и там, на месте, пару дней. Пожить в степи в палатке, надышаться степным воздухом. Заодно по пути сфотографировать в Малоивановке выходы угля на поверхность .Они там есть нетронутые. Такие точно как те, которые нашли Вепрейский и Чирков триста лет назалд. Ну и найти кусочки железной руды возле Городища.
Tags: Луганск, история, наш край
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments