mikul_a (mikul_a) wrote,
mikul_a
mikul_a

Categories:

Наши женщины.

Был я в этом месте очень давно. В то время, когда юность начинала плавно перетекать в зрелые годы. Тогда их только собрали в одно место. Просто интересно было на все это посмотреть. Тогда я еще не обладал темя запасами знаний, для того что бы оценить всех их и все то, что там было выставлено. Потом  педуниверситет огородили и на входе поставили охрану. И она все время спрашивал куда и зачем. И из за этого туда ходить не очень хотелось. И так они, наши женщины, жили там сами по себе, а моя жизнь протекала так же, параллельно. А вчера я с удивлением обнаружил, что вход туда свободный. Там можно свободно ходить, все смотреть и фотографировать. Что я с удовольствием и сделал.

P00207-133522

Коллекция наших дам  одна из самых полных на бывшем Советском пространстве. Больше только в Эрмитаже.

P00207-133545

Есть еще возле Донецкого и Днепропетровского кравеведческих музеев. Но там их значительно меньше.

P00207-133648

А дамы у нас красивые.

P00207-133614

P00207-133709

Есть статные, высокие и дородные

P00207-133723

P00207-133743

Есть стоящие. Есть сидящие.

P00207-133758

P00207-133809

P00207-133847

P00207-134041

Есть невысокие, зато резные и фигуристые.

P00207-134131

Есть с небольшим макияжем, подведенными бровями.

P00207-134246

Есть одетые, в платьице - кафтанчик.

P00207-134558

Есть без одежды, но с подчеркнутыми женскими формами.

И все они в руках держат кувшины - чаши, прикрывая ими то место, откуда появляется жизнь.

...Факты одной значимости разбросаны в мировой литературе, как звенья одной цепи. Рассмотренные каждый в отдельности, вне связи с другими, они из метафор превращаются в лобовые высказывания.

От того, кто имеет дело со столь хрупким материалом, как древность, мы вправе требовать не только умения землекопа, но и чувства символа, как от лингвиста - чувства слова

Культура настояна на иносказаниях, и понимать любой ее жест буквально, это - не понимать. Шар издали видится плоским кругом, так и поэтический символ древности подчас лишается перспективы при переводе иа язык будничный

В Китае встречались круглые металлические зеркала с изображением бога Арья-Бало, т. е. благотворной формы грозного Махагалы. Одна сторона этих зеркал гладко отполирована, на другой - рельефное изображение многорукого сидящего бога, представленного с тыла. Вы видите его затылок и спину, хотите узнать, какой вид имеет бог спереди, оборачиваете диск...
И видите свою физиономию.

Так великая поэтическая метафора превращалась в бытовую вещь. Не этого результата стремились достичь жрецы-художники. Лицо многорукого бога - это слепящее солнце. Восход и закат были изображены этой бронзовой идеограммой.

Блестящую поверхность использовали, а раскоряченный смешной человечек на обороте превратился в традиционный, но непонятный элемент декора.

Всю историю материальной культуры можно представить как непрекращающуюся борьбу красоты с красивостью, символа с предметом, поэзии с буквализмом.

...Археолог Вулли находит захоронения с писаной металлической чашей в Шумере.

...Евтюхова и Киселев раскапывают курганы с писаными металлическими сосудами на Алтае.

...Акишев обнаруживает металлическую чашу с надписью в кургане близ Алатау.

Во всех трех случаях, рассмотренных в отдельности, вне связи друг с другом, металлический сосуд остается просто сосудом, случайным предметом среди других случайных предметов могильной утвари. Но собранные вместе, они, дополняясь и поясняясь взаимно, неожиданно складываются, как рассыпанные литеры, в слово, прочесть которое мы уже в состоянии, но понять истинный смысл его нам еще предстоит.

Я обращаюсь к Шумерам: более никто не придавал такого значения металлическому сосуду в погребальном обряде.

Сравните описание двух захоронений, между которыми лежат тысячи километров по горизонтали и тысячи лет по вертикали.
«Погребенный был одет в шелковую одежду. В изголовье покойника стоял серебряный сосуд с тюркской рунической надписью «Могучен» и «Хозяин-владелец».

«Труп лежал на правом боку. Вокруг талии был обернут широкий серебряный пояс. В руки покойника тысячелетия назад вложили чашу из самородного золота. Рядом с ней лежала еще одна овальная, тоже золотая. На двух золотых чашах было выгравировано:
Мес-кала-дуг - герой благодатной страны».

Нить, неосторожно протянутая из Алтая в Шумер, была бы очень тонкой и ненадежной связью, если бы закономерность подобных захоронений с металлическим сосудом и там, и там не была бы подтверждена количественно.

Большая сохранность шумерских могил позволяет наблюдать священное отношение к металлическому сосуду. Во всех обнаруженных погребеньях чаша находится у руки покойника, чем и выделяется из среды других (неметаллических) сосудов

«Эта женщина, очевидно, была высокого звания. Она носила драгоценный золотой убор. В руках эта женщина держала рифленый золотой кубок, украшенный резьбой».

«Умершие положены на бок и держат перед собой чаши (металлические). Над ними лежат глиняные сосуды».

Отметим, что не все металлические чаши из шумерских погребении с надписями. Так же, как и на Алтае. Возможно, не надпись придавала чаше символическое звучание, а форма и металл.

Библиография алтайских писаных сосудов несколько  обширней.

Как бы подчеркивая обрядовую важность этого предмета, все без исключения степные каменные бабы держат в руках сосуд. По сообщению Низами кочевые тюрки до принятия мусульманства, поклонялись Бабе с Чашей, как божеству.

Алтайцами изваяние на кургане было истолковано, как изображение покойника, и они превращают Бабу в каменного усатого мужика. Притом алтайские «мужики» держат сосуды именно той формы, которые находят в захоронениях этого района.
Это поразительное соответствие форм металлических сосудов погребений и форм сосудов каменных изваяний замечает и Л. Р. Кызласов. Он предположил, что эти фигуры олицетворяли умерших.

Обозримый ареал распространения «мужиков с кувшинами» ограничивается Алтаем и Сибирью.

Из 58 обследованных А. Д. Грач истуканов Тувы, лишь три из них держат отчетливо вырезанные чаши, остальные - кувшинчики (7).
В южно- и западнотюркских степях находят курганных Баб с иной формой сосуда - чашей. Если и там соблюдалась зеркальная композиция, то следует предположить, что в этом районе ритуальным сосудом являлась чаша, а не кувшин.

...Шумерско-тюркская параллель подкрепляется, на мой взгляд, и тем, что своя Баба с сосудом была и в Шумере. Но та Баба, благодаря вавилонским письменным источникам, сохранила свою божественную функцию. По-вавилонски это - Иштор, богиня воскрешения. Мать Огня, восходящего солнца Тамуза. По мифу Иштор спускается в подземный мир, находит и оживляет Тамуза.

Сохранились статуэтки Иштор, где она изображена с сосудом, прижатым к животу.

Шумерский иероглиф  -солнце, перейдя из графического в скульптурное воплощение, превращается в Чашу наклоненную.
У руки или у изголовья устанавливали полную чашу - гарантию воскрешения. Разбитая чаша - прожитый год. По количеству лет царя, предающегося ночи, кладут в могилу глиняные или деревянные сосуды. И разбивают. Металлический, небьющийся сосуд воплощает идею воскрешения.

Статуя богини воскрешения Ишторе с наклоненной чашей устанавливается над погребением.

Покойник уподоблялся солнцу-тамузу, Иштор должна была его воскресить. Поэтому она стоит над ним с его знаком - наклонной чашей. У кипчаков сохранились припевки «тамуз, тамуз, тамузук!», которые уже совершенно бессмысленно сопровождают любой текст народного стиха, не согласуясь с ним. Мне кажется - это остаток молитвы богу солнца Тамузз - самая употребляемая ее часть. Следы древних переднеазиатских молитв сохраняются в некоторых современных языках, именно в форме народной припевки. «Любопытны урартские (или хурритские) слова, сохранившиеся в припевках грузинских народных песен», - пишет И. М. Дьяконов, ссылаясь на свидетельство А. Сванидзе.

На курганах от Монголии до Венгрии стояли каменные бабы с чашами, образы богини воскрешения Ишторе. Это изваяние и было внешним атрибутом, символом тенгрианского захоронения.

Что отличает главную идею тенгрианства от идей позднейших религии? Вера в буквальное воскрешение, в продолжение жизни на земле в том же образе человеческом. Пройдешь через сон и очнешься 1) как сурок и трава (если ты сын земли), 2) как солнце (если ты сын Неба).

...В одной из аланских могил рядом с останками воина найдена уникальная бронзовая статуэтка, изображающая женщину с полной чашей. «Напиток» передан цветным стеклышком, вставленным в чашу сверху.

Археологи решили, что это «начельник боевого коня»: статуэтка имела бронзовую подставку с отверстиями. Кавказовед В. Б. Виноградов в книге «Тайны минувших времен», созданной в жанре поп-истории, толкует назначение этого любопытного предмета, не выходя за пределы могильника. Красота переведена в красивость. «Что символизировала эта фигурка, венчавшая голову боевого коня?

Просто ли затейливая выдумка рассказчика или выражение сладкой мечты воина о той встрече, которую окажут ему соплеменники и его подруга по возвращении из дальнего набега? Наверное, последнее ближе к истине. Она протягивала ему чашу, полную напитка, который утолит жажду, придаст новые силы, прибавит витязю храбрости во время его свидания с любимой».

«Затейливая выдумка рассказчика» может обернуться для истории алан близким знакомством с культом богини воскрешения с солнечной чашей.

Можно и из других более академических источников приводить примеры вульгарного истолкования обрядовых реалий, чтобы подкрепить примерами, увы, уже не предположение, а определенный вывод: история вкладывает в руки своих «представителей» поэтические метафоры, которые в прочтениях историографов, как правило, превращаются в утиль, кухонную утварь, знакомую специалистам по коммунальному быту  XX века н. э.

Ибо, по распространенному мнению, символами могут быть лишь символы. Крест, например, или полумесяц.

Так как древние погребения являются сейчас основными, если не единственными источниками исторического материала, такое отношение к нему не может не сказаться отрицательно на общем состоянии историографии. В инвентаре погребений воплощены философские представления древних.

Олжас Сулейменов "Тенгрианство"

И вот вязли этих женщин и выдернули с тех мест, где они стояли веками. А для чего? Ведь те места, где они стояли, места с особой энергетикой. В тех местах внутренняя энергия человека преобразовывалась в энергию памяти, в энергию мысли, в энергию веры. И эта энергия высвобождалась с каждого человека, который бывал там и возносилась ввысь, в небеса. Витала много веков над Великой Степью.

А может быть, когда поломали все те потоки энергии над степями, то и поломалась наша жизнь?

Есть в этих женщинах еще одна особенность. Цвет материала из которого они вырезаны. Их ведь не высекали, а именно вытачивали. Долгим и упорным трудом. Весь верховой песчаник, который повсеместно распространен в наших местах имеет песчаный цвет. Различного оттенка. От светло песчаного до коричневого. .Поэтому его так и называют - песчаник .Но многие из женщин выточены из песчаника серого цвета. Такой песчаник очень редко встречается.

Выточены эти женщины из цельных глыб. В большинстве мест, где есть выходы песчаника на поверхность, он представлен не очень толстыми пластами. До пяти сантиметров. Те глыбы и куски, которые сейчас сильно распространены, взяты из карьеров, где песчаник добывался на приличной глубине.  Откуда брали глыбы те зодчие древности? Ведь таких мест в Донбассе единицы? Но те. которые стащили этих женщин, не задавались таким вопросом. Даже не пытались отыскать такие места .А эти места так же могли дать очень много того, как жили те люди в древности. А мы ведь живем на их местах. На тех местах, .где люди жившие до нас, находили, наездили, наполнили эти места своей энергией. Я эту энергию постоянно чувствую, когда выезжаю в наши степи. Может быть и тянет меня постоянно в наши степи.

P00207-134639

Кроме женщин в этом парке древности во множестве представлены надгробные плиты. Фотографию наших женщин много, они встречаются в интернете. А фотографий надгробий почти нет. А их там много. И все они с крестами.

P00207-134107

.Есть традиционные.

P00207-133948

С интересным начертанием.

P00207-134019

Есть такие, которые встречались в раннем христианстве.

P00207-133942

Есть с выбитыми начертаниями.

P00207-134034

Есть изготовлены отдельными фигурами, как эта. Чем то больше напоминающая статуи кочевников .А может быть это какая то переходная форма?

P00207-134055

Есть и вот такой крест.

P00207-134511

Очень символическая картина. Место, где встретились две веры .Древняя и наша современная.
Tags: Луганск, история, наш край, наш маленький и хрупкий мир.
Subscribe

  • Печальная память.

    Два братских захоронения. Первое в парке Горького, второе на старом камбродском кладбище. И с обеими связана печальная наша память. Та память,…

  • Елки.

    Когда я учился в школе, елку на Новый Год нам привозил батя. Он тогда работал на дизель - поезде и маршрут его был из Луганска в Ольховую. За все…

  • Память и нелюдь.

    Это фотография субботнего Первомайска, когда украинская нелюдь убила женщину и ранила семь человек, среди которых была девочка трех лет.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments